Любое психологическое исследование строится на том, что автор проекта осуществляет некий эксперимент или наблюдение за конкретной группой лиц, предварительно определив цель мероприятия, объект, методологию и пр.
Прежде чем реализовать свои планы: будь то опрос, анкетирование, беседа или наблюдение, важно правильно определить объект исследования. В большинстве психологических изысканий авторы научной работы изучают поведение, общение, особенности развития и иные действия конкретных индивидов или группы лиц. Притом испытуемых делят на несколько групп по схожим признакам (пол, возраст, привычки и пр.). Именно такие группы объектов называют в психологии выборками.
Какие выборки бывают?
Выборка в психологии означает выбор конкретных элементов или группы для проведения исследования из конкретного множества. Выборочный метод исследования позволяет конкретизировать причины определенных процессов, явлений, поведения и следствий. Притом при оценке результатов исследования в отношении конкретной группы в дальнейшем исследователь может распространить действие собственной гипотезы на большую область с учетом определенных условий и критериев.
Исследовать полностью все человечество для определения некоего направления, тенденции просто нереально. Поэтому выборка – актуальный способ для проведения качественного исследования, позволяющая выявить нужные закономерности или получить данные об их опровержении.
Эксперты выделяют следующие разновидности выборок в психологических исследованиях:
- Узкие и широкие. Здесь вид зависит от числа испытуемых или количества выборок в одних экспериментах достаточно проанализировать 2 группы лиц, а в других и 5 будет мало.
- Зависимые и независимые. В данном случае исследователь отмечает, как действия одной группы влияют на ход событий в другой выборке, т.е. существуют ли определенные связующие элементы, сказывающиеся на жизни испытуемых каждой группы.
- Репрезентативная и нерепрезентативная. О данном термине мы говорим чуть позже (в этой же статье).
По сути, выборка – это целевая аудитория эксперимента, призванная помочь исследователю в достижении намеченной цели.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как происходит формирование выборки?
Процесс формирования выборки напрямую зависит от темы и цели исследования, а также определения объекта исследования. Для начала автору научной работы нужно определить:
- Что он намерен изучать?
- Какие материалы потребуются ему для исследования?
- Какие требования будут предъявляться к объекту исследования?
- Какие методы и методики пригодятся?
Как только автор сумеет ответить на эти вопросы, он приступит к конкретным действиям: планирование эксперимента, разработка плана мероприятий и критериев оценки и пр.
Самым важным этапом является определение выборки. Ученый должен понять, какие группы подлежат анализу и оценке, по каким критериям подбирать испытуемых (возраст, пол, работа образование, привычки, состояние здоровья и пр.), что брать во внимание (какие факторы оказывают воздействие) и пр.
В большинстве случаев при формировании выборки в психологическом исследовании учитывают:
- Объем выборки: количество испытуемых объектов в каждой группе, количество групп. Данный параметр определяется исходя из цели и задач исследований, предполагаемых мероприятий, возможно сравнение со схожими экспериментами;
- Индивидуальные качества объекта: наличие определенных навыков, умений, личностных характеристик;
- Дополнительные критерии: пол, возраст, опыт работы, привычки и пр.;
- Критерии выборки: однородность (соответствие конкретному признаку), разнородность (обычно анализируется одна группа лиц, не имеющих между собой явных сходств или различий, для проверки конкретно правила/теории).
Все условия и параметры, предъявляемые по отношению к испытуемым лицам и выборке в целом, способствуют тому, что исследователь в дальнейшем сможет собрать максимум полезных и достоверных данных для анализа.
Что значит репрезентативность выборки?
Репрезентативность представляет собой такое свойство выборки, которое позволяет распространить полученные результаты исследования, проведенного в отношении частных подгрупп, на всю генеральную совокупность. Данное правило успешно распространяется на качественные и количественные исследования при условии их грамотной реализации.
Если распространить полученные результаты исследования невозможно на более широкий круг, то такая выборка будет нерепрезентативной.
Фактически репрезентативность выборки демонстрирует связь выборки с генеральной совокупностью.
Приведем пример репрезентативной и нерепрезентативной выборки.
Допустим, Вы провели социологический опрос населения. Ключевой вопрос исследования – устраивает ли Вас текущий уровень зарплаты? Допустим, в опросе приняло участие 100 человек. В результате Вы получили следующие данные: 18% респондентов негативно относятся к жаре, более 70% — положительно, 12% — затруднились ответить. В данном виде невозможно распространить результаты опроса на всех людей, так как в нем могли принять участие и неработаюшие люди, и иждивенцы и пр. Значит, данная выборка нерепрезентативна.
Но если изначально принять определенные критерии по отношению к выборке: объектом исследования могут быть только трудоустроенные лица в возрасте 18-65 лет, то полученные результаты уже будет можно распространить на все население в целом. В данном случае выборка будет считаться репрезентативной.
Таким образом, чтобы результаты исследования были не просто узкими и частными, но и ими можно было пользоваться в дальнейшем. Важно, чтобы выборка была репрезентативной. Для этого необходимо устанавливать грамотные и правильные параметры по отношению к испытуемым, исходя из целей и задач научной работы.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!