Порядок использования кейсов в курсовой и дипломной работе (инструкция)

Для подготовки курсовой работы студентам нередко требуется иметь специфические данные. Такая потребность возникает при подготовке прикладных проектов. Но что же делать, если подходящей информационной базы нет? В таком случае на помощь учащимся спешит метод кейс-стади.

Порядок использования кейсов в курсовой и дипломной работе (инструкция)

Для подготовки курсовой работы студентам нередко требуется иметь специфические данные. Такая потребность возникает при подготовке прикладных проектов. Но что же делать, если подходящей информационной базы нет? В таком случае на помощь учащимся спешит метод кейс-стади.

Понятие и функции кейсов при выполнении курсовых и дипломных работ

Выполнение курсовой работы преследует несколько целей: закрепление и углубление пройденного курса по рабочей программе, а также развитие практических навыков общего или специального значения (то есть профессиональные). Когда данных для выполнения практического раздела недостаточно, универсантам предлагают раскрыть тему на базе кейса.

Кейс представляет собой специальное задание с акцентом на конкретный предмет, тему или специальность. То есть это набор определенных данных, оперируя которыми студент сможет выполнить порученное ему задание.

Кейс как источник информации студенческой работы
Кейс как источник информации студенческой работы

Такой формат нередко используют в качестве первоисточника при выполнении курсовых, реже – дипломных работ. Он заменяет часть данных и облегчает ход выполнения проектного задания.

Использование кейсовых наборов в составе академических работ выполняет несколько полезных функций:

  • Учит авторов грамотно оперировать располагаемыми фактами, параметрами, анализировать материал и находить ему рациональное применение;
  • Помогает осознать теоретическую часть по предмету, применять полученные знания в рамках описанной ситуации;
  • Замещает часть информационной базы, предоставляя конкретные факты для обоснования идеи, выводов, мнения автора и пр.;
  • Развивает аналитические способности и навыки критического мышления, творческого подхода.

Использование кейсов в проектной деятельности студентов – не редкость. Метод кейс-стади успешно используется в медицинских университетах, а также помогает развивать профессиональные качества студентам экономических профилей, совершенствовать навыки по разработке приборов или их ремонту в технической области, совершенствовать навыки программирования и пр. То есть подобные материалы могут использовать целенаправленно в любой научной области и профессии.

Фактически, кейсы курсовых и дипломных работах являются частью информационной или доказательной базы, помогая студентам в изучении и решении исследовательского вопроса, обосновании решения и авторской позиции, развитии практических компетенций.

Этапы работы над кейсом в составе студенческого проекта

Итак, кейс может быть частью студенческого проекта. Чаще всего он выступает в качестве основы для выполнения практического раздела. То есть в нем будут представлены определенные данные для анализа или проведения различных операций, манипуляций и пр. Но прежде чем применять такой набор данных, важно разобраться во всех тонкостях и спланировать ход его решения.

Как работать с кейсом в студенческой работе?
Как работать с кейсом в студенческой работе?

Для начала необходимо ознакомиться с темой курсовой или дипломной работы (которая ранее была избрана и утверждена автором). Здесь нужно выделить соответствующие правила, формулы, методы работы над данными и пр. То есть для начала проводит качественный литературный обзор и разбор тематического материала.

Затем переходим к разбору кейса. Для начала нужно выделить, какие данные он нам дает. Качественная информация описывает условия, обстоятельства. Факторы воздействия и пр. Статистические, числовые параметры (всевозможные коэффициенты) – это либо определенная доказательная база, которую автор будет использовать во благо, либо аргументы, которыми ему предстоит оперировать при решении исследовательского вопроса.

Далее следует разобрать кейс. Самый простой способ – выписать условия «дано», то есть определить особенности и роль располагаемой информации из этого набора. Внимательно читаем предоставленные материалы. В ходе вычитки важно понять следующие аспекты:

  • Какая информация нам дана, известна?
  • Какова связь между располагаемыми элементами и моментами?
  • Выделить искомый вопрос по кейсу и определить достаточность данных.

После разбора, необходимо выстроить траекторию решения на основе изученной теории, известных приемов и методов, формул, в рамках заявленной темы. То есть автор должен наметить четкий план действий: что и с какими данными он намерен делать. Для этого достаточно соотнести располагаемые материалы по кейсу с теорией: подобрать соответствующие правила, формулы, методы, соотнести результаты с конкретными параметрами или нормативами для определения динамики и пр.

Разбор кейса может проходить следующим образом:

  1. Определение общей картины: что описано, что дано, что найти;
  2. Определение причин и последствий, фактов, промежуточных данных, связей между располагаемыми сведениями;
  3. Выделение проведенных мероприятий (действия) и их сопоставление с данными, результатами;
  4. Определение потенциальных схем по решению кейса: выстраивание последовательности мероприятий, определение достаточности данных, поиск альтернатив или недостающих материалов и пр.

Обратите внимание, что все данные из кейса должны найти применение в курсовой или дипломной работе. То есть каждый из заданных параметров, моментов будет играть определенную роль в исследовании.

Планирование решения кейсового набора сводится к выстраиванию строгой и четкой последовательности действий. То есть здесь происходит последовательное применение располагаемой информацией, проводятся необходимые математические операции, анализ данных, обоснование результатов и пр.

Нередко для генерирования решения автору курсовой или дипломной работы приходится проводить дополнительное исследование на основе располагаемых моментов. Он ищет альтернативы текущим данным или способы их группировки для продвижения и получения новых результатов и пр. Важно собрать все элементы для решения задачи.

Автору курсовой работы нужно подставить имеющиеся сведения в определенные формулы, ответить на поставленный вопрос. То есть здесь происходит непосредственное решение исследовательского вопроса и получение конечного результата, который должен быть обоснован со всех доступных ракурсов и позиций (точность, корректность, научная аргументация и пр.).

В целом, работа над кейсом сводится к простому решению задачи с дальнейшим подробным описанием каждого этапа и результата.

Специфика работы над кейсом в теоретической и практической части академического проекта

Не стоит думать, что раскрытие и действия над кейсом в рамках курсового и дипломного проектирования затрагивают сугубо практический раздел. На самом деле данные кейса учитываются изначально при выполнении студенческой работы, то есть на этапе разработки плана исследования.

Как правило, задание по кейсу выдается научным руководителем сразу же после утверждения темы академического проекта. То есть условия задачи известны изначально. Поэтому важно учесть их при выполнении исследования.

Работа над кейсом

Теоретическая часть документа

Практическая часть документа

О чем писать? Общая характеристика темы и краткое описание научных подходов с акцентом на располагаемый кейс Анализ кейса и ход его решения
Основные моменты Термины, правила, методы решения, способы расшифровки и описания результатов Описание хода решения, обоснование результатов и выводов, отражение конечного результата и оценка его эффективности
Способ интерпретации данных

Комплексный с учетом методических рекомендаций

Подготовка теоретической главы должна учитывать известные моменты и факты по кейсу. То есть автору предстоит не просто описать суть темы, возможные направления и приемы, операции. Акцент будет сделан именно на тех правилах, методиках, нормах, которые помогут в выполнении кейс-стади. То есть студент будет подробно описывать соответствующие этапы работы с научной точки зрения.

В теории важно указать не только классический ход действий, но и потенциальные варианты: замены показателям (как и чем их можно подменить на основе располагаемых ресурсов). Также в первой главе курсовой или дипломной работы важно указать, о чем свидетельствуют те или иные изменения и результаты, как их можно интерпретировать, пользоваться в перспективе и пр.

Затем в практической части автор попросту будет поставлять в описанную методику имеющиеся материалы, восполнять пробелы в условии задачи или искать альтернативные данные, обращать внимание на детали (обстоятельства, факты, тенденции, условия и пр.) И принимать решение о проведении той или иной итерации.

Полученные результаты подвергаются анализу (характер изменений) и научному обоснованию, оценке эффективности и пр.

То есть теоретическая глава проекта будет описывать общий и потенциальный сценарий решения кейса, а практическая – предоставлять полную информацию о действиях автора и правильности, обоснованности полученных результатов. То есть в целом студенческая работа посвящается всестороннему разбору кейса с теоретической и прикладной стороны.

Особенности выполнения курсовых и дипломных работ на основе кейса

Выполнение студенческих проектов на основе кейсов протекает гораздо легче и быстрее, так как фактически основная информация для обработки и решения исследовательского вопроса дана изначально.

Специфика проведения таких исследований состоит в следующем.

Ключевые моменты использования кейса в составе курсовой или дипломной работы
Ключевые моменты использования кейса в составе курсовой или дипломной работы

Во-первых, в центре внимания лежит тема, исследовательский вопрос и условия кейса. То есть именно на этой информации автор выстраивает ход исследования. Проблема и цель проекта ставится, исходя из вопроса по кейсу (что именно нужно найти или пояснить, уточнить или перепроверить, оценить и пр.).

Во-вторых, важно грамотно подобрать методологический аппарат курсовой или дипломной работы. В данном случае уместны:

  • Общенаучные подходы – помогают разобраться в теме исследования, определить основные моменты, мероприятия и пр.,
  • Сравнительный анализ. С его помощью студент определяет тенденции, отклонения от норм или прежних значений, определяет их характер и обосновывает полученные результаты с научной и практической точек зрения;
  • Исторический мониторинг по теме. С помощью такого подхода можно определить причины и следствия, связность элементов и возможности их альтернативной замены, грамотнее их описать и охарактеризовать и пр.,
  • Структурный разбор кейса. С помощью такого приема студент разбирает «условия задачи», ориентируясь в теме, теории и стараясь определить роль и особенности, возможности применения каждого параметра, факта, описания и пр.
  • Экспертный анализ. Этот подход предполагает учет различных мнений и рекомендаций относительно решения кейса, выбора окончательного решения (наиболее эффективного).

То есть работа над кейсом в составе курсовой или дипломной работы сводится не к банальному решению задачи с учетом научных правил. Здесь важно показать умение оперировать данными, грамотно выстраивать ход и логику тематического погружения, находить рациональные и эффективные способы решения, обосновывать их и пр.

По мере выполнения кейса студенту предстоит сформулировать выводы и подчеркнуть результаты прикладного исследования. То есть важно акцентировать внимание на конкретном приеме или комплексе мероприятий, полученных результатах и их точности, эффективности, характере и представить рекомендации относительно дальнейшего развития темы.

Сложности использования кейса в студенческой работе

Обратите внимание, что условия кейса будут напрямую связаны с темой проекта. То есть здесь нужно не просто найти решение и предоставить готовый ответ, а подобрать именно тематически подходящий набор действий, обоснования, грамотно представив их в единой связке и общей проектной картине. С какими сложностями сталкиваются студенты при выполнении курсовых и дипломных работ на основе метода кейс-стади?

Проблема

Решение

Дефицит информации Полное изучение темы, развернутый литературный обзор для получения качественных и всесторонних знаний. На основе разнообразия данных легче выработать траекторию решения, комбинировать несколько инструментов и приемов, понять недостающие материалы и найти их
Анализ данных Структурный разбор кейса, исторический разбор данных (причинно-следственный), сравнение теории и кейса
Обоснованность решения Научная аргументация мероприятий и полученных результатов, сравнительный анализ, критический анализ
Формальные ограничения по проекту Грамотное структурирование материалов, группировка и преобразование данных, анализ материалов отдельно и в общей картине
Оформление кейса в составе документа Учет общих правил форматирования курсовой или дипломной работы

Первый нюанс связан с дефицитом информации. Кейс – это предельно сжатый формат по теме проекта, где будут изложены отдельные детали факты, достаточные для его решения. Достаточные – не значит, что все аргументы и факты представлены в полном объеме. Чаще всего студентам нужно провести дополнительное исследование или основываясь на изученной теории добыть недостающие аргументы для получения конечного результата. Сложность состоит в том, что не всегда универсант легко заметить связи между описанными параметрами, ситуациями, подобрать альтернативу некоторых коэффициентам или материалам или найти подходящий подход к решению.

