Порядок проведения экспериментально-психологического исследования в дипломной работе, ВКР

Выпускники по программам психологического профиля не просто пишут дипломный проект. В основу ВКР по психологии кладут не просто теорию, научные данные и литературу, но и проводят настоящий эксперимент, который позволяет по достоинству оценить профессиональные навыки и качества новоиспеченного специалиста. Именно данный метод является основополагающим в рассматриваемом русле, позволяя получить реальные факты и определить умение автора выбирать траекторию, решение и пр. Эксперимент – является эмпирической базой дипломной работы по психологии, которая излагается в практическом разделе. Сегодня мы расскажем об особенностях его подготовки и оформления.

Порядок проведения экспериментально-психологического исследования в дипломной работе, ВКР
Выпускники по программам психологического профиля не просто пишут дипломный проект. В основу ВКР по психологии кладут не просто теорию, научные данные и литературу, но и проводят настоящий эксперимент, который позволяет по достоинству оценить профессиональные навыки и качества новоиспеченного специалиста. Именно данный метод является основополагающим в рассматриваемом русле, позволяя получить реальные факты и определить умение автора выбирать траекторию, решение и пр.

Эксперимент – является эмпирической базой дипломной работы по психологии, которая излагается в практическом разделе. Сегодня мы расскажем об особенностях его подготовки и оформления.

Роль экспериментального-психологического исследования при выполнении ВКР

Описание эксперимента в ВКР по психологии – это основа всего проекта, позволяющая оценить практические навыки специалиста по применению полученных знаний на практике. Выполнение данного раздела носит комбинированный характер и требует от автора понимания и концентрации на теме, организаторских способностей и аналитических умений, содействию в выработке оптимального и актуального решения проблемы.

Особенности проведения экспериментально-психологического исследования
Особенности проведения экспериментально-психологического исследования

Экспериментально-психологическое исследование призвано выполнить следующие функции:

  • Воссоздать четкую ситуацию или модель для оценки интересуемого явления/процесса;
  • Установить причинно-следственные связи объекта, процесса, а также диагностировать основные факторы воздействия;
  • Проверить действие, эффективность ранее выдвинутых теорий и правил, канонов психологии в реальности. Здесь же уместно определение достоинств и недостатков теоретических моментов и гипотез;
  • Проверка выпускника на профессиональную пригодность: целеполагание, организация эксперимента, навыки по сбору первичной информации и ее переработке, выработка оптимального пути по решению диагностированной проблемы с учетом всех особенностей и нюансов;
  • Развитие инноваций и их апробация и пр.

Чаще всего выпускники вузов занимаются проведением простейшего экспериментально-психологического изыскания с целью диагностики проблемы, определения существенных моментов (факторы, причины, результаты, отклонения, эффективность теорий и пр.), выработки оптимального (с научной и практической точки зрения) решения.

Как показывает практика, бакалавры чаще всего полагаются на результаты формирующего и констатирующего эксперимента (контрольный этап проводится крайне редко), магистранты – сочетают вышеописанные типы в единой комбинации для получения полной доказательной базы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Виды экспериментально-психологических исследований в дипломной работе

Тема ВКР настолько уникальна и чаще всего носит «индивидуальный характер» (где исследуется конкретная группа людей или индивид), что автор самостоятельно определяет научный аппарат изыскания с учетом собственных возможностей и «технических регламентов»: объем проекта, сроки подготовки, специализация и ее особенность и пр.

В эмпирической части ВКР по психологии принято описывать результаты реализованного эксперимента, который будет содействовать достижению намеченной цели: проверка гипотезы, изучение тенденций, разработка плана мероприятий и пр.

В зависимости от специальности (ее узости), тематики дипломной работы, глубины погружения в тему можно выделить следующие виды экспериментально-психологического исследования:

  • Разведывательное. Его миссия – оценить текущее положение дел в рамках тематики, оценить предварительное состояние объекта. Определить все нюансы, особенности и пр. В данном случае автор ВКР «выходит на разведку» и собирает первичные данные относительно проблемы (научные данные) и объекта (сведения о нем: основные характеристики, особенности и пр.). Чаще всего на помощь студентам приходят такие методы, как экспресс-опрос, наблюдение и анализ текущей ситуации;
  • Описательное. Данный план действий предполагает реализацию эксперимента с констатацией тенденций, фактов и их дальнейшим анализом. Миссия этого типа – получить конкретные факты и описать их, уточнить отдельные моменты, которые не были прояснены при «разведке». Без проектирования и планирования эксперимента, его реализации в этой части не обойтись.
  • Аналитическое. Данный тип эксперимента призван установить причинно-следственные связи относительно происходящих явлений и рассматриваемых процессов. По результатам аналитического исследования автор получает возможность спроектировать дальнейший ход действий – выработать решение проблемы и обосновать его.
Классификация экспериментально-психологических исследований
Классификация экспериментально-психологических исследований

В зависимости от характера темы ВКР можно выделить следующие категории экспериментально-психологических исследований:

  • Теоретические, нацеленные на проверку теорий, правил, норм, методик или отдельных стандартов на эффективность, определение достоинств и недостатков , совершенствование подходов и пр.;
  • Эмпирические. В основе данной группы лежит метод наблюдения, когда исследователь не вмешивается в ход событий или вмешивается в минимальных объемах и анализирует современные тенденции.
  • Прикладные, нацеленные на решение практических задач и проблем в отрасли посредством проведения эксперимента. Притом именно данный метод позволит сначала диагностировать «уязвимое место», а затем выработать его решение и апробировать его.

В зависимости от условий проведения исследования можно выделить два основных вида психологических экспериментов, описываемых в ВКР:

  • Естественный, предполагающий полное отсутствие вмешательств со стороны организатора;
  • Лабораторный – тотальный контроль всех явлений и процессов, создание специфических условий и управление ситуацией и пр.

Указанные виды экспериментально-психологического исследования не единственные в своем роде. Притом в дипломной работе используется не 1 из вышеперечисленных подходов и типов, а целая комбинация, позволяющая сначала собрать информацию, а затем выработать достойное решение.

Обратите внимание, что четких ограничений по количеству проведения экспериментов при подготовке ВКР нет. В этом случае студент ориентируется преимущественно на сроки подготовки дипломного проекта, ресурсную и материально-техническую базу работы, собственные возможности и уровень подготовки.

Этапы проведения и описания экспериментально-психологического исследования при подготовке ВКР

Экспериментально-психологическое исследование относят ко второй главе дипломной работы по психологии, то есть оно является эмпирической или прикладной частью аттестационного изыскания.

Классическая схема по проектированию и реализации психологического эксперимента была описана нами в одной из статей блога. Сейчас мы предлагаем рассмотреть порядок изложения основных моментов по итогам экспериментально-психологической части в тексте ВКР, ответив на самые популярные вопросы студентов:

  • Что и как нужно описывать в рамках экспериментально-психологического исследования при подготовке ВКР?

На начальной стадии проведение психологического эксперимента подлежит тщательному проектированию и планированию. Данный момент будет отражен в «программе психологического исследования» путем отражения существенных моментов: сроки, основные мероприятия, гипотеза, объект (выборка), методы исследования, подготовка вспомогательных материалов (тесты, анкеты, опросы, задания и пр.) и пр.

Описание предстоящего экспериментального изыскания следует кратко и емко изложить. Для этого достаточно ответить на следующие вопросы:

  • Что изучать? (проблема и выборка, объект и их краткая характеристика)
  • Как исследовать? (методология, критерии оценивания, мероприятия – описание программы эксперимента)
  • Сколько и когда изучать? (сроки и условия проведения эксперимента)
Основные вопросы при проведении экспериментально-психологического исследования
Основные вопросы при проведении экспериментально-психологического исследования
  • Что необходимо отразить по мере проведения эксперимента?

Далее описанию подвергается непосредственно эксперимент и ход его проведения с акцентом на мероприятие – полученный результат и его анализ. На данной стадии целесообразно ответить на такие вопросы, как:

  • Что проделано и что получено?
  • Соответствуют ли результаты общим нормам, какие отклонения наблюдаются?
  • О чем свидетельствует общая картина: характер тенденций, выявленная симптоматика и пр.

Результаты этого шага при подготовке ВКР по психологии должны помочь автору диагностировать проблему и определить пути по ее решению, подобрать оптимальную и/или инновационную траекторию (притом она может быть описана в общих словах или тщательно спроектирована). Апробации предлагаемых новшеств при подготовке дипломной работы бакалавра не требуется. Эта необходимость возникает преимущественно у магистрантов или аспирантов, ученых.

  • Как оформить результаты экспериментально-психологического исследования в тексте ВКР?

В данном случае автору дипломной работы по психологи предстоит подобрать комбинацию и способы интерпретации полученных данных, чтобы исследование уложилось в намеченные границы (объем, уникальность), а также позволяло всецело понимать логику психологического изыскания, важность и ценность полученных результатов, новизну и актуальность и пр.

Авторам достаточно описать основные мероприятия, способные разрешить ситуацию. Но главное – обосновать все шаги с научной точки зрения или спрогнозировать результаты, в идеале – апробировать.

Описание предлагаемых действий должно быть кратким и емким по принципу «что делать и почему это нужно сделать – к чему приведут действия».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • Как излагать суть экспериментально-психологического исследования в тексте ВКР?

Описание и разъяснение экспериментально-психологического исследования в составе ВКР будет производиться в сочетании текстовой и графической, табличной форм. Студенту предстоит сначала собрать информацию по проблеме, а затем умело перевести ее в математический вид для проведения более точного анализа данных.

Перевод в статистическую или математическую модель производится различными способами: учет количественных данных, подсчет результатов практических заданий или итогов экспериментов (сколько человек сделали идентичные действия или предоставили идентичные ответы и пр.).

Способы отображения результатов экспериментально-психологического исследования в тексте ВКР
Способы отображения результатов экспериментально-психологического исследования в тексте ВКР

На графиках, рисунках целесообразно отражать заметные и значимые изменений: рост или сокращение, колебания, динамика и пр. Под каждым из графических и табличных элементов должен присутствовать емкий анализ данных с отражением конкретных изменений, причин-факторов и выводов (о чем они свидетельствуют).

Также допускается применение методов математического моделирования и прогнозирования ситуации для полноценной оценки собранных сведений и предлагаемых действий.

Автор может пользоваться собственно «изобретенной» методологией или полагаться на существующие подходы. Главное, при переводе и анализе данных учесть показатели репрезентативности, погрешности и пр.

Описание экспериментально-психологического исследования в тексте дипломной работы целесообразно разбить на подпункты согласно этапам эксперимента и общим требованиям проекта. Сначала следует предоставить общую характеристику исследования, объекта, проблемы, далее (второй параграф) – предоставить программу исследования (мероприятия), а в конце предоставить анализ полученных результатов (третий подпункт).

  • Как выглядит общая схема проведения экспериментально-психологического исследования?

Опытные авторы и исследователи отмечают 7 основных этапов при проведении экспериментального психологического исследования при подготовке курсовых и дипломных работ:

  1. Выбор и утверждение темы проекта и получение задания на исследование. На данной стадии целесообразно разобраться в текущем положении дел (научная литература, открытия) и определить необходимость, характер эксперимента.
  2. Разработка программы психологического исследования с констатацией существенных моментов: проблема, объект сроки проведения эксперимента, методы и пр.;
  3. Утверждение выборки исследования с характеристикой основных моментов: сведения о генеральной совокупности, выборочная модель (разведывательное исследование);
  4. Подготовка к эксперименту: разработка заданий с учетом выбранной методологии (анкеты опросы, список мероприятий и заданий и пр.);
  5. Проведение эксперимента с оперативной фиксацией получаемых результатов, сбор первичной информации;
  6. Обработка собранных сведений и их преобразование в емкий, понятный вид: трансформация первичных данных в «пакет сопутствующих документов», разработка математической/статистической модели (расчет коэффициентов, следование действующим методикам и т.д.), преобразование текстовой информации в графический/табличный вид;
  7. Оформление материалов согласно общим правилам написания ВКР;

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • Как проводится анализ результатов экспериментально-психологического исследования?

Все первичные и вторичные данные в рамках психологического эксперимента в тексте ВКР проходят две основные стадии. Первая – качественная обработка материалов, которая предполагает сопоставление полученных итогов с действующими методиками, нормативами, научной литературой. Второй этап – статистический (математический) анализ полученных сведений, позволяющий перевести все тенденции в более точный вид (расчеты, коэффициенты и пр.).

Этапы проведения и отображения результатов экспериментально-психологического исследования в ВКР
Этапы проведения и отображения результатов экспериментально-психологического исследования в ВКР
  • Как описывать результаты эксперимента, если он проводился неоднократно?

Психологические исследования уникальны тем, что они проводятся в несколько этапов. Для подтверждения полученных результатов или обоснования их достоверности, корректности суждений исследователь проводит эксперимент неоднократно. Притом подробно расписывать каждый этап или вариант не нужно. Достаточно бегло (в общих чертах) отметить результаты основного (первичного или формирующего этапа), а затем отметить их подтверждение или опровержение в рамках констатирующего и контрольного шагов.

Допускается табличное отражение всех этапов и результатов с дальнейшим анализом данных и определением тенденций.

Специфика экспериментально-психологического исследования при выполнении дипломных работ

Экспериментально-психологическое исследование, как часть ВКР по психологии, будет проходить по индивидуально разработанной траектории с учетом специфики выбранного объекта и условий проведения изыскания, но обязательно укладываться в «технические рамки» проекта – сроки защиты, объем работы, уникальность текста, оформление и пр. Ход эксперимента ориентирован на раскрытие темы дипломной работы с учетом особенностей специализации.

Реализация эксперимента и оформление его результатов немыслимо без автора (или исполнителя). Во-первых, все мероприятия проектируются и планируются студентом с учетом уровня его подготовки, возможностей, материально-технической базы и пр. Во-вторых, каждый полученный результат подлежит максимально оперативному отражению (фиксации). В-третьих, при желании или необходимости исследователь может манипулировать независимыми переменными (создание специфических условий и пр.) для достижения намеченных целей, проверки собственной гипотезы и пр.

Проведение и оформление психологического эксперимента в тексте ВКР полагается на комплексный подход. При проведении используются различные методики, типы изысканий, а при интерпретации – всевозможные вариации изложения информации (текст, графики, гистограммы, схемы, таблицы, модели и пр.). Описать эксперимент и его итоги в одном формате немыслимо.

Правила проведения экспериментально-психологического исследования в дипломной работе
Правила проведения экспериментально-психологического исследования в дипломной работе

Еще одной специфической чертой экспериментально-психологического исследования при подготовке ВКР выступает возможность повторения программы эксперимента с целью уточнения отдельных нюансов, деталей, контроля полученных результатов. Ключевым условием для реализации принципа «повторяемости» эксперимента является его проведение в аналогичных условиях с учетом всех изначально заявленных требований, параметров и факторов.

Эксперимент в рамках ВКР по психологии может поддаваться преобразованиям в зависимости от ситуации. Поэтому даже тщательно спланированные программы психологического исследования могут подвергаться коррективам на фоне получаемых результатов, воздействующих факторов и пр. «Фактор непредвиденности» или спонтанности в этом случае присутствует всегда, что способно подвергать мероприятия риск неточности и пр. Притом как и в какую сторону будут произведены коррективы, для чего – исследователь решает самостоятельно (но под руководством научного руководителя, который должен одобрить и утвердить все изменения).

Современные технологии позволяют быстро и качественно обрабатывать результаты с помощью современных программ, приложений, графических редакторов, способных моментально произвести специальные расчеты (показатели корреляции, всевозможные функции, суммы, рассчитать отклонения и динамику показателей и пр.).

Результаты экспериментально-психологического эксперимента можно уместить не только в основной части дипломной работы. Итоги этой стадии допускается опубликовать в виде научных статей в различных изданиях: многопрофильных и узкоспециализированных журналах, РИНЦ, ВАК-журналах, а затем воспользоваться данными работами с помощью приема самоцитирования (это придаст весомости и подчеркнет навыки автора).

Еще одной специфической чертой психологического эксперимента в НИР является его аналитическая направленность. На всех этапах подготовки, реализации и изучения результатов реализованных мероприятий предстоит анализировать результаты и формировать обоснованные выводы.

Таким образом, выполнение экспериментально-психологического исследования в рамках дипломной работы потребует тотальной подготовки с учетом утвержденной темы (теоретическая подготовка) и навыков по проектированию, реализации опыта с дальнейшей проработкой путей по решению сложившейся ситуации (проблемы) и особенностей объекта.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *