Писать дипломную работе по педагогике – значит провести педагогическое исследование. Чаще всего оно носит прикладной или эмпирический характер. В центре внимания выпускника оказывается либо конкретная выборка (класс, группа учащихся), либо фокус-группа. Притом работать с последним форматом приходится в особом режиме.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и сфера применения метода фокус-групп в дипломе по педагогике, достоинства и недостатки
Выполнение диплома по педагогике требует от автора владения темой и умения реализовать знания на практике, но и правильно, грамотно подбирать методологию исследования. Одним из наиболее популярных подходов выступает метод фокус-групп.
В общем понимании фокус-группа представляет собой небольшую выборку людей, участников исследования, которые будут обсуждать те или иные проблемы, вопросы, совместно искать оптимальное решение. В педагогике фокус-группа может состоять как из профессионалов (преподаватели, администрация учебного заведения), так и из дилетантов или конкретной выборки (школьники, студенты, родители или официальные опекуны и представители) и пр. В среднем фокус-группа состоит из 4-15человек.

Метод фокус-групп представляет собой способ, при котором происходит обмен мнениями, взглядами, подходами к решению проблемы. То есть данная техника выполняет одновременно несколько полезных функций:
- Общеинформационная. В рамках беседы индивиды раскрывают суть рассматриваемой проблематики или исследовательского вопроса, выражают свои мнения. То есть происходит общее тематическое погружение и разбор конкретной ситуации.
- Дискуссионная. Каждый участник фокус-группы выражает собственное мнение в рамках изучаемой парадигмы, обосновывает свою позицию. То есть происходит обмен позициями, который помогает установить истину, повысить объективность данных, выделить особенности и пр.
- Аналитическая. Каждый участник педагогического исследования будет проводить исследование по теме, а также участвовать в коллективном обсуждении, разбирая все собранные материалы. Данные, результаты и оценивая их совместными усилиями. Только анализ материалов поможет прийти к консенсусу и выработать единое решение.
- Инновационная. Каждый участник обсуждения выражает собственное мнение и отношение в рамках изучаемой проблематики, а также может описать свою идею. После изучения всех предложений исследователь может продумать более утонченный, современный путь к решению исследовательского вопроса на основе изученных предложений.
Метод фокус-групп в педагогике помогает собрать информацию по теме и проблеме педагогического исследования более тщательно. Исследователь получает информацию о реальном состоянии дел, отношении и мнении людей в рамках исследовательского вопроса, собирает качественные и количественные факты и пр.
Также посредством данного подхода выпускники могут с легкостью проверить собственное мнение, идею по тем или иным событиям, оценить новейшие подходы и приемы в решении проблемы, изучить потребности целевой аудитории и возможности развития образовательной среды.
В большинстве случаев, метод фокус-групп в педагогике основывается на проведении тематической беседы, опроса, интервью, дискуссии или тестирования, анкетирования.
Благодаря педагогическим исследованиям на основе фокус-групп автор дипломной работы собирает всестороннюю информацию по тематике и проблематике, оценивает внутреннюю и внешнюю сторону исследовательского вопроса, учитывает разные мнения и позиции. Благодаря столь кропотливой работе автор разрабатывает эффективный и новейший подход к решению проблемы.
Рассматриваемая техника в педагогическом исследовании обладает как достоинствами, так и недостатками.
Преимущества |
Недостатки |
Всестороннее погружение в тему, сбор качественной и количественной информации по проблеме | Необходима тщательная подготовка к обсуждению исследовательского вопроса: критерии подбора фокус-группы, список вопросов и пр. |
Получение разных, спонтанных, но аргументированных ответов, мнений и формирование на их основе информационной и доказательной базы педагогического исследования | Все собранные данные необходимо оперативно фиксировать для дальнейшего применения, чтобы исключить риск утраты информации или ее искажения. Важно уметь анализировать данные как в частном, так и общем порядке (двойной труд и анализ) |
Разработка комплексного или современного способа решения проблемы на основе изученных вариантов, мнений и предположений, аргументов и пр. Комплексный характер исследования | Высоки риски получить некачественные или недостоверные сведения в ходе дискуссии. Следует проверять поступающую информацию перед ее применением в гипотезе или проекте |
При грамотной организации и контроле за ходом педагогического исследования результаты будут целенаправленными, надежными | Существует риск потери контроля за ходом дискуссию. Что может привести к получению бесполезных или нецелевых данных, неожиданным результатам |
В числе явных преимуществ рассматриваемого подхода в педагогическом исследовании выпускника можно отметить расширение информационной и доказательной базы, всестороннее и наиболее объективное изучение темы и проблемы. То есть основа диплома будет более обширной, качественной, позволяющей продумать эффективное решение.
Но в то де время существуют определенные недостатки и риски, способные снизить качество такого погружения в тему диплома: респонденты могут предоставлять необоснованные ответы, беседа может перетечь в совершенно иное русло (то есть контроль над ситуацией может быть утрачен), участники обсуждения могут выйти на конфликт интересов или личностный конфликт, не все высказывания возможно перепроверить и пр.
Поэтому применение метода фокус-групп в педагогике должно быть осторожным, продуманным и тщательно контролируемым, а вся собранная информация подлежать фактчекингу и оценке.
Условия применения метода фокус-групп в дипломе по педагогике
Метод фокус-групп при написании дипломной работы по педагогике может быть применен далеко не всегда. Чтобы его использование было эффективным и результативным, важно соблюдать ряд правил.
Во-первых, исследование на основе рассматриваемого подхода должно проходить в четко очерченные сроки и в определенных тематических границах. Очень важно продумать программу педагогического исследования и понять основные моменты: какие аспекты должно затрагивать изыскание, кто может быть участником, как долго будет проводиться исследование и пр. Сжатость – один из способов целевого проведения НИР в педагогике.

Педагогическое исследование – процесс ограниченный. Ограничения устанавливаются темой проводимого изыскания, планом НИР. Качественные ограничители будут затрагивать характер и тип вопросов, тематические особенности дискуссии (конкретные понятия, правила, техники и пр.), а количественные – регулировать объем, глубину и продолжительность тематического изучения (количество вопросов, продолжительность дискуссии, количество участников беседы и пр.).
Обратите внимание, что техника фокус-группы сама по себе гибкая, но управляемая.
Во-вторых, участники фокус-группы – конкретная выборка респондентов. Все участники должны быть отобраны согласно конкретным критериям. То есть в таком педагогическом исследовании важно учитывать не просто мнение прохожих, а именно целевой выборки. Ею могут быть как преподаватели, так и учащиеся и пр. То есть при подготовке и проведении подобного рода исследования важно быть планомерным и избирательным. Притом выборка должна быть оптимальной, как в качественном плане, так и в количественном. В идеале, респонденты должны быть незнакомыми между собой индивидами, не заинтересованными в исходе исследования.
В-третьих, в рамках метода фокус-групп важна координация и контроль за ситуацией. То есть должно быть ответственное лицо-эксперт, который будет проводить опрос или направлять беседу в нужное русло (такое лицо называют модератором). Притом исследователь-модератор должен быть в теме: в идеале владеть ею, иметь соответствующую квалификацию, опыт, понимание и пр.
В-четвертых, техника фокус-групп может быть использована только на базе эмпирического исследования, где требуется тотальный сбор материалов, проведение эксперимента, учет различных мнений и факторов и пр. Рассматриваемая стратегия не применима там, где отсутствует учет реальных мнений, доминирует сугубо статистический анализ и пр. То есть здесь важно учитывать человеческий фактор.
В-пятых, собранный в ходе данного подхода материал должен быть тщательно проверен и оценен, проанализирован перед дальнейшим применением в ходе разработки решения. Автору диплома следует убедиться, что те или иные высказывания надежны, обоснованы, достоверны, могут послужить опорой в тех или иных решениях, мероприятиях.
Таким образом, метод фокус-групп при выполнении дипломной работы по педагогике позволяет выпускнику всесторонне взглянуть на тему и проблему, собрать максимум информации «из первых уст» и выработать конкретное решение с учетом всех мнений, знаний, сведений. Но для реализации такой тактики важна целенаправленность и планомерность, гибкость и контроль, сжатость и ограниченность. Собранные этим способом материалы следует перепроверить и определить возможности по их использованию.
Отбор участников фокус-группы
Фокус-группа при выполнении дипломной работы по педагогике тесным образом соприкасается с таким понятием, как тема, объект и предмет, цель исследования. Поэтому при определении лиц, которые будут участвовать в беседе, опросе или дискуссии. Важно тщательно проанализировать указанные элементы научного аппарата.
Для начала следует тщательно проанализировать тему диплома по педагогике. Необходимость работы с фокус-группой возникает лишь тогда, когда требуется учесть мнение целевой аудитории, проследить отношение тех или иных объектов к проблеме, оценить масштабы и пр. Если тема не предполагает проведение эксперимента или сбора данных (помимо научной и статистической информации), учета человеческого фактора, то необходимость в технике фокус-группы отпадает.

Чаще всего рассматриваемый подход применяется в следующих тематических ракурсах:
- Оценка мнения или отношения студентов к новшествам, теме, предметам и пр.;
- Оценка проблем в профессиональной деятельности преподавателей;
- Оценка эффективности приемов обучения и пр.
Тема исследования должна предполагать проведение конкретного эксперимента ил эмпирического исследования для сбора материалов и анализа ситуации.
Более того, при подборе участников фокус-группы важно ориентироваться на предмет и объект педагогического исследования. Предметная область очертит основные или базовые требования к респондентам (компетентность, осведомленность, общие границы проводимой НИР), а объект – подчеркнет особенности целевой аудитории и параметры их подбора.
При формировании фокус-группы важно учитывать яд специфических требований к участникам. Во-первых, они не должны быть родственниками и знакомыми между собой. Во-вторых, важно понять необходимость у каждого респондента образования, компетентности в рамках исследуемой темы и пр. В-третьих, количество испытуемых должно быть ограниченными, но достаточными (или оптимальным для проведения педагогического исследования и получения достоверного, обоснованного результата.
Обратите внимание, что важно учитывать уровень подготовки фокус-группы. Данный параметр будет напрямую влиять на организацию, подготовку и ход беседы, обсуждения: сложность вопросов, количество вопросов, необходимость их дублирования, терминология и пр.
Участники фокус-группы должны быть подобрать целенаправленно. Чаще всего это однородная выборка респондентов. То есть важно, чтобы с одной стороны участники не был заинтересованными и взаимосвязанными, знакомыми, чтобы каждый ответ быть отдельным, аргументированным. В то де время, почва для беседы будет общей, а это значит, что они должны иметь представления по ней в той или иной степени, выражать свое мнение и отношение по проблематике и тематике проводимого исследования, свободно выражаться и чувствовать себя при обсуждении.
В зависимости от цели дипломной работы важно понять основные моменты проводимого педагогического исследования и «примерить» их на фокус-группу: что именно нужно узнать (от этого будет зависеть список, формат, содержание вопросов), для чего нужно проведение эмпирического исследования (как распоряжаться результатами, как использовать ответы по ходу исследования и в дипломе) и пр.
Таким образом, формирование фокус-группы при выполнении дипломной работы по педагогике – процесс требовательный. Выпускнику предстоит намети общие тематические границы, а затем конкретизировать методику, учесть условия формирования выборки респондентов.
Подготовка к работе с фокус-группой: программа исследования, материалы (вопросы, анкеты и пр.)
Проведение педагогического исследования на основе техники фокус-группы требует предварительной подготовки. Притом подготовка может быть как со стороны модератора-исследователя, так и со стороны участников.
Выпускнику нужно продумать ход проведения дискуссии и порядок его отражения в составе дипломной работы. Для этого необходимо разработать программу эмпирического исследования согласно тематике дипломной работы. Данная мера предполагает определение основных вопросов для обсуждения, выбор формата проведения встречи респондентов, требования к фокус-группе (возраст, пол, образование и выбор способа ее формирования) и пр.

В основе реализации данной тактики лежит программа исследования. Она предполагает уточнение цели и задач педагогического исследования в целом и работы с фокус-группой, определение основных мотивов и ориентиров НИР.
Для начала выпускнику нужно разобраться в теме исследования самому и определить основной круг вопросов и этапов педагогического исследования:
- Изучить научную, статистическую и иную информацию по теме и определить исследовательский вопрос: разобраться в терминологии, методологии, существующих подходах и решениях и пр.;
- Определить целевую аудиторию и требования к выборке (фокус-группе), произвести отбор целевой аудитории для исследовательской работы;
- Выбрать тип взаимодействия с фокус-группой: дискуссия, анкетирование, опрос, тестирование и пр.;
- Подготовить план работы с фокус-группой: список основных вопросов, сроки и условия проведения встречи, продолжительность мероприятия и пр.;
- Определить способы и критерии оценки поученных результатов от фокус-группы: что оценивать, с чем соотносить или сравнивать, критерии оценки результатов, способы обработки информации и пр.
То есть на подготовительной стадии перед проведением педагогического исследования на основе фокус-группы важно понять над какой проблемой и темой работать, с кем работать (фокус-группа), какие вопросы задавать и как координировать-контролировать ход беседы, какие результаты ожидать и как их оценивать.
В рамках организационно-методического этапа автору дипломной работы по педагогике предстоит продумать ход практической части исследования. Здесь важен четкий план действий и программа дискуссии. На данной стадии исследователь должен наметить конкретную последовательность мероприятий с учетом сроков проведения:
- Дата и место сбора фокус-группы;
- Начало мероприятия: освещение темы, правил поведения участников, продолжительность опроса и пр.;
- Выделить тип дискуссии или встречи: беседа, интервью или групповое обсуждение темы/проблемы, анкетирование, тестирование и пр.;
- Подготовить план встречи: список вопросов или анкеты для заполнения, основные термины или заметки для координации дискуссии (тезисы, термины, ФИО авторов концепций и пр.);
- Продумать список ключевых и дополнительных вопросов с учетом особенностей и уровня подготовки фокус-группы;
- Определить критерии оценки ответов;
- Отметить способы обработки собранной информации и пр.
Обратите внимание, если модератор намерен работать с фокус-группой в форме беседы, то в данном случае будет присутствовать доля маневренности и гибкости, увеличения продолжительности эксперимента. Участники могут развить беседу немного не в том ракурсе, масштабе, выйти в смежные области, отклониться от заданной траектории. В данном случае доля импровизации будет присутствовать: дополнительные координирующие вопросы, уточняющие моменты, «стимульный материал» для побуждения респондентов к дискуссии и пр.
Третий этап – непосредственная работа с фокус-группой. На этой стадии исследователю предстоит реализовать намеченную программу эксперимента, оперативно фиксируя получаемые ответы и результаты. Здесь важно разъяснить правила и условия проведения эксперимента, раздать материал для изучения или анкеты для проведения опроса. Если встреча предполагает проведение беседы, то важно задать тему и подтолкнуть участников к обсуждению. Конкретной проблемы, координировать ход мыслей и следить за ходом развития событий.
В рамках тестирования или анкетирования могут присутствовать разные тематические вопросы: открытые и закрытые, дублирующие, взаимодополняющие и пр. Перечень вопросов и ответов продумывается изначально. Как правило, в анкете требуется предоставить ответ на 15-20 вопросов. Время анкетирования или тестирования зачастую ограничено (в среднем около 60-90 минут).
По мере получения результата, фокус-группа расходится, а выпускник приступает к обработке собранной информации. Это четвертый этап педагогического исследования. В данном случае важно рассортировать материалы и сгруппировать их, произвести оценку согласно разработанной шкале или требованиям, проанализировать полученные результаты и получить окончательный вывод.
Как оформить метод фокус-групп в дипломе по педагогике?
Дипломная работа по педагогике, основанная на методе фокус-группы, будет состоять из трех частей. Первая глава – теоретическая, она носит информационно-описательный характер. В ней автор изложит основные положения в рамках изучаемой темы, опишет суть метода фокус-группы, способы работы и классические траектории.

В теоретической части чаще всего рассматривают следующие моменты:
- Суть и особенности метода фокус-групп в педагогике;
- Роль и место фокус-групп в составе педагогических исследований;
- Условия и особенности применения данного подхода;
- Особенности восприятия проблемы целевой аудиторией и пр.
В практической части дипломной работы будет изложен ход работы с фокус-группой. В первом параграфе автор диплома изложить программу исследования, обозначив конкретные параметры и границы, выборку испытуемых, формат и условия проведения встречи, прикрепит анкеты и пр.
В практической части будут изложены результаты работы с фокус-группой. Они должны быть преподнесён в переработанном виде:
- Общие условия проведения встречи участников могут быть описаны текстом;
- Результаты анкетирования или тестирования можно привести в форме таблицы или графически (диаграммы, гистограммы и пр.) С подробны анализом результатов: к чему склоняются большинство участников фокус-группы, выделить неординарные мнения с их обоснованием, отмети приверженность к конкретной позиции/научному подходу и пр.;
- Итоги дискуссии или беседы также можно привести с помощью таблиц (преобразование качественной информации, распределение полученных ответов и пр.);
- Обобщение результатов исследования с констатацией основных тенденций, мнений, предположений, идей и пр.
По результатам данного раздела диплома по педагогике. Автор получает представление о восприятии проблемы на примере фокус-группы, отношении общества к ней, потенциальные пути и способы решения проблемы, различные тенденции и выводы, выделить достоинства и недостатки изложенных подходов и мнений и пр.
Рекомендательная глава дипломной работы по педагогике на основе исследований фокус-группы будет представлена в виде описания предложения или идеи автора по решению обозначенной проблемы. Притом она буде основана не только на сугубо научной или статистической информации, но и учитывать итоги экспериментальной части: предложения респондентов, мнения участников фокус-группы и их обоснования, выделенные ими особенности и нюансы и пр.
В данном случае, метод фокус-группы фактически заменяет метод мозгового штурма для автора диплома. Он получает стороннюю оценку ситуации, предложения по ее решению и пр. На основа такого материала он продумает эффективный план-решение, который учтет традиционные подходы и правила, различные факторы, особенности и тенденции и пр.
Результаты исследования на базе фокус-группы подлежат документальному оформлению. Это могут быть заполненные анкеты, тесты (по результатам беседы или основной тест по теме), таблицы по результатам беседы или дискуссии и пр. Как правило, такого рода изыскание оформляется в виде отчета и прилагается к диплому в качестве сопровождающего (уточняющего) документа. Именно он подчеркивает ход НИР, особенности и обоснованность полученных результатов и выводов. Данный отчет или дополнительная документация по работе с фокус-группой (анкеты, опросники, тесты и пр.) Включают в раздел приложения, а в основной части диплома делается отсылка на соответствующий материал.
Оформление дипломной работы будет полностью соответствовать требованиям ГОСТ и методическим рекомендациям вуза. Автору предстоит грамотно преобразовать собранный материал. Подчеркнуть и обосновать результаты, выработать на основе комплексной информации новый или оптимальный способ решения проблемы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по применению метода фокус-групп в дипломной работе по педагогике
Работа с фокус-группой требует не только методического сопровождения. Но и подготовки места для встречи участников. То есть условия проведения такого исследования требуют как документальной, так и практической подготовки: помещение и оснащение, материалы и пр. Встреча участников проходит преимущественно в очном формате с целью «живого диалога» и контроля над ходом исследования.
Студенты чаще всего отбирают фокус-группу из доступных для них объектов исследования: испытуемые на базе места преддипломной практики (практикующие специалисты, учащиеся, родители учащихся и пр.).
Подготовьте список ключевых вопросов, на которые исследователь должен получить ответ обязательно. Также следует предусмотреть перечень уточняющих или дополнительных вопросов, учитывающих специфику темы, уровень подготовки испытуемых. Важно избегать размытых формулировок. Вопрос должен звучать однозначно точно и понятно. Все вопросы будут укладываться строго в тему дипломной работы и ее научный аппарат.
Начинайте работать с фокус-группой плавно: познакомьтесь с участниками, озвучьте правила, начните с вводных вопросов и постепенно развивайте дискуссию и пр.
Фиксируйте все ответы и результаты, помечайте особенности в ответе, поведении и аргументации каждого участника. Чем точнее будет зафиксирован результат, тем проще его оценить (на качество, достоверность, научность, практическую ориентацию, посильность и пр.).
По мере завершения непосредственной работы с фокус-группой, систематизируйте собранный материал: распределите ответы, аргументы и факты, оцените мнение каждого участника. Обобщите данные и выделите основные тенденции, склонности, идеи, проводите сравнительный анализ и пр. При разработке собственной идеи учитывайте общие мотивы и тенденции, доминирующие в фокус-группе.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!