Вторая сложность заключается в анализе информации. Разобраться в теории – это одно! А вот найти применение теории в кейсе, изучить его состав и понять дальнейший ход мыслей и мероприятий, как использовать представленные данные – это совершенно другое. Можно на отлично знать научные правила, термины, нормы, но не уметь ими пользоваться. В целом, кейс как раз предназначен для того, чтобы авторы оперативно преобразовали теоретическую подготовку в практическую. Но не всегда это бывает легко.

Третий нюанс состоит в обосновании избранного решения. Поверьте, достаточность предоставленных материалов, не означает, что предлагаемый путь – самый эффективный или оптимальный. Поэтому лучше всего представить несколько сценариев развития событий и предоставить их всестороннюю и объективную. Оценку. Самый простой способ – провести сравнительный анализ и оценить каждую из траекторий по разным секторам: продолжительно исследования-решения, количество операций, достаточность данных, рациональность и пр.

Четвертый нюанс может крыться в формальных ограничениях, действующих в отношении курсовой или дипломной работы. При решении кейса важно понимать, что и как лучше интерпретировать, представить. Притом важно учитывать не только общий объем полученного документа, но и соразмерность глав и параграфов. То есть описывать ход решения нужно емко, информативно, последовательно с учетом формальной структуры документа.

Пятая сложность – оформление кейса. В целом, будут действовать единые правила по форматированию текста и остальных элементов. Автору бывает трудно сгруппировать данные в таблицу или отметить их связи в графике, проанализировать результаты и обосновать их с научной точки зрения и пр.

Еще один нюанс может быть связан с дефицитом времени на выполнение академического труда. Выполнение курсовой работы на базе кейса происходит параллельно обуче6ннимю по другим предметам. Выполнение диплома – также ограничено по времени. Универсантам бывает трудно спланировать время и силы, ресурсы на решение поставленных задач. Прокрастинация в этом деле играет с ними злую шутку, а дальнейшая спешка в последние сутки может лишь усугубить ситуацию снизить качество исследования, достоверность данных или качество их обоснования и пр.

Так или иначе студентам предстоит преодолеть все возникающие на их пути преграды и выполнить исследование на основе кейса грамотно, обоснованно, эффективно и качественно в установленные сроки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по использованию кейса как источник информации в дипломе или курсовой работе

Работа над кейсом в составе курсовой или дипломной работы – сегодня не редкость. Такой формат в значительной степени ускоряет ход исследования, но это не значит, что он будет простым и понятным. Порой студентам требуется консультация или помощь для принятия грамотного и взвешенного решения.

Выберите тему и изучите прилагающийся к ней кейс. Уже на данном этапе можно понять, что искать и о чем писать. То есть из анализа темы можно понять общее направление исследования, а разбор кейса поможет грамотно сузить ход научной мысли и выделить: что именно освещать, изучать, как можно решить задачу и показать эффективность, ценность и новизну исследования.

Не спешите с выбором окончательного варианта решения. Оцените все сценарии, методы и варианты со всех ракурсов. Выбирайте не тот путь, что короче или менее затратнее, а рациональнее остальных с научной и практической точек зрения.

Обязательно перепроверьте корректность и точность решения кейса. Обратите особое внимание на результаты математических операций, сравнение данных с нормативами и научными законами, правильность их расшифровки в тексте.

Формулируйте рекомендации относительно применения результатов исследования с научной точки зрения или с помощью методов прогнозирования, моделирования ситуации. Кейс – это симуляция. Поэтому отметить точное применение и перспективы использования такого решения довольно трудно с высокой точностью. Главное – показать состоятельность подхода или избранной технологии, возможности ее развития, условия использования и пр.

Не бойтесь обращаться за помощью или консультацией к научному руководителю или сторонним квалифицированным экспертам. Порой получить подсказку или совет – крайне важно. Такой подход поможет избежать ошибок и доработок, оперативно выполнить исследование и вовремя сдать проект.

Полагайтесь на правила тайм-менеджмента. Тогда нарушение дедлайнов будет не страшно!


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!