Все мероприятия и задания, предусмотренные в рамках обучения, требуют не просто выполнения, но и проверки, аттестации. Прохождение практики по осваиваемой специальности – не исключение из этого правила. По окончании этого периода студент должен подготовить специальный отчет. Как правило, порядок его выполнения и оформления излагается в методических рекомендациях. Но знать формальные правила его написания еще недостаточно, чтобы пройти аттестацию и получить за него положительную оценку. Важно понимать, что требуется отметить в нем и что ожидают от документа, практиканта наставники. Сегодня мы расшифруем основные критерии оценки при написании отчета по практике.
СОДЕРЖАНИЕ
Критерий #1. Соответствие документа осваиваемой программе (специальности) и уровню подготовки учащегося.
Прохождение практики – это один из важнейших этапов профессиональной подготовки студентов. Как правило, он начинается с 1-2 курса и проходит раз в год.
В зависимости от курса обучения, учащиеся выполняют различные виды отчетов по практике:
- Ознакомительный или учебный. В данном случае им предстоит описать работу специалиста-наставника и показать тем самым суть и значимость его работы. Помимо этого важно предоставить общую (краткую) характеристику места практики. Так практикант демонстрирует умение собирать информацию, обрабатывать ее, выполнять мелкие поручения и пр.
- Производственный. Здесь автору важно показать не только умение собирать и обрабатывать информацию, но и диагностировать проблемные моменты, участки, исследовать текущее положение дел на базе объекта, выполнять поручения наставников и пр. Все виды анализа и полученные результаты практикант должен не просто описать, но и обосновать, показав тем самым достоверность и актуальность.
- Преддипломный. Это, пожалуй, самый сложный и важный этап в профессиональной подготовке выпускника. На данной стадии он должен сформировать основную информационную и доказательную базу для дипломной работы, показать умение использовать специальный инструментарий, подбирать информацию и проверять ее, принимать решение и пр.
Согласитесь, что чем выше уровень подготовки студента, тем жестче и больше требований к отчету по практике и остальным документам. В данном ракурсе глубина исследования объекта, спектр исследовательских вопросов, источниковая база, а также объем и характер аналитических операций, содержание и цели стажировки будут разниться.
Важно понимать, что требуется указать в отчете по практике с учетом текущего курса обучения, оценить собственные возможности и постараться грамотно преподнести располагаемые сведения.
Критерий #2. Оформление.
Данный параметр – самый первый, который явно бросается в глаза проверяющему. Визуальная подача данных и оформление документа в целом происходит согласно общим правилам и канонам – методическим рекомендациям от учебного заведения и ГОСТам. Притом чаще всего практикантам достаточно основываться на «методичке».
В первую очередь, нужно правильно оформить материалы: настроить шрифт текста, параметры страницы, нумерацию листов. То есть первым делом в глаза бросается общее форматирование документа и его соответствие действующим правилам.
Вторым моментом данного типа выступает формальная структура отчета по практике. Как правило, она состоит из базовых элементов: титул, оглавление, введение, основанная часть, индивидуальное задание (оно может быть увеличено в состав основной части), заключение, список литературы и приложения. Важно грамотное и правильное расположение всех элементов. Базовая структура типичная. Но каждый автор самостоятельно может определять: сколько глав или параграфов будет в основной части и пр.
Третьим аспектом является особенности оформления таблиц и графиков. Здесь важно учесть все тонкости и нюансы: расположение на странице, возможности и необходимости изменения шрифта, нумерация и озаглавливание и пр. Громоздкие графические и табличные материалы выносятся в раздел приложения.
Четвертым моментом – оформление списков. В тексте важно использовать маркированные ил нумерованные списки. Библиографический перечень должен быть основан на нумерованном типе с подробным описанием всех задействованных первоисточников.
Педагог ожидает увидеть грамотную аналитику и выводы, а не схему расчетов и груду непонятны чисел, символов и пр.
Критерий #3. Содержание документа.
Данный параметр нацелен на оценку наполнения отчета по практике. Она сводится к определению качества источников информации, точности и корректности результатов.
Изучение содержания отчета по практике сводится к следующим действиям:
- Анализ каждого раздела на соответствие заглавия наполнению;
- Оценка логики исследования и качества полученных результатов;
- Определение полноты выполнения задания с учетом требований программы обучения, программы практики;
- Оценка качества проведенного анализа данных и сформированных выводов, их корректности и ясности;
- Оценка степени обоснованности полученных результатов и выводов;
- Определение качества доказательной базы, основных источников информации;
- Информативность данных и степень их соответствия программе практики.
То есть преподаватель и научный руководитель (в одном лице) ожидает увидеть конкретную картину: исследование базы практики с учетом уровня подготовки студента и программы стажировки, наличие конкретных результатов и выводов.
Основная часть отчета по практике преподносится в логичном виде. Текст должен быть связный, последовательный, грамотный и аргументированный.
Критерий #4. Качество первоисточников.
Далеко не всегда практикантам предоставляют доступ ко всем необходимым сведениям, документам. Зачастую студенты сталкиваются с массой ограничений, что вызывает дефицит информации для подготовки отчета. В этом случае им приходится выкручиваться любым способом: додумывать самостоятельно, фальсифицировать документы, не упоминать какие-либо показатели (которые невозможно просчитать и пр.) и т.п.
Многие стажеры полагают, что отчет по практике не играет существенной роли. Ведь все знают, что практикантов редко допускают к серьезной работе, им не всегда рады на предприятиях и пр. Но это самое глубокое и грубое заблуждение.
Опытный наставник сразу же заметит качество информации: легальность и точность отчетности, подмена данных ради получения желаемого результата и пр.
В основу отчета по практике важно класть оригинальные сведения и документы с места практики (со всеми причитающимися печатями, подписями и пр.). Только в этом случае возможно получить надежную информационную и доказательную базу, достоверные результаты и выводы.
При подозрении на некачественные материалы и факты, наставник имеет право не допустить такой отчет до защиты или аттестации.
Критерий #5. Индивидуальное задание.
Данный раздел подчеркивает самостоятельность автора и придает документу уникальность. Это задание выдается каждому практиканту отдельно. На его выполнение отводится отдельный параграф или глава в составе основной части.
В данном случае оценка индивидуального задания и качества его выполнения сводится к следующим действиям:
- Анализ качества источников информации;
- Определение основного вопроса;
- Анализ хода выполнения задания: логика, этапы, результат и качество;
- Решение поставленного вопроса или задания: ход, ответ, обоснованность, точность и достоверность;
- Оформление.
Обратите внимание, что ни один отчет по практике не обходится без индивидуального задания. Без его выполнения проект не будет засчитан.
Критерий #6. Объем документа.
В целом, на формальном уровне строгих ограничений по объему документа нет. Данное требование может быть введено по решению учебного заведения и прописано в методических рекомендациях к отчету по практике. Поэтому данный нюанс следует уточнить в методичке или у научного руководителя. Как правило, средний объем отчета достигает 30 страниц (без учета приложений).
Притом зачастую считается, что слишком большой объем демонстрирует высокую водность исследования, слабые навыки по обработке информации, неумение автора лаконично выражать свои мысли.
Маленький объем отчета расценивается как отсутствие коммуникационных способностей, дефицит информации и неумение грамотно преподнести имеющиеся тенденции в более развернутом виде.
Поэтому опытные авторы рекомендуют придерживаться средних норм. Следует регулировать объем документа с помощью простейших приемов по свертыванию и развертыванию информации.
Требования по объему отчета по практике являются обязательными к выполнению, если они прописаны в методических рекомендациях. Во всех остальных случаях данный параметр во внимание не принимается. Но лучше всего преподносить сведения и выводы четко, лаконично и аргументировано, придерживаясь среднего объема.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Критерий #7. Грамотность и логичность, корректность повествования.
Согласитесь, что наличие источников информации и ряда доказательств еще не гарантирует практиканту успеха при подготовке отчета по практике. Далеко не каждый студент умеет правильно распорядиться сведениями и формировать полноценный документ.
При оценке рассматриваемого формата берут во внимание следующие моменты:
- Последовательное изложение текста с учетом хода исследования, порядка получения материалов, формальной структуры документа и пр.;
- Грамотность. Данный параметр проявляется в умении правильно употреблять термины, строить предложения четко и ясно, доносить до читателей результаты и выводы;
- Корректность. В этом случае важно оценить, уместно ли употреблен термин, вписывается ли он в общий контекст, правильно ли расшифрованы и переданы результаты, тенденции и пр.
