Неоконченное высшее образование: как продолжить обучение?

Поступить в вуз - дело нехитрое, но получить высшее образование – процесс, посильный далеко не каждому индивиду. Нередко можно встретить человека, имеющего за плечами так называемое «неполное» или неоконченное высшее образование. Давайте разбираться в этом феномене.

Неоконченное высшее образование: как продолжить обучение?
Поступить в вуз — дело нехитрое, но получить высшее образование – процесс, посильный далеко не каждому индивиду. Нередко можно встретить человека, имеющего за плечами так называемое «неполное» или неоконченное высшее образование. Давайте разбираться в этом феномене.

Суть и особенности неоконченного высшего образования

На сегодняшний день категории «неоконченное высшее образование» вычеркнуто их профессионального обихода и не имеет юридической силы. Данный термин и феномен действовал до 2007 года.

Под неоконченным высшим образованием понимали прохождение части программы в стенах вуза с добровольным отчислением студента. То есть сроки пребывания в учебном заведении, объем изученных дисциплин и выполненных письменных работ, количество преодоленных сессий в данном случае определяет учащийся сам, исходя из собственных интересов и потребностей в знаниях, развитии, а также желании учиться в рамках выбранной профессиональной ниши.

До 2007 года при условии, что индивид успешно завершил обучение, будучи второкурсником, и принял решение об отчислении, он имел право получить диплом о неполном высшем образовании. Но для этого ему предстояло преодолеть не менее важный этап – промежуточную аттестацию в отношении изученной части программы. Начиная с 2007 года подобных документов не выдавал ни один вуз! В случае отчисления студента по собственному желанию из учебного заведения он может запросить в деканате или методическом кабинете, на профильной кафедре академическую справку. Она подтвердит факт обучения в определенный период времени и освоения конкретной части выбранного направления.

Специфические черты неоконченного высшего образования
Специфические черты неоконченного высшего образования

Важно отметить, что изначально диплом о неполном высшем образовании обладал меньшей юридической силой по сравнению с полноценным документом о высшем или профессиональном образовании. Притом такой ход вполне обоснован:

  • Во-первых, «неполное образование» говорит за себя само – студент неполностью освоил выбранное направление подготовки, изучив лишь определенную часть. Притом чаще всего эта доля мизерная и захватывает общеразвивающие дисциплины, введение в специальность, реже – базовые начальные знания, представления и умения. Фактически он не умеет выполнять даже простейшую работу в рамках профессиональной плоскости;
  • Во-вторых, работодатели с опаской относятся к «полуспециалистам», так как они точно не знают, что можно доверить такому работнику, с какими задачами в рамках определенной профессии он справится и насколько качественным окажется результат и пр.

Таким образом, в современной трактовке неоконченное высшее образование представляет собой досрочное завершение подготовки на базе вуза по личной инициативе студента. Притом в настоящее время вуз не выдает никаких официальных документов (диплом о неполном высшем образовании) в качестве подтверждения отдельных знаний и навыков. Единственным официальным документом в данном случае становится лишь академическая справка, но она не имеет серьезной весомости на рынке труда и не является допуском к трудовой деятельности в качестве специалиста.

Категория неоконченное высшее образование действовала до вступления России в Болонское соглашение. Но на текущий момент выход из данного сообщества не вернул необходимость и право на неполное профессиональное образование.

Причины получения неоконченного высшего образования

Как мы уже отметили выше, получение «неполной вышки» возможно в рамках двух классических сценариев: по личной инициативе студента или по обстоятельствам (то есть отчисления помимо личного желания учащегося, на фоне иных оснований).

Первый вариантотчисление по собственному желанию. В данном случае явным основанием для получения соответствующего документа становится обращение индивида в деканат с соответствующим заявлением и просьбой: отчислить по… далее формулировка может быть различной: собственному желанию, семейным обстоятельствам и пр.

Причины получения неоконченного высшего образования
Причины получения неоконченного высшего образования

В рамках этого варианта мотивами для получения неполного высшего образования становятся следующие моменты:

  • Лень учащегося, отсутствие желания учиться, усталость и пр. Это первый подвижник отчисления;
  • Некорректное восприятие сути и специфики неполного образования, предоставляемых возможностей. В этом случае индивид полагает, что он сможет трудоустроиться по специальности без «лишнего обучения»;
  • Эмоциональное или профессиональное выгорание студента;
  • Некорректный или неосознанный выбор профессии, «прояснение ума» в ходе обучения, появление интереса к другой нише;
  • Смещение акцента с учебы на работу (чаще всего действует в отношении «работающих студентов»);
  • Переоценка собственных возможностей, непосильность программы или уровня образования;
  • И т.д.

В рамках получения неполного высшего образования студент взвешивает все за и против, принимая окончательное решение о возможностях и необходимости продолжения изначально выбранной профессии. Личная инициатива лишь ускоряет процесс отчисления, сохраняя (при ее наличии) достойной репутации в стенах учебного заведения и пр.

Второй сценарийпринудительное отчисление студента. В этом случае учащийся вынужденно покидал стены образовательного заведения, но первопричиной этому явлению становилась его собственная халатность, невнимательность, безответственность, породившая академические долги.

В целом, причина получения неполного высшего образования одна – отсутствие интереса, желания и мотивации студента для постижения выбранной им профессии. Далее события разворачиваются в рамках классических правил отчисления. Притом личная инициатива (о досрочном прекращении обучения, по собственному желанию) ускоряет процесс получения неоконченного профессионального образования.

Что дает неоконченное высшее образование?

Наличие неполного высшего образования в настоящее время – необычное явление. Специфика данного феномена кроется в том, что на основе академической справки (или диплома о неполном образовании) индивид не получает по сути ничего: ни должных и достаточных для профессиональной деятельности знаний, умений, ни репутации, ни допуска к работе, ничего, кроме свободного времени для переосмысливания поступка, определения дальнейшей судьбы.

В настоящее время диплом о неполном профессиональном образовании и академическая справка фактически являются одним и тем же документом, который подчеркивает уровень знаний и подготовки индивида в рамках определенной ниши, профессии и не более того.

Основание для сравнения

Диплом о неполном высшем образовании

Академическая справка

Причина Инициатива студента, личные мотивы Инициатива студента или сложившиеся обстоятельства (неуспеваемость, академическая задолженность и пр.)
Условия получения Успешное завершение обучения в стенах вуза не менее чем на 2 курсах, прохождение промежуточной аттестации Досрочное прекращение обучения на любом курсе на фоне отчисления, за исключением экстерната
Основная процедура, после которой выдается документ Отчисление на собственному желанию Отчисление на любом основании
Перспективы продолжения обучения Можно восстановиться в течение определенного вузом периода времени

Можно перепоступить в другое заведение (на сокращенную или новую полную программу и пр.)

Можно восстановиться в вузе в течение 5 лет с момента отчисления (от даты, указанной в приказе об отчислении)

Можно перепоступить в вуз (текущий или иной) на общих или иных основаниях

Котируемость среди вузов и на рынке труда

Не имеет формальной юридической силы и не воспринимаются всерьез работодателями, не является допуском к профессиональной деятельности

В ходе получения неоконченного высшего образования у студента есть возможность оценить следующие нюансы:

  • Особенности и условия обучения в стенах вуза, уровень сложности программы, учебная нагрузка, необходимость получения высшего образования;
  • Степень соответствия ожиданий и реальности в рамках освоения конкретной образовательной программы, желание осваивать определенное направление подготовки, насколько специальность подходит индивиду (исходя из уровня текущей подготовки, мотивов и пр.);
  • Осознать совершенные ранее ошибки и откорректировать траекторию обучения и пр.

То есть освоение неполного высшего образования позволяет студенту оценить новые условия обучения, степень их соответствия ожиданиям индивида, «примерить» профессию и понять степень ее подходимости ему и пр. Фактически академическая справка и ранее выдаваемый диплом о неполном высшем образовании не имеют официальной юридической силы, выступая лишь средством успокоения несостоявшегося специалиста.

Но наличие за плечами неоконченного профессионального образования не делает такого «выпускника» выдающимся и привлекательным на рынке труда.

Как продолжить обучение, имея за плечами неполное высшее образование?

Итак, что же делать с «неоконченной вышкой»? На сегодняшний день вариантов ее «применения» немного в силу низкого уровня котируемости.

Изначально наличие диплома о неполном высшем образовании позволяло «несостоявшемуся специалисту» восстановиться в вузе и даже перепоступить в другое учебное заведение на аналогичную специальности без прохождения вступительных испытаний. Притом сроки восстановления могли иметь индивидуальный характер: утверждались каждым университетом самостоятельно. Более того, перепоступление на основе диплома о неоконченном высшем образовании позволяло стать студентом второго и даже третьего курса (по решению приемной комиссии и администрации нового образовательного центра).

Как продолжить обучение на основе неоконченного высшего образования?
Как продолжить обучение на основе неоконченного высшего образования?

На сегодняшний день неоконченное высшее образование приравнивается к классическому отчислению студента (независимо от основания) и предоставляет аналогичные возможности:

  • Восстановиться в учебном заведении в течение 5 лет с момента выхода в свет приказа об отчислении;
  • Перепоступить в новый вуз на общих основаниях.

Притом дальнейшая судьба «новорожденного студента» будет зависеть только от него. В случае восстановления ему предстоит ликвидировать все долги до наступления первой сессии. Избежать данной участи можно, если восстанавливаться в вузе на предшествующий отчислению курс, где фактически программа была пройдена и никаких «хвостов» не наблюдается.

В целом, имея за плечами неоконченное высшее образование, продолжить профессиональное становление можно только одним способом – вновь отправиться в вуз. Но в данном случае у индивида есть неплохой выбор: продолжить изучать ранее выбранный профиль или перепоступить на новое направление, восстановиться в прежнем заведении (если условия и правила данной процедуры позволяют это сделать) или заново конкурировать в общей массе абитуриентов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Есть ли альтернативы неоконченному высшему образованию?

У неполного высшего образования в целом нет никаких аналогов. Но каждый индивид вправе выбрать более достойный путь профессионального становления с минимальными рисками.

Как показывает практика, лишь 10-15% лиц с неполным профессиональным образованием за плечами возвращаются в вуз за «завершением» или переобучением. Остальные предпочитают искать более легкие пути профессионального развития: онлайн-курсы, дистанционное обучение, дополнительное образование, перепоступление на иные направления (как в вуз, так и в колледж). Чаще всего возвращение к студенческой гряде происходит под давлением внешних факторов: условий рынка труда, требований работодателя, перспектив карьерного и доходного роста и пр.

Статистические исследования также показывают, что чаще всего студент бросает учебу из-за неприязни по отношению к выбранной профессии, усталости и нежелания продолжать обучение. Но ведь неоконченное образование в данном случае – не единственный и далеко не лучший выход из сложившейся ситуации. При соблюдении ряда условий можно подобрать несколько альтернатив.

Если причиной отказа от продолжения обучения в рамках высшего образования стало осознание неправильного выбора профессии, то почему бы не рассмотреть вариант перевода на интересующую программу. Притом перевод можно осуществить как в рамках одного и того же заведения (между факультетами), так и между вузами. Вариантов перевода масса: смена профессии, смена формата обучения (очно, заочно и пр.) и пр. В этом случае индивид не теряет целый год и более времени. Главное – сделать корректный и осознанный, взвешенный выбор новой профессии и оценить собственные силы, шансы и пр.

Если основанием для приостановки обучения в стенах вуза стала хроническая усталость или эмоциональное, профессионального выгорание, неграмотное распределение времени и сил (нагрузки), непосильная программа (преобладание сложных предметов и заданий). То следует рассмотреть такие варианты, как обращение за помощью в разъяснении нюансов к репетиторам или тьюторам, привлечение к решению проблем сторонних специалистов (например, можно поручить выполнение письменных работ и заданий третьим лицам, проконсультироваться относительно порядка и правил написания тех или иных исследований, обратиться за помощью к друзьям и п.), высвободить время на переосмысление без потери учебного места – оформить академический отпуск. Обратите внимание, что все вышеописанные варианты позволяют выделить определенный промежуток времени на переосмысление собственных ошибок и желаний, возможностей. Главное – не тратить драгоценный ресурс впустую.

Таким образом, в настоящее время в России нет официальной категории неполное высшее образование. Принимая решение о получении неполного высшего или иного профессионального образования важно тщательно взвесит все за и против, оценить перспективы. Чаще всего будущее «скороспелого выпускника» очень сомнительно и не имеет явных достоинств, возможностей карьерного роста и иного продвижения.

Наличие такого специфического документа, как диплом о неполном образовании или академическая справка не предоставляет нынче никаких привилегий и явных возможностей по профессиональному развитию и росту, трудоустройству. Поэтому продолжить обучение (как по ранее постигаемой профессии, так и по любой иной) можно, оправившись ради этого в образовательное учреждение в рамках восстановления или перепоступления.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

3 комментариев к “Неоконченное высшее образование: как продолжить обучение?”

  • сейчас такого понятия официально нет. Студент просто отчисляется из вуза (независимо от основания) и имеет право на восстановление в нем в течение 5 лет. То есть можешь продолжить то, что начал (в течение ограниченного периода времени) или поступать в вуз заново. Разъяснили все это хорошо и доступно. Раньше неоконченное высшее было отчасти выгодно, так как котировалось на рынке труда. Но сейчас требования к соискателям стали жестче, условия – суровее.

  • в целом вариантов немного: перепоступай или восстанавливайся в вузе, если проходишь по условиям.

    • Добрый день, Ольга! Благодарим за ваш отзыв. На сегодняшний день неоконченное высшее образование приравнивается к классическому отчислению студента и предоставляет возможностей. Восстановиться в учебном заведении в течение 5 лет с момента выхода в свет приказа об отчислении или перепоступить в новый вуз на общих основаниях. Рекомендуем статью для прочтения: https://disshelp.ru/blog/slozhnosti-perevoda-iz-odnogo-vuza-v-drugoj/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *