Современное студенчество неоднозначно относится к экзаменам, которые приходится сдавать в вербальной форме. Причиной такого отношения становятся как более привычные и легкие тестовые задания, используемые и в школе, и в вузах для проверки знаний, так и элементарный страх, когда перед лицом преподавателя неизвестно куда пропадают все знания. И хорошо, если они там были.
Что необходимо сделать, чтобы не бояться сдавать устный экзамен и как учить конспекты, чтобы ничто выветривалось из головы – вопросы, в которых предстоит разобраться.
СОДЕРЖАНИЕ
Испытания: в общих чертах
Для начала необходимо понять, что словесная форма проверочных или итоговых испытаний – это своего рода собеседование, где студен сначала отвечает на заранее известные вопросы билетов, а потом, при необходимости или по желанию наставника, на дополнительные вопросы.
Традиционно опрос проводится в групповом или потоковом формате. Однако в аудиторию, подготовленную для проверки освоения пройденного материала, заходят в количестве 5-7 обучающихся. Задача экзаменуемых – определиться с билетом и выбрать из предлагаемого количества тот самый. Получив собственное задание, испытуемый отправляется готовиться, на что отводится не более получаса. По истечении отведенного времени на собеседование отправляется тот, кто считает себя готовым к испытанию и закончил отвечать на вопросы раньше всех.
Проверка знаний может выстраиваться как в формате монолога, так и в формате диалога. Однако чаще всего обозначенные формы испытаний совмещаются. При этом глубина знаний экзаменуемого для наставника не остается секретом. Традиционно, начав выслушивать подготовленный ответ, экзаменатор может прервать «доклад». При этом допустимо не только исправление неточностей в изложении информации, но формулирование дополнительных и уточняющих вопросов.
Опыт преподавания и знание особенности поведения обучающихся, способны отчетливо фиксировать степень готовности испытуемого. Оценка реакции экзаменуемого на уточняющие вопросы позволяет определять факт наличия у студента собственных знаний, выявить степень недопонимания или упущения неочевидных деталей. Выявить факт списанного материала для опытного экзаменатора тоже не составит труда.
Очевидные попытки дать ответ, на заданный преподавателем вопрос, – отличный показатель того, что собеседник владеет определенными знаниями. Смущение, определенная степень страха и волнение – факторы, влияющие на состояние скованности речь. Для выявления реального уровня знаний и старается преподаватель задавать наводящие вопросы. Именно они самими студентами воспринимаются самым «страшным» инструментом, благодаря которому экзаменатор готов «завалить» любого.
Данное понимание усилий наставника в корне неверно. Однако недопонимание в посылах и стремлениях преподавателей и обучающихся зачастую влияют на итоговое впечатление. Не всегда положительное. И все же, прежде чем делать выводы, верность которых весьма сомнительна, проходящим испытания стоит демонстрировать уверенное владение информацией. Доносить до экзаменатора собственные знания требуется в деталях и нюансах, которые могут быть весьма важны.
Вчерашние абитуриенты осознанно переступают порог вуза. И приходят они туда не за оценками в зачетную книжку, но за знаниями, опытом и любимой профессией. Осознав данный факт, легче будет представить себе степень нервозности преподавателя, которому приходится выслушивать «бред» неподготовленных студентов. И весьма легко осознать гордость экзаменатора, когда перед ним сидит студент, готовый не только читать с листочка написанное, но и с легкостью демонстрировать свободное владение изученным материалом.
Возможное недопонимание изученного – повод задать вопросы. Причем они могут быть обоюдными. Активный диалог намного интереснее и приносит больше пользы для обеих сторон. Наличие знаний и заинтересованности в предмете – повод для преподавателей меньше задавать дополнительных вопросов. И тогда мероприятие под названием устный экзамен превращается из рутинного процесса в работу, которая вызывает гордость за учеников и приносить только удовлетворение.
Интерес к предмету, по которому организован не письменный экзамен, – шанс для студента завоевать расположение преподавателя. Экзаменатор с большим интересом общается с лицом заинтересованным, а не с тем, кто не только не учит, но и не хочет хоть немного думать. В последнем случае любая попытки экзаменатора с помощью вопросов дойти до «истины» и определить уровень знаний студента заканчивается негативными обоюдными эмоциями и не менее отрицательными оценками.
Устный экзамен: составляющие успеха
В представленном выше материале лишь вкратце обрисованы этапы и эмоциональная составляющая процесса организации и сдачи устного экзамена. Однако процесс подготовки и прохождения испытания требует тщательной проработки материала, эмоциональной подготовки и желания стать лучше.
Студент, впервые столкнувшийся с устным вариантом итоговой аттестации, скорее всего, почувствует сильное волнение, дискомфорт, страх… Кто знает, какие еще эмоции могут захлестнуть человека. Однако стоит заранее не только учить билеты, но и выстраивать линию своего поведения. Ведь испытания вербального характера, по бытующему в студенческой среде мнению, состоят из нескольких составляющих. В одинаковой доле в числе последних присутствует везение и мастерство актера. Еще одним и весьма важным элементом, естественно, являются знания. В совокупности они дают 100% успеха.
Однако всегда есть обстоятельства или причины, которые мешают достичь максимально возможного качества и положительного результата. А это значит, что основное внимание стоит уделять базовым знаниям.
Подготовка
Студент, в своем стремлении выучить конспект, порой бездумно зазубривает написанное. Подобный подход к запоминанию наносит больше вреда, чем пользы. Поэтому важным аспектом подготовки к устному экзамену признается процесс осваивания, а не зазубривания законспектированного. Текст ответа на билеты, который «отскакивает от зубов», не приносит удовлетворения преподавателю, так как с трудом демонстрирует уровень владения материалом. Зачастую такой ответ студента прерывается. И затем следуют уточняющие вопросы по теме, ориентированные на выявление уровня компетентности студента в рамках билета или темы.
Отказ от зубрежки
Специалисты утверждают, что информация, вызубренная, как говорится, до запятой, откладывается в раздел головного мозга, ответственного за краткосрочную память. А это значит, что к моменту собеседования от вызубренных первыми билетов в голове экзаменуемого мало что остается. Следовательно, от зубрежки стоит отказаться полностью, отдав предпочтение заранее составленному плану подготовки.
Планирование
Подготовка к испытаниям, оставленная на последний день, никогда не приносит успеха. Тем более, если объем материала велик. Поэтому серьезно необходимо подойти к процессу планирования. Необходимо помнить, что знания очень редко укладываются на отведенные им «полочки» сразу. Процесс осознанного запоминания требует времени и правильного подхода к осмыслению.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Дозирование
Первое, что требуется помнить, – изучение информации должно подчиняться правилу дозирования, предполагающего необходимость разделения информации на блоки с учетом оставшегося времени.
Припоминание
Необходимо вспомнить или узнать, в случае отсутствия знаний об эффективном методе изучения информации, о способе припоминания. Этот метод заключается в стремлении припомнить, после изучения определенного блока, о том, что было изучено, суть вопроса и его тонкости. Припоминание лучше использовать на день по нескольку раз.
Упрощение
Такой прием позволит осмыслить конспект и попробовать представить материал, который может быть понятен и ребенку.
Монолог-диалог
Проверить качество и степень усвоенного можно с помощью друзей в качестве «экзаменаторов» или использовать для проверки способ произнесения монолога перед самим собой посредством зеркальной поверхности.
Шпаргалки
Написание шпаргалок, как способ сокращения и осознания основной информации, – отличный инструмент запоминания.
Правильная работа с конспектами
При отсутствии времени на подготовку, желательно воспользоваться правильным подходом к проработке конспекта. Стоит внимательно прочитывать информацию и выделять главное. При этом рекомендуется отказаться от штудирования информации по ночам: отдых – лучший способ восполнения моральных и физических сил. Хороший сон позволит отдохнуть, что позволит активизировать умственные способности в стремлении вспомнить информацию или продумать план действий на случай, когда знаний недостаточно.
Правильный настрой
Любое итоговое испытание – это напряжение для всего организма. Устный вариант – не исключение. Однако надо уметь брать себя в руки, избавляться от тревоги и успокаиваться. Чтобы услышать, адекватно отреагировать и найти общий язык с экзаменатором, необходим оптимистичный настрой. Добиться последнего можно посредством хорошего завтрака, любимой музыки и улыбки человека, готового покорять самые неприступные вершины знаний.
Время пришло
Любому человеку, даже если он на все 100 уверен в себе, требуется временной отрезок, в рамках которого он может унять дрожь в коленках и привыкнуть к обстановке. С этой целью рекомендуется заранее появиться перед аудиторией, которая обозначена местом проведения испытания.
Немного отдышавшись и настроившись, стоит задуматься над тем, когда заходить на экзамен. Как уже говорилось, первой заходит компания из 5-7студентов, а потом, по мере прохождения испытания, в аудиторию заходят по одному. Традиционно студенты самостоятельно определяются с тем, кто идет первым, а кто ждет и оценивает впечатления уже «отстрелявшихся». Первым быть и почетно, и сложно. Ведь никто не знает, с каким настроением и настроем придет на экзамен наставник. Однако в числе первых сдавать экзамен – уникальная возможность закончить все быстро и с чистой совестью сбросить груз волнений и беспокойств. По крайней мере на этапе пройденного испытания.
