Казалось бы, что может измениться в жизни студента и самом студенте на время обучения? На самом деле с первого по пятый курс учащийся кардинально меняется. Предлагаем рассмотреть «эволюцию» студента от поступления до выпуска из ВУЗа и наглядно увидеть, какие перемены он претерпевает.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности студентов-первокурсников
Отличить новичка от опытного просто. Он выделяется из толпы следующими чертами:
- пугливость и волнение. Новое здание, новые люди, новые знакомства – все это может поставить человек в ступор. Кто-то легко идет на контакт, другие же – сторонятся новшеств и долго присматриваются к новым людям. Как правило, первокурсники ходят небольшими компаниями (10-15 человек).
- приходит до начала занятий. Новое расписание и ритм жизни – к этому первокурснику предстоит привыкнуть. Он боится опоздать, боится неприязни со стороны преподавателя и пр. Поэтому предпочитает приходить на пары за 20-30 минут до их начала.
- до конца не понимает и волнуется, когда слышит такие слова, как «физкультура», «зачет», «сессия» и пр.
- старательно выполняет каждое задание, посещает библиотеку и все занятия по расписанию, стараясь не пропускать.
Особенности студентов второго курса
Эти учащиеся уже знают правила ВУЗа, какой педагог и как относится к предмету, его требования и пр. Здесь психологический портрет второкурсника уже отличается от новичка:
- если на лице первокурсника видно волнение и пугливость, то у второкурсника более уверенный взгляд, он спокоен и менее суетлив;
- устанавливает новые контакты на основе определенного расчета, выгоды и пр.;
- хорошо ориентируется в ВУЗе и его филиалах, уже знаком с разными кафедрами и иными структурными подразделениями;
- подготовка к занятиям уже не столь тщательная, но готовность их достигает 75-80%, посещаемость также немного снижается (студент выборочно посещает предметы);
- перед зачетной неделей и сессией сохраняется волнение, но уже не в такой явной форме, как у первокурсника. Он обладает общими знаниями и знает, как проходит экзамен, зачет и пр.
Особенности студентов третьего курса
Третьекурсники отличаются самоуверенностью. Им практически неведом страх и волнение. Они могут опоздать на пару или вовсе не явиться на занятия, их подготовка зависит от настроения и желания, но исправлять полученные «неуды» они стараются до наступления сессии, так как уже знакомы с действующим порядком.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
По идее, на третьем курсе начинают преподавать профильные дисциплины, но студентам они даются нелегко. Несмотря на это они продолжают верить, что это несложно, и смогут все освоить за одну ночь.
Многие преподаватели отмечают, что третьекурсники становятся наглыми, язвительными, но подобные черты в большей степени зависят от воспитания.
Особенности студентов четвертого курса
Четверокурсники находятся в предвкушении: «еще вот-вот, чуть-чуть и выпуск». Они постоянно интересуются у выпускников, как и что делать, что им предстоит испытать и пр. Преподаватели становятся более требовательными к четверокурсникам. Как правило, образовательная программа старших курсов предусматривает написание преддипломной курсовой работы и выполнение отчета по производственной практике. Фактически уже на четвертом курсе студенты выполняют 50% дипломной работы.
Четверокурсники обладают достаточными знаниями, чтобы начать работать в рамках выбранной специализации. Они уверены в собственных силах, объективно оценивают ситуацию, знают, кто из преподавателей требователен, а кто лоялен и умело пользуются этим.
Особенности студентов пятого курса
Пятикурсники считают себя героями, пережившими «целые сражения» (зачеты, сессии, курсовые работы и пр.). На самом деле, чем ближе к выпуску ГОСам, тем больше выпускники напоминают первокурсников: в их глазах царит ужас и страх, волнение, руки трясутся, они постоянно зубрят и читают и т.д. Выпускники буквально мучают преподавателей и днем и ночью, чтобы выполнить диплом на высшем уровне.
К концу пятого курса студент превращается в специалиста, который владеет достаточными знаниями и навыками. Данный факт остается подтвердить на защите диплома. Нередко пятикурсники уже работают, а написание диплома заказывают у авторов (исполнителей). Перед защитой они стараются разобраться, что же «понаписывал» исполнитель и как это преподнести комиссии.
Только после защиты они обретают уверенность в собственных силах и строят дальнейшие планы: куда устроятся на работу/переведутся/продолжат обучение и пр.
Таким образом, с покорением каждого нового курса студент становится более яркой и самоуверенной личностью, которая объективно оценивает ситуацию и пользуется всеми возможными методами для достижения собственной цели. Вместе со знаниями и профессионализмом, растет личность.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!