Особенности организации учебного процесса в условиях пандемии: санитарно-эпидемиологические требования в вузах (что должен реализовывать и предоставлять вуз, то возлагается на студентов и пр.)

Начиная с 2020 года, отечественные учебные заведения перешли на новый «образ жизни» с более жесткими санитарно-эпидемиологическими правилами. Всему виной – ковид-2019 и его отдельные подштаммы (в лице омикрона и пр.). Ученые уже доказали, что данный недуг останется с человечеством навсегда. Важно лишь грамотно подходить к его диагностике и своевременному лечению. Но такие заявления не облегчают деятельность школ, ссузов и вузов. Сегодня мы расскажем, какие новшества породила пандемия, как вузы адаптировались к ним и к чему следует быть готовым новичкам.

Особенности организации учебного процесса в условиях пандемии: санитарно-эпидемиологические требования в вузах (что должен реализовывать и предоставлять вуз, то возлагается на студентов и пр.)
Начиная с 2020 года, отечественные учебные заведения перешли на новый «образ жизни» с более жесткими санитарно-эпидемиологическими правилами. Всему виной – ковид-2019 и его отдельные подштаммы (в лице омикрона и пр.). Ученые уже доказали, что данный недуг останется с человечеством навсегда. Важно лишь грамотно подходить к его диагностике и своевременному лечению. Но такие заявления не облегчают деятельность школ, ссузов и вузов. Сегодня мы расскажем, какие новшества породила пандемия, как вузы адаптировались к ним и к чему следует быть готовым новичкам.

Какие новшества в деятельности вузов появились с приходом коронавируса?

Пандемия полностью изменила качество и характер «обитания» всех образовательных заведений. Притом перемены затронули все жизненно и учебно важные процессы: от санитарных правил до форматов подготовки специалистов, учебных планов и пр.

Самыми первыми и очевидными для всех переменами стали пересмотр и ужесточение санитарно-эпидемиологических норм в заведении. Теперь на первом плане встали такие «борцы» за здоровье, как:

  • Пропускной режим в целях обеспечения безопасности учащихся и минимизации риска террористической угрозы. У студентов появились электронные пропуска или студенческие билеты, а в вузах установлены камеры, которые помогут зафиксировать и при необходимости доказать факт присутствия студента в заведении;
  • Термометрия. Под данным термином понимают измерение температуры тела при входе в учреждение. Данная мера позволяет на ранних стадиях определить признаки ОРВИ и оперативно отреагировать на них в целях обеспечения безопасности окружающих. Измерение температуры происходит с помощью электронного или инфракрасного градусника на запястье, шейной зоне или по лбу студента. Если температура превышает допустимые нормы (более 37,0-37,2), то учащийся подлежит незамедлительной изоляции и осмотру медиком.
Ключевые санитарно-эпидемиологические правила в вузах
Ключевые санитарно-эпидемиологические правила в вузах
  • Масочный режим. Данного правила придерживаются все стороны: от вахтеров, сторожей, педагогов техперсонала до студентов. Конечно, кто и как часто меняет средства гигиены невозможно проконтролировать это больше в интересах каждого человека. Пока что важно лишь наличие и правильное ношение масок в вузах и иных учебных центрах.
  • Социальная дистанция. На сегодняшний день (видимо, после тщетного знакомства с ковидом и появлением схемы его диагностики и лечения) данное требование было отменено, но некоторые вирусологи и эпидемиологи рекомендуют все же н пренебрегать правилом дистанцирования в закрытых помещениях. В начале пандемии было важно, чтобы люди находились друг от друга на расстоянии 1-1,5 метра. Конечно, разместить в аудитории студентов с учетом данного требования было непросто, но вполне посильно. Сейчас дистанцирование отходит на второй план, но притом жестко действует, если в группе среди студентов отмечается увеличение числа заболевших любым ОРВИ (не обязательно ковидом).
  • Гигиена. С приходом злосчастного вируса из Китая образовательным заведениям пришлось запастись средствами гигиены: в каждой аудитории появились спреи с антисептическими растворами, одноразовые маски. Более того, ужесточились требования к обработке всех поверхностей, соблюдению графика дезинфекции и проветривания помещений, наличие мыла в санитарных зонах (туалет) и пр.

Все указанные санитарно-эпидемиологические правила в целом полностью или частично продолжают действовать в школах, ссузах и вузах вплоть по сей день.

Особенности учебного процесса в вузах и ссузах в период пандемии и сейчас

С появлением первых зараженных ковидом власти обеспокоились ситуацией и разработали новый подход к системе подготовки дипломантов. В частности, в деятельности учебных заведений были отмечены следующие специфические черты:

  • Частичный переход на дистанционное обучение. Частичный переход затронул преимущественно те занятия в вузах, где обучение проводилось в больших коллективах – при нескольких группах, на потоке. В первую очередь в онлайн-режим перевели лекции. Их стали проводить с помощью чатов, видеоконференции, Skype или Zoom, посредством предоставления электронных конспектов и заданий и пр. Остальные «одногрупповые» занятия (семинары, практикумы) возможно было провести очно, но при строгом соблюдении санитарно-эпидемиологических правил.
  • Полный переход на онлайн-обучение был задействован в первую волну коронавируса (внедрён повсеместно), а далее использовался при необходимости, по усмотрению администрации вузов и пр.

Именно в это время стали очевидными проблемы, связанные с интернетом в ряде регионов, материально-техническими возможностями вузов и иных образовательных заведений, уровень подготовки специалистов и готовность к переменам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В связи с внедрением онлайн-обучения вузам потребовалось в кратчайшие сроки адаптироваться к новшествам:

  • Пересмотреть учебные планы и планы-конспекты занятия в сторону самообучения;
  • Смена структуры учебной программы в пользу письменных и исследовательских проектов, теории. Практика (к сожалению!) сводится к минимуму или также транспонируется в дистанционный формат (при условии, что партнер или работодатель согласен на это);
  • Перевести учебные материалы и программы в онлайн-режим, подготовив соответствующие пакеты заданий, презентации, видео-уроки и прочие нюансы с использованием современных технических устройств, программ и приложений;
  • Адаптировать преподавателей к новым возможностям преподавания, контактирования со студентами и пр.

По мере снижения порога заболеваемости ОРВИ каждый регион и учебное заведение вправе выводить студентов (всех или отдельные группы – преимущественно старшие группы и выпускники) на очное или классическое профессиональное становление. Притом если в первый пандемийный год ГОСы были отменены, а защите переведена в дистанционный ракурс, то сейчас все остается в силе и на обязательном уровне!

Что предпринимают в вузах, если обнаружен инфицированный ковидом индивид или порог ОРВИ превышает допустимые нормы?

На первых порах учебные заведения старались не рисковать и при малейших угрозах (выявлении первых ковидных студентов) полностью переходили в онлайн-режим. Сейчас же все психологически и физически смирились с присутствием недуга, адаптировались к его диагностике и лечению, поэтому ряд требований был смягчен.

Теперь вузы самостоятельно определяют необходимость перевода на дистанционный формат студентов. Это наблюдается, если число заболевших ОРВИ (а ковид относится к данной группе заболеваний) превышает 10-25% от учащихся группы). Притом на онлайн-режим переводят только группу, где был зафиксирован рост заболевших.

Действия сотрудников вуза при выявлении ОРВИ в коллективе и среди учащихся
Действия сотрудников вуза при выявлении ОРВИ в коллективе и среди учащихся

Если признаки вирусной инфекции появились у студента «на входе» или во время занятия, то его должны изолировать от других сокурсников в отдельном помещении до осмотра медицинской сестрой или иным медиком. Далее он переходит на дистанционное обучение или уходит на «больничный».

Обратите внимание, что вузы не отказываются предоставлять свои услуги студентам. Они лишь меняют формат и подход к обучению, стараясь сохранить качество подготовки дипломанта на прежнем уровне! Стоимость обучение (если студент осваивает профессию платно) может быть пересмотрена по согласовании с руководством образовательного центра.

Что должен обеспечить вуз согласно новым санитарно-эпидемиологическим требованиям?

Учебное заведение для минимизации распространения ОРВИ и ковида должно придерживаться определенных правил. В числе обязательных требований можно отметить:

  • Прием документов от абитуриентов в режиме онлайн с помощью специальных сервисов, внутренних ресурсов (официальный сайт) и пр. Также не исключается классический набор поступающих с помощью личной подачи документов через приемную комиссию при соблюдении санитарных требований;
  • Наличие и предоставление к использованию средств личной гигиены: антисептики, мыло;
  • Утверждение и соблюдение режима обработки поверхностей и проветривания помещений, притом обязательно за каждой «территорией» закрепляется «ответственное лицо»;
  • Выдача педагогам, сотрудникам (если это предусмотрено условиями трудового договора) средств индивидуальной защиты: маски и перчатки;
  • Обеспечение студентов (по возможности) средствами индивидуальной защиты одноразового характера – одноразовые маски или самодельные маски (из салфеток и пр.);
  • Обязательно наличие разметки для соблюдения социальной дистанции (как минимум 1 метр друг од друга);
  • Допускается закрепление конкретной аудитории за группой студентов для минимизации контактов;
  • Отказ от массовых мероприятий в закрытых помещениях или их перевод в дистанционный формат.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Отменять действие правил допускается только после выхода в свет соответствующих указов, постановлений и решений со стороны СЭС, Рособрнадзора, Минздрава, Минобрнауки и пр.

Обратите внимание, что в ряде регионов уже отменили социальную дистанцию и масочный режим, а это значит, что соблюдение указанных мер в вузах уже не является обязательным требованием. Данное условие может быть выдвинуто только на местном (внутривузовском) уровне по решению администрации учебного заведения.

Что должен учитывать студент?

Санитарно-эпидемиологические требования действуют повсеместно, а также отдельно в стенах конкретных учреждений. Поэтому в период пандемии все граждане были обязаны и соблюдать, а на студентов данная обязанность возлагалась правилами вуза.

Ключевые факторы, влияющие на учебный процесс в вузе
Ключевые факторы, влияющие на учебный процесс в вузе

Учащиеся колледжей и вузов должны были придерживаться следующих канонов:

  • Проходить термометрию при входе в учебное учреждение;
  • Предупреждать куратора или старосту группы о наличии признаков ОРВИ и обратиться за медицинской помощью к квалифицированным специалистов, отказавшись от посещения вуза и занятий (это будет считаться уважительной причиной, если студент подтвердит сей факт документально – справка из медучреждения, подтверждающая факт обращения за помощью);
  • Пользоваться средствами индивидуальной защиты – маски, при необходимости перчатки;
  • Пользоваться антисептиками (личными или предоставляемыми вузами);
  • Соблюдать социальную дистанцию;
  • Учитывать действующие правила вуза.

В случае отказа от исполнения намеченных канонов, студента имеют право не допускать до занятий или вовсе отчислить за несоблюдение правил вуза, нарушение дисциплины и пр.

Вакцинация и QR-коды в вузах

Минимизировать риск тяжелого течения болезни должна вакцинация. Ее миссия – выработать коллективный иммунитет по отношению к ковиду.

Все работники образовательной среды были обязаны пройти вакцинацию от ковида. Притом вакцинация была не поголовной: важно было вакцинировать около 60-80% от общей численности сотрудников.

По отношению к студентам данная мера носит добровольно-принудительный характер. Во многих вузах для заселения в общежитие требуется пройти вакцинацию и представить соответствующий сертификат. Насколько это правомерно — лучше всего обсудить с юристами.

В целом, суровых требований относительно вакцинации студентов вузов нет. Для посещения занятий достаточно быть здоровым. Предъявления QR-кодов не требовалось.

С какими сложностями столкнулись вузы при адаптации к ковидным требованиям?

Самой распространенной проблемой в системе образования стал переход на дистанционный формат: неготовность преподавателей работать в новом ракурсе, адаптация образовательных программ, бедность материально-технической базы, отсутствие интернет-соединения (в некоторых регионах и городах), материальные трудности для восполнения пробелов и пр.

Самые распространенные проблемы вузов в период пандемии
Самые распространенные проблемы вузов в период пандемии

Страх населения перед вакцинацией и опасения по отношению к новой вакцине, препаратам.

Конечно, ленивые и нерадивые студенты стали чаще пренебрегать посещением онлайн-занятий. Но важно помнить: переход на новый ад не снимает с учащегося обязанностей по соблюдению правил вуза.

Работодатели сначала отмечали «сомнительное качество подготовки» дипломантов и студентов, но спустя годы поняли, что колоссальной разницы нет, ведь все зависит от мотивации и настроя учащихся, а также корректности и содержания, актуальности программы обучения.

Фактически, пандемия и новые санитарно-эпидемиологические меры ускорили развитие дистанционного профессионального (и не только!), обучения в России, нашли альтернативные варианты с минимальным ущербом и риском по восполнению кадрового дефицита на рынке труда.

Специалисты Дисхелп готовы помочь вузам и студентам в соблюдении всех действующих мер и правил для успешной подготовки. Что мы можем предложить со своей стороны?

Для вузов наша команда готова помочь в корректировке и разработке образовательных программ, заданий для подготовки студентов, учебных планов и пр.

Студентам мы будем полезны в виде тьюторов, консультантов по всем предметам, а также в написании студенческих и научных работ.

Каждому клиенту мы гарантируем высокое качество услуг, конфиденциальность данных и индивидуальный подход


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Особенности организации учебного процесса в условиях пандемии: санитарно-эпидемиологические требования в вузах (что должен реализовывать и предоставлять вуз, то возлагается на студентов и пр.)”

  • в целом ничего плохого в мерах предосторожности не вижу. Маски конечно мешают, доставляют дискомфорт, но ведь защищают от вирусов (хоть и по минимуму). Антисептики, мыло, дистанция – это всегда должно быть. Никто никому не мешает, чистота вокруг и пр. Но от термометрии толку не видно: инфракрасные градусники врут. Просто больше паники и обязанностей у сотрудников, бумажной волокиты (инструкции, отчеты и пр.). Сейчас все расслабились, но думаю с приходом эпидемий все будет строже, а далее утихать и так постоянно. Обидно только за то, что студентов вуз или государство не снабжает масками и пр., а это немалые траты.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *