Каждый эксперимент или исследование проходит по определенном плану. Без планирования и следования четко намеченной траектории на основе простой импровизации добиться успеха непросто или слишком (неоправданно) затратно. Исследователь должен обосновать каждый свой шаг, тщательно спроектировав научный путь, выбрав «оптимальную тропу» (по количеству действий и расходам, результативности, новизне и значимости, посильности и пр.).
При проведении социологического исследования план представляет не просто в качестве списка, расписывающего основные этапы его реализации. В данном случае он оформляется в виде официального документа, очерчивающего основные моменты научного изыскания, именуемого программой.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Программа социологического исследования представляет собой особый формальный этап, документ, очерчивающий существенные моменты мероприятия. В нем описывается методологическая и методическая база эксперимента, последовательность действий (от сбора и обработки информации до интерпретации полученных результатов).
Роль программы социологического исследования – однозначно важная. Она позволяет корректно определить и сформулировать цель и задачи мероприятия, констатировать основные характеристика объекта и описать предмет, с максимальной точностью и ясностью выдвинуть гипотезу, которая будет проверяться на протяжении всего испытания. Фактически программа социсследования позволяет кратко и емко определить его миссию.
Также данный документ призван сделать легкую и простую трансформацию от описаний к действиям, осуществить тот самый переход от теоретического к эмпирическому методу мягко. Отсюда следует, что эксперимент обладает такими качествами, как целенаправленность, логичность и всесторонность (учитывает все факторы и нюансы).
Программа социсследования позволяет также с максимальной точностью, верно определить тип изыскания, описать основные этапы (что и в какой последовательности нужно сделать, почему и для чего), подчеркнуть специфику объекта и предмета, акцентировать внимание на особенностях цели и задач. Миссия этого документа заключается в емком, но всестороннем описании хода научного эксперимента.
Реализация социологического исследования проходит три основные стадии: подготовительная, основная и завершающая. Разработка программы мероприятий относится к первому этапу, который считается самым сложным.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: программа социологического исследования выполняет две основные функции: методическая – описание каждого шага и последовательности де йствий, организационная – реализация описанных элементов с учетом сроков эксперимента и приоритетности шагов, полученных результатов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этапы разработки программы социсследования
Разработка программы социсследования – первый этап, когда автор только планирует данное мероприятие. Начало проработки плана действий начинается с анализа следующих аспектов:
- Конкретизация темы и проблемы исследования: что именно будет подвергаться изучению, разработка основного вопроса (на который требуется получить ответ от респондентов). Здесь важно подчеркнуть изучаемое явление/ситуацию и непосредственно проблему. Притом проблема должна умещаться в рамках 1-2 вопросов (чтобы было проще оценивать результаты). Здесь происходит обоснование актуальности и важности изыскания в целом.
- Постановка цели и задач, выдвижение гипотезы. Социологическое исследование носит теоретико-практический характер, экспериментальный. Поэтому цель данного мероприятия также будет практической: изучение явления, опрос респондентов для выявления их отношения к реалиям/происходящему. После конкретизации цели будут разработаны задачи и выдвинуто предположение (подлежащее проверке): список вопросов для респондентов, конкретизация выборки (кто будет принимать участие в эксперименте: пол, возраст, социальный статус, опыт работы и пр.), вариант опроса (интервью, онлайн, тестирование и пр.). Обратите внимание, что цель и задачи звучат как призыв к действиям (изучить, установить и пр.). Данный этап – методологическое обеспечение эксперимента.
- Выбор способа интерпретации полученных результатов. После сбора информации исследователю предстоит грамотно и представить в проекте и предоставить анализ данных. Поэтому при разработке программы социологического исследования важно учесть способ интерпретации полученных результатов: графический, табличный, текстовый и пр. В любом случае все полученные результаты должны быть представлены емко и понятно, проанализированы посредством использования принципа научной аргументации: сравнение полученных сведений по теме/проблеме с выдвинутой гипотезой, шкалой оценки и формулирование промежуточного/итогового вывода по ситуации. Важно расшифровать каждое понятие (особенно новое), расчленить материалы и структурировать (систематизировать) их, показать обоснованность умозаключений и значимость, новизну результатов, учет всех воздействующих факторов. Автору исследования предстоит определить схему перевода информации из текстового формата в числовой, определения тенденций и пр. Данный этап – методическое и организационное обеспечение эксперимента и его оформление в единый письменный проект.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что разработка программы социологического исследования сводится к определению основных постулатов эксперимента: тема/проблема – цель и задачи – объект и предмет — гипотеза – этапы проведения исследования (сбор, обработка, оформление) – подытоживание действий (цель-результат-рекомендации/выводы).
Программа социологического исследования конкретизирует каждый шаг, позволяя установить четкую последовательность действий и их роль, выбрав оптимальную траекторию (действие, сроки реализации и пр.), способы и методы работы с учетом имеющихся возможностей.
Основные фигуры программы социологического исследования
На каждом этапе планирования социологического эксперимента будут фигурировать конкретные термины и «фигуры».
На первом этапе автор определяет следующие моменты:
- Цель социсследования – какое событие/явление и проблемы будет изучаться и для чего;
- Задачи – основные этапы изыскания (разбивка глобальной цели на более мелкие составляющие, вспомогательные элементы с конкретизацией основных терминов и понятий);
- Проблема – непосредственно противоречие, подвергающееся исследованию;
- Гипотеза – предположение автора относительно диагностированной проблемы, потенциальный результат изыскания;
- Вариант практического этапа (организация эксперимента): способ сбора информации, способы обработки, разработка оценочной шкалы и пр.
Второй этап программы социологического исследования – его реализация. Здесь важно придерживаться намеченного пути и не отклоняться от него без острой необходимости и обоснованности. Основными понятиями данного уровня выступают:
- Выборка респондентов – конкретизация непосредственно участников соцопроса;
- Проработка основных вопросов: точная формулировка, варианты ответа, способ сбора информации (личный или виртуальный контакт и пр.), разработка оценочной шкалы;
- Сбор информации, контакт с респондентами, способ взаимодействия – телефонный опрос, интервью, тестирование;
- Обработка информации – ручная, автоматизированная, анализ полученных результатов (перевод данных в числовой вид) и пр.;
- Интерпретация результатов, определение тенденций и пр.
Третий этап – реализация намеченного плана действий с учетом методологических особенностей и методического обеспечения. Здесь автор использует подготовленную базу (список вопросов, метод исследования и т.д.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по составлению программы социологического исследования
Прежде, чем что-то планировать, важно понять: что именно необходимо изучить, для чего необходимо проведение эксперимента (его роль). Только после тщательного переосмысления роли и сути можно корректно сформулировать основные моменты и грамотно спланировать научное изыскание (эксперимент).
Проведение социологического исследования и его проработка на «студенческом уровне» потребует от автора следующих действий: изучение методических рекомендаций, выбор темы и согласование основного (общего) плана действий с научным руководителем, далее – конкретизация каждого этапа (что и когда будет произведено, в какие сроки, как оценено (шкала «перевода и оценки данных» и интерпретировано)). Студенты должны каждый шаг согласовывать с научным руководителем.
Практикующим социологам приходится ненамного проще. Им также предстоит формировать траекторию изыскания с учетом возможностей объекта и собственного уровня подготовки, ресурсообеспеченности и посильности.
При разработке программы социсследования важно не просто определить последовательность действий, но и сроки их реализации. Отклоняться от намеченного плана недопустимо, но возможно лишь в исключительных случаях с четким обоснованием и минимизацией негативных исходов (неточностей, погрешностей и пр.).
Разработка и реализация программы социологического исследования позволяет грамотно спланировать каждый шаг, получить более точные и достоверные результаты, добиться успеха и усовершенствовать отрасль, решив проблему, определив тенденции, причинно-следственные связи и пр. В этом деле важна точность формулировок, логичность и последовательность мероприятий-действий, проработанность каждого этапа, всесторонний анализ и учет воздействующих факторов. Упростить планирование и реализацию эксперимента поможет изучение подобных НИР, тесное взаимодействие с руководителем или куратором проекта, изучение правовых и организационных моментов (методические рекомендации, сроки, требования и пр.).
Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в разработке программы социологического исследования и ее реализации, оформлении в виде письменного проекта. Мы гарантируем высокое качество услуг, конфиденциальность данных и индивидуальный подход. Получить услугу можно после оформления заявки и заключения договора, обеспечивающего безопасность сотрудничества.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
главное – максимально точно составить список вопросов и определить целевую группу (респонденты), в остальном все просто: подошел – просил – зафиксировал. Лично столкнулась с тем, что поставленный вопрос воспринимался некорректно из-за двоякости отдельных фраз или словосочетаний. Поэтому старайтесь максимально ясно и четко ставить контрольный вопрос, чтобы получить аналогичный ответ.