Обучение на базе магистратуры призвано предоставить учащимся ряд узких компетенций, свойственных преимущественно исследователям и административным работникам. Для подтверждения прохождения и усвоения соответствующей программы, студентам предстоит выполнить серьезное исследование в рамках избранной ими специализации и подготовить к защите магистерскую диссертацию. Притом ее написание будет разниться в зависимости от осваиваемого направления.
СОДЕРЖАНИЕ
Какие бывают магистерские диссертации в зависимости от специализации?
Магистерская диссертация представляет собой аттестационную работу выпускника магистратуры. Это научно-исследовательский труд, который призван решать существующие проблемы в отрасли или в рамках постигаемой профессии современными способами. То есть в данном случае имеет место и научное исследование избранной тематики, и практические действия магистранта по решению обозначенного в проекте исследовательского вопрос аи проблематики с четким обоснованием.
Все направления магистратуры можно разделить на три ряда:
- Научно-исследовательский. Он призван изучать и предлагать новейшие подходы, совершенствовать существующие методологии и концепции, выделять новейшие тенденции и закономерности, внедрять инновационные термины, правила, нормативы, способы и пр. Такие исследования затрагивают проблемы глобального масштаба или общенаучного значения. То есть здесь изначально производится поиск того самого противоречия, а затем выдвигается его новейшее решение с конкретным обоснованием и описанием.
- Научно-практический. В рамках этого формата магистрант делает акцент на практической части и реальных действиях с целью апробации предлагаемого пути или метода решения проблемы. В данном случае преобладает экспериментальная часть с четким описанием-обоснованием полученных результатов, оценки возможностей из применения в реалиях. То есть изучению подвергают конкретную существующую проблему, а выдвигаемая рекомендация и решение – обновлённый способ или инновационный прием, проверенный автором лично.
- Научно-педагогическая работа свойственна проектам, затрагивающим образовательную среду. В этом случае наблюдается сочетание двух вышеперечисленных форматов, но акцент делается именно на системе образования, педагогических приемах и тактиках, учебном процессе, особенностях развития современной молодёжи и пр. Здесь имеет место научное исследование и педагогический эксперимент.
То есть фактически, все варианты магистерских диссертаций требуют от автора глубокого теоретического инспектирования темы, а также научного и практического обоснования выдвигаемого решения.
Важно отметить, что подготовка каждой магистерской диссертации будет учитывать особенности соответствующего направления и конкретной научной области, в рамках которой производится исследование. Поэтому каждый автор должен понимать не только общие правила выполнения НКР, но и учитывать действующие правила, техники и уметь ими оперировать, пользоваться, адаптировать под конкретную ситуацию и оптимизировать ход решения.
Все вышеотмеченные варианты и форматы магистерских диссертаций обладают своими особенностями, признаками и есть конкретные правила, порядок их выполнения. Чтобы успешно справиться с поставленной перед выпускником магистратуры задачей, важно понимать соответствующие тонкости и учитывать их при проведении исследования.
Особенности выполнения научно-исследовательских магистерских диссертаций
Научно-исследовательские магистерские диссертации – одна из самых распространенных вариаций НКР среди выпускников университетов. Данная категория в целом сопоставима с любой научной областью. Ее ключевая особенность заключается в том, что исследование носит преимущественно теоретический характер. То есть такие проекты нацелены на совершенствование правил, регламентов, технологии, переоценку существующих концепций и пр.
В рамках научно-исследовательской магистерской диссертации автор изучает конкретную тему, проводя как минимум тотальный литературный обзор от истоков до настоящего времени по отношению к поставленному исследовательскому вопросу или готов историографию темы и проблемы. Далее ему предстоит оценить степень эффективности существующих теорий, правил, методик, выделить конкретные закономерности и выдвинуть свою гипотезу с целью ее проверки и обоснования.
То есть суть научно-исследовательских магистерских диссертации состоит в том, чтобы подвергнуть конструктивной критике и сомнениям существующие каноны, методы, теории, устоявшиеся или классические подходы и пр.
Состав научно-исследовательских работ магистрантов в целом типичен. Но наполнение каждой части зависит напрямую от изучаемой научной плоскости заявленной тематики, утвержденных границ исследования.
В теоретической главе важно показать симптоматику противоречия, способы его диагностики и существующие по настоящее время теории, правила, подходы и мнения относительно решения. То есть достаточно подготовить глубокий литературный обзор с элементами историографии, а в конце главы выделить конкретные концепции, авторов или приемы, подвергаемые оценке или сомнению с целью проверки их эффективности и поиска оптимального решения.
Практическая глава в составе научно-исследовательской магистерской диссертации призвана провести сравнительный анализ или обзор современных или выделенных ранее парадигм, мнений, подходов и приемов и определить степень их эффективности в текущих условиях. Важно понять, какой из подходов менее успешен, в чем его слабые места, а затем предложить способы его модернизации и адаптации к реалиям, варианты повышения эффективности от применения соответствующих правил и пр. То есть здесь уместен критический анализ, сравнение и сопоставление, проведение эмпирического исследования, лабораторных исследований и экспериментов для проверки выдвигаемого автора «обновленного варианта», его обоснования.
Обратите внимание, что в зависимости о того, в какой научной плоскости пролегает тематика и основной исследовательский вопрос, методология исследования информационная база будет разниться.
Научная область |
Методы исследования в диссертации магистранта | Информационная база |
Акцент в исследовании |
Гуманитарные науки | Сравнение, анализ, обзор, эмпирические приемы | Научная литература, статистика | Качественный анализ данных, грамотная интерпретация результатов |
Естественные науки | Общенаучные приемы. Математические расчеты и модели, лабораторные исследования, анализ и обобщение | Научная литература, личные наблюдения, результаты эксперимента | Точность расчетов и прогнозов, апробация результатов, воспроизводимость исследования |
Технические науки | Научная литература, статистика, лабораторные работы, эксперимент, личный опыт, опыт конкурентов, аналитика | ||
Социальные и экономические науки | Статистические методы, аналитические приемы, математически5е формулы и расчеты, моделирование, опросы и пр. | Научная литература, результаты социальных и социологических исследований, статистика, отчетность госструктур и организаций | Взаимосвязь социальных и экономических явлений, математическая точность и измеримость результатов, аналитический характер, прогнозируемость и моделируемость ситуаций и результатов |
То есть в рамках каждой из научных плоскостей при подготовке диссертации магистранта будут использовать общенаучные приемы, а также специализированные методы исследования с акцентом на практический результат. Апробировать решение – не обязательно, но важно показать возможности его применения на практике, в текущих условиях.
Более того, в качестве источников информации будут служить не только общие моменты (статистика, аналитика и пр.), но и сложная или специализирована литература по теме с пояснением спецтерминов, категорий, инструментов и пр.
Фактически, научно-исследовательские магистратские диссертации призваны убедиться в состоятельности и эффективности известных и существующих подходов, теорий, концепций, правил и техник, подвергнуть их сомнению и грамотно усовершенствовать. В этом и будет состоять личный вклад автора, его идея и позиция, что подчеркнет новизну и значимость исследования в целом.
Магистерские диссертации научно-исследовательского характера носят преимущественно теоретический и аналитический характер, помогая развивать научную парадигму и базисные подходы ку решению проблемы.
Специфика подготовки научно-практических магистерских диссертаций
Студенты, постигающие специальность на базе магистратуры прикладного характера, вынуждены в конце обучения готовить и защищать соответствующую диссертацию. Данный научно-квалификационный труд имеет ряд специфически черт.
Во-первых, он призван показать умение автора пользоваться существующими методиками, правилами в реалиях. То есть все соответствующие научные каноны в обязательном порядке проверяются практическим путем и затем описываются в НКР магистранта.
Во-вторых, исследователь предлагает новый подход или прием для решения исследуемого противоречия. То есть в данном случае прослеживается инноваций прикладного значения с учетом специфики описываемой ситуации, объекта исследования. В данном случае НИР сужается до конкретного примера, который в последующем (после проверки выдвигаемой идеи) подлежит расширению на более весомые масштабы с соответствующими инструкциями, условиями применения и рекомендациями.
В-третьих, при подготовке научно-прикладных магистерских диссертаций автору предстоит провести прикладное исследование: как минимум эксперимент (естественный или лабораторный, все зависит о специфики избранной тематики и проблематики), апробацию. То есть акцент здесь делается именно на практической работе автора и предлагаемой им практической методики, тактики, инноваций.
Выполнение диссертации магистранта научно-прикладного типа проходит по «накатанной траектории» с учетом типичной структуры документа. Но в рамках каждого раздела будут присутствовать свои специфические черты, которые нужно учесть.
Раздел |
Общая характеристика |
Методология |
Теоретическая глава | Обзор основных положений, правил, нормативов, концепций и методов исследования | Обзор, анализ, описание, историография, литературный обзор, реферирование, цитирование |
Аналитическая глава | Анализ текущей ситуации в отрасли, науке или на примере конкретного объекта исследования. Диагностика проблемы согласно описанной методике | Анализ, сравнение, математические расчёты, статистический анализ, критический анализ |
Практическая глава | Проведение эксперимента, опыта, прикладное исследование | Эксперимент (естественный или лабораторный), наблюдение, опрос, анкетирование, аналитика, математические расчеты и пр. |
Рекомендательная глава | Описание условий применения предложенного метода или варианта решения проблемы, прогнозирование результатов, рекомендации | Прогнозирование, моделирование, описание, обоснование |
Научно-прикладная магистерская диссертация свойственна многим областям и направлениям. Притом в каждом из них раскрытие темы и выработка решения буде проходить специфично, учитывая соответствующие парадигмы, законы и нормы.
В технической плоскости авторы стараются урегулировать проблему посредством выработки новейших приемов, инструментов или способов применения тех или иных устройств. В данном случае не обойтись без соответствующей информационной базы: технические характеристики, технология процесса, анализ определенных показателей устройств, оценка эффективности (экономической, энергетической и пр.). То есть в данном случае прикладной характер может затрагивать как непосредственной производственный процесс, так и экономические аспекты и пр. Но в любом случае в теории автору предстоит описать суть исследовательского вопроса и обозначить конкретные приемы инструментарий, который он намерен использовать в последующих главах. В аналитической части проводится базовый и глубокий анализ объекта исследования с акцентом на проблематику с целью ее обоснования, определения провоцирующих факторов и поиска достойного решения. В практическом разделе исследователь описывает идею и проводит практическое исследование – «тестирование», апробацию, эксперимент для проверки ее состоятельности. Затем важно подготовить экономико-проектный раздел, где будет описывать ход внедрения инноваций и поучаемые эффект: экономический, производственный, технологический и пр. В рекомендательной части проекта магистранту предстоит описать возможности и условия применения в иных сферах деятельности или производствах разработанный им сценарий. В основу такого руда кладут техническую документацию, отчетность объекта исследования, общенаучные факты, специализированную литературу итоги эксперимента (личный опыт).
В гуманитарной области также преобладают научно-прикладные магистерские диссертации. В этой нише с их помощью исследователь проверяет эффективность тех или иных способов работы над текстом, стремится оптимизировать их и повысить результативность (точность, скорость получения и пр.). В этом случае практическая глава сводится к работе над конкретным текстом с задействованием соответствующего инструментария, приема и пр. То есть основной метод НИР здесь – анализ, разбора текста, обзор особенностей, выработка предложений по изменению способа работы и его апробация, описание и обоснование. То есть здесь проект носит больше аналитический характер, требуя при этом индивидуальной работы автора, усилий и пр. По результатам такой НКР магистрант может предложить способы совершенствования той или иной концепции, теории, инструмента и пр.
В социальной научной области также проводятся практические мероприятия с целью определения и решения проблемы. В данном случае основным инструментом в рамках прикладного исследования является опрос, анкетирование, интервью, статистический анализ данных, подчеркивающих специфику проблему и возможности по ее решению. Далее автор предлагает соответствующие мероприятия, но апробировать их не обязательно. Достаточно оценить и спрогнозировать эффект. То есть практика здесь сводится к проведению социального или социологического исследования.
Одной из популярных прикладных отраслей является медицина. Студентам медвузов предстоит подготовить магистерскую диссертацию с проведением медицинского исследования. Такие мероприятия позволяют оценить условия работы врачей и медперсонала, отметить конкретные реальные проблемы (при постановке диагноза, наблюдении за пациентом, лечении, технических аспектах и пр.) И выработать достойный, эффективный путь по решению соответствующих моментов. Чаще всего в основу практической части отводится анализ статистики и отчетности медучреждения, практика автора. Допустимо проведение медицинского эксперимента с разрешения всех заинтересованных сторон.
Еще одной довольно интересной и распространённой областью для научно-прикладных магистерских исследований выступает юриспруденция. В данном случае прикладной характер проявляется в оценке эффективности текущих регламентов, схем, правил и их оптимизации с соответствующим обоснованием. Практический характер базируется на изучении реальных случаев, судебной практики, частных ситуаций, решения кейсов с опорой на современный правовой аппарат и механизмы, инструментарий. Авторам предстоит оценить текущее положение дел в отрасли в рамках заявленной тематики, определить причины и следствия, факторы и постараться урегулировать противоречие с грамотным описанием-обоснованием. То есть здесь апробация не проводится, но оценка, анализ, прогнозирование, научное обоснование – обязательно.
Обратите внимание, что содержание теоретической главы в рамках научно-прикладной магистерской диссертации во всех науках идентично, а состав и характер практического раздела – разнится в зависимости от узости исследуемой области, вопроса, тонкостей в научном плане и необходимости в проведении эксперимента, анализа и пр. Притом в основу этого раздела будет положена не только статистическая и отчетная информация, но и сугубо научная парадигма для обоснования полученных результатов.
Научно-практическая магистерская диссертация призвана удостовериться в эффективности теорий, методик, инструментария на практике и помочь автору в поиске достойных и рабочих способов решения проблемы.
Особенности написания научно-педагогических магистерских диссертаций
Выполнение научно-педагогических магистерских диссертаций принято выносить в отдельную нишу. В данном случае выпускники не просто получают высшее педагогическое образование, но и получают глубокие исследовательские навыки и качества, которые будут полезны при поступлении в аспирантуру.
Такие работы обладают следующими специфическими характеристиками:
- Нацеленность на решение сугубо педагогических, учебных, методологических и прочих проблем в рамках образовательной сферы;
- В практической части буде присутствовать описание педагогического эксперимента, призванного обосновать, охарактеризовать идею и показать ее состоятельность, новизну и значимость;
- Ориентир исследования затрагивает исследовательский вопрос, целевую аудиторию.
Как правило, научно-педагогические магистерские диссертации основываются на общестатистической, научной литературе, а также исследуют проблему в рамках конкретного учреждения в системе образования или противоречие глобального масштаба. Чаще всего акцент делается на педагогических методах и подходах к обучению слушателей, вопросы относительно качества подготовки педагогов, инструменты и внедрение ИИ в учебный процесс и пр. Притом важно не просто описать идею, но и организовать ее апробацию посредством педагогического эксперимента. Именно такой ход подчеркивает сочетание исследования и практического характера.
Рассматриваемая сфера НИР, пожалуй, единственная в своем роде, ориентированная на сугубо образовательный лад и уклад, помогающее развивать научную деятельность в целом.
В основу таких исследований кладут действующие регламенты в системе образования, научную литературу, статистические данные, личный опыт и пр.
При выполнении научно-педагогический магистерской диссертации очень важно учесть осваиваемый профиль и особенности целевой аудитории (дошкольный уровень, школьники, студенты, научная принадлежность и пр.). Важно полагаться на соответствующие парадигмы, правила, концепции и теории, формулы и пр. НКР может затрагивать общепедагогические подходы и приемы, психологические аспекты работы со слушателями, технологические и технические тонкости по организации урока или учебного процесса и пр.
Сходства и отличия магистерских диссертаций
Подготовка магистерской диссертации независимо от профиля и темы, проходит ряд общих стадий и учитывает общие правила оформления согласно нормам ГОСТ. Но на самом деле, процесс формирования основной части исследования в каждом из представленных видов будет разниться.
Основание для сравнения |
Научно-исследовательская НКР | Научно-практическая НКР |
Научно-педагогическая НКР |
Характер исследования | Теоретический, аналитический | Прикладной | Прикладной |
Информационная база | Учебники и справочники, научная литература, литературный обзор, статистика и аналитика | Научная литература, статистика, отчетность, эксперимент | Статистика, отчетность, научная литература, педагогический эксперимент |
Методы исследования |
Общенаучные, специализированные |
||
Специфика практического раздела | Аналитика, сравнение, прогнозирование | Эксперимент, аналитика, прогнозирование и моделирование, апробация | Эксперимент, аналитика |
В целом можно отметить, что общая структура магистерской диссертации во всех трех форматах будет типичной: введение, основная часть и заключение. Но именно основная часть подчеркнет специфику научной мысли и характер действий автора по заявленной тематике и проблематике.
В рамках научно-исследовательских трудов магистрантов акцент делается на теоретическом или общенаучном исследовании проблемы глобального масштаба. Здесь автор подчеркивает проблемы в научном познании, применении теорий, правил, методик и предлагаемо способы их усовершенствования.
В рамках научно-прикладного проекта автору не обойтись без эксперимента или апробации выдвигаемой гипотезы, ее тотального обзора, разбора и обоснования. Здесь порядок проведения НИР учитывает границы тематического погружения, возможности автора, располагаемую им информационную, материально-техническую базу и пр. Акцент делается именно на внедрении в практику предложенной автором модели и ее оценку в реальном времени.
Вышеотмеченные варианты исследований свойственны фактически всем действующим отраслям и наукам. Характер исследования определяется лишь узостью постигаемой магистерской программы, возможностями автора.
Научно-педагогическая диссертация магистранта ориентирована на сферу образования и будет базироваться на всех актах, теориях, правилах, действующих в этой сфере. В данном случае происходит сочетание исследования и практики: автор старается откорректировать. Улучшить текущие нормы, правила, приемы. Методики и апробировать их лично для подтверждения эффективности. Здесь могут быть затронуты проблемы педагогического типа, технического, психологического и пр. Все зависит от узости магистерской программы.
То есть основная часть диссертации магистранта будет отличаться по характеру, методологии проведения исследования, информационной базе, составу и пр.
Но несмотря на разный состав, цель таких проектов одна – улучшить и повысить эффективность работы в соответствующей области, решить конкретную проблематику.
Какую магистерскую диссертацию писать выпускнику?
Когда встает вопрос о том, как писать магистерскую диссертацию, важно понять ряд особенностей:
- Особенности постигаемой образовательной программы и ее характер;
- Требования учебного заведения к составу и содержанию проекта;
- Тематические особенности исследования, приверженность к конкретной научной области;
- Возможности автора.
Во-первых, важно проанализировать состав постигаемой специализации, учесть специфику выбранного профиля и его нацеленность: какие навыки развивает, какие приемы и пары преобладают, чему учится автор и какие компетенции обретает. Как правило, сугубо теоретические манеры свойственны гуманитарным и социальным наукам.
Во-вторых, стоит внимательно изучить требования к магистерской диссертации в рамках постигаемой специальности. Как правило, в этом документе прописываются основные требования к подготовке документа и отмечается общий состав каждого раздела. Если необходимость эксперимента, апробации отсутствует, то исследование, скорее всего, носит научно-исследовательский характер.
В-третьих, существенную роль в предопределении типа диссертации магистранта играет тема. Если она требует проведение анализа данных, эксперимента, моделирования ситуации, статистического анализа и прочих способов диагностики, прогнозирования, то она так или иначе соприкасается с практикой и поэтому будет требовать личного участия. Если же тематика требует преимущественно обзора, сравнения, описания, реферирования – то она больше исследовательская или теоретическая.
В-четвертых, важно ориентироваться на способности и возможности исследователя. Располагаемую им информацию и материально-техническую базу для проведения исследования.
В целом, любая тема может быть преподнесена авторами по-разному. Даже одну и ту же тематику и проблематику можно раскрыть с разных ракурсов: теоретического, практического, педагогического. Все зависит от особенностей программы, уровня подготовки и мотивации, возможностей исследователя. Но в любом случае важно тщательно продумать ход изучения направления и решения заявленной проблемы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по выполнению магистерских диссертаций в зависимости от специализации
Проанализируйте цели и задачи магистерской программы обучения. Если цель – развить практические навыки, то будьте готовы к выполнению прикладной НКР, если – изучение и развитие исследовательских парадигм – то научно-исследовательские мотивы и пр.
Выбирайте интересную и посильную тему. Обратите внимание на ее формулировку, как правило уже в ней кроется формат и характер научного исследования. Так, изучение и анализ, описание и прогнозирование, исследование и оптимизация – чаще всего затрагивает научные (теоретические) работы. В то же время формулировки исследование и разработка, повышение эффективности и оптимизация, анализ и применение – требует практических действий, проверки соответствующих схем в реалиях.
Независимо от формата, характера исследования, проверяйте источники информации на достоверность, а результаты исследования – на точность, корректность. Старайтесь грамотно использовать первоисточники и описывать ход исследования, тщательно основывая каждый шаг и итог.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!