Порядок и правила включения оценочных мероприятий и экзаменов в образовательную программу

Обучение в школе, колледже или вузе предполагает не просто проведение уроков или пар с целью погружения учащихся в конкретный предмет или тему, но и проверку их знаний, степень освоения материала и развития соответствующих навыков. В составе любой образовательной программы есть определенные оценочные мероприятия. Сегодня мы расскажем о том, как они появляются в учебном процессе и как производится оценка уровня подготовки учащихся.

Порядок и правила включения оценочных мероприятий и экзаменов в образовательную программу

Обучение в школе, колледже или вузе предполагает не просто проведение уроков или пар с целью погружения учащихся в конкретный предмет или тему, но и проверку их знаний, степень освоения материала и развития соответствующих навыков. В составе любой образовательной программы есть определенные оценочные мероприятия. Сегодня мы расскажем о том, как они появляются в учебном процессе и как производится оценка уровня подготовки учащихся.

Понятие и виды системы оценки знаний в образовательных заведениях

Всем известно, что учебный процесс состоит как минимум из двух компонентов: непосредственное обучение и аттестация. Первая форма предполагает постепенное погружение студентов в каждый из предметов, обозначенных в образовательной программе. В рамках этого сценария проводятся лекции и семинары, опросы, практическая подготовка и пр. То есть универсанты изучают определенный набор дисциплин с освоением соответствующих терминов и правил, законов и приемов и пр. Притом освоение каждого предмета происходит с теоретической и практической точки зрения, а порой еще и с научной (проектной, исследовательской).

Виды аттестации в рамках образовательной программы
Виды аттестации в рамках образовательной программы

Вторая часть образовательной программы предполагает проведение проверки знаний, которая позволяет оценить не только уровень подготовки слушателей, но и качество работы преподавателя. В данном сегменте можно выделить как минимум два варианта оценки:

  • Промежуточная. Она проводится в рамках каждого предмета с целью определения степени усвоения пройденного материала или курса, модуля. Чаще всего этот вариант реализуется в форме контрольной работы, лабораторной работы, тестирования, устного опроса или дискуссии также допустим игровой подход: всевозможные викторины, квесты, симуляционные занятия и пр.
  • Итоговая. Как правило, она проводится по мере завершения изучения дисциплины или в конце учебного года. Результаты такой проверки могут влиять на дальнейшую судьбу учащегося. В данном случае могут быть проведены такие формы оценки как зачет и экзамен. Об особенностях реализации каждой из указанных вариаций мы писали ранее.

Указанные формы проведения проверки знаний действуют в каждом колледже и вузе, а порой даже в средних школах и при гимназиях. Но не все знают, что зачеты, экзамены, КСР, тестирования – это лишь приемы или способы контроля. Они лишь помогают собрать сведения о том, что знает индивид. Полученная информационная база должна быть оценена. В том случае применяется конкретная система оценки знаний.

Система оценки знаний учащихся представляет собой некую шкалу или инструкцию, правила, которые позволяют преподавателю понять, какой объем из пройденного курса усвоен и какой балл или результат заслужил студент.

Методы оценки знаний
Методы оценки знаний

В отечественной практике выделяют следующие типы систем оценки знаний универсантов:

  • Классическая или балльная. Она предполагает соотношение объема знаний с конкретной шкалой и критериями. Чаще всего при школах, колледжах и вузах действует пятибалльная шкала. Данная система предполагает устный или письменный опрос учащегося с целью проверки его знаний, учет текущей академической успеваемости (иногда и репутации индивида, посещаемость занятий и пр.), дополнительные вопросы и пр. Притом в рамках такой системы даже заядлый прогульщик при хорошей подготовке может получить на экзамене положительную отметку.
  • Балльно-рейтинговая система. Она предполагает формирование определенного рейтинга на протяжении учебного периода. На экзамене индивид лишь «добирает» недостающие баллы для получения желаемой отметки посредством предоставления ответа на экзаменационный вопрос в утвержденной форме. То есть здесь изначально учитывается текущая активность и успеваемость универсанта. Здесь при всем желании, имея за плечами слабую активность в течение семестра, прогулы, неуды, получить хорошую оценку довольно трудно. На экзамене придется выложиться по максимуму, но и это не гарантирует положительного исхода. Распределение баллов в течение семестра и на аттестации строго регламентировано: есть определенный минимум для допуска и четкие границы для выставления на экзамене.

В рамках образовательного заведения в отношении каждого направления подготовки действует определенная система оценки знаний. В некоторых случаях допускаются эксперименты: доминирующая часть всех срезов и оценочных мероприятий проводят по традиционным канонам (балльная система), но некоторые педагоги используют рейтинго-балльную систему.

Обратите внимание, что каждая из описанных нами систем оценки академической успеваемости может иметь свои разновидности особенности. Например, где-то могут использовать трехбалльную технику, в других учебных центрах – пятибалльную, где-то – 10-балльную и пр.

Балльная метода аттестации предполагает определение критериев, на основании которых испытуемому присуждается тот или иной балл за экзамен:

  • Максимальная оценка – если студент полностью и с легкостью ответил на экзаменационный билет, выполнил все задания, хорошо ориентируется в информационном поле и отвечает на дополнительные вопросы. Допускаются небольшие заминки, но без грубых ошибок;
  • Средняя нейтральная отметка (хорошо) выставляется при незначительных ошибках в ответе или недостаточно полном ответе на вопросы. Главное — суть раскрыта. Могут встречаться незначительные ошибки в решении практических заданий.
  • Средняя оценка (удовлетворительно) присуждается, если ответ был неполным, но индивид имеет базовые знания по предмету. Ответ может быть нечетким, решение – неточным.
  • Низкая отметка (неуд) проставляется тем, кто не смогу предоставить полноценного или связного, самостоятельного ответа в рамках экзаменационного билета. Индивид может путаться в ответах, рассуждениях, не уверен в правильности решения или вовсе не решил практическую часть и пр.

Балльно-рейтинговая тактика также будет отличаться и зависеть от степени ее проработанности: количество присуждаемых баллов за активность на занятии, качество ответа на вопрос или домашнее задание, поощрение баллами за участие в конференциях, конкурсах, дополнительных секциях и пр. В конце учебного периода все набранные студентом баллы суммируются и формируется его «предэкзаменационный рейтинг», где становится очевидно: есть ли допуск к аттестации или нет, сколько баллов нужно набрать и на какую итоговую оценку можно претендовать.

В рамках балльно-рейтинговой системы итоговая оценка по предмету по результатам испытания, экзамена выводится исходя из суммы всех набранных баллов. Притом обратите внимание, что в течение учебного года могут быть предусмотрены и штрафы (за отказ от ответа, невыполненный проект, пропуск занятий и пр.).

Таким образом, в зависимости от того, какая система оценки знаний действует в образовательном заведении, а также какие «правила игры» и аттестации устанавливает педагог, порядок проведения испытаний может разниться. Но в любом случае, чтобы преодолеть зачет, экзамен нужно иметь допуск, а это значит – что придется работать в течение семестра или триместра.

Роль системы оценки знаний в рамках учебного процесса

Ни одна образовательная программа не обходится без использования конкретной системы оценки знаний учащихся. Данная часть обучения – обязательна и присутствует всегда и везде.

Функции системы оценки знаний
Функции системы оценки знаний

Оценка академической успеваемости и результатов аттестации выполняет несколько важных функций:

  • Контролирующая. То есть на основе успеваемости учащихся и итоговых оценок можно понять не только то, насколько усердно занимался слушатель, но и насколько грамотно. Доступно и качественно пояснял все нюансы преподаватель. То есть правильная и хорошая система оценки знаний будет оценивать не только студентов, но профессионализм педагогов.
  • Констатирующая. На основе заработанных баллов течение семестра можно понять, в каких темах, сегментах предмета наблюдаются проблемы, какие материалы следует дополнительно пояснить, изучить и пр. Также в ходе экзамена можно понять, какие вопросы вызывают у испытуемого ступор или путаницу, насколько хорошо он разбирается в предмете, заслуженно ли ему можно поставить отметку и пр.
  • Оценочная. Эта самая первичная и важная миссия действующих критериев оценки уровня подготовки учащихся. Она предполагает выведение конкретной итоговой отметки по результатам опроса или иных оценочных мероприятий, которая подчеркивает степень освоения и уровень подготовки по предмету в целом.
  • Мотивирующая. Каждая тактика аттестации должна не только выдвигать конкретные условия, но и подталкивать индивида к высокой продуктивности и активности на занятиях. При правильной подаче и распределении степенно «нарабатывая» репутацию и зарабатывая заслуженный итоговый балл. То есть он понимает и осознает, что и кода ему нужно сделать, какие усилия предпринять, в чем и когда себя проявить и для чего.

Но все эти функции система оценки знаний будет точно исполнять лишь при определенных условиях. Во-первых, критерии аттестации и проверки уровня подготовки учащихся должны быть открытыми. То есть универсанты должны понимать, что будет оцениваться, как, когда и пр. В этом проявляется принцип прозрачности оценивания.

Во-вторых, система оценки знаний должны быть точной и объективной. То есть в отношении каждого балла будет выдвигать определенный набор требований и параметров, которым должен соответствовать вузовец. Притом оцениваться будет только пройденный в рамках образовательной программы учебного плана материал, объем (с учетом списка литературы для самоизучения, рекомендованной педагогом и вопросов для самоизучения).

В-третьих, эффективная система оценки знаний должна быть однозначной, то есть точно растолкована и иметь четкие границы в рамках каждого предмета. То есть в отношении каждой дисциплин прорабатывать тонкости оценивания, правила, порядок, критерии будет непосредственно экзаменатор, но базироваться он будет на общих правилах аттестации и нормах ФГОС, действующих в учебном заведении.

Процесс включения промежуточных срезов и экзаменов в учебный процесс

Наверняка, многие из вас задавались вопросом: как определяют список предметов, который будет оцениваться тем или иным способом: зачет, экзамен, дифференцированный зачет и пр.?

В рамках учебного плана есть определенные периоды, когда проходит сугубо учебное погружение в предметы и когда проходят те или иные способы проверки знаний. Промежуточный контроль с целью корректировки программы и повышения успеваемости учащихся, улучшения их восприятия темы и предмета в целом могут проходить по мере прохождения связных тем или модуля. Такой подход поможет определить сложности при изучении тем и выполнении заданий и поможет педагогу оперативно восполнить соответствующие пробелы в знаниях подопечных.

Основа для планирования экзаменов и оценки знаний
Основа для планирования экзаменов и оценки знаний

В отношении итоговой аттестации (по результатам семестра или учебного года, программы в целом) происходит четкое разграничение дисциплин. Для начала в составе образовательной программы выделяют базовые и профильные предметы, подчеркивая суть и роль каждого из них. Как правило, общеразвивающие дисциплины отводят на второй план и аттестовывают с помощью зачетов, а дисциплины, близкие к специализации и содействующие становлению профессиональных качеств, умений и представлений выносят в формат экзамена.

Далее важно определить, когда будет проходить экзамен, в какой форме. Здесь учитывают количество академических часов, продолжительность дисциплины в течение всей образовательной программы (некоторые предметы изучают в течение нескольких семестров), глубина погружения в нее (спектр затрагиваемых тем, литературы и пр.). Если наука постигается поэтапно и продолжительное время, то в начале она оценивается посредством зачетов, а в конце – экзамен. Бывают ситуации, когда чередуют зачет-экзамен (например, в первом семестре зачет, во втором – экзамен, в третьем – зачет, в четвертом – экзамен).

Далее при формировании учебного плана определяют роль дисциплины на каждом уровне подготовки студента и принимают решение о способе аттестации. После утверждения формата, приступают к проработке испытания: список экзаменационных вопросов и заданий, определение формата (устно, письменно, тест, дистант и пр.). При этом основной ориентир – цели и задачи образовательной программы, политика учебного заведения, нормативы и регламенты. Как правило, сессия длится 2-3 недели. Притом между экзаменами должно быть не менее 2-3 свободных дней для отдыха и подготовки. То есть в течение 14-21 дня сессии у студента может быть 4-6 испытаний. То есть также будут учитываться учебная нагрузка и действующие стандарты образования.

Перед тем, как утвердить перечень испытаний по образовательной программе в вузе проводят педсовет со всеми педработниками, задействованными в ученом процессе. Далее важно согласование мероприятий. Только после одобрения педсовета и администрации учебного заведения происходит утверждение экзаменационного расписания и комплекса в целом.

Таким образом, процесс подключения определенной системы оценки знаний и количества экзаменов в рамках программы подготовки – процесс системный, требующий согласованности и учета нагрузки на всех участников.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Как и где узнать о действующей системе оценки знаний в учебном заведении?

Итак, начиная с первых занятий важно не только познакомиться с преподавателем, узнать его требования, пожелания, но и уточнить порядок проведения аттестации по предмету: формат, вид, критерии оценки. если однозначного ответа не было получено, то есть еще несколько вариантов уточнить данный нюанс.

Второй способ – посмотреть образовательную программу раздел «оценка результатов обучения» или учебный план. Здесь будет «черным по белому» указан перечень предметов и формат их аттестации: зачет или экзамен. Также в календарно-учебном плане можно уточнить даты проведения контрольных и лабораторных работ, по каким предметам будут выполнены студенческие работы и пр.

Третий вариант – обращение на выпускающую кафедру или в деканат с уточнением правил оценивания успеваемости в рамках интересующих предметов или по программе в целом.

Важно изначально разобраться в том, как будет проходить аттестация и по каким параметрам производиться оценка уровня подготовку учащихся. Такой подход поможет грамотно спланировать ход изучения предметов и повысит продуктивность в учебе, учесть все нюансы и избежать провала на экзамене.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!