Если все же пришлось ждать своей очереди, стоит использовать время с умом и сосредоточиться на просмотре материала недоученных билетов. А если время пришло, тогда в аудиторию стоит входить смело и доказывать, в первую очередь себе, степень своей состоятельности по изученной дисциплине.
Испытание началось
Устный экзамен – рутина для преподавателя: когда ответ заканчивает один, в аудиторию заходит другой студент и выбирает билет. Отправляясь готовиться к ответу, он освобождает место для уже готовых демонстрировать свои успехи в освоении дисциплины.
Если вы тот самый студен, который только что испытал свою судьбу и вытащил экзаменационный билет, значит пришло время сесть за парту и успокоиться. Только после того, как волнение уляжется, стоит внимательно ознакомиться с вопросами в билете. Наверняка из двух или трех предложенных в билете вопросов есть тот, ответ на который известен. Поэтому рекомендуется первым начинать кратко излагать тот вопрос, который более понятен, а ответ очевиден. Благодаря такому подходу можно приобрести уверенность в свои силы и сэкономить время на раздумья и поиск в загруженной памяти информации по остальным вопросам.
Фиксировать на письме ответы на вопросы необходимо тезисно, с отражением ключевых понятий, вех, событий и иной базовой информации. Стоит прислушаться к вопросам, которые преподаватель задает однокурсникам, проходящим испытания раньше. Возможно, полученная информация позволит сориентироваться и подготовиться, хотя бы морально. Умение делать выводы, даже если они ошибочные, – покажет преподавателю способность мыслить, что несомненно положительно скажется на общем впечатлении от ответа.
Изложив мысли на бумагу, не стоит торопиться идти отвечать. Если есть сомнения в качестве подготовки, то стоит внимательно отнестись выбору момента сдачи экзамена. Лучше пойти после слабого и «блеснуть», чем после сильного и показать низкое качество подготовки.
Экзаменатор – внимательный слушатель и хороший психолог. Значит, успех зависит от того, насколько уверенным, но не самоуверенным будут выглядеть студенты. От проявлений нервозности стоит отказаться и успокоиться прежде, чем сесть непосредственно перед преподавателем. Стоит отказаться от споров и доказательств собственной правоты, но соглашаться с замечаниями и исправлениями, говорить спокойно и максимально уверенно.
Выгодно подчеркнут ответы паузы и собственные мнения в рамках риторических вопросов, а также точное следование выбранной последовательности изложения материала.
На заданный дополнительный вопрос, при отсутствии каких-либо мыслей, стоит сразу обозначать отсутствие точного понимания правильности ответа. Необходимо открыто высказывать свои предположения или обозначать недопонимание. Отлично реагируют преподаватели на признаки размышления над озвученным вопросом. Возможно, незначительная подсказка со стороны экзаменатора, если ранее было продемонстрировано уверенное изложение материала, позволит не только получить разъяснения по непонятным вопросам, но и залуженную оценку по устному экзамену.
Не сдал!
Бывает и такое, что не повезло абсолютно во всем: билет не тот, погода нелетная, преподаватель не с той ноги встал. На риторический вопрос о том, что за этим последует, ответ знают, наверное, все. Для начала преподаватель просто поставить неудовлетворительную оценку. Однако, это не значит, что нерадивому студенту в тот же момент предложат забрать документы.
В соответствии с правилами вузов, студент имеет право еще дважды пересдать экзамен. И если повторное испытание у студента принимает его же преподаватель после завершения сессии, то следующий раз ответы будет принимать вузовская комиссия. Официально допустимый период для пересдачи академической задолженности – один год с момента фиксации неудовлетворительного результата.
Кстати, в вузах допускается возможность наличия трех академических задолженностей. Но если студент не сдал в полном объеме всю сессию, тогда, вероятнее всего, он может быть отчислен.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
устный экзамен – самый достоверный способ проверки качества подготовки студента. В ходе опроса или дискуссии очевидно, знает учащийся предмет или нет, может подобрать нужный ответ или хотя бы может ил поманеврировать (поискать ту самую кривую, которая куда-нибудь выведет). Притом дополнительные вопросы – это не обязательно завал студента. Таким способом педагог может вытягивать подопечного на более высокую отметку. А для подготовки к нему многого не надо: повторить, подучить сложные моменты или подготовить шпаргалки.
самое главное – не молчать и не показывать свой страх, незнание. Рассуждайте, вспоминайте или «блуждайте» по предмету, хоть как-то демонстрируя владение им, понимание и пр.
Здравствуйте, Стеша! Рады, что данная статья вас заинтересовала. Вы отметили совершенно верно самое главное – не молчать и не показывать свой страх, незнание. Необходимо открыто высказывать свои предположения или обозначать недопонимание. Рекомендуем также прочитать данную статью: https://disshelp.ru/blog/kak-uspeshno-sdat-gosudarstvennye-ekzameny/