Особенности написания литературного исследования

Литературное исследование в учебной практике – специфический вид деятельности, требующий владения материалом и умения критически мыслить, разбирать его и изучать как членораздельно, так и всецело. Но не все универсанты, сталкивающиеся с подобными заданиями, понимают, как их выполнять. Поэтому важно выделить особенности проведения и написания литературных исследований.

Особенности написания литературного исследования

Литературное исследование в учебной практике – специфический вид деятельности, требующий владения материалом и умения критически мыслить, разбирать его и изучать как членораздельно, так и всецело. Но не все универсанты, сталкивающиеся с подобными заданиями, понимают, как их выполнять. Поэтому важно выделить особенности проведения и написания литературных исследований.

Основа литературного исследования – конкретный первоисточник или первоисточник

Проведение литературного исследования требует тщательной избирательности. Автору предстоит внимательно и тщательно изучить определённое произведение, которое он в дальнейшем будет исследовать, разбирать, оценивать и пр. То есть первая специфическая черта состоит в том, что в основу рассматриваемой парадигмы кладут конкретный авторский текст, который имеет свою историю происхождения, принадлежность к руке определенного писателя связь с соответствующуй эпохой и пр.

Основные моменты в литературном исследовании
Основные моменты в литературном исследовании

Литературное исследование всегда будет ориентировано на одно центральное произведение. Но его анализ и изучение может производиться в увязке с иными текстами данного периода времени, похожих рукописей других авторов или в целом в творчестве конкретного человека (создателя).

Исследователь должен выбрать конкретный текст или набор текстов для проведения литературного исследования. При этом важно понимать цель соответствующих мероприятий, связь материалов между собой.

В качестве основы может выступать любое художественное произведение, написанное в рамках любой эпохи. Главное, чтобы оно было до сих пор актуальным и полезным для читателей. С помощью литературного разбор эксперт подчеркнет его ценность в современном мире.

Работать с основой литисследования придется в рамках трех основных уровней:

  • Вычитка;
  • Сравнение с аналогичными произведениями или иными рукописями для выделения особенностей, отличий и пр.;
  • Анализ и представление результатов.

То есть в рамках каждого из вышеотмеченных уровней в центре внимания будет основа – центральное произведение, разбираемое в целом и по составным частям.

Аналитический характер

Вторая специфическая черта проявляется в том, что литературное исследование основано именно на анализе информации. Притом автору предстоит работать не только с основной. Но и вторичным ресурсами для получения наиболее объективной оценки и обоснованных результатов.

Рассматриваемая характеристика затрагивает общую картину, описанную автором в рукописи, а также структуру, методологию, языковые тенденции, тематика и проблематика и пр. То есть с помощью грамотно выстроенного анализа исследователь глубоко погружается в суть и докапывается до деталей, отмечает невидимые на первый взгляд нити, причины и следствия.

Именно благодаря аналитической составляющей литературное исследование помогает пользователям вникнуть в тему и суть, получить общие впечатления и затем разобраться в каждой мелочи раздельно.

Аналитический характер литисследования проявляется в том, что оценка текста будет комплексной. Индивиду предстоит провести как минимум структурно-смысловой анализ, стилистический разбор, языковую оценку и пр.

Литературное исследование немыслимо без аналитических приемов и инструментов.

Умеренное сочетание объективизма и субъективизма

Литературное исследование представляет собой комплексную парадигму. С помощью такого мероприятия эксперт выделяет собственную точку зрения в рамках изучаемой тематики или проблематики произведения. То есть он подчеркивает собственное отношение к теме, исследовательскому вопросу, выдвигает собственное мнение и позицию. В этом проявляется доля субъективизма.

Объективная сторона предполагает, что исследователь сумел показать глобальное воздействие произведения на социум или подчеркнет, корректность, правомерность собственных суждений на основе четких фактов. Чаще всего для этого ему приходится привлекать сторонних специалистов, изучать отзывы, рецензии, критические отзывы на рассматриваемую рукопись и полагаться на экспертные мнения и пр.

Авторская позиция в литературном исследовании
Авторская позиция в литературном исследовании

Чтобы достичь оптимального соотношения объективности и субъективности, достаточно следовать следующим советам:

  • Провести глубокий литературный обзор в отношении объекта литисследования и изучить особенности его написания автором, историю происхождения, роль и место в творчестве создателя и пр.;
  • Изучить мнение экспертов относительно качества текста и его особенностей: рецензии, отзывы, критика и пр. Важно собрать максимум фактов, доказательств и пр.;
  • Выразить собственную точку зрения, мнение и обосновать его.

То есть литературное исследование будет как внутренним (сугубо на базе рукописи, произведения), так и внешним. Только такой подход поможет урегулировать долю объективности и субъективности.

Акцент на содержании: логика, связи, внутренняя композиция

Литературное исследование требует именно глубокой вычитки материала. Исследователю предстоит подчеркнуть не просто общую тематическую картину,

Для начала пользователь просто читает произведение, чтобы понять, о чем оно, на чем основано, как происходит развитие сюжета и каков он непосредственно и пр. То есть в рамках первичной вычитки индивид получает общие представления и соотносит изученное с заголовков: что он значит, почему такое наименование получило произведение и пр.

Затем важно проработать внутреннюю композицию. Исследователю важно выделить основные этапы развития темы и определить в них ключевые моменты и действия, лица и пр. То есть здесь происходит детализация рукописи на логические составляющие. С их помощью становится очевидны причины и следствия поступков героев, течение картины в целом и пр.

Литературное исследование – это не просто реферирование или обсуждение произведения. Здесь очень важно сделать акцент на внутренней части и выделить интересный для себя момент, действие (поступок) или результат. Именно он подлежит укрупнению: пояснению, установлению причинно-следственных связей, мотивов, соотнесение с главными героями и их характерами. Чертами и пр. То есть в данном случае делается общая и детальная увязка конкретного объекта, результата и пояснение, что хотел этим показать автор, насколько ему это удалось и пр.

Умение определять и использовать в собственном литисследовании логику повествования, композицию, отдельные факты из текста позволяют поучить более качественные результаты и выводы.

Научно-популярный стиль с элементами художественного жанра

Описание результаты литературного исследования производится с учетом формата проекта. Чаще всего рассматриваемый формат НИР излагается в рамках курсовой работы, научной статьи, обзора, эссе и пр. В первых двух случаях действует строгий регламент относительно стилевых особенностей повествования, в остальных вариантах – произвольный тип. Но чаще всего исследователи стараются уложиться в рамках научно-популярного стиля.

С его помощью они грамотно подчеркивают основу, цель, этапы проделанной работы и в то е время аргументируют полученные результаты и выводы на базе располагаемых аргументов. Более того, этот стиль речи позволяет полагаться на конкретные примеры из рукописи и/или личной жизни исследователя для выстраиваний аргументационной линии.

Методология литературного исследования
Методология литературного исследования

Описание литисследования в рамках научно-популярного стиля позволяет сделать материал и результаты более точными, информативными, обоснованными. Притом присутствие «художественных выдержек» из основы приветствуется. Манера повествования в этом случае менее формальная, но в то же время сдерживающая.

Благодаря правилам и тонкостям научно-популярного жанра автор может привлекать сторонние источники информации для развития темы и формирования доказательной базы, более глубокого понимания сути и пр.

Разбор приемов автора: от эмоций до способов их выражения

Литературное исследование предполагает изучение основных составляющих художественного произведения: тема и проблема (они как раз формируют суть), главные герои и их характеристики (черты, мотивы, характер, причины и следствия поступков и пр.), обстоятельства и факторы и пр. Притом когда пользователь просто читает текст, он воспринимает его на общем уровне на базе личных ассоциаций и воображения. Но в рамках литисследования важно показать, с помощью каких приемов автор показал соответствующее состояние и пр.

Чтобы проводить методологический разбор произведения, важно понимать и знать соответствующий инструментарий. Исследователю предстоит определить и выделить, как и с помощью каких подходов автор выразил те или иные состояния (визуальные, внутренние). Не менее важно понять степень эффективности избранных приемов и понять, прочему именно их применил создатель.

В ходе литературного исследования важно выделить эмоции, внутренние состояния героев и оценить, что подтолкнуло их к этому: внешние и внутренние факторы, обстоятельства, действия других лиц и пр. Благодаря грамотному разбору эмоций и методологического аппарата произведения, исследователь сможет составить грамотный психологический портрет и установить истинные причинно-следственные связи, выделить смысл каждого действия и результата.

Порой трудно заметить психологическое состояние объекта художественного произведения, но взглянув на приемы (с кем или чем сравнивает, какие эпитеты и метафоры использует и пр.) Становится все на свои места. И наоборот, если смотреть сугубо на приемы и словесные обороты, то трудно воспринять картину визуально. Поэтому важно полагаться на указанные инструменты в единой связке.

Проблемо ориентация и ее актуальность

Художественное произведение, как правило, посвящается определённым вопросам, подлежащим раскрытию с помощью героев и их поступков, описания конкретной истории и пр. Поэтому нередко в рамках эссе студенты ссылаются на те или иные классические тексты и рукописи, отмечая наличие в них подходящих вопросов, аргументов, мнений и пр.

В рамках литературного исследования в рукописи будет установлена определённая тематическая приверженность (суть) и конкретная проблема. Вспомните, проблема отцов и детей поднимается во многих классических произведениях и остается актуальной до сих пор. Именно эта связь проблемы и актуальности исследовательского вопроса в рамках литисследования делает его значимым. С помощью такого разбора становится очевидно наличие противоречия, необходимость новых подходов к его решению.

Кастет литературного исследования
Кастет литературного исследования

Изучение проблемы на основе художественной литературы или иных текстов позволяет пользователю тщательнее разобраться в сути вопроса: почему появляется противоречие. Условия его развития, как можно его урегулировать, какие факторы влияют на ход развития событий и пр. То есть можно учесть ошибки героев или определить логику их действий и пр. Более того, литературное исследование интересно тем, что позволяет посмотреть на проблему и ситуацию со стороны, сделать доступной для широкой аудитории, предложить новые идеи и мнения и пр.

Цитирование

Литературное исследование немыслимо без цитирований. Именно с помощью этого приема происходит выделение мнений экспертов, обоснование мнения автора на основе выдержек их оригинала рукописи. То есть исследователь может опираться на мнение сторонних экспертов, а также отбирать аргументы непосредственно из рукописи. Главное – упоминать их в тексте правомерно.

Цитирование в рамках литературного исследования выполняет немало функций:

  • Описательная. Она проявляется в том, что исследователь отмечает первоисточники, на которых основан ход НИР и разбора материалов. При таком подходе можно оценить качество ресурсов и доказательной базы.
  • Обосновательная. С помощью цитат автор подчеркивает корректность, надежность и важность своих мыслей или полученных результатов. Также с помощью цитат отмечается наличие единомышленников и противников выдвигаемой концепции или идеи.
  • Уникализация. Грамотное и правильное цитирование снижает риск плагиата.

Проводя литературное исследование приходится как минимум 1-2 раза цитировать либо непосредственно из основы, либо привлекая сторонние первоисточники для дополнения данных и разнообразия взглядов.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Оригинальность и индивидуальность

Литературное исследование для студента – персонализированная деятельность. Поэтому ему предстоит самостоятельно разобраться в произведении, обозначить конкретную позицию или мнение и обосновать ее. Именно наличие четкой траектории исследования, собственной авторской позиции и цели делает ход погружения индивидуальным и оригинальным.

Элементы оригинальности литературного исследования
Элементы оригинальности литературного исследования

Индивидуальность литературного исследования будет проявляться в конкретной последовательности мероприятий и используемых автором деталей. Каждый воспринимает сюжет по-своему и видит результаты соответствующими.

Оригинальность же проявляется в том, что автор выдвигает не просто собственную точку зрения, но и подчеркивает ее отличие от аналогичны изысканий, достоинства и недостатки и пр.

Важно отметить, что критерии индивидуальности и оригинальности проще всего подчеркнуть в сравнении с другими мнениями. Позициями, литисследованиями.

Результативность и обоснованность

Литературное исследование – процесс ограниченный и результативный. Притом ограничения выставляет исследователь самостоятельно, исходя из собственных возможностей и способностей по изучению тематики, конкретной рукописи и пр. Но в любом случае он должен будет прийти к финалу и показать, что он получил в ходе разбора первоисточника, какую проблему сумел определить и показать, что предлагает или каким видит наиболее ее рациональное решение и пр.

Также результатом литисследования могут стать рекомендации относительно дальнейшего развития сюжета, подготовки новых частей или возможностей иной интерпретации классики и пр. Не менее важно обосновать выдвигаемое решение или позицию на базе соответствующих материалов. Результатов, выводов, фактов, мнений и пр.

Результат литературного исследования должен совпадать с намеченной целью. В противном случае такая НИР считается незавершенной и неполной. Притом каждый итог, вывод должен быть грамотно аргументирован с акцентом на авторскую позицию.

Таким образом, литературное исследование – процесс специфический, требующий не просто навыков по глубокой вычитке текста, но и знания специфических черт такого исследовательского процесса. Только при их знании автору удастся раскрыть суть и достичь высоких результатов.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *