Чек-лист анализа учебного занятия

Учебная деятельность предполагает не просто проведение занятий, но и оценку эффективности образовательного заведения, успехов учащегося и работы педагога. Все это определяется не только посредством проведения всевозможных проверок, контрольных работ и тестирований. Ключевыми способом диагностики качества подготовки и обучения является анализ результатов обучения, который может быть реализован различными способами. Сегодня мы расскажем о данной процедуре подробнее.

Чек-лист анализа учебного занятия
Учебная деятельность предполагает не просто проведение занятий, но и оценку эффективности образовательного заведения, успехов учащегося и работы педагога. Все это определяется не только посредством проведения всевозможных проверок, контрольных работ и тестирований. Ключевыми способом диагностики качества подготовки и обучения является анализ результатов обучения, который может быть реализован различными способами. Сегодня мы расскажем о данной процедуре подробнее.

Сущность и варианты анализа в образовательном процессе

Обучение в любом учебном заведении предполагает не просто посещение занятий, работу на них, но и определение изменений в качестве подготовки посредством проведения соответствующего вида анализа. В рамках учебной деятельности исследование тенденций – дело привычное, нацеленное на повышение качества преподавания и качества подготовки слушателей.

На практике выделяют несколько видов анализа, каждый из которых нацелен на диагностику учащихся и качества образования в целом:

Каждый из указанных видов преследует определенную цель и проводится в определенных случаях.

Признак

Анализ учебного занятия Анализ учебно-воспитательной деятельности

Анализ деятельности учебного заведения

Общий объем информации, подвергающейся анализу Одно конкретное занятие (или несколько занятий) в рамках соответствующей дисциплины Анализ учебно-воспитательной работы педагога на занятии или внеурочной деятельности Определение тенденций и изменение основных показателей успеваемости и качества образования в течение учебного года
Основа для сравнения Начальный уровень подготовки и уровень подготовки после проведения занятия Запланированные мероприятия воспитательного плана и их цели Показатели успеваемости и качества образования учебного заведения на начало и конец учебного года
Характер анализа Частный Общий Комплексный
Информация для анализа Образовательная программа, рабочая программа по предмету, план-конспект занятия, анализ хода учебного занятия и результатов обучения План учебно-воспитательной работы Годовой (учебный план), рабочие программы, статистические показатели качества обучения результаты аттестации, контрольных работ и ВПР учащихся
«Уполномоченный контролер» Непосредственно учащийся, педагог, администрация учебного заведения, специальная комиссия или уполномоченное лицо Педагог, администрация учебного заведения, специальная комиссия Администрация учебного заведения, специальная комиссия, МинОбрНауки, Росстат, Рособрнадзор
Цель проведения анализа Определение качества подготовки учащегося, для повышения квалификации педагога Эффективность учебного заведения в учебно-воспитательной части развития учащихся Определение качества образования на базе учебного заведения, рейтинг и престиж учебного заведения

Анализ учебного занятия предполагает определение соответствия намеченных ориентиров и полученных результатов, то есть получает ли подопечное лицо описанные в программе и план-конспекте знания и навыки на практике. В данном случае целесообразно отметить количественные и качественные изменения: начальная подготовка и ее изменение (полученные знания и навыки), план урока и практика (то есть непосредственное проведение занятия и отклонения от плана), работа учащихся и работа педагога и пр.

Анализ учебно-воспитательной работы предполагает определение целесообразности, необходимости и роли каждого намеченного мероприятия и способа воздействия на учащихся в рамках учебного процесса и внеурочной деятельности. В данном случае необходимо выделить цель соответствующих мероприятий, изменения в отношении культурного, эмоционального, этического элемента и пр.

Анализ деятельности образовательного заведения (школы, колледжа или вуза) предполагает статистическую оценку соответствующих показателей: результаты обучения учащихся, определение и соотношение педагогов по стажу, уровню образования, квалификации и пр., общие показатели успеваемости и результаты итоговой аттестации учащихся, анализ рейтинга учебного заведения в городе/регионе/стране и его изменение и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности проведения анализа учебного занятия

Анализ учебного занятия – это частная оценка в рамках дисциплины или конкретного урока, которая позволяет определить ряд важнейших моментов:

  • Ход занятия и ключевые моменты темы: какая тема будет изучена, какие моменты освещены, какие знания и навыки запланированы методы преподавания и пр.;
  • Изменения в качестве подготовки учащихся: начальная подготовка слушателей и изменения к концу занятия, расширение теоретического и практического багажа;
  • Анализ формального занятия и реального: соотнесение плана занятия с реальным учебным процессом, отклонения от план-конспекта, сложности и проблемы в освещении темы и ее восприятии целевой аудиторией, уровень сложности заданий и скорость их выполнения/усвоения;
  • Оценка проработанности занятия: логика обучения, учет особенностей целевой аудитории, образовательной программы и траектории обучения, материально-техническая база, квалификация и опыт педагога и методы его работы и пр.

Анализ учебного занятия позволяет установить эффективность учебного процесса и проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и учащиеся во время изучения конкретного предмета.

Классическая схема проведения анализа учебного занятия предполагает реализацию следующих этапов.

Первый шаг – формальный анализ, который сводится к тщательному изучению всех планов в рамках исследуемого предмета. В данном случае во внимание берется масса факторов: общие условия преподавания (общая характеристика учебного заведения, материально-техническая база общая и в рамках «предмета»), уровень подготовки учащихся и особенности их развития и пр. В основе исследования будут лежать следующие документы: образовательная программа, учебный план, рабочая программа по дисциплине, план-конспект занятия (в рамках которого будет производиться непосредственный анализ обучения), теоретическая и практическая часть занятия, методы обучения и взаимодействия и пр.

В рамках первого шага анализа занятия происходит изучение намеченных ориентиров (планов): место и роль занятия в изучении предмета и программы в целом, логика и последовательность погружения в заявленную тему, методы работы педагога и учащихся, соответствие намеченных ориентиров требованиям ФГОС и минимальным требованиям качества обучения, получение общего представления о занятии (чему учат, как это делают, что и как развивают и пр.).

Ключевые элементы анализа учебного занятия
Ключевые элементы анализа учебного занятия

Второй шаг – практический. В данном случае способ проведения анализа разнится в зависимости от того, кто, как и когда анализирует. Реализовывать второй шаг могут разные лица: сами учащиеся, непосредственно педагог, администрация учебного заведения или внешние приглашенные эксперты. Если исследование итогов обучения в рамках занятия проводят ученик или сам педагог-предметник, то целесообразно проводить самоанализ, который позволит выявить степень погружения в тему, проблемы при ее изучении, ошибки или нюансы в работе учащихся и педагога, качество обучения и его соответствие требованиям ФГОС, соответствие реальных результатов запланированным и пр.

Если анализ проводится «со стороны», то он чаще всего проходить в форме эксперимента или наблюдения. В данном случае уместно присутствие «контролера» на занятии и внимательное наблюдение за ходом обучения, а затем сопоставление «увиденного» и «реального» процесса с описанным в планах и программах, выявление отклонений, проблем и пр.

Обратите внимание, что анализ учебного занятия сводится не просто к определению качества подготовки учащихся. В данном случае исследование носит комбинированный характер и затрагивает все моменты организации, проведения пары или урока: с чего начинается занятие, как педагог устанавливает контакт с подопечными, какие цели и задачи намечает, как разъясняет тему и задания, какие упражнения получает слушателям, какие вопросы задает, общие итоги занятия и общее впечатление и пр. То есть во внимание берутся все аспекты: организационные, методические, учебные, воспитательные и пр.

Результатами анализа учебного занятия или его фрагмента становится подведение общего итога и констатация достоинств и недостатков работы педагога и учащихся, соответствие плана занятия и его реализации на практике (отклонения от плана, что было дополнено или опущено и пр.), активность учащихся и пр.

Третий шаг – оформительный или констатационный. Результаты аналитической мысли в рамках учебного занятия или его фрагмента подлежат документальному оформлению. Чаще всего оно сводится к краткому и емкому отражению итогов, констатации определенных фактов в табличной форме. Для этого эксперту важно выделить ключевые показатели оценки деятельности педагога и учащихся с учетом вида деятельности каждого объекта, особенности организации занятия и пр.

В числе обязательных аспектов, отражаемых в рамках анализа учебного занятия, можно выделить:

  • Тема и цель занятия;
  • Общий план и ход занятия: последовательность изучения темы, методы обучения, действия педагога и методы работы, действия учащихся и пр.;
  • Анализ основных видов учебной дельности и полученных результатов: познавательная, учебная, воспитательная, коммуникативная;
  • Заключение: общие представления и впечатления, результаты обучения (опрос учащихся или подведение итогов по занятию), определение степени усвоения материала и пр.

Эксперты могут изложить анализ учебного занятия в текстовой форме, приложив разъяснения к каждому моменту или недостатку, а также описав рекомендации относительно оптимизации педагогической работы и пр.

Анализ учебного занятия позволяет определить уровень компетентности педагога, его навыки разъяснять и доносить суть темы до подопечных, работать с учащимися, проблемы и нюансы в обучении целевой аудитории. На основе данного вида деятельности вырабатываются рекомендации по повышению качества обучения, решению реальных проблем в п.

В числе явных ограничений в рамках анализа учебного занятия можно выделить: анализ конкретной дисциплины или занятия (темы), анализ конкретной целевой группы (с учетом возраста уровня подготовки особенностей в развитии и пр.), нацелен на совершенствование изучения конкретного предмета и пр.

Специфика проведения анализа учебно-воспитательной работы

Учебно-воспитательный аспект является обязательной частью развития индивида, который вписывается в рамках каждого занятия и общего хода подготовки индивида в целом.

Анализ учебно-воспитательной работы призван установить качество и характер воздействия преподавателя и образовательной организации в целом на учащихся, поведение участников учебного процесса и его воздействие на конечный результат.

В целом на практике данный вид исследований в редких случаях проводится отдельно. Чаще всего он выступает частью самоанализа деятельности педагога, комплексной оценки деятельности образовательного заведения или работы конкретного педагога при его оценке на новую должность (карьерный рост) или при прохождении курсов повышения квалификации и пр.

Проведение анализа учебно-воспитательной деятельности выполняет следующие функции:

  • Коммуникационная, которая показывает степень «родства» и совпадения интересов педагога и целевой аудитории, вовлеченность учащихся в тему/предмет и учебный процесс в целом, взаимоотношения преподавателя и подопечных на занятии, их связь и настроение, готовность взаимодействовать;
  • Методическая, которая проявляется в изучении ключевых подходов. Инструментов и методов работы на занятии: как преподаватель организовал урок, какие задания и упражнения использует для погружения учащихся в тему и разъяснения нюансов, развития теории и практики (знаний и навыков);
  • Творческая, как преподаватель разнообразил занятие, какие особенности развития подопечных учел и в связи с этим привнес новые элементы, какие методы применял;
  • Организационная, предполагающая оценку условий реализации плана занятия или учебного процесса в целом: основная программа и внеурочная деятельность, дополнительные мероприятия в учебном заведении для общего и профессионального развития и пр.;
  • Психологическая, позволяющая определить уровень вовлеченности в учебный процесс целевой аудитории, поведение педагога в различных ситуациях на занятии, способы воздействия на группу в целом или отдельно взятых представителей и пр.

Учебно-воспитательная деятельность тесным образом соприкасается с учебной, так как она предполагает установление определенного контакта и расширение кругозора как в рамках определенной дисциплины, так и в ходе общего развития.

Как правило, данный компонент присутствует в планах каждого занятия, но может и выходить за пределы учебы, в виде внеурочной деятельности, посещения дополнительных мероприятий: организация культурного досуга группы (посещение музеев, театра, кино, массовых мероприятий), участие в научных конференциях или различных соревнованиях и пр.

Ключевые аспекты анализа учебно-воспитательной деятельности
Ключевые аспекты анализа учебно-воспитательной деятельности

Анализ учебно-воспитательной работы сводится к изучению следующих моментов:

  • Как преподаватель начинает занятие? В данном случае важно отметить организационные и вводные аспекты: приветствие, постановка темы и цели занятия, план действий (освещение ключевых моментов по теме и пр.);
  • Как учащиеся ведут себя на занятии и какие методы воздействия педагог применяет? То есть оценивается педагогический подход к целевой аудитории: как педагог мотивирует учащихся к изучению темы/предмета, как методы воздействия оказывает (замечания, снижение/повышение интонации и громкости голоса, повторное обращение и пр.), методы разъяснения (устные, наглядные), сочетание групповых и индивидуальных подходов к учащимся и пр.;
  • Как педагог ведет себя на занятии: как подает информацию (простой или сложный язык), какие методы работы использует (деловая игра, кейсы, устное разъяснение темы, примеры из личного опыта, уровень сложности выдаваемых заданий, способ мотивации и пр.

В целом оценка учебно-воспитательного процесса позволяет определить: какие отношения устанавливаются между преподавателем и учащимися, степень эффективности их взаимодействия, причины отторжения учащихся или их нежелания учиться, эффективность методов работы педагога в рамках заявленной темы и пр.

Анализ учебно-воспитательной деятельности в рамках образовательной организации сводиться к исследованию плана внеурочной и дополнительной деятельности помимо учебной, то есть определение способов воздействия и культурного, психологического, этического воздействия на учащихся. В данном случае изучению подвергается план дополнительных массовых и индивидуальных мероприятий, реализуемых внутри заведения:

  • Наличие или отсутствие дополнительных секций для общего или узкого развития детей;
  • Организация и проведение внутриучебных мероприятий: коллективное посещение культурно-массовых мероприятий, организация тематических походов в рамках конкретного предмета, организация спортивных мероприятий, массовые «трудовые» мероприятия (субботники, волонтерство и пр.);
  • Индивидуальная работа педагогов с детьми в рамках учебного процесса и внеурочной деятельности: подготовительные курсы, секции дополнительного развития и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Анализ учебно-воспитательной работы призван оценить качество взаимодействия педагогов и учащихся, а также эффективность обучения на фоне тандема наставника и подопечного.

Классическая схема анализа учебно-воспитательной работы включает в себя:

  • Изучение плана занятия и выделение педагогических методов работы;
  • Наблюдение за педагогом и работой учащихся: поведение участников учебного процесса, сложности в работе или разборе темы, способы разрешения проблем и конфликтов, методы воздействия педагога на учащегося, культура и этика общения, мотивация педагога и учащегося, организационные моменты (начало и завершение занятия);
  • Оценка видов деятельности учащихся в ходе обучения или пребывания в образовательном заведении: познавательная, культурная, патриотическая, спортивная, общеразвивающая, профессиональная, творческая и пр. В рамках каждого из них целесообразно отметить методы работы и их эффективность, спектр обретаемых знаний и навыков, проблемы и сложности и т.д.;
  • Констатация фактов и выработка рекомендаций: выделение проблем в работе педагога с учащимися и рекомендации по их устранению, советы по организации дополнительных мероприятий в рамках предмета или общего развития детей (дополнительные мероприятия и пр.).

Учебно-воспитательная деятельность является обязательной частью учебного процесса, которая непосредственно сказывается на возможностях педагога и его подопечных, качестве из развития и подготовки.

Результаты анализа принято оформлять в виде таблицы, под которой эксперт отмечает выявленные достоинства и недостатки, излагает рекомендации по оптимизации работы учреждения или конкретного педагога.

Схема проведения анализа учебного года образовательного заведения

Анализ учебного года предполагает сопоставление данных на начало и конец обучения с целью определения следующих тенденций:

  • Общие показатели качества образования: успеваемость учащихся, результаты промежуточной и/или итоговой аттестации учащихся, характер изменений (какие показатели преобладают, характер изменения статистических и иных показателей и пр.), оценка достижений учащихся (олимпиады, конкурсы, научные конференции, соревнования и пр.);
  • Оценка деятельности педагогов: успеваемость учащихся по предметам, качество подготовки учащихся под кураторством конкретного наставника, проблемы обучения и пр.;
  • Оценка качества действующих образовательных программ: их соответствие ФГОС, достижения учащихся, успеваемость учащихся в течение года (тенденции, изменения причины), достаточность знаний и навыков для поступления в вышестоящие образовательные центры и пр.;
  • Исследование условий реализации намеченных планов и программ обучения: материально-техническая база заведения и ее достаточность обновление оборудования и инструментария, методического и книжного фонда и пр.

Важно отметить, что анализ учебного года может проводиться, как в отношении образовательной организации в целом, так и в отношении каждого освоенного предмета. По результатам данной оценки разрабатываются перспективные планы обучения или оптимизируют программы на предстоящий учебный год.

Анализ учебного года позволяет оперативно выделить существенные проблемы заведения, влияющие на качество подготовки учащихся, рабочие условия педагога.

Из чего складывается анализ учебного года?
Из чего складывается анализ учебного года?

Схема проведения анализа учебного года простая. Достаточно выделить наиболее важные показатели или параметры для анализа и выписать как минимум два значения: на начало и конец учебного года. Также допустимо включение в анализ показателей прошлых лет (также на начало и конец учебного периода).

Проведение анализа учебного года предполагает изучение следующих аспектов:

  • Общая характеристика образовательного учреждения, определение основных видов деятельности, образовательных программ (их виды) и их соответствие требований ФГОС;
  • Анализ преподавательского состава и деятельности педагогов: образование, опыт работы, рабочие достижения, успеваемость подопечных лиц, качества подготовки учащихся, результаты аттестации по предмету (ГИА, ЕГЭ) и пр.;
  • Анализ материально-технической базы заведения: оснащенность, инфраструктура наличие лабораторного, библиотечного фонда, спортивной базы, оборудование для обучения по программам и пр.;
  • Анализ численности учащихся с их классификацией: по возрасту (классы/группы), наличию достижений в учебе, одаренностей или особенностей в развитии и пр.;
  • Анализ статистических показателей успеваемости: текущая успеваемость, результаты контрольных и самостоятельных работ, результаты аттестации (сессия, ГИА, ЕГЭ и пр.), результаты выпускников поступление в вузы и колледжи и пр.), анализ тенденций в части успеваемости и пр.;
  • Анализ проблем в организации и реализации образовательных программ: выделение проблем и их первопричин, причинно-следственные связи, поиск способов их решения;
  • Рекомендации по проектированию и планированию образовательных программ, рабочих планов на предстоящий учебный год и перспективы.

Анализ учебного года образовательного заведения позволяет диагностировать проблемы учреждения в части реализации образовательных программ, качества подготовки учащихся, рейтинг заведения (городской, региональный, федеральный), а также соотнести отзывы, ожидания выпускников и учащихся с реальными показателями качества, усовершенствовать соответствующие инструменты и параметры.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Роль анализа в образовательной среде

Анализ в системе образования играем первостепенную роль. Результаты оценки действующих правил, программ, методов работы позволяет оптимизировать и усовершенствовать соответствующие траектории, подготовить более качественные и практико- или научно ориентированные кадры.

Анализ учебного занятия чаще всего практикуется в рамках самоанализа деятельности педагога или при оценке рабочих программ по дисциплинам. Данная оценка позволяет оперативно выявить проблемы в учебном процессе и адаптировать траекторию обучения, глубину погружения в предмет с учетом возможностей и способностей учащихся, оснащенности учебного заведения, а также соответствие требованиям ФГОС.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УЧЕБНОГО ГОДА

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Изучение требований ФГОС Наблюдение за ходом занятий, учебным процессом Систематизация собранных материалов
Изучение правил учебного заведения Педагогический эксперимент Оформление результатов анализа в табличный или иной вид
Изучение документов по проведению занятий/учебного процесса: образовательная программа, рабочая программа по дисциплине, план-конспект занятий, ФОС и КОС и пр. Сбор данных и их анализ Констатация ключевых отклонений, проблем и выработка рекомендаций по их решению
Планирование хода анализа: цель, задач, основные показатели, критерии оценивания Выделение проблем, достоинств и недостатков обучения Общие рекомендации по совершенствованию учебной и иной деятельности на базе образовательной организации

Анализ учебно-воспитательной работы призван оценить степень и качество взаимодействия педагогов, ученого заведения в целом и учащихся, а также эффективность данного тандема. Образовательное заведение призвано не просто научит определенным навыкам, умениям, но и расширить кругозор, общее развитие индивида с учетом потребностей, интересов учащихся и реалиям.

Анализ учебного года играет первостепенную роль в деятельности образовательного комплекса в целом, так как результаты данной оценки позволяют определить не только качество обучения, но и достаточность инструментов, ресурсов, материально-технической базы, качество и количество педагогического состава для реализации возложенных функций и обязательств.

При проведении любого вида анализа в рамках образовательной системы целесообразно выделить ряд ключевых критериев:

  • Определить цель аналитической мысли: зачем нужен анализ, что именно намерен исследовать эксперт, объект исследования и пр.;
  • Показатели или коэффициенты, подвергающиеся оценке и анализу: успеваемость, программа обучения, методы работы, материально-техническая база, отзывы и пр.;
  • Критерии оценивания: сравнение показателей, сопоставление с действующими требованиями и нормами, успеваемость учащихся в динамике, методы работы педагога и результаты обучения, шкала оценивания и пр.
  • Сроки проведения анализа: оценка конкретного занятия (определенная дисциплина, тема, одно или несколько занятий и пр.), оценка плана внеурочной или дополнительной деятельности, оценка всех видов деятельности в образовательном заведении или в рамках занятия, оценка показателей по итогам учебного года и пр.;
  • Формат проведения анализа: формальный (анализ сугубо документальной части: образовательная программа, рабочая программа, план-конспект, ФОС и КОС и пр.), наблюдение или педагогический эксперимент, сравнение документального описания и реального проведения занятия/учебного процесса, самоанализ, внутренний или внешний анализ и т.д.;
  • Способы обработки результатов анализа и их оформление: чаще всего предпочитают использование табличного варианта с краткой констатацией фактов (проблем, достоинств и недостатков) и выработкой рекомендаций по оптимизации учебной деятельности.

Таким образом, именно анализ учебного занятия или учебного года в заведении позволяет своевременно отметить актуальные проблемы и найти оптимальный способ их решения для повышения качества подготовки подопечных.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *