Со стихотворениями люди чаще всего сталкиваются в школьные времена, когда им приходится много читать и учить, есть посвященный подобным произведениям отдельный предмет (чтение, литература). Но несмотря на столь узкое восприятие, стихи продолжают жить, рождаться и публиковаться до сих пор. На практике чаще всего с ними сталкиваются филологи, лингвисты, а также всевозможные издательства (корректоры, редакторы). Сегодня мы расскажем, как проводить анализ стихотворения.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Анализ стихотворения представляет собой особый процесс по изучению художественного, лирического или иного поэтического произведения с целью констатации и вникания в его суть, выделения общих и специфических (авторских) черт, отдельных характеристик стиха.
Миссия анализа стихотворения очевидна:
- Облегчает восприятие сути и основной мысли автора, предоставляя ответ на вопрос: «О чем говорится в стихотворении? Каков его смысл?»;
- Позволяет подчеркнуть общие стихотворные каноны, их соблюдение, а также выделить «авторскую позицию и черты» — слог, выдержка, эпоха, авторские особенности (отдельные фразы свойственные конкретному человеку, интонация, тематика и пр.) и пр.;
- Выделить средства выражения эмоций, краски, то есть подчеркнуть приемы, посредством которых автор решил донести до читателя основную мысль, подчеркнуть конкретные детали и пр.;
- Исследовать общую композицию стиха и сложность его чтения, восприятия, наполнение и особенности, свойственные эпохе, автору и пр.;
- Оценить «звуковой рисунок», исследовать стих на интуитивном или фантазийном (ассоциативном) уровне и пр.
Таким образом, анализ стихотворения призван приблизить читателя к задумке и основной мысли автора, которую он хотел донести до целевой аудитории столь необычным способом.
Вспомните себя во время чтения стиха: читается и запоминается произведение легко (благодаря рифме), но такая форма подачи нередко усложняет его понимание. Человек легко запоминает последовательность слов благодаря красивым сочетаниям слов, но сути текста не понимает. Анализ стиха позволяет читателю или аналитику разобраться во всех деталях и нюансах.
Кому и зачем необходимо проводить анализ стихотворения?
Анализ стихотворения – это уникальная миссия, которую целесообразно проводиться не только читателю, но и самому автору, издательству или иным экспертам и пр. В каждом случае реализация простого алгоритма будет преследовать конкретную цель: оценить, изучить, выделить особенности, понять замысел и пр.
Зачем автору анализировать собственное произведение (будь то стихотворение, пьеса, рассказ и пр.)?
Во-первых, с помощью анализа создатель сможет определить, насколько легко читается и как воспринимается его произведение. В данном случае он может выделить проблемные участки, слова и доработать их. Во-вторых, автор по мере вычитки своего шедевра сможет понять, удалось ли ему раскрыть суть, достаточно или не много ли в нем средств выражения, переносных слов и «прочей вуали», чего не хватает произведению, заметна ли его индивидуальность и пр. В-третьих, анализ стихотворения – уникальный шанс исправить ошибки, откорректировать текст согласно нормам русского языка, заменить сложно воспринимаемые фразы или категории на более простые, привычные и уместные части.
Таким образом, самоанализ стихотворения для автора играет неоднозначную роль. С одной стороны, он позволяет ликвидировать изъяны, нестыковки, нюансы. С другой – не каждый создатель увидит огрехи или иные нюансы в своем детище. Но в любом случае, исследование стихотворения призвано улучшить его визуальный вид, упростить знакомство с ним и его осмысление, понимание.
Зачем редакторы, корректоры и издательства анализируют стихотворения?
Написанный стих не должен пылиться в копилке автора, на книжной полке. Чтобы о произведении узнало общество, важно обнародовать его, направив ив соответствующее издательство. В этом случае без анализа произведения также не обойтись, ведь публикации подлежат лишь корректные, грамотные, осмысленные (то есть с конкретной идеей, позицией и пр.) тексты, не противоречащие законам авторской этики, правилам русского языка и пр. Данный шаг предстанет в виде допубликационной рецензии.
В данном случае исследовать стихотворение будут квалифицированные специалисты – дипломированные филологи и лингвисты. Их задача состоит в следующем:
- Констатация жанра и общих правил стихотворного ритма и жизни: определение слога, стиля, основного смысла произведения и его соответствие ситуации и нормам (не является ли он призывам к войне или иным злодеяниям, не нарушает ли он правил цензуры и авторской этики, плагиат и пр.);
- Определение индивидуальных черт произведения, свойственных конкретному автору: выделение специфичных приемов и слов, интонации и эмоций и пр.;
- Анализ текста на грамотность: полный лингвистический анализ (лексический, орфографический, морфологический, фонетический и пр.) с выделением общих и индивидуальных черт – звуковой ряд, ассоциации, сложности чтения и восприятия и пр.;
- Соответствие стихотворения политике редакции: направление, стиль, характер, наличие подходящей рубрики или колонки, его оформление и пр.
Анализ стихотворения со стороны редакторов и корректоров позволяют автору увидеть ранее незамеченные им нестыковки, неурядицы и огрехи, повысить качество текста и выделить его особенности, упростить процесс знакомства и восприятия с ним, определить роль и место произведения в творческой, профессиональной и личной жизни создателя, а также определить степень соответствия произведения заявленным требованиям и правилам конкретного издательства и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Анализ стихотворения читателем
Исследование стихотворного произведения со стороны читателя и получение его оценки позволяет установить следующие моменты:
- Степень легкости прочтения текста и наличие в нем непонятных или сложных моментов: отдельных слов и фраз, предложений, усложняющих факт знакомства или восприятия информации;
- Понимание сути стихотворения: насколько читателю ясен общий контекст прочитанного произведения, какие моменты остались неразъясненными, о чем говорится в заявленном материале (какое событие/явление описывается);
- С чем у читателей ассоциируется стих и корректность его ассоциативного и реального восприятия;
- Какие черты и моменты выдают принадлежность стиха к конкретному автору: интонация, эмоции, выражения, приемы и пр.;
- Чем запомнился стих целевой аудитории, какой вклад привнес: на чем он акцентирует внимание, яркие фразы и запоминающиеся моменты и пр.
Анализ стихотворения со стороны целевой аудитории или читателей позволяет понять корректность и простоту изложения мыслей автором, степень легкости его прочтения и восприятия, необходимость корректив для донесения до общества сути и пр.
Данное действие позволяет разобраться в сути зарифмованного текста, определить его контекст и особенности, яркие моменты и нюансы, а также понять: понравился ли стих социуму, почему и пр.
Таким образом, анализ стихотворения позволяет определить основной замысел автора, констатировать задействованные им приемы и обороты для раскрытия контекста, определить общие литературные черты и индивидуальность произведения/автора, выявить сильные и слабые стороны произведения для дальнейшего совершенствования.
Анализ стихотворения посильно проводить, как самому автору, так и целевой аудитории, а также дипломированным экспертам по части филологии, лингвистики и пр. В любом случае результаты аналитической мысли позволят определить сильные и слабые стороны произведения, необходимость корректив.
Классификация методов анализа стихотворения
Анализ стихотворения – это конкретная последовательность действий по констатации отдельных сторон соответствующего произведения. На практике нет единой или общей траектории по исследованию стихотворного текста. Каждый читатель, эксперт подбирает или вырабатывает собственный алгоритм по оценке представленных ему материалов.
Вид анализа | Специфические черты | Аналитик |
Внешний | Изучение условий создания произведения, сведений об авторе, изучение особенностей стилей/жанров | Любой индивид |
Внутренний | Изучение структуры и содержания стихотворения, его особенностей | Автор
Читатель Издатель Корректор/редактор |
Общий | Изучение текста в целом с целью получения впечатлений о нем | Любой пользователь |
Построчный | Выявление специфических черт в составе стиха | Опытный пользователь
Читатель Критик Рецензент |
Лингвистический | Выявление структурных, орфографических, стилистических, грамматических, синтаксических, фонетических и морфологических особенностей произведения | Лингвист
Филолог Редактор Корректор Опытный рецензент |
Сюжетно-ролевой | Констатация тематики, сути стихотворения основной идеи, главных героев/образов и тенденций | Любой пользователь |
Жанрово-слоговой | Определение жанра, стиля, слога, рифмовки | Филолог
Лингвист Критик Рецензент Редактор/издатель |
Самыми распространенными видами анализа стихотворной мысли являются:
- Внутренний и внешний анализ произведения в целом. Внутренний анализ предполагает определение основного замысла – о чем хотел сказать автор, какое событие/явление/объект он описывает и пр. Внешнее изучение текста будет связано больше с «окружением произведения» и его местом в жизни автора: в какой период и на фоне каких событий он создавался, что стало причиной его появления, краткая история его зарождения и пр.
Обратите внимание, внутренний анализ стихотворения предполагает работу с готовым произведением (то есть непосредственно со стихом), а внешний – исследование условий его появления, определение места в жизни создателя и пр. (то есть «окружение»);
- Общий и построчный. В первом случае анализ стихотворного текста производится в общем для констатации цели (замысел – о чем хотел сказать автор), эмоциональных и изобразительных приемов (общее настроение и характер произведения) и пр. В рамках построчного исследования стихотворения производится изучение каждой фразы, строки с констатацией в ней лингвистических, лексических особенностей, анализа рифм и звукоряда и пр.
- Грамматический и лексический. Грамматическое исследование стиха предполагает сравнение изложенного материала с действующим и нормами языка, выявлением и обоснованием отступлений от них (для определения ошибки или «авторской позиции и оригинальности»). Лексический анализ текста предполагает определение особенностей словарного запаса и выражения эмоций, настроения автора, его замысла: какие слова преобладают (современный сленг, использование просторечных или устаревших оборотов и пр.). С помощью данных видов аналитики и эксперты определяют особенности стиха, «мировоззрение» автора, словесные формы передачи информации и окраски.
- Анализ приемов, задействованных в стихотворении для передачи эмоций, особенностей ситуации, главного героя и пр. В этом случае происходит выделение отдельных моментов из общего контекста с определением их характера, принадлежности к конкретной категории литературной интерпретации: метафоры, эпитеты, гиперболы и пр.
- Жанровый и слоговый анализ. Миссия первого вида определить принадлежность текста к конкретному жанру и стилю произведения: лирическое, прозаическое, художественное, романс, сонета, гимн и пр. При этом важно обосновать принадлежность произведения к конкретному стихотворному жанру с выделением соответствующих черт. Слоговый анализ позволяет определить его соотносимость с общепринятыми формами слога, то есть порядка изложения мыслей, ударения на конкретных словах и пр. В этом случае следует анализировать звуковой и словесный ряд стиха, рифмовку и пр.
Указанные виды – далеко не единственные в своем роде. Важно отметить что каждый из ни нацелен, как на всеобщий анализ и оценку произведения, так и на выявление индивидуальных черт, особенностей и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Общая схема проведения анализа стихотворения
Каждый читатель, эксперт и автор самостоятельно выбирает траекторию анализа стихотворения с учетом уровня собственной подготовки и цели столь важного мероприятия: для выделения особенностей, понимания замысла, определения индивидуальных черт и пр.
В общем контексте алгоритм проведения анализа стихотворного произведения можно представить в виде следующей последовательности.
Шаг №1. Изучение истории зарождения и создания стихотворения, сведений об авторе. На данном этапе важно констатировать, кто является автором произведения, его репутация и творчество (общий характер: какие произведения писал ранее, о чем они, особенности его стихотворений и пр.). Особый акцент делается на исследуемом стихотворении: наименование, историческая справка (в какой период он был создан, что ему предшествовало, какие события в жизни автора повлекли рождение произведения и пр.). Данный этап реализуется с учетом возможностей аналитика: возможен сбор вторичной информации, встреча и беседа с создателем текста и пр.
Шаг №2. Место и роль стихотворения в жизни автора. В данном случае важно знать дату или период создания произведения и владеть информацией о событиях, происходящих в это время в жизни автора: что его подтолкнуло или вдохновило на создание шедевра, что его окружало в момент написания. Не менее важно отметить характерные и нехарактерные для автора черты, очевидные ил проявляющиеся в стихотворении. Для определения места в творческом пути важно владеть общими сведениями о развитии творчества поэта, его работах в целом, как отразился стих на его жизни (до и после публикации) и пр.
Шаг №3. Определение жанра и тематики произведения. В рамках этого шага исследователю или читателю предстоит определить, о чем говорится в стихотворении (анализ заглавия и содержания), выделить главного героя или образы, общее настроение текста. Для констатации жанровой принадлежности важно располагать соответствующими знаниями относительно черт, свойственных конкретному стилю и виду, а также выделить их в произведении (для обоснования).
Здесь же уместно выделить проблему произведения: о чем рассуждает автор, что выдвигает на обозрение публике, над чем заставляет задуматься и пр.
Шаг №4. Разбор стихотворения по частям, составляющим и пр. В данном случае важно сделать переход от общего анализа текста к тотальному изучению его особенностей. На этой стадии уместно анализировать стих по строкам или строфам, выделяя средства выражения и эмоции, обороты, лексические/стилистические/фонетические и иные особенности, анализ рифм, слоговой ритм и пр.
Шаг №5. Анализ композиции, сюжета и главного героя/образа. Здесь исследователь переходит к изучению основных моментов произведения, выделяя последовательность изложения, описание главного героя и его окружения, особенностей действия и развития событий где они происходят и как и пр.), анализ общей картины и ее ярких элементов, их роль в произведении и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Анализ сюжета и композиции позволяет оценить не прост общи настрой автора, но и переходы: смену настроения в отдельных моментах, развитие темы, проследить последовательность действий и фактов, стройность стихотворения, его гармоничность определить легкость или тяжесть прочтения и восприятия и пр.
Шаг №6. Лингвистический анализ текста стихотворного произведения. Здесь читатель или эксперт будет оценить непосредственно наполнение произведения терминами и словами, средствами выражения, построение предложений, способы рифмовки, частоту использования различных средств выражения, особенности включения отдельных слов (просторечные, устаревшие, слова с иным подтекстом и пр.). С помощью лингвистического анализа можно выявить именно словесный подход автора к теме, оригинальность его позиции, способов выражения, обосновать стилистическую и жанровую принадлежность работы и пр.
Шаг №7. Отношение или мнение читателя к произведению. В рамках финальной стадии важно отметить собственное мнение относительно изученного произведения: какое впечатление оно создает, такие чувства и эмоции вызывает, сложности прочтения и восприятия, понимание сути, находит ли отклик читатель и пр.
Анализ стихотворения принято оформлять в виде небольшого резюме или эссе, отзыва или рецензии, но с четким отражением каждого этапа и вывода по нему.
Рекомендации по проведению анализа стихотворения
Важно отметить, что нет единой комбинации или алгоритма по реализации анализа стихов. Каждый исследователь и читатель выполняет анализ в меру собственной подготовки, навыков аналитической деятельности. Поэтому последовательность и ход анализа может разниться.
Анализ стихотворения чаще всего носит субъективный характер, так как он подчеркивает частное мнение и отношение к произведению. Но при изучении множества подобных исследований можно сформировать общую картину относительно качества произведения, творческого пути автора, его достижений и пр.
Изучение и определение особенностей стихотворного произведения основывается на принципах посильности и доступности. Правило посильности означает, что каждый эксперт проводит анализ в рамках имеющихся у него знаний и компетенций. Принцип доступности предполагает изучение всех материалов, которые аналитик сумел найти и изучить. Не менее важно придерживаться канона достоверности – особенно в ходе исследования истории создания произведения и изучении творческого пути автора.
Анализ стихотворения на каждом этапе будет разбит на общий и частный. В рамках первого будет изучена общая картина, в рамках второго – выделены конкретные специфические черты отдельной части и произведения в целом.
В конце каждого шага аналитической мысли необходимо предоставить промежуточный вывод, где будет подчеркнуто выявленное сходство или индивидуальность, принадлежность к конкретному стилю/жанру/средству выражения и пр. При этом все заявления и умозаключения должны быть подкреплены доказательствами – выдержками из стихотворения и пр.
Анализ стихотворения должен подчеркивать основные черты и тенденции произведения, его достоинства и недостатки, а также личное мнение и отношение «аналитика» к нему, творчеству автора и пр.
Результаты исследовательской и аналитической мысли составителю целесообразно оформить в виде эссе или официального документа. Делается это преимущественно в научном или деловом, публицистическом стиле (форма может быть как свободной, так и утвержденной – например, в редакции принято готовить рецензии в научном стиле).
Если анализ стихотворения производится в рамках выполнения курсовой, дипломной или научно-исследовательской работы студента филологического, лингвистического или педагогического профиля, то целесообразно подробно описать методологию анализа в теоретической главе, а в практическом разделе произвести непосредственный разбор с распределением каждого этапа на отдельные подпункты и пр.
Анализ стихотворения – это четко спланированная деятельность. Поэтому рекомендуется сначала выбрать соответствующий текст, затем спроектировать примерный план (что, как исследовать, в какой последовательности и пр.). Такой подход позволит произвести качественное погружение во все аспекты, понять произведение, выделить его характерные черты и грамотно выразить собственную позицию и отношение к нему в рамках принципа научной аргументации.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!