Социологический эксперимент и его описание в НИР

Выполнение исследований всегда связано с поиском и обработкой информации в рамках заявленной темы или проблемы. Притом автору приходится работать с разной информацией: от научной и учебной литературы до мнений, критики и обзоров и пр. Независимо от происхождения первоисточника каждый ресурс подлежит верификации – проверке на качество. Нередко для изучения реалий исследователям приходится прибегать ко сбору первичной информации посредством социологического эксперимента.

Социологический эксперимент и его описание в НИР
Выполнение исследований всегда связано с поиском и обработкой информации в рамках заявленной темы или проблемы. Притом автору приходится работать с разной информацией: от научной и учебной литературы до мнений, критики и обзоров и пр. Независимо от происхождения первоисточника каждый ресурс подлежит верификации – проверке на качество. Нередко для изучения реалий исследователям приходится прибегать ко сбору первичной информации посредством социологического эксперимента.

Понятие, функции и особенности социологического эксперимента

Сразу же обратим внимание на наименование приема. Не стоит цепляться к словам и полагать, что рассматриваемый механизм уместен только в рамках социологического исследования. Да, он является его составной (и основной!) частью, но это не мешает включать его в НИР иных предметных границ: психология, педагогика, экономика и пр.

Под социологическим экспериментом следует понимать особый метод или прием, позволяющий собрать об изучаемом явлении количественные и качественные данные для оценки общей и проблемной ситуации, констатации воздействующих факторов, причин и следствий, характера изменений, а также отношения ко всему происходящему конкретной группы лиц (которая так или иначе будет связана с явлением). Согласитесь, что в любом исследовании действуют определенные ограничения, и изучить проблему в полном масштабе невозможно. Поэтому исследователи прибегают к «частичному» погружению в тему со всех посильных для них сторон, ограничиваясь количественными и качественными материалами.

Схема проведения социологических исследований в НИР
Схема проведения социологических исследований в НИР

Миссия социологического эксперимента – собрать максимум первичной информации в рамках исследуемой темы с учетом конкретных условий, вводимых непосредственно автором и/или реалиями. Применение этого инструмента в научно-исследовательских работах позволяет изучить проблему со всех сторон: с научной точки зрения, практической, со стороны участников процесса и воздействующих сторон и пр. Такой подход помогает определить не только первопричину проблем, но и установить отношение участников и окружающих к происходящему.

Особенность социологического эксперимента состоит в установлении причинно-следственных связей в отношении рассматриваемой проблематики. Поэтому в рамках подобных исследований автору предстоит выдвигать конкретную гипотезу, учитывающую ряд параметров:

  • Проверяемое утверждение должно носить больше теоретический или методологический характер без четкой эмпирической базы;
  • Гипотеза не должна противоречить действующим научным правилам и канонам, нормам;
  • Автору предстоит предельно просто сформулировать утверждение и разработать оптимальную систему ограничений, допущений;
  • Предположение исследователя должно быть общим, то есть учитывать не только конкретную частную ситуацию, но и иметь перспективы расширения границ (репрезентативность результатов);
  • Обязательным условием должно быть посильность и проверяемость авторской позиции;
  • В формулировке гипотезы важно отражать основные методы и способы по ее проверке.

Таким образом, социологический эксперимент позволит автору НИР собрать максимум различной информации по теме исследования, провести всесторонний анализ данных и определить перспективы и решения проблемы с учетом специфики обстоятельств, мнения общества и непосредственных участников исследуемого процесса. Такой подход гарантирует точное и обоснованное установление причинно-следственных связей, определение достоинств и недостатков текущих правил, а также выработку оптимального пути по решению проблемы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Миссия социологического исследования при выполнении НИР
Миссия социологического исследования при выполнении НИР

Социологический эксперимент зачастую используется для решения управленческих задач и проблем. Он позволяет определить уровень недовольства сотрудников, потребителей, контрагентов, установить причины отрицательных явлений и моментов, выработать более корректную стратегию по минимизации рисков и вреда, сочетающую общие правила и воздействующие факторы.

Основными функциями социологического эксперимента выступают:

  • Познавательная, призванная определить новые правила и механизмы в отрасли и науке;
  • Разведывательная – оценка текущего положения дел и констатация фактов, проблем, причин и следствий;
  • Поисковая – позволяет определить провоцирующие факторы, мнение общества и найти оптимальное решение, удовлетворяющее все стороны (от непосредственного объекта до внутренних и внешних сторон);
  • Оценивающая, которая способствует определению текущего положения дел, эффективности действующих мер и механизмов, отношения участников и иных лиц к проблеме, определения степени удовлетворенности процессом и пр.;
  • Корректирующая, позволяющая вносить в текущее положение дел изменения (изменение плана действий, пересмотр нормативов и иных показателей, смена отдельных компонентов (например, смена поставщика или материалов, выход на новый рынок и пр.)) с целью минимизации негативных последствий и пр.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: роль социологического эксперимента велика и неоднозначна. О необходимости использования данного приема принимает решение только исследователь. Его использование позволяет всесторонне оценить проблему, ее масштабы, эффективность текущих механизмов и выработать план действий с учетом внутренних и внешних факторов. Чаще всего этим алгоритмом пользуются управленцы (как на уровне организаций, так и в региональных/федеральных масштабах).

