Обзор литературы в курсовой работе: нужно ли это, как сделать + пример

Независимо от того, по какому предмету или направлению выполняется исследование, автору предстоит разобраться в действующих правилах и канонах, понятиях и методиках. Для этого ему необходимо подобрать подходящие источники информации, изучить их, а затем тщательно переработать и изложить существенные моменты. Фактически, ни одна студенческая или научно-исследовательская работа не обходится без изучения сторонних трудов.

Обзор литературы в курсовой работе: нужно ли это, как сделать + пример
Независимо от того, по какому предмету или направлению выполняется исследование, автору предстоит разобраться в действующих правилах и канонах, понятиях и методиках. Для этого ему необходимо подобрать подходящие источники информации, изучить их, а затем тщательно переработать и изложить существенные моменты. Фактически, ни одна студенческая или научно-исследовательская работа не обходится без изучения сторонних трудов.

Все мы помним, что, опираясь на чье-либо мнение, конкретный факт, важно указать первоисточник и автора, который доказал и изложил информацию. За сокрытие данных о первоисточнике и незаконное копирование (плагиат) может наступить серьезное последствие: от недопуска к защите за нарушение требований к плагиату до административной/гражданской или уголовной ответственности за мошенничество или кражу интеллектуальной собственности. Поэтому к каждому задействованному материалу следует относиться с особым вниманием.

Сегодня мы расскажем, нужно ли делать обзор использованной литературы в курсовой работе, ответив на самые важные вопросы: что, где, когда и как.

Анализ литературы в курсовой работе: что это такое и где его место?

Специально предназначенного для описания задействованных источников в курсовой работе не предусмотрено. Подобного рода подпункт свойственен более масштабным исследованиям: монографии, диссертации, НИР, иногда – дипломный проект и пр.

Варианты использования первоисточников в студенческих и научно-исследовательских работах
Варианты использования первоисточников в студенческих и научно-исследовательских работах

В курсовых работах принято кратко описывать использованные первоисточники без конкретизации роли. При этом согласно действующим нормам и методическим рекомендациями при вузах, включать в структуру проекта обзор литературы не запрещено. Поэтому в какой форме, насколько подробно или емко указывать информационный фундамент – решать только Вам и научному руководителю.

Анализ литературы в курсовой работе чаще всего производится в 1-2 абзацах во введении, реже – в заключении. Притом непосредственно полный список задействованных материалов с отражением из авторов, публикационных особенностей оформляется в библиографическом списке.

Формы включения первоисточников в НИР
Формы включения первоисточников в НИР

Анализ использованных в ходе написания исследования источников представляет собой краткий обзор фундаментальных трудов, послуживших опорой при раскрытии темы. Отсюда следует: что описывать все подряд материалы не стоит, важно выделить лишь самые важные. Как правило, их количество не превышает 3-5 штук, все остальное – «разбивочные файлы» для дополнения или наращивания объема, пополнения доказательной базы и актуализации данных.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод:

  • Анализ литературы в курсовой работе носит вспомогательный характер для конкретизации основы исследования. он позволяет отметить самые важные труды, сыгравшие ведущую роль в раскрытии темы и схеме исследования (методологии).
  • Место и объем литературного обзора в курсовой работе определяется непосредственно автором и научным руководителем с учетом действующих правил: ГОСТом, методическими рекомендациями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как сделать обзор использованной литературы в курсовом проекте?

Рассмотрим два основных варианта. Самый распространенный первый – краткий обзор основополагающих трудов в составе введения. В рамках данного сценария на выполнение миссии отводится буквально 1-2 небольших абзацев. Здесь важно отметить автора и суть его утверждения, место в курсовой работе (что показывает/доказывает).

Обзор литературных источников в составе введения целесообразно производить после отражения существенных постулатов: после описания предмета, объекта, конкретизации цели и задач, выдвижения гипотезы. Нередко данным описанием завершают вводный раздел, подводя итоги проделанной работы и значимость доказательной базы.

Образец оформления анализа литературы в курсовой работе
Образец оформления анализа литературы в курсовой работе

Второй сценарий – выведение литературного анализа в отдельный пункт. Данный раздел может появиться вслед за введением или стать завершением теоретической главы в качестве «подводящей итог/вывод» части. В данном случае объем подпункта должен быть соразмерен с предыдущими частями, но в среднем он достигает 3-5 страниц печатного текста. Данный вариант призван детальнее описать основополагающие моменты, задействованную литературу, отметив ее актуальность, суть (основные постулаты, репутация автора, весомость фактов и пр.). Здесь важно предоставить развернутый анализ, но серьезно углубляться с детализацией (истории создания/появления) не стоит. Данный формат студентами и авторами курсовых работ используется редко.

Инструкция по подготовке литературного обзора для курсовой работы или студенческой работы

Чтобы выделить «информационный фундамент» курсовой работы, достаточно внимательно изучить задействованные источники и выделить из общей массы:

  • Наиболее часто упоминающиеся материалы и авторы, чье мнение было задействовано;
  • Материалы, доля которых значительно больше по сравнению с остальными данными, включенными в исследование;
Этапы подготовки литературного обзора
Этапы подготовки литературного обзора
  • Сведения, процитированные автором курсовой работы для убедительности. Чаще всего мнение автора цитаты упоминается неоднократно, а в сами цитаты попадают только проверенные факты, заявления и пр.;
  • Результаты исследований, которые повлияли на точку зрения автора и ход изыскания, общий вывод курсовой работы.
  • Чтобы обзор литературы в курсовой был информативен, можно представить его в виде небольшого анализа. Для этого рекомендуется разделить все задействованные источники по группам (единомышленники, идеи, результаты и пр.) и кратко описать их роль в исследовании: для чего использовались, что доказывают, как пригодились. При этом важно отметить именно полученный результат и позицию исследователей, сопоставив с собственной гипотезой (позицией). В одном случае первоисточники выступит в качестве доказательной базы, а во втором – противовесной базой, подвергающей гипотезу сомнениям, способствуя проведению дополнительных исследований.

Именно на этих моментах следует заострить внимание на обзоре литературных источников независимо от выбранного формата. Средний объем анализа использованной литературы и доказательной базы может зависеть от ряда параметров: общие требования к проекту (методические рекомендации), объем курсового проекта и пр. Средний объем анализа задействованных в курсовой работе первоисточников обычно укладывается в 1-2 абзаца (около 3-7 предложений), что эквивалентно 30-50% страницы печатного текста.

Учтите, что все первоисточники должны быть отражены в библиографическом списке: как описанные в обзоре, так и включенные в проект для дополнения доказательной базы, наращивания объема и пр. О его оформлении мы писали ранее. Ни в коем случае не путайте и не смешивайте эти понятия: список литературы — это банальное перечисление всех использованных трудов (основных и вспомогательных) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и пр.), а литературный обзор – это выделение роли наиболее важных изысканий и результатов научной работы, повлиявших на мировоззрение автора и его опыт, вычленение наиболее актуальных и полезных сведений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какова роль литературного обзора в курсовой работе?

Большинство студентов пренебрежительно относится к подготовке анализа использованных источников в курсовом проекте, полагая, что он носит лишь формальный характер. На самом деле роль данного фрагмента велика.

Во-первых, анализ задействованных источников информации позволяет автору разобраться в роли каждого задействованного фрагмента, его значимости в исследовании в целом, выделении основополагающих и вспомогательных материалов, а также оценить вклад авторов в новый студенческий или научно-исследовательский проект.

Миссия анализа первоисточников в студенческих работах
Миссия анализа первоисточников в студенческих работах

Во-вторых, посредством литературного обзора целевая аудитория, научный руководитель и простой читатель может понять достаточно ли хорошо автор курсовой работы разобраться в теме, степень актуальности задействованных данных, научную разработанность изучаемой проблемы и степень ее разрешения, потенциальные пути и пр. В данном разделе исследования принято выделять лишь значимые и проверенные источники.

В-третьих, описанные источники подчёркивают соприкосновение с рассматриваемой темой. Если уже на данном этапе будут отмечены отступления ил нестыковки, неправильная трактовка мнения известных ученых, то у проверяющих и экспертов могут возникнуть сомнения и масса вопросов относительно качества курсовой работы в целом, верности суждений автора и пр.

В-четвертых, данная часть проекта поможет определить качество исследования и задействованных работ. Определить их можно благодаря ссылкам на место публикации: престижные научные журналы не станут размещать низкосортные и непроверенные данные.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Таким образом, литературный обзор в курсовой работе позволяет подчеркнуть актуальность темы и исследования, качество задействованных первоисточников и информации в целом, логику проведенного исследования, а также значимость и новизну полученных результатов.

Не рекомендуется в анализе использованных материалов и работ давать категоричную личную оценку суждениям автора первоисточника, использовать фрагменты без отражения авторства и ссылок на первоисточник, пересказывать суть из изученных работ без констатации фактов и формулирования окончательного вывода, опираться на неактуальные работы и пр. Пренебрежение указанными моментами приведет к ухудшению качества курсовой работы, снижению уникальности и необходимости доработок.

Пример оформления литературного обзора в курсовой работе

Образец анализа использованной литературы в курсовой работе
Образец анализа использованной литературы в курсовой работе

Литературный обзор в курсовых работах краток, ясен и четок. Поэтому студентам следует максимально сконцентрироваться на тебе, проблеме и основополагающих трудах, чтобы грамотно описать их в нескольких предложениях. Помочь в подготовке данного раздела готова команда Дисхелп.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

3 комментариев к “Обзор литературы в курсовой работе: нужно ли это, как сделать + пример”

  • Заказывала у Вас подготовку курсовой работы. Справились быстро и на отлично: все четко по методичке, спокойно реагировали на пожелания по ходу выполнения проекта. Замечаний почти не было, доработки не потребовались. Сервис на высоте, а цены удивляют)

  • Никогда не понимала, зачем просто перечислять основные труды во введении, если все задействованные материалы будут отражены в списке литературы. Притом порой определить, какой из них основной или доминирующий сложно, так как они все взаимосвязаны и находятся в одной упряжке. Но самое поразительное: напишешь – что-то да не так, не напишешь – вовсе не допускают до защиты. Поэтому просто выделяла во введении в отдельном абзаце фразу «В основу исследования положена научная литература под авторством..», а перечисляла труды, которые заняли больше места в тексте) А как делаете Вы? Может раскроете свой секрет?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *