Проведение любого исследования и написание курсовой, дипломной или научной работы немыслимо без проведения анализа данных. Данная операция основывается не просто на сравнении, сопоставлении фактов, изучении тенденций, но и грамотном обосновании авторской позиции, проверке гипотезы и развитии заявленной темы. Сегодня мы расскажем о распространенных ошибках, которые студенты допускают при выполнении аналитического раздела или применении аналитических методов, приемов.
СОДЕРЖАНИЕ
Ошибка №1. Использование недостоверной информационной базы.
Аналитическая деятельность предполагает изучение информации по заявленной теме и использование ее для констатации конкретных фактов, тенденций, обоснования авторской позиции или проверки гипотезы. Притом именно в ходе сравнительно-сопоставительных операций автор удостоверится в точности и надежности материалов.
Если исследователь полагается на непроверенные, сомнительные сведения, то результат исследования не может быть безупречно чистым и достоверным. То есть полученные итоги научной мысли или иной деятельности невозможно будет использовать для развития темы, так как они будут сомнительными, неточными.
Конечно, бывают ситуации, когда для раскрытия темы проекта невозможно обойтись без ненадежных и непроверенных фактов. О правилах их применения при выполнении курсовой, дипломной или научной работы мы писали ранее. Но в любом случае выход один: для проведения анализа данных и успешного решения проблемы важно полагаться только на достоверные, точные сведения.
Использование непроверенной информации приведет к некорректным результатам и не позволит автору обрести достойную репутацию. Более того, дальнейшее использование итогов подобного исследования может привести к серьезным погрешностям и роковым ошибкам в урегулировании проблемы и развитии прогресса.
Ошибка №2. Неточные или некорректные расчеты.
Аналитические операции могут затрагивать как текстовую информацию (оценка явлений, процессов), так и исследование различных показателей: экономических, статистических, психологических, математических и пр. В любом случае в данном деле не обойтись без перевода качественной информации в количественный вид, а также наоборот.
Студентам при написании курсовых, дипломных, научно-исследовательских работ для проведения анализа данных приходится заниматься расчетной деятельностью. В этом деле возникают недочеты при проведении расчетных итераций – неправильное округление данных, проблемы с математическими операциями и получение неправильного результата, искажение фактов и пр.
Самой грубой ошибкой считается неправильное исчисление (автор сбился со счета, реализовал неправильную математическую операцию или банально ошибся в расчетах, использовал не те сведения (перепутал данные), полагался не на те формулы и пр.).
Малейшая ошибка при расчете даже одного показателя приведет к ошибочным расчетам и результатам всего исследования. Вследствие этого конечные результаты проекта будут неверными, ненадежными и не смогут в перспективе привести к логичному и обоснованному решению проблемы.
Более того, на фоне некорректных расчетов при исследовании темы могут возникнуть явные противоречия в анализе данных. Научное обоснование показателей может подчеркивать иные тенденции или вовсе не соответствовать реальному положению дел объекта. В этом случае потребуется перепроверка материалов и результатов, повторное проведение исследования темы и пр.
Ошибка №3. Некорректная интерпретация фактов и данных.
Данная ошибка связана с неправильной интерпретаций фактов и выявленных изменений, явлений, процессов и пр. Чаще всего огреха проявляется в виде неверного истолкования фактов на фоне неправильного восприятия сведений или некорректного понимания научных канонов, терминов, правил и пр.
Также некачественное описание показателей или сведений может иметь логические противоречия и нестыковки. Чаще всего результаты расчетов, сравнений противоречат научным канонам и классическим правилам, отражают разные по своей сути и характеру тенденции, которые не могут укладываться в единую картину, явно противоречат друг другу, не позволяют оценить или отразить реальное положение дел объекта.
В данном случае исследователю предстоит разбираться в теме с ноля: заново проводить необходимые расчеты, внимательно изучать тему и соответствующие правила, а затем заново оценить, анализировать информацию и делать соответствующие выводы.
Ошибка №4. Неинформативная или некорректная группировка, преобразование данных.
Для проведения аналитических операций при выполнении курсовых, дипломных или научных работ студент должен уметь правильно находить и распределять информацию, оценивать ее на предмет необходимости, качества, логичности и пр. Притом для емкого отражения важных тенденций, изменений, фактов важно грамотно комбинировать сведения.
Автор должен не просто корректно сочетать различные материалы, но и красиво и корректно их преподносить: объединять различные показатели по смыслу или сути, явлению, классифицировать данные с учетом принципа совместимости и логичности, достаточности и пр.
Самой грубой ошибкой данного плана выступает сочетание несочетаемого, отсутствие явной связи между показателями или сведениями, отражаемыми в одном блоке, разделе или таблице как следствие на фоне чрезмерного изобилия фактов, сведений невозможно получить целостную картину по происходящим явлениям, показать конкретную единую тенденцию или обосновать авторскую позицию.
Неграмотная или неинформативная выборка данных не позволит в полной мере раскрыть заявленную тему и подчеркнуть проблематику ил подобрать достойное, оптимальное и эффективное решение. В данном выходом из ситуации станет поиск причинно-следственных связей и взаимосвязанных показателей, материалов, аргументов, объединение информации по сочетаемости, взаимозаменяемости и взаимодополняемости, логичности и пр.
Ошибка №5. Необоснованные выводы, результаты анализа без конкретики и фактов.
Анализ данных предполагает не просто сравнение и сопоставление материалов, выявление закономерностей, тенденций, но и наличие определенных логических завершений на каждом этапе. Оценка любой системы показателей или данных сопровождается подготовкой промежуточных выводов.
В любой научно-исследовательском труде все выводы должны быть четко аргументированными. Анализ каждого весомого аргумента призван подчеркнуть авторскую позицию, проблематику и перспективы развития темы, решение и пр.
Отсутствие конкретных фактов и мнения автора в выводах превращает исследовательскую работу в банальный реферат, а все гипотезы, умозаключения становятся голословными обвинениями, рассуждениями без каких-либо подкрепляющих моментов. Такие промежуточные итоги не способны привести к серьезному и оправданному результату, а сама аналитическая работа идет насмарку, ведь полученные аргументы нигде не фигурируют и не подчеркивают эффективность гипотезы, не обосновывают авторскую позицию.
Для устранения текущей огрехи необходимо пересмотреть формулировку промежуточных и итоговых выводов. Важно выделить 1-3 серьезных аргумента и на их основе показать соответствующие тенденции, авторскую позицию, определить и отмерить перспективы дальнейшего развития.
Ошибка №6. Структурные нарушения.
В данном случае возникает нестыковка названия раздела или параграфа с его содержанием. Самым ярким проявлением рассматриваемой огрехи является некорректное заглавие разделов или отклонение от заявленного плана и использование дополнительного материала, который не имеет явной связи с выбранным этапом исследования, отклоняется от заданного курса и захватывает смежные пути, не имеет ценности при раскрытии обозначенной темы.
Структурные нарушения встречаются не только при выполнении аналитического раздела или аналитических операций. Они могут в целом затрагивать весь проект. Как правило, каждый раздел тщательно планируется с учетом логики, последовательности и связности показателей, данных и тенденций. Отклонение от плана чревато появлением логических и структурных нарушений.
Структурные нарушения в анализе данных проявляются в том, что автор скачет по несвязным показателям и фактам, пытаясь всесторонне изучить и описать тенденцию, показать проблему и состоятельность идеи, обосновать собственное мнение или выдвигаемое решение.
Исправить недочеты можно только приведя в соответствие содержимое разделов с заголовками, планом исследования и темой. Важно, чтобы каждый шаг и раздел был связан с темой, проблемой и целью проекта, не отклонялись от общей траектории исследования и подчеркивали конкретное направление (проблематику, позицию, перспективы решения и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Ошибка №7. Отклонения от научного стиля и научности.
Проведение анализа потребует от автора не только выдержки и знания темы, правил, но и умения корректно выражать собственные мысли по определенным изменениям, динамике, фактам. Написание курсовых, дипломных и научных работ всегда придерживается правил научного стиля и научной обоснованности. Этот канон затрагивает все разделы исследования, в том числе и проведение анализа.
Самыми частыми ошибками в данном плане является отклонение от академического письма, использование повседневной профессиональной лексики при описании тенденции, отказ от научных парадигм и терминов в пользу более простого, обыденного изложения фактов, то есть банальное реферирование, обзор или пересказ моментов.
Исправить ошибку поможет только строгая приверженность научного стиля и использование соответствующих терминов в умеренном количестве с учётом правил целесообразности и уместности.
Ошибка №8. Отсутствие взаимосвязи между этапами и результатами исследования.
Аналитические операции призваны не просто диагностировать проблему по теме исследования, но и показать возможности по ее решению, подобрать наиболее эффективные способы воздействия и пр. Притом реализация каждой последующей итерации должна быть обоснованной и оправданной, логическим верной и связной с предшествующим этапом.
Отсутствие связности между результатами порождает нарушение в логике исследования и проведении аналитических операций. Более того, подобные схемы могут породить реализацию бесполезных и неважных действий, неоправданно раздуть исследование и привести к иным результатам, отклонить от изначально заданной темы и пр.
Чтобы избежать рассматриваемого замечания, важно тщательно планировать программу исследования и не отклоняться от утверждённого плана без согласования с научным руководителем и пр.
Ошибка №9. Применение неэффективной или неоправданной методики.
При выполнении курсовой, дипломной или научной работы автор старается использовать посильную и понятную для них методику исследования, подирая соответствующие инструменты с учетом уровня их подготовки.
Банальная лень разбираться в современных подходах и приемах, новейших агрегатах и инструментах усложняет процесс решения проблемы. Автор полагается на старые и менее эффективные методики, а недостающие факты и материалы старается заменить или найти с помощью дополнительных действий. На фоне этого объем исследования неоправданно растет и может превышать действующие нормы и требования.
Во избежание данной огрехи следует грамотно подбирать программу исследования акцентируя внимание на располагаемых данных и грамотно ими оперируя. По возможности нужно стараться сократить искомую траекторию, чтобы получить результат быстрее, точнее, без лишних усилий и пр.
Ошибка №10. Нарушение принципа соразмерности разделов НИР.
Анализ данных в тексте студенческой или научной работы всегда отнимет немало места. Каждый график, таблица, диаграмма подвергается анализу. Главное в данном деле – кратко, емко описать факты и тенденции, сделать общий вывод и подвести целевую аудиторию к следующему шагу.
Если анализ данных подробный, а главы и параграфы загромождены табличными и графическими материалами неравномерно, то нарушается принцип соразмерности текста.
В данном случае важно оптимально распределить данные, преобразовать их в новый вид, объединить или сократить аналитические описания и пр.
Обратите внимание, что любые ошибки, допущенные в рамках анализа данных или при выполнении сравнительно-сопоставительных операций способны исказить результаты и сбить автора с логики, привести к некорректному завершению и вовсе привести к недопуску исследования к защите. Поэтому важно ответственно и обоснованно подходить к подбору инструментария и данных, умело оперировать ими и тщательно перепроверять полученные итоги.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
по мне, так самые частые ошибки встречаются в расчетах и их описании, анализ показателей. Притом все ошибки возникают либо на фоне некорректного восприятия правил, теории, либо из-за невнимательности автора.
Добрый день, Ольга! Вы совершенно правы одной из самых распространённых ошибок при выполнении анализа данных является именно невнимательность. Анализ данных эта операция основывается не просто на сравнении, сопоставлении фактов, изучении тенденций, но и грамотном обосновании авторской позиции, проверке гипотезы и развитии заявленной темы. Рекомендуем данную статью для прочтения: https://disshelp.ru/blog/pravila-provedeniya-metaanaliza-kak-issledovat-dannye-effektivno-i-bez-oshibok/
не думала, что к анализу данных будет столько поправок. По сути, это просто обработка информации и рассуждения автора. Как я понимаю, главное – не переусердствовать с рассуждениями и емко преподнести факты и основные тенденции, тогда и ошибок не будет. Но мой личный опыт еще подсказывает: чем больше, глубже и обширнее анализ, тем и ошибок в тексте больше. Поэтому предпочитаю коротко и четко отмечать лишь основное.
Здравствуйте, Karina! Вы правы не стоит переусердствовать с рассуждениями и емко преподнести факты и основные тенденции. Любые ошибки, допущенные в рамках анализа данных или при выполнении сравнительно-сопоставительных операций способны исказить результаты и сбить автора с логики, привести к некорректному завершению. Советуем также прочитать данную статью: https://disshelp.ru/blog/samoanaliz-teksta-ponyatie-vidy-shemy-rol-pravila/