В целях проведения качественного исследования и получения достоверных результатов для дальнейшего анализа и принятия окончательного решения используют различные способы, методы и инструменты. Порой бывает неважно, в какой научной области или отрасли действует автор. Важно лишь грамотно подобрать и использовать необходимые критерии. Одними из таких универсальных параметров являются так называемые статистические критерии, среди которых особое внимание следует уделить t-критерию Стьюдента.
Что это такое?
Осуществляя проверку статистических гипотез важно не просто придерживаться конкретных правил, но и пользоваться конкретными методиками и инструментами. Помните, что основная гипотеза изначально считается верной до тех пор, пока не будет доказано обратное. При этом выбирать инструментарий и методологию доказывания предположений нужно исходя из простоты и удобства. Все способы дают достойный результат. Например, зачем нарезать хлеб пилой, если для этого предназначен и есть нож?
t-критерий Стьюдента – это статистический метод исследования, позволяющий производить сравнение параметров из двух разных выборок, областей. По результатам такого анализа исследователь может делать вывод о сходстве или различии анализируемых объектов. Данный метод успешно используется как в повседневной жизни, так и в различных областях науки (психология, математика, экономика и пр.) и отраслях.
t-критерий Стьюдента чаще всего используется в целях установления взаимосвязи между элементами разных групп. Например, исследователь может анализировать поведение и состояние пациентов с хроническим заболеванием (например, сахарный диабет второго типа) и здоровых людей или имеющих сахарный диабет первого типа и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этапы применения t-критерия Стьюдента
При использовании t-критерия Стьюдента важно, чтобы объекты исследования или анализируемые выборки были распределены равномерно и имели хотя бы минимальное взаимодействие: относились к одной и той же среде, выполняли одно и то же задание и пр. Данное правило называется принципом нормального распределения, когда изучаемые явления/процессы:
- Симметричны или относительно равнозначны, равномерны;
- Средние значения ключевых параметров примерно схожи.
t-критерий Стьюдента лучше всего использовать в случаях, когда известны средние значения выборки. Например, эксперт намерен проанализировать средний возраст жителей Сибири и средний возраст россиян по стране. При использовании указанной статистической методики он сможет проверить гипотезу: продолжительность жизни в Сибири дольше, чем в среднем по стране. Для этого достаточно сравнить средние показатели по указанному региону и России. Если отклонений в возрасте не будет, то гипотеза считается верной. Если же будет выявлено некое различие, то важно рассчитать это отклонение.
Схема применения t-критерия Стьюдента выглядит следующим образом:
- Сначала необходимо определить: что будет исследоваться? Здесь важно конкретизировать объект исследования, что будет изучаться, какая гипотеза может быть выдвинута. Исследователю должен грамотно описать сформулировать ситуацию, обозначить анализируемые элементы и выдвинуть статистическую гипотезу.
- Далее собираем максимум информации об изучаемом явлении, объекте или выборке. Важно, чтобы материалы, на основе которых будет производиться оценка, были реальными и достоверными. Немаловажно определить тип данных: голая информация (теория), количественные показатели и сведения, статистические материалы и пр.
- Установление корректного критерия, который поможет определить наличие или отсутствие взаимосвязи между изучаемыми явлениями, принятие или отторжение выдвинутой идеи. На данном этапе разрабатывается шкала «оценивания» и производятся соответствующие расчеты показателей и иных параметров.
Чаще всего сравнивают средние показатели конкретного явления, процесса и пр. Для расчета этого критерия можно воспользоваться следующей формулой:
- Получение выводов. Здесь исследователь на основе имеющихся данных и анализа ситуации должен сформулировать аргументированный вывод, отметив, что он получил в реальности, действительна ли его гипотеза.
Как используется t-критерий Стьюдента в разных областях науки?
t-критерий Стьюдента – универсальное средство для анализа ситуации, позволяющее установить наличие связей между разными группами элементов. В частности, он успешно применяется в психологии и медицине при проведении различных экспериментов и наблюдений. Исследователи могут сравнивать две группы людей с одним и тем же заболеванием на разных стадиях. Например, первая группа – лица с первичным инсультом, вторая группа – лица со вторичным (неоднократным) инсультом. Гипотеза может быть любой: продолжительность жизни и после первичного инсульта выше чем после вторичного или физическая активность лиц с первичным заболеванием лучше, чем со вторичным и пр.
Также t-критерий Стьюдента часто используется в экономике, когда требуется апробировать полученные исследователем результаты. Например, он может сравнивать показатели разных лет, выявлять их динамику и прогнозировать дальнейшее развитие событий (этих же показателей). Здесь автор эксперимента выдвигает гипотезу: анализируемые показатели увеличатся или наоборот уменьшатся.
Ярким примером применения t-критерия Стьюдента является следующая ситуация:
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!