Студенты всех направлений подготовки на первых курсах изучают не только базовую часть по профилю, но и продолжают осваивать общие предметы, в числе которых в обязательном порядке присутствует история. Притом нередко учащимся гуманитарных профилей приходится выполнять по ним курсовые работы.
На истфаке данный вид деятельности затрагивает определенную подотрасль исторической науки или конкретный период времени, эпоху и соответствующие события, имеющие отголоски в текущем времени.
Сегодня мы расскажем, как грамотно выполнить курсовую работу по истории и успешно защитить ее.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности выбора темы для курсовой по истории: о чем писать?
Согласитесь, что история – одно из постоянно развивающихся научных направлений, где проводить исследования можно бесконечно. Выбор темы для проекта зависит не только от возможностей и желаний учащегося, но и от особенности осваиваемой им программы, рабочей программы по предмету (пройденного курса или набора вопросов).
Но самое главное при выборе заголовка и направления для исторического исследования в рамках курсовой – соблюдение следующих правил.
Во-первых, важно изучать актуальный вопрос. То есть важно выбрать такую парадигму, которая бы имела место в современной науке, реалиях.
Во-вторых, тема должна быть распространённой, иметь определённые истоки, зачатки, которые можно изучить для определения причин и следствий, особенностей и пр.
В-третьих, важно понимать характер исследования и умело сочетать с действующими формальными рамками. Студенты начальных курсов чаще всего проводят теоретическое исследование, а старшекурсники истфака могут описать и прикладное историческое исследование со всеми вытекающими результатами и выводами. Здесь тема зависит от узости специализации, интересов учащегося и его возможностей по проведению исторического исследования, располагаемой им базы знаний и материалов.
Как правило, универсантам предлагают выбрать одну из утверждённых тем. Они находятся в специальном списке на профильной кафедре. Для этого им предстоит тщательно проанализировать предложенные варианты и выбрать наиболее подходящий собственным предпочтениям, знаниям вариант. Притом будет лучше, согласовать его с научным руководителем.
Также у студента есть право самостоятельно сформулировать тему курсовой по истории и утвердить ее на кафедре. Но это процесс довольно сложный и весьма требовательный. В данном случае ему нужно учесть особенности текущей программы по предмету, его роль в составе специальности, выделить интересное для себя направление или эпоху и постараться обозначить проблему, которая проявляется в настоящее время и пр.
Выбирая тему курсовой по истории, не менее важно обратить внимание на ранее выполненные работы, конспекты, рефераты и доклады, статьи и пр. При наличии таких рукописей выполнить новое исследование или дополнить его интересными фактами, будет проще.
В целом, решение – о чем писать в студенческой работе по истории – сугубо индивидуальное, но основанное на внутриорганизационных нормах, специфике постигаемой программы, личных интересах и убеждениях. Важно грамотно сочетать эти составляющие, чтобы сделать грамотный выбор. Выбор темы для курсовой по истории – один из сложных и опорных моментов в жизни автора. Недаром говорят: «Как назовешь корабль, так он и поплывет». Поэтому к данному вопросу нужно подходить с максимальной ответственностью и осознанностью. Все тематико-ориентационные нюансы лучше всего решать совместно с научным руководителем.
Особенности проектирования исторического исследования при выполнении курсовой работы
Итак, с чего же начинается выполнение курсовой по истории после утверждения темы? В данном случае автору предстоит тщательно продумать о том, как он будет освещать ее, в каком ракурсе, какие акценты сделает, с какого периода времени начнет изучение избранного исторического направления. То есть важно наметить план действий и обозначить тематические границы, достаточные для полного раскрытия темы.
В основу курсовой работы будет положено самое настоящее историческое исследование. О его особенностях мы писали ранее. Поэтому важно наметить основные этапы его проведения, а затем уложить их в формальные рамки студенческого проекта. То есть нужно разработать научный аппарат.
Итак, с чего начать планирование работы студента по истории? Первым делом, нужно в очередной раз взглянуть и вчитаться в тему проекта и постараться понять: о чем можно написать? То есть выделить определенную проблему. Если уже на данном этапе возникают сложности, то придется изучить как минимум 2-3 первоисточника, затрагивающие тематику, чтобы разобраться в основных моментах. Главное – сформулировать исследовательский вопрос, то есть обозначить проблему (противоречие).