Согласитесь, что в отчете студент выражает свои мысли, мнение, демонстрируя знания и умение интерпретировать информацию, сведения, тенденции. Притом лингвистические ошибки сразу режут глаз. Наличие логических огрех создает противоречия в документе или приводит автора к неправильным выводам и дальнейшим ошибкам.
Согласитесь, читать текст с ошибками неприятно и сразу же падает доверие к качеству исследования, автору. Когда преподаватель изучает отчет по практике – происходит все то же самое. Поэтому не стоит разочаровывать научного руководителя.
Критерий #8. Завершенность и результативность.
В данном случае проверяется не просто качество проделанной работы, но и степень достижения намеченной цели, конечный результат и выводы практиканта.
Оценка результативности предполагает, что практикант пришел к конкретному результату и выделил его. В этом случае отмечают проблемы (с которыми столкнулись), чему научился стажер, к каким выводам он пришел и почему.
Завершенность оценивается путем сопоставления результатов с ориентирами в рамках программы практики. Важно, чтобы цель стажировки была достигнута и выполнена. В противном случае данный этап считается не пройденными, а материал – неподготовленным.
Указанные критерии оценки тесно переплетены. Без завершенности не будет результативности и наоборот. Все логично. Поэтому они берутся во внимание при аттестации студента по результатам прохождения практики.
Критерий #9. Личный вклад автора.
Выполнение отчета по практике – это не просто четкое следование методичке и инструкциям, советам и наставлениям наставника. Здесь важно показать самостоятельность и умение выдвигать и отстаивать собственное мнение по результатам практики.
Оценка личного вклада стажера состоит в следующем:
- Определение авторской позиции по отношению к практике, результатам практики;
- Степень обоснованности выводов;
- Умение вырабатывать рекомендации;
- Степень и качество выполнения индивидуального задания.
Как правило, личный вклад автора отмечается в заключении или рекомендациях. Здесь он выделяет проблемы, с которыми столкнулся по ходу стажировки и способы их решения. Также практикант отмечает тенденции и обосновывает их на базе располагаемых фактов, материалов. Но самое главное – это рекомендации относительно использования полученных результатов, советы по оптимизации работы объекта практики и пр.
Критерий #10. Соотнесение подготовленного документа со специальной оценочной шкалой.
В педагогике действуют определенные регламенты и шкалы оценки. отчет по практике подлежит оценке, по результатам которой выносится вердикт в виде отметки (по пятибалльной шкале) и отметка «зачтено или не зачтено». В таблице ниже мы приведем классические параметры оценки отчета по практике.
Параметр | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно |
Полнота и глубина анализа | Максимальная | Средняя | Минимальная, ниже базовой |
Структура | В полном соответствии с требованиями | Допустимы минимальные, незначительные нарушения в оформлении, структурировании | Явные отклонения от заданных условий |
Доказательная база | Развернутая, полная | Достаточная для обоснования мнения автора | Слабая, но присутствует |
Грамотность, ясность повествования | Точная, полная, корректная | Допустимы небольшие ошибки | Преобладают лингвистические ошибки, логические нарушения и пр. |
Первоисточники | Актуальны и полностью отражены | Актуальны, но могут быть некорректно использованы или отражены частично | Актуальность может «хромать», ошибки при оформлении |
Аналитика | Есть в полном объеме | Есть в достаточном объеме | Минимальна, слабо аргументирована |
Чтобы подготовить грамотный и качественный отчет по практике, получить справедливую оценку и успешно пройти даны этап обучения, важно учитывать все выше отмеченные правила и критерии, шкалы.
Тщательно перепроверяйте отчет по практике перед сдачей, чтобы вовремя устранить недочеты. Внимательно изучите методичку, программу практики и следуйте заявленным требованиям. Любые вопросы и нюансы согласовывайте с научным руководителем.
Будьте внимательны к деталям и фактам, качеству информации. С их помощью можно обосновать итоги, выводы и собственное мнение. Избегайте использование сомнительных данных.
Только при тщетном соблюдении формальных требований, развитии навыков коммуникации, аналитики, грамотном выражении мнения и результатов можно получить полноценный проект.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
я вот давно заметила, что просто писать по методичке еще не гарантирует отличный результат. Педагоги найдут к чему придраться. Статья интересная. В следующий раз попробую напрямую у педагога спросить, что писать, обсудить состав каждого раздела. Может быть тогда будет меньше замечаний…