При написании научного исследования автору предстоит изучить немало литературы, выбрать наиболее подходящие ресурсы, обработать их. Только после тотального изучения информации возможно выявить и исследовать проблему, разработать новые способы ее решения. Важно, чтобы текст учебной или научной работы был грамотно изложен, согласно принципам ясности, четкости, последовательности и пр. В данной статье мы рассмотрим наиболее распространенные методы анализа и обработки научных ресурсов.
СОДЕРЖАНИЕ
Метод деконструкции
Данный прием основывается на изменении последовательности изложения мысли автора. Здесь исследователю предстоит тщательно отбирать материал и включать в подходящие моменты выбранные фрагменты со ссылкой на первоисточник. Желательно переплетать основную мысль с доказанными гипотезами других авторов и при этом аргументировано описывать свою позицию.
Метод деконструкции основан на таких принципах, как оценка текста, толкование прочитанного на «своем языке» без искажения смысла. Фактически этот прием призван отбирать наиболее существенные и подходящие фрагменты для личного «пользования». Главное, чтобы был сохранен контекст (смысл) из первоисточника и правильно, уместно употреблен в научном исследовании.
Аксиоматический метод
Название данного способа происходит от слова «аксиома» — утверждение, не требующее доказательства. Данный метод основан на том, что все предположения фактически выводятся из одного (или нескольких) уже ранее доказанных утверждений. Автор, опираясь на известные теории, логическим путем приводит читателя к новым гипотезам, положениям. В качестве аргументов могут быть использованы тезисы, идеи, алгоритмы из первоисточника, которые и выступают в роли «аксиомы». Важно, чтобы все утверждения были дополнены личными выводами.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Метод апперципирования
Этот метод предполагает обычное дополнение хода исследования новыми сведениями из иных источников. Главное, чтобы все используемые в качестве дополнения ресурсы были связаны с выбранной темой научного проекта. Таким образом, этот способ предполагает связывание мыслей автора с чужими трудами, демонстрирует зависимость его точки зрения от иных гипотез.
Дискриптивный метод
В любом исследовании выделяются ключевые слова, моменты. Автор старается обосновать свою гипотезу, полагаясь именно на них. Такой прием называется дескриптивным, так как он основывается на «дескриптах» — опорных словах, словосочетаниях. Данный способ позволяет конкретизировать ход мысли, выявить ключевые слова, сделать акцент на наиболее ярких и важных моментах.
Диахронический метод
Чтобы конкретизировать и обосновать проблему или тему досконально, зачастую авторы прибегают к изучению вопроса с ранних истоков. Они исследуют его с момента зарождения и вплоть до настоящего времени. Зачастую такой подход используется при написании учебных и научных работ по гуманитарным дисциплинам (история, философия, социология и пр.). Исследование проблемы с учетом ее исторического развития производится с помощью диахронического метода.
Аспектный анализ
В этом случае автор будет обосновывать свое суждение с помощью конкретной теории, трудов определенного автора. Также данный прием предполагает исследование проблемы с какого-либо конкретного ракурса (аспекта). Зачастую аспектный метод используется при написании научно-исследовательских работ с практической частью, когда рассмотренная в теории проблема «доказывается» (анализируется и решается) на практике (на конкретном примере).
Голографическчий метод
Данный прием считается одним из самых полноценных, расширенных и в то же время сложных. Он предполагает изучение темы (проблемы), как целого явления, так и в раздробленном виде, с учетом его взаимосвязей с окружающим миром. То есть данный метод позволяет изучить внутреннюю структуру проблемы, а также воздействие на нее внешних факторов, поведение объекта исследования в конкретных ситуациях и условиях.
Каждый из рассмотренных приемов сбора и обработки данных позволяет конкретизировать проблему, рассмотреть ее с учетом позиции автора, доступных для него источников информации, углубиться в тему и добиться успеха на научном поприще. В научной работе всегда используется не какой-либо один прием, а целый комплекс мер, то позволяет автору разобраться в ситуации и доказать свою гипотезу.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!