Реализация учебного процесса предполагает не просто передачу опыта и определенной «порции» знаний в рамках выбранного направления, траектории обучения, но и всеобщее личностное развитие. Оно захватывает самые различные воспитательные процессы и акценты на гражданский долг, культурное и духовное становление, развитие творческого потенциала, бытовое и трудовое воспитание и пр. Все эти варианты воспитания и развития отражаются в специальном документе – учебно-воспитательный план.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие, функции и сфера действия учебно-воспитательного плана
Учебно-воспитательный план представляет собой официальный и обязательный документ, действующий в каждом образовательном заведении наравне с образовательной программой. Он является сопутствующим и дополнительным моментом в подготовке учащихся всех уровней образования.
Учебно-воспитательный план или план воспитательной работы представляет собой список задач и дел, реализуемый учениками и учителями (как совместно, так и раздельно, но под контролем опытных наставников) для выработки конкретных представлений и умений помимо предметных знаний. Реализация этого формата позволяет подключить к обучению личностный рост с акцентом на психологические, моральные, религиозные, культурные и прочие ценности.
К числу основополагающих функций учебно-воспитательного плана можно отнести следующие варианты.
Во-первых, направляющая. Она обусловлена определением и уточнением конкретных видов деятельности в рамках учебного процесса и внеурочной деятельности. То есть в данном случае реализация плана по УВР происходит параллельное типичной учебе развитие личности, в ходе которой она обретает определенные компетенции и качества.
Во-вторых, прогнозирующая. В данном случае с помощью учебно-воспитательного плана происходит определение конечных результатов от всех обозначенных мероприятий и видов деятельности, их сочетание с общей программой обучения. То есть план предопределяет роль и конечный результат от каждого действия, задания и пр.
В-третьих, координирующая. Данная миссия проявляется в грамотном подборе методов работы с учащимися (и не только), организаторские моменты (четкое распределение дополнительной нагрузки и мероприятий вне учебного процесса и включение соответствующих программ в традиционные занятия и пр.), построение логичных и связных элементов обучения в рамках единой траектории.
В-четвертых, контрольная. Реализация плана УВР позволяет развить в подопечных ряд важнейших личностных характеристик, на основе которых возможно перестроение общего учебного процесса или выведение отдельных индивидов на индивидуальный проспект. Также реализация дополнительных мероприятий (тематических) позволяет определить степень подготовки и мотивации слушателей, качество усвоения пройденной программы, необходимость и возможности дополнительного развития и пр. То есть план учебно-воспитательной работы подкрепляет основную программу более разнообразными методами и позволяет контролировать ход усвоения пройденной части учебного плана.
В-пятых, воспроизводящая задача. Ее реализация позволяет повторить ранее освоенные темы и моменты в новом формате, замотивировать целевую аудиторию на дополнительное развитие в конкретном сегменте, привлечь внимание к актуальным проблемам и расширить кругозор, оказать влияние на определенные качества (новое развитие или углубленное и пр.).
Важно отметить, что ни одно образовательное заведение не обходится без учебно-воспитательного плана. Притом он разрабатывается на общеорганизационном и групповом (индивидуальном) уровнях. Первый предполагает реализацию общих мероприятий с акцентом на конкретные темы, методы воздействия и воспитания. Второй – предполагает индивидуализацию плана мероприятий, тем, с учетом возрастных и личностных особенностей целевой аудитории, специфики постигаемой программы (уклон, направление и пр.).
Учебно-воспитательный план является не просто документом, но и самым настоящим инструментов воздействия на массы или отдельные личности. Это незримая рука, которая помогает обрести основные или дополнительные качества, умения, представления и пр.
Таким образом, план учебно-воспитательной работы является одним из обязательных вспомогательных актов в образовательном учреждении, которые дополняет и вносит разнообразие в классический учебный процесс с акцентом на общее и профессиональное развитие, мотивируя к покорению новых вершин и развитию навыков софтскиллс.
Правила разработки плана учебно-воспитательной работы
Подготовка и проработка плана УВР требует от разработчика учета массы требований и параметров, каждый из которых так или иначе сказывается на содержании и последовательности мероприятий.
Принцип №1. Целенаправленность и результативность. Каждое намеченное мероприятие в рамках учебно-воспитательной работы приурочено к конкретному событию, теме занятия и умело вписывается в общую концепцию подготовки учащихся. Поэтому важно тщательно продумать, зачем и когда следует проводить те или иные дополнительные занятия или иные мероприятия, их продолжительность, тематичность, намечая при этом потенциальные результаты: что нового узнают подопечные? Чему должны научиться? Какие методы будут задействованы и пр.?
Принцип №2. Возрастные ограничения или ориентиры. Воспитательная работа нацелена на развитие дополнительных характеристик, параметров и личностных качеств слушателей, поэтому важно учитывать их текущий уровень подготовки и возрастные критерии, чтобы тщательнее проработать ширину и глубину погружения в тему или определить «фронт работы» в рамках конкретных мероприятий. Важно сделать процесс посильным и доступным для учащихся, полезным для их всестороннего развития.
Принцип №3. Учебная или профессиональная ориентация. Воспитательная работа в образовательном заведении нацелена не просто на развитие общих личностных качеств (усидчивость, терпение, ответственность и пр.), но и на выбранное направление или уклон в подготовке слушателей. Поэтому важно сделать соответствующие мероприятия и занятия (или части занятий) узкоспециализированными, ориентированными на основную программу.
В частности, важно захватывать памятные даты и события прошлых лет и развиваться традиции, морально-этические качества (уважение, память, гордость и пр.), а также включать в состав занятий и внеурочной деятельности дополнительные тематические программы с учетом общей цели обучения.
Например, можно проводить тематические семинары или конкурсы в рамках постигаемой профессии, организовывать встречи с практикующими экспертами, проводить экскурсии, изучать историю профессии и профессиональные праздники и пр.
Реализация этого правила позволяет сделать воспитательную работу ориентированной на профессиональное звено, основную программу, дополнить ее интересными событиями и фактами, раскрыть возможности обучения с новой стороны.
Принцип №4. Планомерность и последовательность. Все действия, события, мероприятия и иные форматы воздействия на школьников или студентов с воспитательной целью должны не просто вписываться в общую концепцию обучения и программу, рабочие планы, но и образовывать логичную схему формирования специалиста и личности одновременно. Поэтому в данном деле важен поэтапный и продуманный подход с распределением нагрузки, тематики, разнообразия форматов мероприятий и пр.
Воспитательная работа – процесс ежедневный, кропотливый. Поэтому администрации и преподавателям учебного заведения важно тщательно спланировать каждый шаг, подключив к типичной учебе ряд воспитательных методов. В составе каждого занятия будут применяться определенные педагогические приемы, в рамках внеурочной деятельности – общеразвивающие. Поэтому следует грамотно включить воспитательную составляющую в рамках каждого занятия с учетом специфики обозначенной темы.
Более того, важно предусмотреть общие мероприятия для развития командного духа, сплоченности, трудовой или учебной дисциплины и пр. необходимо выстроить определенную последовательность мероприятий, событий, тем с акцентом на воспитание и развитие конкретного набора компетенций, характеристик с учетом общей нагрузки подоплечных. Притом каждый «воспитательный ход» должен быть продуман: вид взаимодействия, роли учащихся и педагогов, тематика, набор заданий, конкретное мероприятие и подготовка к его реализации и пр.
Все воспитательные меры укладываются в общий план обучения и очерчены границами выбранной программы, тесным образом соприкасаются с ней. Без четного плана действий, логики и связи намеченных этапов, задействования специальной методологии не обойтись.
Принцип №5. Сочетание командной и индивидуальной работы. Воспитательная деятельность сводится к развитию личностных качеств, пополнению общей копилки знаний и навыков. В данном случае важно включать групповые форматы обучения и чередовать их индивидуальными заданиями. В данном случае студенты научатся ответственно подходить к делу, делегировать полномочия, планировать ход выполнения задач, взаимодействовать в рамках поставленного проекта или кейса и пр. То есть воспитательный процесс успешно развивает коммуникационные полномочия и позволяет углубить подготовку участника с учетом его особенностей, специфических черт, преимуществ.
Например, общественные или групповые работы помогут индивидам перенять друг и друга опыт в выполнении намеченных задач, а индивидуальная работа будет содействовать развитию конкретных качеств и умений у слушателя, ликвидации пробелов в его подготовке.
Принцип №6. Традиционная манера. Данное правило предполагает развитие на базе учебного заведения определенных традиций, которые будут содействовать воспитательному воздействию на учащихся.
В стенах любого образовательного учреждении есть определенные «внутренние» памятные события, праздники, которые развивают у подопечных определенные ценности. Притом важно не просто поддерживать старые и добрые традиции, но и внедрять и развивать новые с учетом современных подходов, взглядов, правил.
Развитие традиций содействует общему развитию учащихся, сплочению коллектива, повышению мотивации и развитию интересов и пр.
Принцип №7. Разнообразие подходов к воспитанию. Подключение «воспитательной» составляющей позволяет сделать учебный процесс более многогранным и интересным, красочным и привлекательным. Поэтому для успешного влияния и воспитания важно подключать самые разные приемы: беседа, игра, посещение культурно-массовых мероприятию, организация субботников или иных трудовых лагерей (дней) и пр.
Помимо типичных приемов обучения в программе появляется место и необходимость для дополнительного развития с использованием иных форм и инструментов. Притом в данном случае педагог может незаметно для целевой аудитории воздействовать на них, прививая тем самым конкретные полномочия и параметры (ответственность, послушание, ответственность и пр.). Самый эффективный метод – игровой, где можно очертить конкретные правила и показать наглядно меры наказания за их нарушение и пр.
Принцип №8. Формальность или учет основных регламентов и нормативов. Данное правило предполагает, что все попытки воспитания должны быть легальными, посильными для всех участников процесса, соответствовать общей траектории обучения и параметрам ФГОС.
Таким образом, разработка учебно-воспитательного плана потребует соблюдения общих учебных правил и нормативов, а также творческого подхода со стороны создателя с акцентом на личностный рост участников.
Структура и содержание учебно-воспитательного плана
Согласно действующим нормам, разработанным МинОбрНауки, конкретных требований и строгих рекомендаций по разработке структуры учебно-воспитательного плана нет. Каждый руководитель самостоятельно определяет составные элементы документа.
Главное – отразить в нем четкую последовательность мероприятий, тем, методов работы с детьми с акцентом на воспитательную манеру, дополнительное развитие и повышение навыков софтскиллс.
На практике утвердилась классическая структура учебно-воспитательного плана, которую мы представим в таблице ниже.
Раздел плана по воспитательной работе |
Описание и разъяснение раздела |
Ключевые моменты, элементы |
Титульный лист | Основные сведения об организации и целевой аудитории, дате и месте реализации | Наименование организации, наименование документа, сведения о разработчиках, дата и место (город) реализации |
Оглавление |
Перечень всех разделов плана по воспитательной и учебной работе с постраничным указанием их начала |
|
Пояснительная записка | Обоснование документа с акцентом на его необходимость, ценность, роль в учебном процессе и деятельности организации | Цель, задачи, объект учебно-воспитательной работы, методология нормативная база и пр. |
Анализ результатов учебно-воспитательной работы прошлых лет | Анализ результатов реализации учебно-воспитательного плана прошлых лет или последнего учебного года | Обзор основных мероприятий и методов воспитательной работы, оценка результатов учебно-воспитательной работы, проблемы при реализации УВП |
Организационно-педагогическая деятельность | Особенности проведения профилактических воспитательных мер с участниками учебного процесса | Планирование и общие сведения о педсоветах, порядок организации и проведения родительских собраний, особенности и темы для проведения совещаний в образовательном заведении, тарификация преподавателей и необходимость направления на дополнительное обучение и пр. |
Работа с педагогическими кадрами | Выделение основных мероприятий. Направленных на совершенствование качества подготовки действующих в штате преподавателей | Анализ профессорско-преподавательского состава, определение лиц ля прохождения аттестации и/или курсов повышения квалификации, присвоения педагогической категории, методическая работа, научно-исследовательская деятельность педработников |
Учебно-воспитательный процесс | Выделение основных мероприятий, которые будут реализовываться совместно или параллельно учебному процессу | Воспитательные методы работы на занятиях, внеурочная деятельность, общие (внутри организационные) мероприятия по направлениям: гражданско-патриотическое воспитание, культурное и духовное, эстетическое воспитание, творческое развитие, спортивное развитие, план подготовки к экзаменам, взаимодействие с родителями и учениками, особенности работы с одаренными/слабо успевающими детьми и пр. |
Контрольно-диагностическая деятельность | Разработка критериев и шкалы оценки эффективности намеченных мероприятий | Оценка успеваемости учащихся, проведение конкурсов и олимпиад, результаты экзаменов, контрольные и самостоятельные работы и пр. |
Создание безопасных и здоровых условий труда, учебы | Описание условий реализации учебно-воспитательного плана | Особенности кабинетной системы обучения, инфраструктура и благоустройство территории, библиотечный фонд, соблюдение правил охраны труда и СЭС, пожарной безопасности, финансово-хозяйственная деятельность |
Развитие воспитательной системы образовательного заведения | Подготовка сетки мероприятий с календарной разбивкой на учебный год и выделение направления воспитательной работы | Вид деятельности, выделение основных мероприятий, ответственные лица, сроки проведения намеченных мероприятий |
Приложения | Программа мероприятий с учетом специфики раздела, предназначения и пр. | Готовые заполненные документы, планы мероприятий и занятий и пр. |
В составе учебно-воспитательного плана могут присутствовать иные разделы, но главное – чтобы они подчеркивали полный спектр мероприятий и методов воспитательной работы, которыми будут пользоваться педагоги. Притом учебно-воспитательный план разрабатывается на уровне администрации, а затем может дополняться ответственными лицами при реализации дополнительными моментами: часть мероприятий может входить в состав занятий, другая – относиться ко внеурочной деятельности, третья – к дополнительному обучению или факультативной части и пр.
Сам по себе план учебно-воспитательной работы должен подчеркивать специфику развития (профессионального, учебного, личностного) на всех участках системы: среди преподавателей и научных работников, среди учащихся, взаимодействие организации и родителей (представителей) и пр.
Важно выделить основные направления учебно-воспитательной работы и тщательно спланировать их, как в составе рабочих программ (учебного плана), так и внеурочной деятельности, дополнительных мероприятий при учреждении. Притом каждый момент должен быть четко очерченным в календарно-тематическом виде. Важно описать основное мероприятие, ход его реализации, цель проведения, ожидаемые результаты и пр. А по мере проведения обязательно оценить итоги, на основании которых в конце учебного года будут сформированы рекомендации по подготовке учебно-воспитательного плана на грядущий период.
В каждом из разделов учебно-воспитательного плана приводится сетка мероприятий, а ниже – предоставляется описание намеченных действий с акцентом на цель, особенности и условия реализации, совместимость с основным учебным процессом.
Расположение блоков в учебно-воспитательном плане должно быть последовательным, взаимосвязанным и посильным для целевой аудитории. Важно устанавливать такие мероприятия, занятия и задания, способы воспитания, которые будут ориентированы на возможности и потребности учащихся, идти в ногу с учебным планом.
Этапы разработки учебно-воспитательного плана
Подготовка учебно-воспитательного плана предполагает прохождение определенной последовательности действий. Типичный алгоритм по разработке УВП складывается из следующих этапов.
Первый шаг – изучение методических рекомендаций и правил по подготовке учебно-воспитательного плана с учетом всех особенностей основной образовательной программы, ресурсной базы заведения и пр. На данном этапе важно понять и определить цель УВП, ключевые моменты и способы воздействия на учащихся/преподавателей, а также выделить основные направления воспитательной работы.
Также допустимо проведение анализа результатов воспитательной работы и реализации соответствующего плана мероприятий за прошедшие периоды.
Второй шаг – разработка структуры документа. В данном случае важно обозначить основные моменты с учетом основной программы, целевой аудитории. В данном случае важно выделить основные блоки воспитательной работы с акцентом на объект воспитания, а затем детализировать каждый из них соответствующими задачами и мероприятиями.
Третий шаг – разработка перечня мероприятий по воспитательной работе с акцентом на обозначенные направления и виды воспитательной работы с учетом специфики основной образовательной программы, необходимых для успеха личностных качеств и умений и пр.
В данном случае важно выделить определенные тематические и предметные события, поводы для освещения и изучения, обучения. Также уместно проведение факультативов и дополнительных мастер-классов, современных форматов (игры, викторины, эксперименты и пр.) с акцентом на особенности образовательной программы (специальности): какими качествами должен обладать специалист, как их развить, какие мероприятия будут содействовать этому, чем полезным можно разбавить типичную программу обучения и пр. Притом важно продумать все выдвигаемые предложения: спроектировать, отметить сроки реализации и основные мероприятия, выделить конечные результаты и пр.
Четвертый шаг – оформление учебно-воспитательного плана в качестве самостоятельного документа, акта. В данном случае важно соблюсти типичные правила структурирования материалов. Конкретных требований по подготовке УВП нет. Но важно следовать привычным манерам и подаче: научный стиль, наличие базовых разделов (титульный лист, оглавление, основная часть, приложения и пр.). Визуальная подача производится в традиционной манере по аналогии с официально-деловыми документами: шрифт, пробелы, заголовки и пр.
Аналитические и описательные моменты, как правило, преподносятся в текстовой форме, а все намеченные мероприятия и календарно-тематические сетки удобнее отмечать в табличном варианте.
Пятый шаг – согласование, утверждение, внедрение. Данная миссия самая ответственная. Учебно-воспитательный план должен быть освещен для всех задействованных в его реализации и ответственных лиц. В данном случае важно детально обсудить все намеченные направления и мероприятия, занятия и подходы, в случае противоречий или несогласия – откорректировать и только после окончательного одобрения всеми сторонами, утверждения, приступить в реализации с начала учебного года.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по подготовке учебно-воспитательного плана
Разработка учебно-воспитательного плана производится на ежегодной основе. Как правило, администрация учебного заведения взаимодействует с преподавательским составом и ориентируется на реализуемые (действующие) образовательные программы и их особенности, современные тенденции в педагогической и воспитательной нише, ценности среди молодежи, памятные события и серьезные текущие явления, процессы.
Перед проработкой мероприятий воспитательного характера необходимо внимательно изучить текущие программы и учебные планы, выделить профессиональные компетенции и соответствующие или дополняющие их личностные качества индивидов, которые следует развить для более качественного формирования специалиста. То есть рекомендуется выделить базовые и актуальные навыки софтскиллс.
Каждое мероприятие должно учитывать специфику обучения, основной уклон и соответствующие профессиональным навыкам личностные качества, дополнительные параметры развития и конкурентоспособности. Притом выбранные подходы должны учитывать опыт и уровень подготовки профессорско-преподавательского состава.
Все заявленные занятия и мероприятия следует умело вписать в общий план обучения – учебный план и расписание занятий, частично вынести в факультативную часть и вариативный модуль. Важно грамотно распределить дополнительную нагрузку, чтобы не усложнить учебную жизнь слушателя. Необходимо продумать методы воспитательной работы и сферу их применения: во время занятий, в рамках внеурочной или дополнительной деятельности, дополнительных культурно-массовых мероприятий и пр.
Важно составить календарно-тематическую сетку, чтобы распланировать и связать процесс воспитания с обучением, воспитывать учащегося параллельно профессиональному становлению, закрепляя пройденный материал и развивая личностные характеристики, свойственные как специалисту, так и личности в целом. Например, экономисту важно развивать аналитические способности, расчетные навыки, наблюдательность и внимательность, учетные навыки и пр.
Учебно-воспитательный план не должен противоречить общекультурным ценностям, законодательным нормам, общим правилам образовательного заведения, действующим при нем специальностям (образовательным программам).
Разрабатывать учебно-воспитательную план должен квалифицированный специалист при взаимодействии с ответственными за реализацию лицами. Только такой тандем позволит сформировать качественный и эффективный фронт работы по воздействию и всестороннему развитию индивида.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!