Современная система образования постепенно осваивает новые горизонты, привлекая к учебному процессу (его проектированию и реализации) новейшие технологии, основанные на применении искусственного интеллекта, IT-новшеств и достижений НТП. На сегодняшний день образовательные заведения стали чаще использовать небезызвестные нейросети.
Специфика очного обучения в колледжах и вузах с нейросетями
Нейросети начали активно применять практически во всех форматах обучения, привнося тем самым в классический ход подготовки явное разнообразие.
В рамках очной подготовки студентов колледжей и вузов нейросети стали незаменимыми помощниками для преподавателей и разработчиков образовательных программ по всем направлениям подготовки.
Как известно, очное обучение предполагает наличие тесного контакта между учащимися и педагогами, поэтому полностью вытеснить лектора или экзаменатора в этом случае не удастся. Чаще всего нейронные сети привлекают к очному воспитанию будущих дипломантов следующим образом:
- Промежуточная проверка знаний или степени усвоения материала с помощью онлайн-тестирования. Притом данный вариант может успешно реализовываться как на территории суза или вуза, так и в домашних условиях;
- На парах преподаватель может привлекать искусственный интеллект для проведения пар в игровом формате, где нейросеть будет выступать в качестве ведущего или судьи, контролировать ход занятия и оценивать ответы игроков. Также искусственный интеллект может выступать «партнером» лектора, который в соответствующие моменты будет дополнять классическую лекцию интересными и современными фактами, полезными моментами и пр.;
- Нейросети могут быстро провести устный опрос учащихся и проверить домашнее задание. В данном случае важно задать конкретную траекторию и границы: тема, ключевые термины, правила и моменты, уровень сложности заданий и пр.;
- Нейросети помогут преподавателям проработать и актуализировать рабочие программы, а также окажут содействие разработкам образовательных программ (специальности). С их помощью можно с легкостью пересмотреть тематический и содержательный состав всех намеченных занятий, обновить содержание учебных занятий и отдельно поставленных тем и пр.;
- Нейронные сети также помогут в подготовке экзаменационных вопросов и заданий. В данном случае они смогут сформировать необычные, неординарные формулировки, требующие тщательного анализа и осмысленности, определения ключевых моментов и аспектов, вариантов мероприятий и действий и пр. Уровень сложности заданий может разниться, что позволит экзаменатору убедиться в понимании предмета, владении базовыми и сложными парадигмами, умении пользоваться теоретическим багажом и пр.;
- Нейросети также смогут адаптировать любую образовательную программу, учитывая с одной стороны возможности и требования вуза, параметры ФГОС, а с другой – индивидуальные возможности и потребности студентов. В частности, искусственный интеллект сможет быстро и корректно изменить задания, откорректировать классическую программу под коррекционные, инклюзивные, индивидуальные нужды и пр. То есть с их помощью можно оперативно и легко перекладывать традиционные программы на частный (индивидуальный) лад;
- Разработка и обновление учебных пособий для конкретной специальности или по определенной дисциплине, содействие в разработке и оформлении методических рекомендаций и методических пособий, нормативны документов и пр.;
- Проведение анализа хода учебного занятия с целью определения сильных и слабых сторон, повышения качества учебного процесса и содержательности, информативности и ценности каждой тем, определение сильных и слабых сторон в преподавательской деятельности, содействие в решении рабочих и профессиональных проблем и т.д.
Нейросети в очных программах призваны разнообразить и дополнить учебный процесс. Они помогают педагогу переложить запланированные материалы, темы, задания, сделать их более интересными и привлекательными для учащихся, повышая тем самым мотивацию и продуктивность в постижении новых горизонтов (как теоретических, научных, так и практических).
Студенты-очники также могут успешно пользоваться нейронными сетями не только, если они заявлены со стороны преподавателя, но и по личной инициативе. В данном ракурсе с помощью нейросетей учащиеся очного формата могут облегчать ход постижения программы следующим образом:
- Готовиться к занятиями и облегчать ход выполнения домашнего задания: нейросети облегчат поиск информации, подберут актуальные и собственные заданной теме первоисточники, выделят существенные моменты для освоения;
- С помощью искусственного интеллекта студенты могут дополнять программу с учетом собственных интересов: дополнительно и более глубоко изучать темы на основе подобранных нейросетью ученых пособий и материалов;
- Облегчать ход освоения предметных инструментов, методик. Нейросети с легкостью расскажут, опишут и покажут ход решения, способы применения правил, формул и прочих элементов и пр.;
- Помогут в выполнении курсовых, дипломных и иных научно-исследовательских работ по всем направлениям подготовки с учетом постигаемого уровня образования, заявленных требований (методических рекомендаций и пр.). В данном случае нейросети возьмут на себя проектирование или планирование хода исследования, подбор информации, а также систематизацию первоисточников (подробный тезисный план и пр.);
- Облегчат ход оформления студенческих проектов;
- Проверят любые материалы на уникальность и пр.
Обратите внимание, что нейросети в очном обучении в значительной степени облегчают соответствующие процессы для каждой из сторон. Педагоги могут оперативно обновлять образовательные программы, рабочие планы, трансформировать типичные лекции и семинары в более интересный вид, совершенствовать свой педагогический опыт и багаж компетенций, оперативно решать рабочие и профессиональные проблемы.
Студенты же благодаря нейросетям легче осваивают новые темы независимо от уровня их сложности, быстрее выполняют домашнее задание, оперативно и качественно готовят курсовые и научно-исследовательские проекты, дипломные работы, грамотнее работают с информационной базой, быстрее и эффективнее готовятся к предстоящим испытаниями в виде контрольных работ, зачетов и экзаменов, тестирований и пр.
Обратите внимание, что в любом случае нейросети в очном обучении студентов не способны полностью вытеснить преподавателей, людей из учебного процесса. В данном срезе они выступают их помощниками в организации и реализации намеченных программ и планов, помогая вовремя заметить устаревшие материалы и оперативно обновить их, восполнить имеющиеся проблемы в рабочих планах и заданиях, а также помогают разнообразить ход обучения с помощью перекладывания банальных лекций и семинаров в новый формат.
Сам по себе учебный процесс в ходе очного формата при сузе или вузе не меняется. Нейросети помогают лишь грамотно и интересно его организовать, повысив при этом качество подготовки студентов и выпускников.
Как используются нейросети в рамках заочного и вечернего обучения?
Использование искусственного интеллекта более уместно и целесообразно в рамках заочного и очно-заочного формата, где студентам приходится на 85-90% самостоятельно разбираться в обозначенных темах, заявленных в рамках образовательной программы и каждой дисциплины. В данном случае нейросети также приходят на помощь студентам, и педагогам.
Заочное и дистанционное обучение имеют немало сходств. Притом нередко в рамках заочных программ используют дистанционные технологии для сдачи промежуточных работ и проведения межаттестационных рубежей. В этом деле можно выделить следующие варианты применения искусственного интеллекта.
Использование нейросетей со стороны преподавателей |
Использование нейросетей со стороны студентов-заочников и дистанционщиков |
Проектирование новых образовательных программ и направлений | Консультирование по вопросам выбора специальности или узкого направления обучения (для старшекурсников) |
Обновление текущих специальностей и рабочих программ | |
Разработка заданий для самостоятельной работы, ФОС и КОС | Подготовка к контрольным работам: подготовка лекций и обзор пройденных тем |
Разработка экзаменационных вопросов и заданий | Подготовка ответов к экзаменационным вопросам, разбор заданий |
Разработка списка литературы для самостоятельного изучения | Подготовка домашнего задания |
Проектирование тем для студенческих работ | Подбор информационной базы с акцентом на тему исследования, вид студенческой работы и требования вуза, ГОСТ |
Разработка, проведение онлайн-тестирований, оценка знаний и умений учащихся | Самообразование в рамках выбранной профессии, предметы или темы с акцентом на наиболее интересные темы, моменты и пр. |
В рамках заочного и дистанционного обучения общение преподавателей и учащихся чаще всего переходит на виртуальный лад. В данном случае чат-боты помогут грамотно составить запрос или обращение к куратору проекта, наставнику, корректно задать вопрос или вовсе поможет найти ответ на него и даже частично заменить преподавателя, разъяснив сложные моменты, приведя примеры и пр.
Преподаватели активно используют нейросети в рамках заочного и дистанционного обучения. В данном случае чат-боты могут обрабатывать вопросы, поступающие от студентов в рамках личного кабинета, электронных писем, проверять (с технической, машинной точки зрения) письменные работы на соблюдение заявленных требований, плагиат и пр., а также проводить онлайн-собеседования с целью установления уровня знаний в рамках пройденного материала.
Среди специфических черт применения нейросетей в дистанционном обучении можно отметить, что именно благодаря современным технологиям при поступлении индивид адаптирует траекторию обучения под собственные потребности и нужды. То есть в данном случае в качестве вступительных испытаний абитуриент проходит онлайн-тест, разработанный и фактически реализуемый нейросетью: начиная от проектирования заданий и заканчивая проведением тестирования, контролем за ходом выполнения и заканчивая оценкой результатов.
Внедрение нейросетей в рамки заочного и дистанционного обучения происходит проще, так как они упрощают взаимодействие учащихся с педагогами, индивидуализируя учебный процесс и ход освоения профессии.
Чат-боты способны оперативно корректировать программы не только с акцентом на внешние изменения. Но и внутренние факторы: сложности в изучении тем среди учащихся, объем академических часов, успеваемость студентов, распределение нагрузки или вариантов занятий и пр. В данном случае искусственный интеллект частично замещает педагогов, высвобождая им время на работу в очном формате, саморазвитие, научную карьеру и пр.
Фактически в рамках заочного и дистанционного обучения искусственный интеллект «замещает» преподавателей в рамках учебного процесса, но при этом всегда находится под их контролем. Студенты же могут пользоваться им в любое удобное время для освоения программы или облегчения выполнения ряда заданий. При этом нейросети не станут полностью выполнять задания за учащихся, они лишь сформируют базу для погружения, а далее им предстоит ее самостоятельно качественно переработать и переосмыслить.
В целом, нейросети в заочном и дистанционном обучении студентов колледжей и вузов не меняют сути формы, а лишь привносят небольшое разнообразие в учебный процесс и облегчаю деятельность каждой из сторон, оставляя место для самостоятельного участия в учебном деятельности.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Плюсы и минусы применения нейросетей в системе профессионального образования
Нейросети обладают как достоинствами, так и недостатками. Их использование в рамках очного, заочного и дистанционного обучения должно быть строго дозированным, чтобы участники обучения продолжали самостоятельно выполнять возложенные на них полномочия и обязанности. Основная задача искусственного интеллекта – содействовать оптимизации обучения, упрощать деятельность педагогов и студентов, но не перенимать полностью все их функции.
В таблице ниже рассмотрим достоинства и недостатки использования нейросетей в рамках очного, заочного и дистанционного обучения.
Положительные стороны от применения нейросетей в сузе, вузе |
Отрицательные стороны от применения нейросетей в сузе, вузе |
Оперативный контроль за качеством образования и выявление перспективных обновлений | Стремление к максимальной разгрузке и перекладывание обязанностей на нейросеть |
Проектирование образовательных программ с учетом достижений науки и техники, требований ФГОС, требований отрасли | Необходимость постоянного контроля и координации за ходом выполнения команды |
Оценка качества образовательных программ, содействие педагогам: определение возможностей совершенствования, оптимизации, корректуры и пр. | Необходимость дополнительно обучаться для качественного применения искусственно интеллекта в учебном процессе |
Информационный поиск по заданным параметрам (частичное делегирование полномочий в пользу искусственного интеллекта) | Нейросети – это машинная оценка результатов обучения (то есть сугубо формальный подход), которая может упустить из виду человеческий фактор, индивидуальные особенности в развитии индивида |
Частичное замещение преподавателя на занятиях: проведение тестирования, выведение презентации на экран и пр. | Ограниченные возможности поиска данных имеющейся в нейросети базой данных |
Консультирование студентов и педагогов по учебным вопросам: разъяснение тем, описание хода решения задачи и пр. | Нейросеть — лишь дополнение к любому формату обучения, которое не способно полностью вытеснить педагога или студента |
Среди очевидных достоинств можно отметить облегчение в деятельности преподавателей и студентов. Нейросети фактически берут на себя часть обязанностей по проектированию, планированию и реализации учебного процесса, оставляя целевой аудитории лишь самое важное – обретение соответствующих знаний и навыков по мере изучения предлагаемых вариантов, разработок, материалов.
Использовать нейросети может каждый желающий, но перед их применением важно разобраться в соответствующих деталях: подобрать подходящее приложение, изучить инструкцию к нему, научиться обращаться с чат-ботом корректно, умело использовать полученные результаты и пр. Поэтому педагогам для активного и эффективного использования нейросетей рекомендуется пройти дополнительное обучение.
Студенты же нередко стараются по максимуму переложить на искусственный интеллект свои учебные обязанности, отлынув тем самым от освоения выбранной специальности или предметной программы. Нейросети не способны полностью перенять на себя обязанности студента: посещать лекции и семинары, работать на парах, изучать подобранные ресурсы для погружения в тему придется самостоятельно!
Среди явных минусов нейросетей можно отметить их информационную ограниченность. Поиск данных ведется по располагаемой ими базе данных, которая может быть как актуальной, так и устаревшей. Поэтому перепроверять результаты поиска данных все же придется.
Таким образом, нейросети – это не способ полного замещения деятельности педагога или студента, а специфический инструмент, облегчающий учебное и профессиональное бремя. Он работает только совместно с человеком на основе подаваемых запросов и команд, под чутким надзором пользователя и с учетом заявленных требований.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!