Образовательная деятельность — процесс целенаправленный. Каждое направление подготовки призвано научить студента определенным умениям, предоставив «теоретическую», научную пищу для ума и развив в них соответствующие компетенции. Притом набор дисциплин в рамках образовательно программы и каждого этапа обучения предполагает обретением учащимся определенных результатов. Сегодня мы расскажем о видах развиваемых и обретаемых учащимися компетенций.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое результаты обучения?
Обучение в любом образовательном заведении нацелено не просто на развитие индивида, но и обретение им конкретных знаний и навыков, которые в общей сложности объединяют в такую категорию, как «результаты обучения» или (как принято выражаться в системе профессионального образования) компетенции.
Под данной категорией принято понимать определенный набор теоретических, научно-исследовательских и практических достижений индивида с учетом действующего учебного плана. То есть становление и развитие подопечного предусмотрено не просто образовательной программой в целом, но и каждым включенным в нее отдельно стоящим предметом. Притом изучение каждой дисциплины может иметь различные цели, но все они так или иначе будут связаны с обучением, воспитанием, обретением конкретных навыков, необходимых для качественной повседневной (простой) и профессиональный жизни.
Результаты обучения в школе, колледже или вузе модно представить в виде конечного итога постижения каждого отдельно стоящего предмета и комплекса дисциплин (например, по семестрам, триместрам, этапам программы и пр.) в целом. То есть это то, чему научился подопечный.
Результаты обучения утверждаются в рамках общей образовательной программы (п осваиваемой специальности в целом), а также в отношении каждого включенного в ее состав предмета. Данный параметр при проектировании траектории обучения студентов является прогнозируемым и ожидаемым и подлежит по мере освоения намеченного плана программы обязательной оценке.
Виды результатов обучения в рамках образовательных программ и предметов
Результаты обучения – это общая категория описывающая набор знаний и умений, развиваемых в процессе постижения новых границ теоретического, научного и практического плана. Характер и особенности данной категории напрямую зависит от особенностей специальности или «уклона класса»: если доминирует теория, то и компетенции будут соответствующими.
В образовательной нише принято выделять три основные группы результатов обучения в рамках каждой постигаемой дисциплины и программы: предметные, метапредметные и личностные. Давайте разбираться в каждой из них.
Сущность и особенности предметных результатов обучения
Под предметными компетенциями принято понимать те знания и умения, которые были развиты в рамках определенной дисциплины. То есть это специфические научные, практические, исследовательские границы, свойственные определенной области, но в узких масштабах – отдельно стоящей дисциплины, ее раздела.
Миссия предметных компетенций – развить минимально доступный и необходимый спектр знаний, представлений и умений по наиболее важным для индивида (или будущего квалифицированного специалиста) сторонам. Данная категория компетенция является оригинальной для каждой науки и осваиваемого дисциплина, а набор результатов ее постижении зависит от направления подготовки, осваиваемой ступени образования и пр.
Постижение предметных полномочий происходит на поэтапной основе по принципу «от простого к сложному», что вполне логично и обоснованно. Согласитесь, бессмысленно первокласснику объяснять правила теории вероятности или матстатистики, если он не имеет даже минимальных знаний об арифметике.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Освоение предметных результатов нацелено на развитие теоретических представлений в рамках конкретной науки, а также преобразование полученных знаний в практическое русло.
Предметным компетенциям свойственны следующие принципы:
- Точность, то есть каждая наука будет развивать индивида в определенном сегменте и русле, оттачивать конкретные знания и навыки, свойственные только ей. В этом проявляется ключевая особенности данной категории. Также принцип точности проявляется в том, что набор обязательных предметных компетенций утверждается ФГОС, рабочими программами и планами в рамках каждой образовательной ступени;
- Комплексность. Независимо от характера и вида предмета, он будет развивать целый комплекс компетенций и предполагать связь с иными науками. В частности, постижение математики учит не только считать, но и анализировать ситуацию. Освоение гуманитарных наук (философия, история, литература) также развивают аналитические способности и позволяют расширить кругозор.
- Специфичность, то есть отдельный набор обретаемых полномочий свойственен определенной науке или ее части.
В числе предметных результатов обучения принято выделять три основные группы развиваемых полномочий, каждая из которых характеризует вид достижений. Первый вид – знаниевый, то есть происходит развитие конкретных знаний в рамках осваиваемого предмета: получение общих представлений о дисциплине, изучение правил, свойственных ей и пр. Второй – деятельностный, который предполагает преобразование освоенной теории в новый опыт, то есть использование знаний при выполнении заданий, их преобразование для применения в повседневной жизни. Третий тип – компетентностные результаты. Они ориентированы на развитие научно-исследовательского типа мышления в рамках осваиваемой науки, а также поиск целевого и возможного применения полученных основ в жизни (при выполнении гдз, НИР, повседневных нуждах и пр.).
Предметные результаты обучения призваны не просто научить подопечного определенным знаниям и навыкам, но и развить способности по их адаптации согласно потребностям, обстоятельствам и пр.
Предметные итоги освоения программы носят с одной стороны узко ориентированный характер и ограничены рамками определенного предмета. С другой стороны, он позволяет развивать индивида в целом, расширяя его мировоззрение, кругозор и возможности дальнейшего становления. Ведь именно от склонности и интереса к определенной науке появляется желание стать профессионалом в конкретной отрасли.
Специфика метапредметных результатов обучения
Метапредметные результаты освоения программы или дисциплины – это такой вид итогов постижения новых границ, который свойственен не просто отдельно стоящему предмету, но и показывает его связь с иными областями, расширяя возможности применения освоенных горизонтов (знаний и навыков). К данному виду относят универсальные компетенции, которые могут применяться в рамках отдельно стоящей науки, а также в иных сферах деятельности с учетом необходимости и целесообразности.
Метапредметные компетенции подчеркивают не только междисциплинарность, но и связь отдельно стоящих канонов. Данный вид знаний выполняет следующие функции:
- Самостоятельное определение целей обучения, определение мотивов изучения программы ил предмета и констатаций его роли в общем развитии и пр.;
- Навыки по поиску оптимального решения для конкретной задачи или ситуации, умение пользоваться всеми полученными знаниями в комплексе;
- Поиск альтернативных и наиболее эффективных решений при выполнении любых задач;
- Задействование определенных знаний и умений с учетом особенностей ситуации, задания и пр. То есть выборочное применение компетенций из различных дисциплин с акцентом на их целесообразность, уместность и необходимость;
- Развитие навыков по выбору плана действий и его обоснования;
- Умение подбирать комплекс действий из смежных или кардинально разных дисциплин для решения проблемной ситуации. Повышение ориентации в информационном поле и адаптация полученных знаний под конкретные условия.
Все метапредметные результаты обучения принято классифицировать на несколько типов. Первый – регулятивный, который предполагает «регулирование» способов по достижению намеченной цели с учетом текущих возможностей индивида, основанных на знаниях и умениях. К данной нише относят умение планировать и реализовывать намеченный план действий, оценивать полученные итоги и делать выводы. Второй тип – познавательный, предполагающий изучение дополнительных моментов в рамках отдельно стоящих наук или направлений для решения поставленной перед учеником задачи. То есть в данном случае метапредметные результаты подстегивают студента к саморазвитию, более качественной переработке поученной информации. Третий тип метапредметных результатов – коммуникационный, который основан на разъяснении собственной «авторской позиции», ее обоснования и донесения до третьих лиц, поиске единомышленников, ведении дискуссии и пр.
Таким образом, метапредметные компетенции повышают мотивацию индивида к освоению новых горизонтов, содействуя при этом расширению полномочий и компетенций (в рамках науки, специальности и пр., а также помогают всестороннее обосновать собственную точку зрения в любой ситуации. Именно данная категория демонстрирует место осваиваемого предмета в системе наук, научной жизни и практике.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности личностных результатов обучения
Данная группа полномочий носит чаще всего индивидуальный характер и зависит от заинтересованности учащегося предметом, его понимания, персональный характеристик (талантов, склонностей и способностей, увлечений и хобби и пр.).
Личностные результаты классифицируют на три основных блока, каждый из которых подчеркивает специфику компетенций и уровень подготовки не просто ученика, а именно личности. Первый модуль – самоопределение, которое предполагает наличие определенной внутренней позиции и отношения к предмету/теме со стороны учащегося. Он подчеркивает интерес или его отсутствие, мотивацию, особенности постижения предмета и применение конкретных умений и знаний. Второй блок – смыслообразование, то есть умение преобразовывать полученные знания в новый вид, их осмысление, осознание и распределение (где можно применять, для чего, чем полезны и пр.). Третий уровень – морально-этический. Он базируется на воспитании индивида и развитии в нем культурных, этических особенностей. В рамках последнего блока индивид развивает такие качества, как ответственность, добросовестность, моральные принципы и границы доступного/возможного/приемлемого, осознанность и пр.
Комбинация предметных, метапредметных и личностных результатов обучения представляет собой особую категорию – универсальные учебные действия.
Как оцениваются предметные, метапредметные и личностные результаты обучения?
Каждый из обретаемых вышеописанных результатов подлежит обязательной проверке. Делается это в рамках реализации пакета ФОС и КОС с помощью выполнения специальных заданий. Притом педагог не выделяет отдельно упражнение для констатации степени развитости отдельных полномочий. Все задания будут носить комплексный характер и позволят рассмотреть и констатировать наличие и степень постижения каждого вида результатов обучения.
Самыми распространенными формами по диагностике развитых компетенций выступают:
- Решение задач или выполнение КСР, как промежуточная форма проверки степени усвоения темы/предмета;
- Устный опрос по теме или модулю;
- Тестирование;
- Проверка домашнего задания.
Каждое задание позволяет определить понимание предмета или отдельно взятой темы, его осознание и ориентацию в информации, умение подбирать при ответе нужные слова и методы работы (решение задач, подбор формул и алгоритмов, правил и норм и пр.), рассуждать и пр.
Притом непосредственная оценка качества и степени развитости обретенных компетенций производится на основе анализа текущих результатов каждого отдельного взятого подопечного и группы в целом с учетом требования ФГОС (то есть минимальные или обязательные полномочия в рамках каждого предмета и направления в целом), сравнение изначального уровня подготовки с текущим (определение изменений, тенденций и пр.).
Помимо этого, оценка результатов обучения позволяет педагогу определить наиболее сложные моменты в предмете, проблемы обучения и проблемы в освоении новых горизонтов среди учеников. По результатам данной диагностики на развитие каждой категории результатов обучения и диагностики проблем обучения педагог принимает решение о корректировке текущего плана: повторное разъяснение наиболее сложной темы (по которой показатели контроля оказались неудовлетворительными и большинства учеников и пр.), разработка дополнительных материалов для изучения темы, перераспределение академических часов на изучение последующих тем и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сходства и отличия предметных, метапредметных и личностных результатов обучения
В таблице ниже рассмотрим ключевые совпадения и различия рассмотренных видов результатов обучения.
Предметные компетенции |
Метапредметные компетенции |
Личностные компетенции |
Утверждаются в каждой рабочей программе, план-конспекте и регулируются ФГОС |
||
Нацелены на всеобщее развитие индивида и расширение картины мира, кругозора |
||
Содействуют развитию аналитических, коммуникационных способностей и навыков |
||
Обретенные знания и навыки могут применяться пользователями повсеместно в удобной и подходящей ситуации |
||
Подлежат грамотной оценке с учетом действующих планов, требований ФГОС и индивидуальных особенностей учащихся |
||
Затрагивают конкретную научную область, ограниченную определенной дисциплиной | Затрагивают определенную дисциплину и позволяют выходить за ее рамки, на территорию «смежных наук» | Учитывают и развивают индивидуальные способности учащегося с акцентом на дисциплину |
Базируются на научных канонах: термины, правила, законы, упражнения и задачи и пр. | Развивают универсальные навыки | Допускает использование творческого подхода к выполнению поручаемых заданий, изучению темы |
Ориентированы на совместную работу педагоги и подопечного а также самообразование | Побуждает интерес к учебе, позволяет грамотно замотивировать учащегося к постижению новых горизонтов | |
Проверяются с помощью проверки ГДЗ, проведения самостоятельных и контрольных работ, устного опроса на занятиях | Проверяется посредством наблюдения, беседы, прохождения психолого-педагогического тестирования, успеваемости учащегося его поведения в социуме |
Таким образом, комбинация из предметных, метапредметных и личностных компетенций позволяет всесторонне развить школьника и студента, облегчить учебный процесс и расширить спектр возможностей индивида. Данная триада призвана подготовить не только первоклассного специалиста (с учетом осваиваемой ступени образования), но и психологически подготовленную личность.
Отсутствие любого блока не позволит сделать из вчерашнего абитуриента квалифицированного специалиста, так как одна из его черт будет «хромать». Поэтому при изучении любого предмета и выполнении задания важно выложить на все 100%, проявив владение дисциплинарными канонами, ориентируясь и пользуясь доступными приемами из смежных областей (облегчая тем самым ход выполнения задания), а также развивая в себе такие важные качество, как ответственность, мотивация и интерес к делу, целеполагание и целедостижение.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!