Защита дипломной технической работы – это не просто последний формальный рубеж, а самое настоящее испытание, покруче ГОСов и сессии. Здесь важно продемонстрировать «верх пилотажа» преимущественно по теме исследования, но не забыв при этом корректно и умел, уместно оперировать профессионализмами, теорией по всему курсу.
Итоговая аттестация – самый ответственный этап, от результатов которого зависит успех выпускника и его карьерные, научные перспективы дальнейшего развития: присвоит квалификацию или нет (вот в чем вопрос)?
Защита диплома по технической специальности имеет ряд специфических черт и не обходится без дискуссии, вопросов от членов аттестационной комиссии. Сегодня мы расскажем, как успешно подготовиться к итоговому опросу по теме ВКР.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие вопросы, затрагивающие защиту технической дипломной работы
Данная часть итоговой дискуссии затрагивает преимущественно кастет исследования: научный аппарат, план работы, этапы и логику. Для ответа на них достаточно понимать ход изыскания, знать промежуточные результаты.
Самыми популярными вопросами «общей группы» являются:
- Почему Вы выбрали эту тему? Ответ должен не просто убедить комиссию в актуальности рассматриваемой проблемы, ее значимости, но и показать заинтересованность исследователя: чем тема интересна именно для него, насколько она важна для науки (отметить, как много исследователей занимались изучением вопроса) и отрасли (можно отметить сложности объекта) и пр. Чем разностороннее будет обоснование, тем лучше. Постарайтесь показать что тема значима для всех и интересно лично Вам. Если вам удастся связать тему дипломной работы с выбранной профессий – то это будет наилучшим финалом, так как подчеркнет компетентность.
- В чем проявляется проблема исследования? Ответ на данную формулировку будет двузначным: первый – с теоретической точки зрения следует отметить отсутствие единого подхода или решения, наличие слабых мест в «№классических» вариантах. Второй – практический, основанный на изучении конкретного объекта. Здесь важно выделить, какие показатели или тенденции подчеркивают проблему (что ухудшилось, что изменилось, на чем отразилось).
- Какова цель дипломной работы? Автору важно не просто повторить или прочитать из доклада поставленную цель, но и разъяснить ее: что он изучал и зачем, к чему стремился (какую проблему решал) и каких результатов ожидал. Главное – определить действия: какую проблему решать и зачем.
- В чем проявляется новизна исследования? Автору необходимо отметить, чем его решение отличается от всех ранее выдвинутых, что нового он привнес, какие перемены реализовал.
- Какова ценность дипломной работы? Ценность проявляется в пользе, которую автор принес, то есть достаточно ответить, чем полезны полученные им результаты: что произойдет по мере решения проблемы, какие положительные моменты возможны и пр.? Ценность должна подчеркивать именно положительные черты исследования, но не стоит путать их с новизной!
Общие вопросы позволяют оценить понимание темы автором, определить уровень самостоятельности и обосновать логику проекта.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вопросы по теории
Написание дипломной работы по технической специальности потребует владения конкретной терминологией, точными науками, разборчивости во всех происходящих явлениях и процессах и их корректному описанию с научной точки зрения.
В теоретическом разделе ВКР важно раскрыть все ключевые категории, правила, формулы и методы работы, которые в дальнейшем автор будет применять при выполнении практического раздела.
Самыми популярными вопросами, затрагивающими теоретическую главу «технической» дипломной работы, выступают:
- Что означает термин…? В данном случае достаточно дать определение конкретному термину. Притом в идеале это следует делать на простом разговорном языке, чтобы показать, как понимает автор запрашиваемую категорию. Если можно отметить, как и когда она применяется (в каких законах, правилах фигурирует, кем была выдвинута и пр.) – не упускайте возможность блеснуть умом.
- На чем основывается закон/правило и на сколько он актуален? В данном случае необходимо корректно сформулировать сам закон, пояснить его действие, сферу и условия применения, а затем отметить возможности его применения в настоящее время (подчеркнув достоинства и недостатки).
- Какие труды были положены в основу исследования и почему? В данном случае автору важно выделить 2-3 основных первоисточника, на которые он опирался при написании дипломной работы. Обязательно обоснуйте их значимость и ценность, актуальность.
- Как проблема решалась ранее, предшественниками и почему их методы сегодня оказались неактуальными? В данном случае можно выделить несколько теорий или подходов и показать их недостатки, несоответствие текущим факторам, отсталость технологий и пр.
- Почему вы выбрали данную методику для анализа, диагностики и пр.? Студенту важно показать, что выбранная им комбинация действий оптимальна и посильна: не требует лишних средств и затрат, проста в восприятии и воспроизведении, подчеркивает проблему, позволяет наметить потенциальные решения и пр.
Вопросы по теоретической части в редких случаях затрагивают пояснение всевозможных формул, но не стоит упускать их из виду. Не обязательно помнить наизусть. Если прозвучал вопрос «Поясните формулу…?», можно отметить ее предназначение (на каких данных она опирается для чего используется).
Вопросы по практической части дипломной работы по технической специальности
Практическая часть ВКР по техническому профилю состоит из нескольких разносторонних разделов, каждый из которых нацелен на диагностику проблемной зоны и определение пути по ее решению, его обоснованию.
Классическая структура практической главы технического диплома являются:
- общая характеристика объекта,
- аналитический раздел (диагностика ситуации и выделение проблемы, причинно-следственных связей),
- рекомендательный раздел, состоящий из точного определения пути по решению проблему (способ), его экономического и технического обоснования. Экономические расчеты показывают затратность и выгодность решения, техническое решение – конструирование, визуальное представление.
Вопросы, затрагивающие практическую часть дипломной работы, могут выглядеть следующим образом:
- Выделите симптомы проблемы? В данном случае важно отметить, какие показатели подчеркивают негативные изменения объекта, на чем они отражаются, по возможности отметить провоцирующие факторы;
- Обоснуйте методологию исследования: почему Вы использовали эти методы и подходы? Ответ на данный вопрос должен подчеркивать понимание выбранных методов, их актуальность, уровень подготовки автора. Допускается выделение общенаучных и специальных инструментов с акцентом на то, что именно они позволяют точнее изучить проблему и выработать достойное решение.
- Какое решение предлагает автор (почему и насколько оно эффективно)? Ответ на данный вопрос должен быть предельно точным: что делать для устранения проблемы, какие новшества вводить? Далее автору необходимо показать эффективность предложенного алгоритма, отметив прогнозируемые результаты (экономические показатели) или результаты апробации.
- Какие сложности могут возникнуть при реализации предлагаемого решения? В данном случае автор должен подчеркнуть уникальность каждой ситуации и обратить внимание на факторы, которые провоцируют появление проблемы, достаточность материально-технической базы объекта и пр. То есть важно выделить не недостатки, а лишь преграды.
- Что изображено на чертеже или его фрагменте? Как известно, технические дипломные работы сопровождаются дополнительными макетами, схемами, чертежами отдельных механизмов и пр. Автор должен тотально владеть чертежными правилами и понимать, что и где на нем изображено, почему выбран тот или иной тип линий, каковы размеры детали и пр.
- О чем свидетельствуют изменения отдельных показателей? Данный вопрос затрагивает аналитико-диагностический или экономический раздел, где определяются тенденции, причины и следствия. Будьте готовы, что Вас могут попросить показать формулу, по которой производились расчеты и пояснить ее.
Вопросы по практическому разделу позволяют определить владение инструментарием и понимание темы, прояснить сомнительные моменты и тщательнее обосновать выдвинутое решение.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
«Каверзные вопросы» на защите дипломной работы по технической специальности
Вышеописанные группы вопросов считаются типичными и самыми популярными. Но с каждым годом аттестационные комиссии включают «смекалку» и расширяют спектр «полемической зоны».
Председатель или входящие в состав ГАК члены порой пытаются запутать выпускника, чтобы понять: умеет ли он ориентироваться в информационном поле, как ориентируется в профессии, развитость его ораторских навыков, понимание темы итогового исследования и умение грамотно формулировать ответы на «внезапные вопросы».
В числе столь специфических приемов опроса дипломанта можно выделить следующие формулировки:
- Какие альтернативные решения вы можете предложить? В данном случае студент может попробовать симпровизировать и предложить 1-2 новых сценария с учетом классических канонов. Но если вопрос оказался слишком трудным то можно деликатно отметить, что исследование было ограничено в масштабах, в рамках которых было выработано одно решение, описанное в исследовании.
- На чем можно сэкономить в ходе решения проблемы? В данном случае можно предложить типичные экономические решения: смена основного сырья или поставщика, пересмотр логистической цепи и пр. Также будет уместно отметить, как экономия может отразиться на результатах деятельности объекта.
- Что в работе было выполнено лично Вами? Согласитесь, что сама формулировка звучит пикантно и довольно странно. В данном случае студент должен отметить, что дипломный проект выполнялся им лично, начиная от проектирования, подбора информационной базы и заканчивая выработкой решения и его обоснованием. Не забудьте отметить помощь научного руководителя (консультации), с какими проблемами столкнулись при выполнении исследования и пр.
- Учтены ли замечания научного руководителя? Данный вопрос возникает на основе изучения рецензии и выделенных куратором минусов исследования. Дипломант должен подчеркнуть, что выявленные недостатки несущественны и не отражают серьезного воздействия на конечный результат, его точность и эффективность.
Также можно встретить вопросы, которые соприкасаются с заявленной темой исследования, но напрямую не относятся к изучаемой проблеме или выбранному ракурсу. В этом случае ответ будет лаконичным и аргументированным: несмотря на значимость, исследование данной проблемы не входило в задачи исследования или не было раскрыто из-за утвержденных ограничений, утвержденных масштабов НИР.
Как подготовиться к вопросам на защите дипломной работы по технической специальности?
Для начала важно усвоить: вопросы на защите любого дипломного проекта неизбежны. Члены аттестационной комиссии задают их все выпускникам поголовно! Притом миссия дополнительных вопросов состоит не в том, чтобы завалить автора, а в проверке уровня его подготовки и качества выполненного исследования.
Классификация вопросов по дипломной работе по технической специальности |
|||
Общие вопросы |
Вопросы по теоретической главе | Вопросы по практической главе |
«Каверзные вопросы» |
По научному аппарату и плану исследования
(актуальность, новизна, ценность, цель, задачи, предмет, объект и пр.) |
Основные категории, термины, понятия и их определения | Симптомы существующей у объекта проблемы | Затрагивают тему в общем, но не соотносятся с намеченным научным аппаратом и выделенной проблемой |
Тема – проблема – авторская позиция | Правила, законы, аксиомы, нормативы | Факторы, провоцирующие проблемы (какие воздействуют сильнее, какие слабее) | Подвергают сомнению решение или позицию автора (здесь важно его отстоять, обосновать) |
Особенности и роль темы в развитии науки, практики | Методы и инструменты, применимые по теме исследования | Решение (что предлагает автор, почему, насколько эффективно) | |
Качество исследования, обоснованность решения (точность прогнозов, результатов апробации и пр.) |
На защите технического диплома каждый выпускник получает в среднем 3-5 дополнительных вопроса. Притом задавать их могут как после выступления, так и во время него. Второй вариант уместен, если дипломант по каким-либо причинам остановился, запнулся или его настигла «минута молчания». Вопрос служит своего рода «спасательных кругом», наводящим на дальнейший диалог и ход рассказа.
Комбинация вопросов напрямую зависит от качества исследования и выступления автора. Важно выделить самые существенные моменты, которые подчеркнут проблему, авторскую позицию и эффективность решения (вместе с пользой и новизной).
Чтобы достойно ответить на все вопросы на защите технического диплома, важно тщательно разобраться в выбранной теме и вызубрить: термины, ключевые правила и методы, основные формулы (показатели для диагностики проблемы и для оценки решения) и пр. Притом все формулировки должны быть простыми и понятными, подчеркивать возможности автора по осмысленности темы и умению достойно отвечать. Притом «философствование» допустимо в пределах разумного (например, можно привести несколько научных подходов по теме и склониться к определенной). Но оно не должно приводить к ощущению, что автор просто пытается выкарабкаться из ямы.
Специфика вопросов, задаваемых в отношении технической темы или технической дипломной работы, проявляется в том, что они затрагивают узкие моменты: специальные термины, физические правила, математические расчеты, экономические азы (сметы, прогнозирование), элементы черчения и конструирования и пр. Важно владеть всеми нюансами и продемонстрировать уровень подготовки в рамках выбранной темы.
Будьте убедительными и уверенными, старайтесь отстаивать свою позицию, полагаясь на научные факты и личный опыт, полученный при выполнении дипломной работы.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!