Особенности подготовки магистерских диссертаций в зависимости от осваиваемого направления

Обучение на базе магистратуры призвано предоставить учащимся ряд узких компетенций, свойственных преимущественно исследователям и административным работникам. Для подтверждения прохождения и усвоения соответствующей программы, студентам предстоит выполнить серьезное исследование в рамках избранной ими специализации и подготовить к защите магистерскую диссертацию. Притом ее написание будет разниться в зависимости от осваиваемого направления.

Особенности подготовки магистерских диссертаций в зависимости от осваиваемого направления

Обучение на базе магистратуры призвано предоставить учащимся ряд узких компетенций, свойственных преимущественно исследователям и административным работникам. Для подтверждения прохождения и усвоения соответствующей программы, студентам предстоит выполнить серьезное исследование в рамках избранной ими специализации и подготовить к защите магистерскую диссертацию. Притом ее написание будет разниться в зависимости от осваиваемого направления.

Какие бывают магистерские диссертации в зависимости от специализации?

Магистерская диссертация представляет собой аттестационную работу выпускника магистратуры. Это научно-исследовательский труд, который призван решать существующие проблемы в отрасли или в рамках постигаемой профессии современными способами. То есть в данном случае имеет место и научное исследование избранной тематики, и практические действия магистранта по решению обозначенного в проекте исследовательского вопрос аи проблематики с четким обоснованием.

Классификация магистерских диссертаций
Классификация магистерских диссертаций

Все направления магистратуры можно разделить на три ряда:

  1. Научно-исследовательский. Он призван изучать и предлагать новейшие подходы, совершенствовать существующие методологии и концепции, выделять новейшие тенденции и закономерности, внедрять инновационные термины, правила, нормативы, способы и пр. Такие исследования затрагивают проблемы глобального масштаба или общенаучного значения. То есть здесь изначально производится поиск того самого противоречия, а затем выдвигается его новейшее решение с конкретным обоснованием и описанием.
  2. Научно-практический. В рамках этого формата магистрант делает акцент на практической части и реальных действиях с целью апробации предлагаемого пути или метода решения проблемы. В данном случае преобладает экспериментальная часть с четким описанием-обоснованием полученных результатов, оценки возможностей из применения в реалиях. То есть изучению подвергают конкретную существующую проблему, а выдвигаемая рекомендация и решение – обновлённый способ или инновационный прием, проверенный автором лично.
  3. Научно-педагогическая работа свойственна проектам, затрагивающим образовательную среду. В этом случае наблюдается сочетание двух вышеперечисленных форматов, но акцент делается именно на системе образования, педагогических приемах и тактиках, учебном процессе, особенностях развития современной молодёжи и пр. Здесь имеет место научное исследование и педагогический эксперимент.

То есть фактически, все варианты магистерских диссертаций требуют от автора глубокого теоретического инспектирования темы, а также научного и практического обоснования выдвигаемого решения.

Важно отметить, что подготовка каждой магистерской диссертации будет учитывать особенности соответствующего направления и конкретной научной области, в рамках которой производится исследование. Поэтому каждый автор должен понимать не только общие правила выполнения НКР, но и учитывать действующие правила, техники и уметь ими оперировать, пользоваться, адаптировать под конкретную ситуацию и оптимизировать ход решения.

Все вышеотмеченные варианты и форматы магистерских диссертаций обладают своими особенностями, признаками и есть конкретные правила, порядок их выполнения. Чтобы успешно справиться с поставленной перед выпускником магистратуры задачей, важно понимать соответствующие тонкости и учитывать их при проведении исследования.

Особенности выполнения научно-исследовательских магистерских диссертаций

Научно-исследовательские магистерские диссертации – одна из самых распространенных вариаций НКР среди выпускников университетов. Данная категория в целом сопоставима с любой научной областью. Ее ключевая особенность заключается в том, что исследование носит преимущественно теоретический характер. То есть такие проекты нацелены на совершенствование правил, регламентов, технологии, переоценку существующих концепций и пр.

Признаки научно-исследовательских магистерских диссертаций
Признаки научно-исследовательских магистерских диссертаций

В рамках научно-исследовательской магистерской диссертации автор изучает конкретную тему, проводя как минимум тотальный литературный обзор от истоков до настоящего времени по отношению к поставленному исследовательскому вопросу или готов историографию темы и проблемы. Далее ему предстоит оценить степень эффективности существующих теорий, правил, методик, выделить конкретные закономерности и выдвинуть свою гипотезу с целью ее проверки и обоснования.

То есть суть научно-исследовательских магистерских диссертации состоит в том, чтобы подвергнуть конструктивной критике и сомнениям существующие каноны, методы, теории, устоявшиеся или классические подходы и пр.

Состав научно-исследовательских работ магистрантов в целом типичен. Но наполнение каждой части зависит напрямую от изучаемой научной плоскости заявленной тематики, утвержденных границ исследования.

В теоретической главе важно показать симптоматику противоречия, способы его диагностики и существующие по настоящее время теории, правила, подходы и мнения относительно решения. То есть достаточно подготовить глубокий литературный обзор с элементами историографии, а в конце главы выделить конкретные концепции, авторов или приемы, подвергаемые оценке или сомнению с целью проверки их эффективности и поиска оптимального решения.

Практическая глава в составе научно-исследовательской магистерской диссертации призвана провести сравнительный анализ или обзор современных или выделенных ранее парадигм, мнений, подходов и приемов и определить степень их эффективности в текущих условиях. Важно понять, какой из подходов менее успешен, в чем его слабые места, а затем предложить способы его модернизации и адаптации к реалиям, варианты повышения эффективности от применения соответствующих правил и пр. То есть здесь уместен критический анализ, сравнение и сопоставление, проведение эмпирического исследования, лабораторных исследований и экспериментов для проверки выдвигаемого автора «обновленного варианта», его обоснования.

Обратите внимание, что в зависимости о того, в какой научной плоскости пролегает тематика и основной исследовательский вопрос, методология исследования информационная база будет разниться.

Научная область

Методы исследования в диссертации магистранта Информационная база

Акцент в исследовании

Гуманитарные науки Сравнение, анализ, обзор, эмпирические приемы Научная литература, статистика Качественный анализ данных, грамотная интерпретация результатов
Естественные науки Общенаучные приемы. Математические расчеты и модели, лабораторные исследования, анализ и обобщение Научная литература, личные наблюдения, результаты эксперимента Точность расчетов и прогнозов, апробация результатов, воспроизводимость исследования
Технические науки Научная литература, статистика, лабораторные работы, эксперимент, личный опыт, опыт конкурентов, аналитика
Социальные и экономические науки Статистические методы, аналитические приемы, математически5е формулы и расчеты, моделирование, опросы и пр. Научная литература, результаты социальных и социологических исследований, статистика, отчетность госструктур и организаций Взаимосвязь социальных и экономических явлений, математическая точность и измеримость результатов, аналитический характер, прогнозируемость и моделируемость ситуаций и результатов

То есть в рамках каждой из научных плоскостей при подготовке диссертации магистранта будут использовать общенаучные приемы, а также специализированные методы исследования с акцентом на практический результат. Апробировать решение – не обязательно, но важно показать возможности его применения на практике, в текущих условиях.

Более того, в качестве источников информации будут служить не только общие моменты (статистика, аналитика и пр.), но и сложная или специализирована литература по теме с пояснением спецтерминов, категорий, инструментов и пр.

Фактически, научно-исследовательские магистратские диссертации призваны убедиться в состоятельности и эффективности известных и существующих подходов, теорий, концепций, правил и техник, подвергнуть их сомнению и грамотно усовершенствовать. В этом и будет состоять личный вклад автора, его идея и позиция, что подчеркнет новизну и значимость исследования в целом.

Магистерские диссертации научно-исследовательского характера носят преимущественно теоретический и аналитический характер, помогая развивать научную парадигму и базисные подходы ку решению проблемы.

Специфика подготовки научно-практических магистерских диссертаций

Студенты, постигающие специальность на базе магистратуры прикладного характера, вынуждены в конце обучения готовить и защищать соответствующую диссертацию. Данный научно-квалификационный труд имеет ряд специфически черт.

Сфера применения научно-практических магистерских диссертаций
Сфера применения научно-практических магистерских диссертаций

Во-первых, он призван показать умение автора пользоваться существующими методиками, правилами в реалиях. То есть все соответствующие научные каноны в обязательном порядке проверяются практическим путем и затем описываются в НКР магистранта.

Во-вторых, исследователь предлагает новый подход или прием для решения исследуемого противоречия. То есть в данном случае прослеживается инноваций прикладного значения с учетом специфики описываемой ситуации, объекта исследования. В данном случае НИР сужается до конкретного примера, который в последующем (после проверки выдвигаемой идеи) подлежит расширению на более весомые масштабы с соответствующими инструкциями, условиями применения и рекомендациями.

В-третьих, при подготовке научно-прикладных магистерских диссертаций автору предстоит провести прикладное исследование: как минимум эксперимент (естественный или лабораторный, все зависит о специфики избранной тематики и проблематики), апробацию. То есть акцент здесь делается именно на практической работе автора и предлагаемой им практической методики, тактики, инноваций.

Выполнение диссертации магистранта научно-прикладного типа проходит по «накатанной траектории» с учетом типичной структуры документа. Но в рамках каждого раздела будут присутствовать свои специфические черты, которые нужно учесть.

Раздел

Общая характеристика

Методология

Теоретическая глава Обзор основных положений, правил, нормативов, концепций и методов исследования Обзор, анализ, описание, историография, литературный обзор, реферирование, цитирование
Аналитическая глава Анализ текущей ситуации в отрасли, науке или на примере конкретного объекта исследования. Диагностика проблемы согласно описанной методике Анализ, сравнение, математические расчёты, статистический анализ, критический анализ
Практическая глава Проведение эксперимента, опыта, прикладное исследование Эксперимент (естественный или лабораторный), наблюдение, опрос, анкетирование, аналитика, математические расчеты и пр.
Рекомендательная глава Описание условий применения предложенного метода или варианта решения проблемы, прогнозирование результатов, рекомендации Прогнозирование, моделирование, описание, обоснование

Научно-прикладная магистерская диссертация свойственна многим областям и направлениям. Притом в каждом из них раскрытие темы и выработка решения буде проходить специфично, учитывая соответствующие парадигмы, законы и нормы.

В технической плоскости авторы стараются урегулировать проблему посредством выработки новейших приемов, инструментов или способов применения тех или иных устройств. В данном случае не обойтись без соответствующей информационной базы: технические характеристики, технология процесса, анализ определенных показателей устройств, оценка эффективности (экономической, энергетической и пр.). То есть в данном случае прикладной характер может затрагивать как непосредственной производственный процесс, так и экономические аспекты и пр. Но в любом случае в теории автору предстоит описать суть исследовательского вопроса и обозначить конкретные приемы инструментарий, который он намерен использовать в последующих главах. В аналитической части проводится базовый и глубокий анализ объекта исследования с акцентом на проблематику с целью ее обоснования, определения провоцирующих факторов и поиска достойного решения. В практическом разделе исследователь описывает идею и проводит практическое исследование – «тестирование», апробацию, эксперимент для проверки ее состоятельности. Затем важно подготовить экономико-проектный раздел, где будет описывать ход внедрения инноваций и поучаемые эффект: экономический, производственный, технологический и пр. В рекомендательной части проекта магистранту предстоит описать возможности и условия применения в иных сферах деятельности или производствах разработанный им сценарий. В основу такого руда кладут техническую документацию, отчетность объекта исследования, общенаучные факты, специализированную литературу итоги эксперимента (личный опыт).

В гуманитарной области также преобладают научно-прикладные магистерские диссертации. В этой нише с их помощью исследователь проверяет эффективность тех или иных способов работы над текстом, стремится оптимизировать их и повысить результативность (точность, скорость получения и пр.). В этом случае практическая глава сводится к работе над конкретным текстом с задействованием соответствующего инструментария, приема и пр. То есть основной метод НИР здесь – анализ, разбора текста, обзор особенностей, выработка предложений по изменению способа работы и его апробация, описание и обоснование. То есть здесь проект носит больше аналитический характер, требуя при этом индивидуальной работы автора, усилий и пр. По результатам такой НКР магистрант может предложить способы совершенствования той или иной концепции, теории, инструмента и пр.

В социальной научной области также проводятся практические мероприятия с целью определения и решения проблемы. В данном случае основным инструментом в рамках прикладного исследования является опрос, анкетирование, интервью, статистический анализ данных, подчеркивающих специфику проблему и возможности по ее решению. Далее автор предлагает соответствующие мероприятия, но апробировать их не обязательно. Достаточно оценить и спрогнозировать эффект. То есть практика здесь сводится к проведению социального или социологического исследования.

Одной из популярных прикладных отраслей является медицина. Студентам медвузов предстоит подготовить магистерскую диссертацию с проведением медицинского исследования. Такие мероприятия позволяют оценить условия работы врачей и медперсонала, отметить конкретные реальные проблемы (при постановке диагноза, наблюдении за пациентом, лечении, технических аспектах и пр.) И выработать достойный, эффективный путь по решению соответствующих моментов. Чаще всего в основу практической части отводится анализ статистики и отчетности медучреждения, практика автора. Допустимо проведение медицинского эксперимента с разрешения всех заинтересованных сторон.

Еще одной довольно интересной и распространённой областью для научно-прикладных магистерских исследований выступает юриспруденция. В данном случае прикладной характер проявляется в оценке эффективности текущих регламентов, схем, правил и их оптимизации с соответствующим обоснованием. Практический характер базируется на изучении реальных случаев, судебной практики, частных ситуаций, решения кейсов с опорой на современный правовой аппарат и механизмы, инструментарий. Авторам предстоит оценить текущее положение дел в отрасли в рамках заявленной тематики, определить причины и следствия, факторы и постараться урегулировать противоречие с грамотным описанием-обоснованием. То есть здесь апробация не проводится, но оценка, анализ, прогнозирование, научное обоснование – обязательно.

Обратите внимание, что содержание теоретической главы в рамках научно-прикладной магистерской диссертации во всех науках идентично, а состав и характер практического раздела – разнится в зависимости от узости исследуемой области, вопроса, тонкостей в научном плане и необходимости в проведении эксперимента, анализа и пр. Притом в основу этого раздела будет положена не только статистическая и отчетная информация, но и сугубо научная парадигма для обоснования полученных результатов.

Научно-практическая магистерская диссертация призвана удостовериться в эффективности теорий, методик, инструментария на практике и помочь автору в поиске достойных и рабочих способов решения проблемы.

Особенности написания научно-педагогических магистерских диссертаций

Выполнение научно-педагогических магистерских диссертаций принято выносить в отдельную нишу. В данном случае выпускники не просто получают высшее педагогическое образование, но и получают глубокие исследовательские навыки и качества, которые будут полезны при поступлении в аспирантуру.

Направления исследований в научно-педагогических магистерских диссертациях
Направления исследований в научно-педагогических магистерских диссертациях

Такие работы обладают следующими специфическими характеристиками:

  • Нацеленность на решение сугубо педагогических, учебных, методологических и прочих проблем в рамках образовательной сферы;
  • В практической части буде присутствовать описание педагогического эксперимента, призванного обосновать, охарактеризовать идею и показать ее состоятельность, новизну и значимость;
  • Ориентир исследования затрагивает исследовательский вопрос, целевую аудиторию.

Как правило, научно-педагогические магистерские диссертации основываются на общестатистической, научной литературе, а также исследуют проблему в рамках конкретного учреждения в системе образования или противоречие глобального масштаба. Чаще всего акцент делается на педагогических методах и подходах к обучению слушателей, вопросы относительно качества подготовки педагогов, инструменты и внедрение ИИ в учебный процесс и пр. Притом важно не просто описать идею, но и организовать ее апробацию посредством педагогического эксперимента. Именно такой ход подчеркивает сочетание исследования и практического характера.

Рассматриваемая сфера НИР, пожалуй, единственная в своем роде, ориентированная на сугубо образовательный лад и уклад, помогающее развивать научную деятельность в целом.

В основу таких исследований кладут действующие регламенты в системе образования, научную литературу, статистические данные, личный опыт и пр.

При выполнении научно-педагогический магистерской диссертации очень важно учесть осваиваемый профиль и особенности целевой аудитории (дошкольный уровень, школьники, студенты, научная принадлежность и пр.). Важно полагаться на соответствующие парадигмы, правила, концепции и теории, формулы и пр. НКР может затрагивать общепедагогические подходы и приемы, психологические аспекты работы со слушателями, технологические и технические тонкости по организации урока или учебного процесса и пр.

Сходства и отличия магистерских диссертаций

Подготовка магистерской диссертации независимо от профиля и темы, проходит ряд общих стадий и учитывает общие правила оформления согласно нормам ГОСТ. Но на самом деле, процесс формирования основной части исследования в каждом из представленных видов будет разниться.

Основание для сравнения

Научно-исследовательская НКР Научно-практическая НКР

Научно-педагогическая НКР

Характер исследования Теоретический, аналитический Прикладной Прикладной
Информационная база Учебники и справочники, научная литература, литературный обзор, статистика и аналитика Научная литература, статистика, отчетность, эксперимент Статистика, отчетность, научная литература, педагогический эксперимент
Методы исследования

Общенаучные, специализированные

Специфика практического раздела Аналитика, сравнение, прогнозирование Эксперимент, аналитика, прогнозирование и моделирование, апробация Эксперимент, аналитика

В целом можно отметить, что общая структура магистерской диссертации во всех трех форматах будет типичной: введение, основная часть и заключение. Но именно основная часть подчеркнет специфику научной мысли и характер действий автора по заявленной тематике и проблематике.

В рамках научно-исследовательских трудов магистрантов акцент делается на теоретическом или общенаучном исследовании проблемы глобального масштаба. Здесь автор подчеркивает проблемы в научном познании, применении теорий, правил, методик и предлагаемо способы их усовершенствования.

В рамках научно-прикладного проекта автору не обойтись без эксперимента или апробации выдвигаемой гипотезы, ее тотального обзора, разбора и обоснования. Здесь порядок проведения НИР учитывает границы тематического погружения, возможности автора, располагаемую им информационную, материально-техническую базу и пр. Акцент делается именно на внедрении в практику предложенной автором модели и ее оценку в реальном времени.

Вышеотмеченные варианты исследований свойственны фактически всем действующим отраслям и наукам. Характер исследования определяется лишь узостью постигаемой магистерской программы, возможностями автора.

Научно-педагогическая диссертация магистранта ориентирована на сферу образования и будет базироваться на всех актах, теориях, правилах, действующих в этой сфере. В данном случае происходит сочетание исследования и практики: автор старается откорректировать. Улучшить текущие нормы, правила, приемы. Методики и апробировать их лично для подтверждения эффективности. Здесь могут быть затронуты проблемы педагогического типа, технического, психологического и пр. Все зависит от узости магистерской программы.

То есть основная часть диссертации магистранта будет отличаться по характеру, методологии проведения исследования, информационной базе, составу и пр.

Но несмотря на разный состав, цель таких проектов одна – улучшить и повысить эффективность работы в соответствующей области, решить конкретную проблематику.

Какую магистерскую диссертацию писать выпускнику?

Когда встает вопрос о том, как писать магистерскую диссертацию, важно понять ряд особенностей:

  • Особенности постигаемой образовательной программы и ее характер;
  • Требования учебного заведения к составу и содержанию проекта;
  • Тематические особенности исследования, приверженность к конкретной научной области;
  • Возможности автора.

Во-первых, важно проанализировать состав постигаемой специализации, учесть специфику выбранного профиля и его нацеленность: какие навыки развивает, какие приемы и пары преобладают, чему учится автор и какие компетенции обретает. Как правило, сугубо теоретические манеры свойственны гуманитарным и социальным наукам.

Во-вторых, стоит внимательно изучить требования к магистерской диссертации в рамках постигаемой специальности. Как правило, в этом документе прописываются основные требования к подготовке документа и отмечается общий состав каждого раздела. Если необходимость эксперимента, апробации отсутствует, то исследование, скорее всего, носит научно-исследовательский характер.

В-третьих, существенную роль в предопределении типа диссертации магистранта играет тема. Если она требует проведение анализа данных, эксперимента, моделирования ситуации, статистического анализа и прочих способов диагностики, прогнозирования, то она так или иначе соприкасается с практикой и поэтому будет требовать личного участия. Если же тематика требует преимущественно обзора, сравнения, описания, реферирования – то она больше исследовательская или теоретическая.

В-четвертых, важно ориентироваться на способности и возможности исследователя. Располагаемую им информацию и материально-техническую базу для проведения исследования.

В целом, любая тема может быть преподнесена авторами по-разному. Даже одну и ту же тематику и проблематику можно раскрыть с разных ракурсов: теоретического, практического, педагогического. Все зависит от особенностей программы, уровня подготовки и мотивации, возможностей исследователя. Но в любом случае важно тщательно продумать ход изучения направления и решения заявленной проблемы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по выполнению магистерских диссертаций в зависимости от специализации

Проанализируйте цели и задачи магистерской программы обучения. Если цель – развить практические навыки, то будьте готовы к выполнению прикладной НКР, если – изучение и развитие исследовательских парадигм – то научно-исследовательские мотивы и пр.

Выбирайте интересную и посильную тему. Обратите внимание на ее формулировку, как правило уже в ней кроется формат и характер научного исследования. Так, изучение и анализ, описание и прогнозирование, исследование и оптимизация – чаще всего затрагивает научные (теоретические) работы. В то же время формулировки исследование и разработка, повышение эффективности и оптимизация, анализ и применение – требует практических действий, проверки соответствующих схем в реалиях.

Независимо от формата, характера исследования, проверяйте источники информации на достоверность, а результаты исследования – на точность, корректность. Старайтесь грамотно использовать первоисточники и описывать ход исследования, тщательно основывая каждый шаг и итог.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *