Пребывание детей в детском дошкольном учреждении – это не просто грамотная организация их досуга без присутствия родителей рядом. В этих образовательных центрах не просто приглядывают за «маленькими гражданами», но и помогают в их развитии и воспитании. В стенах ДОУ реализуют самые разные образовательные программы, начиная от общеразвивающих, коррекционных заканчивая парциальными. О последних мы поговорим сегодня подробнее.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое парциальная программа в ДОУ? (понятие и функции)
Парциальная программа дошкольного образования — это особый инструмент, нацеленный на развитие детей в определенном направлении с учетом их интересов, возможностей и пр. Данная парадигма реализуется параллельной основной программе обучения и носит второстепенный характер.
Парциальные программы для детей ориентированы на выполнение следующих базовых функций:
- Развивающая. Она ориентирована на индивидуальные особенности ребенка, его увлечения, возможности. То есть в данном случае происходит погружение в определенную плоскость. Притом ее изучение будет более глубоким.
- Мотивирующая. Благодаря тому. Что учитывают интересы и таланты каждого ребенка, изучать и заниматься по такой траектории ему интереснее.
- Творческая. Этот инструмент нацелен на выявление и дальнейшее развитие способностей и возможностей учащихся, развитию определенных талантов и качеств, креатива и пр.
- Личностно-ориентированная. Такие парадигмы помогают не просто получать общие знания или исследовать определенную область глубже. Они помогают ребенку развивать личностные качества и культурные ценности, традиции, следовать правилам, взаимодействовать с педагогами и другими учащимися и пр.
- И пр.
То есть парциальная программа – развитие детей с акцентом на социализацию, способности и таланты, их самостоятельность. Фактически она дополняет базовую программу обучению воспитанников ДОУ, учитывая текущий уровень подготовки каждого слушателя, их увлечения и интересы, возможности и пр.
Рассматриваемая база обучения нацелена на позитивное обучение детсадовцев. С ее помощью преподаватели облегчают адаптацию подопечных, помогают им в духовно-нравственном и культурном становлении, развитию уверенности в собственных силах и лидерских зачатков.
Парциальные программы дошкольного образования затрагивают три основных уровня развития личности. Во-первых, они учитывают эмоционально-психологические особенности каждого слушателя и подстраиваются под них, повышая тем самым мотивацию к обучению и продуктивность. Во-вторых, этот инструмент также базируется на физических возможностях детей и адаптирован под их уровень развития, состояния здоровья и пр. То есть они будут посильны целевой аудитории физически. В-третьих, такие программы ориентированы на социальное развитие общества, освоение правил этикета, культуры и этики, общественного порядка и пр.
Таким образом, парциальная программа в ДОУ – это дополнительный инструмент, помогающий установить педагогу прочные и дружественные отношения с подопечными, раскрыть их потенциал и помочь в личностном и дополнительном развитии каждого ребенка. Он дополняет общую программу обучения детсадовцев с учетом их возрастных и иных особенностей.
Особенности парциальных программ в дошкольном образовании (целевая аудитория, состав, развитие и пр.)
Парциальная программа – развитие детсадовцев с учетом их личных потребностей, мотивов, желаний и с акцентом на личностный подход. Данная парадигма обладает рядом специфических черт, подчеркивающих ее особенности и роль в системе обучения.
Первой особенностью такого подхода является индивидуальный характер. Рассматриваемая система подготовки учитывает личностные характеристики каждого ребенка в группе, а также помогает раскрыть таланты и потенциал каждого слушателя, сделать акцент на их развитии, подобрав соответствующие методы и подходы.
Второй специфической чертой выступает вторичность. Парциальные программы для детей реализуются в качестве дополнительной деятельности при ДОУ: внеурочная, внеклассная, дополнительные кружки и пр. Притом их освоение не считается обязательным, а чаще носит добровольный характер. Но условия посещения таких занятий может отличаться от основной программы: определенное расписание, плата, дополнительные материалы и учебники и пр.
Третьим признаком считается гуманизация. То есть реализация такой траектории предполагает сотрудничество не только с воспитанником, но и с его семьей, группой в целом, окружением, внешними факторами и внутриличностными особенностями (характер, потребности в развитии, интересы и пр.). Организатору предстоит понять, что умеет, что желает освоить ребенок, какие подходы ему интересны и привлекают внимание к учебному процессу и пр. Притом конечные результаты будут полезны учащемуся не только на текущий момент. Они станут основой для дальнейшего роста.
Четвертая особенность состоит в том, что она ориентирована именно на личностно-творческое становление. То есть здесь ориентир – потенциал ребенка, его способности и таланты с опорой на такие личностные качества, как дисциплина, самостоятельность, общение и пр. То есть в данном случае будет происходить дополнение общеразвивающей части с акцентом на социализацию и самореализацию.
Пятая специфика предполагает ориентацию на возрастные особенности целевой аудитории. То есть обучение будет строиться на тех приемах, подходах, инструментах, которые свойственны работе с детьми определенной возрастной группы. Чаще всего преобладает игровая деятельность с элементами формальных заданий, конкурсов, командных игр и пр. Также допустим учет характера и темперамента детей: одним больше подходит командный тип, другим – индивидуальные занятия.
Еще одной специфической чертой является работа над сложностями с опорой на сильные стороны учащегося. То есть парциальная программа может быть ориентирована на борьбу с фобиями, дополнительными занятиями коррекционного плана (если есть какие-либо отклонения от развития, проблемы с обучением и пр.). Здесь может проходить терапия возмещения или восполнения. Первая нацелена на активное привлечение сильных качеств ребенка, вторая – проработка недостатков и постепенное их устранение. То есть парциальная программа дошкольного образования помогает детям преодолеть сложности целенаправленно, бороться с имеющимися у них пробелами и недостатками грамотно.
Таким образом, можно сказать, что парциальная программа в ДОУ прорабатывается в индивидуальном порядке и предназначена для конкретной целевой аудитории: как группы так и отдельных воспитанников. С ее помощью происходит развитие личностного, культурно-эстетического, творческого формата. В этом сегменте наблюдается сбалансированный подход к организации и реализации учебного процесса, где преобладает мотивация к развитию.
Классификация парциальных программ на базе ДОУ
Парциальная программа – развитие воспитанников с учетом их общевозрастных и индивидуальных особенностей. Это не какая-то единая траектория, а ориентированная на потребности каждого подопечного (его знания и умения, способности и возможности, желания и пр.). Поэтому проработка каждой такой траектории выливается в создание парциальной программы соответствующего вида.
Разновидность |
Характеристика |
Результаты |
Групповая | Развитие определенного набора навыков и качеств для группы детей определенного возраста с совпадающими интересами | Развитие соответствующего набора компетенций, командная работа, социализация |
Индивидуальная | Разработка плана развития для конкретного индивида с учетом его особенностей, желаний, способностей и проблем | Решение проблем в развитии индивида, социализация, коммуникация, проработка сильных и слабых стон, творческое и личностное развитие |
Творческая | Ориентирована на развитие определенных творческих навыков (рисование, музыка, танец вокал, лепка и пр.) | Освоение конкретных техник и умений, самовыражение, удовлетворение интересов и потребностей в развитии, раскрытие потенциала |
Коррекционная | Нацелена на работу над недостатками или пробелами, проблемами в развитии, психологическая поддержка учащихся и их семей и пр. | Работа над недостатками и проблемами в обучении, психологическая помощь (адаптация, корректировка поведения и пр.), логопедическая помощь, проработка проблемных мест в учебе, работа с фобиями и пр. |
Научная | Более глубокое погружение в выбранную учащимся науку, которая ему интересна и к которой имеются предрасположенности | Освоение дополнительных навыков и знаний в рамках определенной дисциплины поверх общей программы |
Спортивная | Освоение новых спортивных игр, упражнений с целью повышения тонуса мышц, выносливости и пр. | Физическое развитие, укрепление организма, раскрытие спортивного потенциала, талантов и спортивных зачатков в определенном виде спорта |
На самом деле классификация парциальных программ огромна. В таблице выше мы привели лишь общую градацию таких направлений обучения в детских садах. Притом каждая из отмеченных групп может быть разбит на более узкие сегменты.
В зависимости от формы реализации можно отметить групповые и индивидуальные траектории. Первая подходит определенной группе воспитанников, которые имеют общие проблемы или интересы, схожие предрасположенности и пр. Индивидуальные же ориентированы на развитие конкретного ребенка с учетом его уровня подготовки и мотивов, способностей и возможностей.
Парциальная программа – развитие в узком направлении с акцентом на возможности совершенствования или необходимость преодоления определенных проблем в развитии детей. Здесь можно отметить следующие вариации:
- Творческие направления ориентированы на углубленное изучение определенного формата в зависимости от талантов и желания подопечного. Это может быть ИЗО, лепка, творческая мастерская на основе цветной бумаги и пр., музыкальное развитие, театральная студия и пр.
- Коррекционные траектории ориентированы на помощь в преодолении сложностей, восполнении пробелов и недостатков, самосовершенствовании, здесь в основе программы лежит работа педагога-психолога, при необходимости с привлечением логопеда-дефектолога.
- Научные. В этом сегменте акцент делается на углубленном изучении определенной дисциплины. Ярким примером таких траекторий выступают следующие варианты:
Программа |
Суть |
Юный эколог | Развитие навыков о природоведении и экологии, изучение природных явлений, правила защиты окружающей среды, бережное отношение к здоровью, экологическое воспитание |
Паутинка | Логическая программа, ориентированная на становление коммуникационных навыков, умение ориентироваться в пространстве, общей логики и моторики, познание своего «Я» |
Математические ступеньки | Погружение в мир математики с игровым подходом в зависимости от возраста воспитанников: освоение цифр и счета, базовые математические операции, применение математики в жизни |
Гимнастика | Общее спортивное развитие, пластика, гибкость, грация, растяжка, базовые гимнастические приемы по возрасту |
То есть в рамках каждого вида парциальных программ ДОУ возможна разбивка на более узкие направления и секции, где в каждом случае дети будут постигать новые компетенции, получать соответствующие впечатления, взаимодействовать, работать над собой и пр.
То есть независимо от вида парциальные программы для детей – целенаправленные и узкоориентированные. Каждый воспитанник вправе выбрать как одно, так и несколько направлений для освоения с учетом своих желаний и возможностей.
Состав и содержание парциальных программ для дошкольного образования
Парциальная программа дошкольного образования – это отдельный и официальный документ, подлежащий реализации в рамках учебного и воспитательного процесса. К процессу его разработки важно подойти максимально глубоко и обдуманно, учитывая нормы ФГОС и формальные особенности оформления.
Цель формирования такой траектории состоит в оптимизации учебного и образовательного процесса в детском саду в целом, повышение мотивации и интереса воспитанников к учебе, помощь в их социализации и адаптации.
В составе парциальных программ можно выделить следующие части:
- Краткая характеристика ДОУ: цель, материально-техническая характеристика, анализ педагогического состава, основная ориентация (общее или коррекционное развитие) и пр.;
- Краткая характеристика парциальной программы для детей: ориентации, цели и задачи, условия реализации, ограничения, методы работы и пр.;
- Описание структуры программы: план занятий, материалы для проведения занятий (конспекты и дидактические материалы), методы обучения по каждой теме, критерии оценивания и т.д.;
- Рекомендации по внедрению и применению: описание результатов апробации, советы по применению данной траектории и пр.
То есть в целом порядок разработки таких организационно-учебных комплексов будет сводиться к стандартной схеме действий.
Парциальные программы в ДОУ разрабатываются педагогами или администрацией детского сада с учетом уклона в деятельности учебного центра, особенностей в развитии воспитанников. Первым шагом станет анализ целевой аудитории. Он предполагает выделение общих характеристик целевой группы (возраст, базовая подготовка, предрасположенности и пр.) с целью ее дальнейшего развития в конкретном направлении мимо общей программы.
В рамках исследования целевой аудитории важно не просто собрать сведения о каждом воспитаннике, но и провести беседу с родителями. Такой подход поможет лучше понять, какое направление больше подходит ребенку, каковы его интересы, что отмечают родители, какие противопоказания есть и пр.
Вторым шагом станет проработка состава парциальной программы с акцентом на конкретные направления развития подопечных. В данном случае важно продумать как групповые занятия, так и индивидуальные. Состав программ может разниться в зависимости от того, в отношении кого планируется реализации соответствующей траектории, материально-технических условий, опыта педагога и пр. В данном случае нужно подобрать эффективные и пригонные в конкретной ситуации методы обучения.
Третий шаг – планирование учебного процесса и подбор информационной базы. В щаном случае происходит конкретизация разделов, тем, содержания занятий, утверждается конкретная последовательность погружения в направление, намечаются ориентиры и границы, критерии оценивания, формы деятельности и пр.
Четвертый шаг – оформление парциальной программы с учетом общих норм ФГОС с подготовкой всех основных и сопутствующих документов. По мере форматирования важно удостовериться в грамотности и корректности документа, его соответствии ориентации ДОУ и общим требованиям, стандартам образования.
Пятый шаг – утверждение. Парциальные программы наравне с общеразвивающими, базовыми, подлежат согласованию и утверждению со сторон администрации. Процесс утверждения такой траектории в целом стандартен.
Только после полного прохождения всех стадий начинается реализация этого инструмента с учетом всех описанных условий, требований и параметров.
Принципы разработки и реализации парциальных программ
Парциальная программа дошкольного образования формируется не просто с акцентом на конкретного ребенка и его желания, интересы. В данном случае есть масса немаловажных принципов и правил, которые сориентируют преподавателя или организатора при построении занятий.
Первым правилом при разработке такой парадигмы, конечно же, является соответствие требованиям ФГОС. То есть намечаемая траектория должны учитывать общие правила педагогики, требования к качеству образования и построена последовательно, логично. Более того, данный формат подлежит базовому оформлению в виде структурированного документа с прохождением всех стадий, начиная от проектирования, описания и заканчивая утверждением.
Вторым правилом выступает ориентированность на результат. Данный параметр индивидуален и зависит от массы факторов: кто будет осваивать материал (1 человек или небольшая группа), возраст воспитанников, уровень текущей подготовки, конкретизация на результат (чему учить, что должен достичь индивид и пр.).
Третий принцип разработки предполагает разнообразие методов обучения. Согласитесь, дети любят активности и многообразие взаимодействий. Однотипный формат их утруждает, надоедает, теряется интерес к учебному процессу. Парциальные программы для детей хороши именно тем, что педагоги творчески подходят к организации обучения, используя целую комбинацию приемов. Притом каждый подход будет развивать конкретные навыки и качества.
Четвертое правило – предметная узость. Парциальная программа в ДОУ ориентирована на конкретную плоскость, пролегающую в рамках интересов ребенка и соприкасаемую с соответствующим предметом или сферой деятельности. Здесь дети постигают отдельно взятые элементы или основы на поэтапной основе.
Пятый принцип – адаптивность. Программа формируется с учетом индивидуальных качеств и интересов целевой аудитории, а также с учетом материально-технических, правовых, предметных и иных условий и особенностей. То есть данная траектория будет корректироваться с учетом текущих факторов и потребностей в развитии целевой аудитории, новейших тенденций и пр.
Шестое правило – измеримость или оценка. После внедрения важно определить степень эффективности парциальной программы, понять необходимость ее доработки и соответствующие области. Важно контролировать ход ее реализации и оперативно реагировать на любые вопросы, сложности и пр.
Таким образом, парциальная программа в ДОУ формируется с учетом массы различных факторов, условий и параметров. Только благодаря грамотному и качественному подходу к ее формированию можно получить достойный результат и успех.
Плюсы и минусы парциальных программ в дошкольном образовании
Парциальные программы для детей – это дополнительная возможность открыть для себя что-то новое и освоить соответствующие навыки, удовлетворить собственные потребности в развитии. Казалось бы, у этого направления хорошие перспективы и весьма значительная роль в системе подготовки. Но у каждой медали есть две стороны.
Достоинства |
Недостатки |
Учет потребностей в развитии воспитанников, индивидуальный подход | Вторичный характер |
Гибкость и адаптивность | Необходимость дополнительных трат, специальные условия реализации, дополнительное оборудование и инструменты |
Добровольное обучение | Специфические условия для допуска к занятиям |
Раскрытие потенциала и таланта | Необходимость привлечения дополнительного персонала для качественного развития |
Разнообразие учебного процесса | Дополнительная нагрузка на воспитанников и педагогов |
Парциальные программы обладают рядом положительных черт. Во-первых, такие траектории ориентированы на интересы и потребности детсадовцев в развитии, то есть они изначально замотивированы на их освоение и готовы с удовольствием их постигать. Но данному плюсу противостоит свой минус: данная траектория осваивается в качестве дополнительных занятий, поэтому уходит на второй план.
Парциальные программы дошкольного образования, несмотря на свою унификацию, очень гибкие и легко приспосабливаемы к имеющимся условиям. Главное – иметь под рукой достаточный инструментарий и педагогический состав для реализации. Противоположно данному преимуществу то, что порой для внедрения и реализации такой парадигмы требуются дополнительные траты на оснащение класса, закупку инструментарию, подготовку педагогов и пр.
Еще одним достоинством парциальных программ выступает их доступность и добровольный характер обучения. То есть данная парадигма относится к числу вариативного образования: каждый воспитанник может выбрать то направление, которым хочет заниматься. Но этому плюсу есть и свой минус: не всегда подобные курсы доступны всем желающим. В некоторых случаях требуется наличие определенной базы и выдвигаются соответствующие требования к учащимся.
Явным преимуществом рассматриваемой траектории выступает творческая направленность – раскрытие потенциала и талантов воспитанников ДОУ. То есть здесь наблюдается всестороннее развитие лидерских качеств, дополнительных умений, расширение мировоззрения и лексикона и пр. Но не обходится и без недостатков: порой для реализации программы требуется специально подготовленный специалист с соответствующим образованием и опытом.
Не менее ярким плюсом выступает разнообразие учебного процесса, так как парциальная программа в ДОУ основана на разных методах подготовки, чтобы привлечь и удержать внимание юных зрителей. Не стоит упускать из виду и факт увеличения нагрузки на учащихся, который может неоднозначно отразиться на их общем развитии, характере, состоянии здоровья и пр.
Парциальная программа – развитие воспитанников ДОУ, которая имеет свои сильные и слабые стороны. Но в любом случае выбор и решение об обучении по ней – сугубо индивидуальный.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по подготовке и применению парциальных программ в ДОУ
Разработка и внедрение парциальных программ в дошкольных учреждениях – задача не простая. Важно подойти к этому процессу тщательно и осознанно.
В первую очередь изучите действие общеразвивающие программы при ДОУ и постарайтесь выделить направления, темы, которые в них не освещены или слабо затронуты. Можно сделать акцент на них.
Понаблюдайте за воспитанниками, постарайтесь выявить их увлечения, направления, где они принимают участие с интересом и энтузиазмом. Такие зачатки помогают раскрывать их возможности и развивать таланты.
Если в группе наблюдаются некоторые недочеты в общем развитии, сложно усваиваются темы, то можно подумать о дополнительных занятиях, нацеленных на восполнение соответствующих пробелов и помощь в преодолении сложностей.
Учитывайте, что в изучении программы должна быть определенная последовательность. Чаще всего она базируется на принципе «от простого к сложному». Постарайтесь наметить четкий план действий по каждой теме, а также переход между темами. Осваиваемые знания должны иметь применение в каждом последующем занятии. Так они лучше усвоятся и закрепятся.
Реализацией парциальных программ должны заниматься только компетентные преподаватели. Педагоги-воспитатели должны понимать особенности дошкольного обучения, уметь персонализировать учебный процесс и адаптировать материал под конкретного воспитанника с учетом уровня его подготовки и пр. важно просто и понятно излагать тему, помогать в развитии практических умений и пр.
Обязательно нужно мониторить результаты обучения. Важно, чтобы был прогресс. Если отмечаются откаты, то важно оперативно установить проблемы и причины их возникновения, понять, как с ними бороться. Несмотря на свой вторичный характер, реализация намеченной траектории должна приносить пользу.
Не исключайте использование современных технологий на учебных занятиях. Современные дети порой лучше взрослых владеют телефонами, гаджетами. Проведение интерактивных форм обучения только усилит их интерес к теме, предмету и облегчит восприятие и запоминание новой информации.
Команда ДиссХелп готова помочь разобраться во всех тонкостях разработки, оптимизации и реализации парциальных программ в ДОУ. Мы поможет грамотно составить траекторию парциального обучения, подготовим тематические материалы, проинструктирует относительно внедрения оценки результатов и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!