После этого можно приступать к определению границ курсовой работы. Для этого нужно обозначит цель, которая подчеркнет действия и в целом работу автора над тематикой. Чаще всего она сводится к таким формулировкам, как изучить и проанализировать…, исследовать и оценить современное положение…, описать особенности эпохи и отметить ее проявления в современном мире и пр. То есть в любом случае, студенту предстоит изучить истоки проблемы и затем выделить их действие в реалиях.
Далее нужно уточнить ход исторического исследования и разбить цель на более мелкие составляющие – задачи. Обычно начинают с научно-теоретического изучения истоков проблемы, базируясь на сравнительном анализе материалов. Затем постепенно переходят к изучению современного положения дел на основе актуальных статей, последних научных работ и пр. Если проект предполагает проведение практического исследования (например, на основе музейной практики или археологических раскопков), то это будет уместно как в начале проекта, так и при оценке текущего положения дел
То есть в данном случае задачи курсовой по истории можно представить как шаги исторического исследования:
- Изучить особенности темы в период…
- Проанализировать тенденции (по теме) в эпоху…
- Выделить особенности (по теме)…
- Провести сравнительный анализ подходов к решению политических (или иных по теме) проблем;
- Исследовать современное положение дел (по теме) и пр.
Вслед за этим студенту предстоит подчеркнуть проблему (обозначить основной исследовательский вопрос) и по необходимости – выдвинуть гипотезу или идею, которую он намерен проверять и раскрывать в ходе тематического исторического исследования и историографического обзора.
Не менее важно понять, какие методы исследования пригодятся. При выполнении курсовых работ по истории чаще всего полагаются на общенаучные приемы, а также специальные: метод хронологии, метод интеграции, историко-сравнительный анализ, антропологический подход и пр.
Студентам также важно отметить объект и предмет исторического исследования. Предмет подчеркивает научные границы по теме, а объект – процесс, явление, феномен, личность, событие, которое будет в центре внимания.
Именно на этих опорных точках будет базироваться курсовая работа по истории. Далее универсанту останется лишь грамотно провести соответствующее исследование и описать его в студенческой работе.
Какие источники информации использовать: где искать и как применять?
Писать курсовую по истории нужно, полагаясь только на проверенную и качественную информационную базу. Притом для полного раскрытия темы потребуется как общая, так и специфичная основа.
Какие материалы пригодятся студенту? Во-первых, учебники. Справочники по историческим наукам. Это может быть как общая история, история России, или более точная – история Древнего Рима, история Древней Греции и пр. С их помощью можно описать общую картину и основные моменты, этапы развития темы, разъяснения отдельных терминов и подходов и пр.
Помимо этого, важно внимательно изучить и задействовать научные исследования и работы – статьи, монографии, диссертации, научные доклады и пр. Они помогут глубже исследовать отдельные моменты, стороны по заваленной проблематике, изучить современное положение дел и взгляды современников на те или иные вопросы и пр.
Архивные документы, дезактуализированные материалы (сроки публикации которых превышают 5 лет или которые описывают ранние периоды). С их помощью автор может восстановить события и моменты «по крупицам», выделить какие-либо детали, факты и использовать их в работе.
Помимо этого, при выполнении курсовой по истории пригодятся интернет-ресурсы: электронные библиотеки, научные базы и пр. Например, универсанты могут обратиться в такие ЭБС, как Электронная библиотека ГПИБ (материалы по отечественной и всеобщей истории), электронная библиотека истфака МГУ имени Ломоносова, Электронная библиотеки исторических документов и пр. Также найти актуальные и новейшие исследования по истории для курсовой можно на базе РИНЦ.
В целом, суровых ограничений в части применения первоисточников нет. Каждый автор самостоятельно решает, на чем буде базировать свое исследование. Не менее важно грамотно использовать подобранные материалы. При подготовке курсовой по истории наиболее эффективными подходами считаются критический анализ, сравнительный подход, личные наблюдения, контекстуальный метод, общенаучные приемы и пр.
Таким образом, универсанту предстоит сделать подборку надежных первоисточников, которые помогут в развитии избранной тематики и решении исследовательского вопроса. Для этого нужно грамотно скомбинировать раннюю и современную литературу, по необходимости и возможности провести самостоятельное исследование или прикладное исследование. Далее останется лишь систематизировать и структурировать информационную базу.
Специфика построения и написания курсовой работы: структура и содержание
Итак, план исследования – есть. Информационная база – есть. Что же еще нудно? Автору осталось лишь грамотно переработать собранные материалы и описать ход исторического исследования согласно формальной структуре. В целом, курсовая по истории имеет типичный состав: введение, основная часть и заключение. Но его наполнение будет сугубо историческим. Что это значит? Давайте разбираться.
Итак, во введении фактически происходит описание научного аппарата по теме исторического исследования. То есть здесь автор в емкой форме обозначает границы, ширину и глубину исследования. Формулировка каждого элемента должна быть предельно ясной и точной, подчеркивая работу студента (его действия и мотивы). Акцент – сугубо на исторической науке, выбранной теме, цели ее изучения и пр.
Основная часть курсовой по истории делится как минимум на две главы. Первая — теоретическая, где фактически автор пишет историографический обзор от истоков до нашего времени по заявленной тематике и проблематике. Здесь главное грамотно скомпоновать имеющиеся сведения, факты, мнения исследователей и экспертов, существующие подходы и пр. Не забывайте о легальном цитировании и соблюдении авторской этики.
Вторая глава обычно практическая. Ее подготовка требует самостоятельной работы на д темой исследования. В случае теоретического характера проекта студенту достаточно изучить научные труды, статьи, обзоры, СМИ, по возможности провести собственное прикладное исследование (на основе музейной практики, участия в археологических раскопках и пр.). Формирование этой части сводится к проведению историко-сравнительного анализа, критического анализа, хронологического подхода с выделением конкретных тенденций, причин и следствий, связи текущего положения дел с более ранними историческими этапами и моментами и пр.
В конце каждого пункта и главы важно подготовить емкий, информативный и обоснованный вывод, который подчеркнет основные моменты и результаты, авторскую позицию. Притом дублировать информацию не нужно. Лучше всего воспользоваться приемами дедукции-индукции, обобщения.
Заключение – один из самых важнейших разделов курсовой по истории, где будет предоставлена картина в общем с констатацией результатов, общим выводом и рекомендациями автора относительно дальнейшего развития темы, использования предоставленной им информации, мнения и пр. Притом очень важно показать следующие параметры:
- Текущее положение дел по теме и перспективы, прогнозы, мнение автора;
- Степень достижения цели;
- Научные факты за и против выдвинутой гипотезы;
- Общие выводы по теме.
Помимо базовой формы в курсовой по истории также будут присутствовать общеформальные части и дополнительные. К первой категории относят титульник, оглавление, список литературы. К дополнительной части – приложения, список сокращений, глоссарий и пр.
Очень важно грамотно сочетать формальную и логическую структуру при написании проекта по истории.
Как оформить курсовую по истории: способы интерпретации данных и форматирование документа?
Курсовая работа по истории – учебно-исследовательский проект, который должен быть оформлен с учетом действующих правил ГОСТ и требований учебного заведения. Поэтому автору предстоит внимательно изучить как минимум методические рекомендации от вуза, все непонятные моменты – уточнять в гостах или у научного руководителя.
В целом, требования к форматированию текста студенческой работы по истории классические. Достаточно описывать ход научного погружения в тему и собственных мыслей в научном стиле, полагаясь на принцип научной аргументации. Писать нужно согласно вышеописанной структуре.
Правила формирования – типичные. Их мы описывали в нашем блоге ранее.
Очень важно грамотно преобразовать первоисточники: сгруппировать, оформить в виде хронологической таблицы, сравнительной таблицы, диаграммы и пр. Не стоит забывать не только о включении графических и табличных форм визуализации данных. Но и их анализе по мере упоминания в основной части документа.
Обязательно проверьте корректности оформления ссылок, сносок и цитат.
Сложности при подготовке курсовой работы по истории
Подготовить курсовую по истории к защите непросто. Авторов на каждом шагу могут поджидать различные сложности и нюансы. В числе наиболее распространенных проблем можно выделить следующие:
- Тематическое ориентирование. На этой стадии чаще всего студент не может подобрать направление или готовую тему из списка согласно собственным представлениям и ожиданиям, интересам. В этом случае лучше всего заручиться поддержкой и советом научного руководителя, обсудить потенциальные варианты и утвердить один из них.
- Планирование. Проблема заключается в отсутствии представлений о том, о чем писать и как это делать. Для начала нужно проработать ход исторического исследования темы, а затем грамотно распределить намеченные мероприятия согласно формальной структуре. Но не всегда учащимся удается быстро и качественно распределить информацию по главам и параграфам. Здесь важно понимать, что основной кастет неизменен (наличие глав и подпунктов), но количество параграфов в каждой главе определяется автором, исходя из располагаемых фактов, собственного пре6дставления и пр.
- Сбор информации. Как мы уже отметили выше, первая глава курсовой по истории – историографический обзор. Далеко не всегда архивные материалы, газеты, всевозможные летописные издания и прочие пометки доступны пользователям. Нужно постараться либо получить к ним доступ, либо найти альтернативу, пересмотреть3 ракурс, информационную базу и пр.
- Качество материалов. Порой проверить источники информации невозможно. Но и применять ненадежные сведения недопустимо. Студенты не могут вернуться в нужную эпоху и воочию все просмотреть. Поэтому им остается одно – кропотливо сравнивать материалы об интересующем моменте из разных первоисточников. При наличии нестыковок и противоречий, лучше отказаться от их использования.
- Качество обработки информации. Порой студенты не могут уловить связь между тенденциями, разными периодами времени, различными мнениями, что усложняет дальнейший ход интерпретации результатов. В данном случае нужно уметь грамотно группировать и структурировать материал, реферировать, анализировать и обобщать и пр.
- Оформление. Данная процедура – самая кропотливая и щепетильная, ведь она требует правильной постановки даже знаков препинания при оформлении отдельных элементов. Пренебрежение правилами форматирования, гостами и методическими рекомендациями способно привести к провалу или снижению итоговой отметки за проект.
Важно отметить, что нет проблем и сложностей, которые бы не были посильны универсанту. Главное – фантазия, мотивация и акцент на результат.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по выполнению курсовой по истории
Описывать ход и результаты исторического исследования в курсовой работе – дело важное, ответственное. Чтобы упростить этот процесс, предлагаем вам несколько дельных советов.
Во-первых, выбирайте ту тему, по которой имеете представления и которая вызывает у вас личный интерес. Поверьте, найти актуальную проблему в любом направлении возможно. Было бы желание!
Во-вторых, при написании студенческого проекта по истории невозможно обойтись без сравнений, обобщений и критической оценки. Активация всех остальных приемов – по мере необходимости и желанию автора.
В-третьих, следите за объемом проекта и соблюдайте правила соотношения разделов. Не стоит раздувать теорию и сужать практическую часть. Теоретическая глава не может компенсировать недостатки практического раздела. Поэтому важно тщательно продумать особенности и тонкости описания исторического погружения в тематику.
В-четвертых, обязательно проверяйте все первоисточники. Неважно, насколько авторитетен эксперт или платформа. Фактчекинг вам в помощь! Также следует проверить корректность полученных результатов и сформированных на их основе выводов.
В-пятых, по мере написания проекта не стоит моментально расслабляться. Обязательно проведите вычитку и самоанализ, чтобы оперативно устранить недостатки.
В-шестых, любые вопросы, возникающие в ходе проведения исторического исследования и написания курсовой лучше всего решать по согласованию с научным руководителем. Также учитывайте все замечания и советы, полученные от него.
В-седьмых, не отклоняйте от правил форматирования.
Обязательно подготовьте защитную речь, презентацию или раздаточный материал, чтобы сделать ваше выступление более убедительным и ярким.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
в целом секрет небольшой и общеизвестный – следуй правилам и слушай научного руководителя, пользуйся только проверенной информацией (сейчас стало много фальсификатов, где искажены некоторые моменты и даже исторические факты). писать курсовые по истории в целом интересно и просто, а вот проводить настоящее историческое исследование – это уже другой вопрос.