Самостоятельная работа студентов предполагает изучение материалов или выполнение конкретных заданий без тесного контакта с преподавателем.
Зачастую «самостоятельная работа» ассоциируется с конкретными заданиями (контрольная, тестовая или проверочная работа) в школах, призванная оценить степень освоения новой информации и овладения новыми навыками. На самом деле это понятие гораздо шире.
Зачем нужна самостоятельная работа?
Миссия самостоятельной работы учащихся заключается в следующем:
- обучение школьников, студентов навыкам сбора и анализа информации, ее обработке и систематизации;
- получение новых знаний и навыков: расширение кругозора, углубление в конкретную тему, развитие поисковых, расчетных и аналитических способностей;
- развитие личностных и профессиональных качеств: самостоятельность, дисциплина, планирование времени и действий, организация, умение пользоваться профессиональными терминами и инструментами и пр.
Углубить и получить новые знания, закрепить пройденный материал можно с помощью чтения текста, конспектирования материалов, проведения научно-исследовательской работы, создания презентации, составления таблиц и кроссвордов, прохождения тестирования, решения различных задач (математических, логических, экономических, юридических и пр.).
Во время выполнения самостоятельной работы студент может использовать следующие материалы: лекции, учебные и методические пособия, интернет-ресурсы, собственные знания и опыт (полученные ранее) и др.
Виды самостоятельной работы студента
Выделяют две большие группы самостоятельной работы студента:
- Аудиторная, которая предполагает подготовку преподавателем специальных материалов для проведения конкретного мероприятия: контрольная, проверочная работа, зачет тестирование, опрос и пр. Здесь все выполняется строго по заданию и под контролем специалиста.
- Внеаудиторная. Она подразумевает самостоятельное выполнение студентом задания вне стен учебного заведения без тесного взаимодействия с научным руководителем, педагогом. К данному виду относят рефераты, курсовые работы, отчеты, анализ конкретной ситуации, ответ на вопросы (конспектирование), подготовка к семинарам, составление тематических кроссвордов и головоломок и пр.
Следует отметить, что независимо от вида самостоятельной работы, она всегда ограничена во времени. Если студент выполняет конкретное задание на паре, то преподаватель может ограничить время 10-15 минутами или предоставить на решение поставленной задачи всю пару.
Если самостоятельная работа предназначена для выполнения в домашних условиях (реферат, доклад, курсовая работа и т.д.), то студент должен руководствоваться методическими рекомендациями, правилами ВУЗа и наставлениями педагога.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Время на выполнение задания может быть как 1-2 дня, неделя (например, до следующей пары или семинара), так и несколько месяцев (до конкретной даты, защиты).
Чтобы не попасть впросак, следует изначально уточнить период выполнения задания.
Этапы организации самостоятельной работы
Этап №1. Подбор соответствующих материалов и заданий для студентов.
На этой стадии преподаватель формирует задание для учащихся, а затем выдает его. Студент, получая задание, должен понять, как его выполнить, какие материалы ему необходимы.
Этап №2. Изучение материалов.
В зависимости от вида самостоятельной работы студент должен либо уже знать тему, либо ему предстоит самостоятельно изучить литературу и ответить на поставленные вопросы, выполнить конкретные задания.
Для этого ему следует правильно подобрать источники информации: учебники, лекции и семинары, сайты, научные статьи и пр.
Этап №3. Выполнение задания.
Необходимо прочитать и вникнуть в само задание. Важно, понять, что от студента требуется: ответить на вопрос, решить задачу, составить кроссворд, продолжить фразу и пр.
Затем студент должен понять, к какой теме относится задание, откуда черпать информацию (где ее искать, вспоминать пройденный материал и пр.).
Определяем метод самостоятельной работы. Это может быть просто развернутый ответ на вопрос, решение задачи и отражение всех действий с подробным писанием, анализ ситуации и формулирование выводов, проведение эксперимента и фиксирование полученных результатов и пр.
Этап №4. Оформление самостоятельной работы.
Данный этап необходимо сразу же уточнять у преподавателя. Кому-то остаточно просто дать письменный ответ на обычном тетрадном листе, указать ФИО и группу.
Другим предстоит оформить работу в соответствии с методическими рекомендациями и действующими ГОСТами (например, курсовая, дипломная или диссертационная работы).
Таким образом, самостоятельная работа призвана укрепить и углубить знания студентов, сформировать личностные и профессиональные качества, которые пригодятся им в дальнейшем в обучении и построении карьерной лестницы.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!