Студенты прибегают к задействованию социологического эксперимента при выполнении дипломных, научно-исследовательских работ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Виды социологического эксперимента

Социологический эксперимент – это не просто опрос и определение мнения конкретной группы лиц по отношению к интересуемой проблеме. У данного приема существует свыше десятка разновидностей с учетом различных факторов.

Студенты чаще всего пользуются следующими классификациями и методами:

  • По характеру исследования: реальный и мнимый.

Реальный социологический эксперимент призван изучить и оценить реальную проблему, которая проявляется на объекте НИР. В данном случае особое внимание уделяется именно реальным процессам и явлениям на базе располагаемой достоверной информации: всевозможная отчетность, показатели, результаты непосредственных опытов и экспериментов. Притом решение проблемы будет сразу же внедряться (то есть апробироваться). Этой схемой пользуются преимущественно практикующие специалисты, располагающие достоверными и проверенными фактами: менеджеры, управленцы, политики и пр.

Мнимое исследование основывается только на информации о явлении, то есть здесь подлежит оценке ранее предпринятые меры, готовая литература, а целью выступает выявление недостатков и пробелов в теории/знании с целью их учета в перспективе. Реальных и конкретных действий в текущих условиях фактически не производится. Автор лишь моделирует текущую ситуацию и формирует сценарии решения проблемы с прогнозами. Данная схема популярна среди студентов и практикантов, которые довольствуются теорией и скромными данными/фактами об изучаемом явлении.

Социологический эксперимент, как часть социологического исследования: виды социологического эксперимента
Социологический эксперимент, как часть социологического исследования: виды социологического эксперимента
  • В зависимости от специфики намеченных задач НИР выделяют:

Научный социологический эксперимент, базирующийся исключительно на теории и научных данных. Здесь проверяется преимущественно теоретическая гипотеза или предположение, которое ранее еще не было доказано и рассмотрено.

Прикладной социоэксперимент, требующий апробации и проверки в реальности с целью дальнейшего научного и практического обоснования.

Одно- или многофакторный социологический эксперимент, который будет учитывать соответствующее число воздействующих на объект НИР факторов. Притом опытные исследователи отмечают, что лучше всего выделять 1-2 доминирующих факторов и учитывать несколько менее значимых, но способных воздействовать на объект и изменять ход событий. Такой подход позволит выработать более оптимальный и эффективный план действий.

Студенты чаще всего пользуются научной и однофакторной (упрощенной) моделью в процессе обучения, так как они позволяют разобраться в теории и обрести базовые навыки по изучению ситуации. Выпускникам же предстоит прибегать к более точным схемам при написании ВКР и выработке решений (ведь они уже исследуют реалии!) – прикладные исследования, многофакторные модели.

  • По характеру ситуации и с учетом возможностей исследователя выделяют лабораторные и полевые исследования.

В рамках лабораторных экспериментов автору НИР предстоит создать специальные условия (соответствующие реалиям, но при которых автор НИР может вмешиваться в процесс, оказывать влияние на ход эксперимента, использовать специальное оборудование и пр.). Такое исследование позволяет определить эффективность предлагаемых решений, установить причинно-следственные связи опытным путем.

Полевые схемы чаще всего представлены изучением текущих процессов без вмешательства со стороны исследователя. То есть в 99,9% случаев – это банальное наблюдение с установлением причинно-следственных связей, констатацией проблемы, а выработка решения будет носить больше научный характер с различными прогнозами, но без апробации. Если же предусмотрена апробация решения, то она также будет оцениваться с помощью наблюдения и полученных в его ходе данных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Структура и порядок проведения социологического эксперимента

Независимо от вида социологического эксперимента, в любом случае в нем будут принимать участие конкретные стороны:

  • Экспериментатор – под ним понимают непосредственно исследователя, который изучает явление и пытается выработать достойный план по решению проблемы, обосновывая и проверяя его (то есть экспериментирует);
  • Экспериментальный объект – эта та группа лиц или процесс/явление, которое претерпевает перемены и воздействие со стороны автора НИР, то есть фактически то, что изучается и управляется экспериментатором (проблема, явление, процесс, группа людей и пр.).
  • Экспериментальная ситуация – это фактически те условия, обстоятельства, которые намеренно создаются автором или возникают естественным образом для проверки гипотезы. В ней будут принимать участие все объекты НИР и непосредственно автора (в качестве наблюдателя или экспериментатора-новатора);
  • Экспериментальный фактор – это то условие, компонент, который показал себя в качестве доминирующего фактора, оказывает воздействие на результат и требует коррекции (как непосредственно фактора, так и ситуации). Фактически это то, что изменяет или привносит экспериментатор, а после оценивает исход новшеств.

В любом случае проведение социологического эксперимента будет тщательно спланировано. Ход изыскания чаще всего соответствует логике социологического исследования, где автор разрабатывает четкий научный аппарат, утверждает план и программу мероприятий, устанавливает ограничения и критерии оценки, проводит сам эксперимент и анализирует его результаты, вырабатывая на его основе решение. О логике социологического исследования мы писали ранее. Поэтому углубляться в схему его проведения не будем.

Этапы организации и проведения социологического исследования в НИР
Этапы организации и проведения социологического исследования в НИР

Проектирование и подготовка социологического эксперимента будет включать в себя основные стадии:

  • Постановка существенных моментов: цель, задачи, методология, объект и предмет, гипотеза, разработка критериев оценки результатов;
  • Аналитическая часть: исследование реалий (сбор информации) с целью определения факторов, текущего положения дел и мер, их эффективности;
  • Экспериментальная часть: создание экспериментальной ситуации и проверка гипотезы автора с научным и/или практическим обоснованием, оценка полученных итогов;
  • Рекомендательная часть: формирование плана действий по решению проблемы с учетом результатов эксперимента, возможностей объекта и автора НИР.

Социологический эксперимент в студенческих и научно-исследовательских работах может быть включать в состав аналитического и рекомендательного разделов. В первом случае он позволит диагностировать реальную (текущую) проблему (в науке или отрасли, деятельности изучаемого объекта), а во втором – определить эффективность текущих мер и выработать более логичный и оптимальный сценарий с минимумом рисков и негативных следствий, положительного восприятия всеми участниками и обществом.

Описание социологического эксперимента в курсовых, дипломных и научно-исследовательских работах представлено в сочетании текстовой и графической форм. Общая характеристика и программа мероприятий может быт изложена в виде последовательного и логичного текста, а результаты – в табличной и графической форме с количественным и качественным анализом данных, констатацией фактов и тенденций, научным обоснованием.

Учтите, что в ходе социологического эксперимента автору НИР предстоит работать с первичными данными, требующим и тщательной проверки и контроля.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Достоинства и недостатки социологических экспериментов в науке и на практике

Социология и социологический эксперимент в студенческих и научных работах позволяют автору получить следующие преимущества:

  • Собрать максимум первичной информации по теме/проблеме всесторонне изучить явление, прибегнув к научной литературе, опросным схемам, использованию отчетности и прочих первоисточников с учетом характера исследования;
  • Получить более объективную оценку относительно происходящих тенденций, определить степень удовлетворенности участников и общества, констатировать причинно-следственные связи;
  • Создать уникальные и более точные условия для оценки реалий и проверки гипотезы, которые невозможно достичь при простом наблюдении.
Плюсы и минусы эксперимента в социологическом исследовании и НИР
Плюсы и минусы эксперимента в социологическом исследовании и НИР

В числе очевидных недостатков данной схемы по проверке гипотезы и выполнению НИР можно отметить:

  • Ограниченность изыскания: работа с узкой группой или отдельными факторами, которые посильны в текущих условиях и при текущих возможностях исследователя – как следствие, получение рекомендаций и итогов для конкретного объекта, а не ситуации в целом. Невозможность сделать результаты репрезентативными, общими;
  • Оценка реалий производится больше с научной точки зрения в рамках действующих нормативов, законов, понятий. При этом в НИР чаще всего оценивается эффективность теории или конкретного плана действий, но точных прогнозов предоставить невозможно. Даже результаты апробации не могу предоставить предельно точных данных, так как проведение повторного эксперимента не гарантирует получения даже аналогичных итогов;
  • Требует тщательного планирования и постоянного присутствия или вмешательства экспериментатора. У опытных исследователей с подобным проблем не возникает, а студентам бывает сложно сформировать корректную программу мероприятий и оперативно фиксировать получаемые результаты. В этом случае страдает достоверность и точность НИР.

Эксперты Дисхелп готовы облегчить участь студентов и исследователей в планировании, проведении и описании социологических исследований и экспериментов, гарантируя высокое качество услуг, обоснованность суждений и достоверность результатов.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *