Обучение в ВУЗе стандартно, но в то же время в каждом учебном заведении действуют свои правила, традиции, которые также ограничивают действия и возможности учащихся, но при этом воспитывают в них личностные и профессиональные качества.
В зависимости от того, как построен учебный процесс, можно судить о качестве образования, реальных качествах дипломированных специалистов и их готовности к трудовым будням. Притом образовательные программы по разным формам обучения будут немного разниться: по объему дисциплин, практики, видам аттестации, но изучение профильных дисциплин по выбранной специализации останется неизменным.
Сегодня мы расскажем об особенностях подготовки студентов ВУЗов в рамках очного, заочного и дистанционного обучения, а также раскроем порядок организации учебного процесса в рамках каждого из них.
Специфика очной подготовки специалистов в ВУЗе
Очная форма считается традиционным вариантом подготовки высококвалифицированных специалистов. Это один из первых вариантов обучения, предусматривающий выполнение конкретных условий:
- Обязательное посещение всех занятий, предусмотренных расписанием и учебным планом;
- Обязательное прохождение промежуточных аттестаций с целью проверки качества знаний и уровня подготовки новоиспечённых специалистов;
- Поэтапное и детальное обучение, освоение базовых и профильных предметов;
- Обязательное прохождение практики на всех основных этапах подготовки с целью совершенствования профессиональных навыков с учетом имеющихся познаний;
- Общение между студентами, педагогами предполагает тесный живой контакт, занятия проходят преимущественно в групповой форме;
- Участие в жизни ВУЗа, кафедры обязательно, а в дополнительных секциях, научной деятельности по желанию;
- Студенты могут пользоваться всеми благами ВУЗа в целях развития, полноценной жизни: лаборатории, спортивные комплексы, общежитие, библиотека и пр.
В рамках очного обучения предусмотрены следующие виды занятия:
- Лекции: здесь преподаватель разъясняет ключевые темы в рамках изучаемого предмета, раскладывая студентам все «по полочкам». Ни на одной другой форме обучения подобного не наблюдается. Притом подобные занятия проходят в течение всего учебного процесса, вплоть до выпуска: лектор разъясняет дисциплину от понятий до формул, правил использования на практике и пр.
- Семинары: эти занятия и предполагают самостоятельную подготовку студентов в рамках предмета, темы. Данные пары призваны дополнить лекционный материл, углубиться в предмет, развить у студентов такие качества, как самостоятельность, сбор и обработка информации и пр.
- Контрольные, самостоятельные, лабораторные и иные работы: призваны усовершенствовать знания и навыки, а также проверить уровень подготовки учащихся, степень усвоения пройденных материалов и пр.;
- Практика. Это мероприятие входит в учебный процесс, но проходит в 90% случаев вне ВУЗа, на определенном предприятии или ведомстве с учетом конкретных требований: требования ВУЗа и образовательной программы, специальность и пр. Прохождение практики являются обязательным этапом профессиональной подготовки очников. Ни на одной другой форме обучения такого мероприятия нет.
Продолжительность обучения на очном отделении для бакалавров составляет 4 года, магистров – 2 года, аспирантуре – 3 года.
Образовательная программа распределяется на весь период обучения от простого к сложного. На первом курсе студенты осваивают общеразвивающие дисциплины: математика, история, философия, русский язык, экономика. Также они захватывают общие предметы в рамках профиля, где раскрываются ключевые понятия, терминология, суть предмета и направления.
Начиная со второго курса очники приступают к освоению профильных предметов. В начале они осваивают азы, а затем постепенно углубляются в отдельные моменты или дисциплины. Здесь же (на втором курсе) их настигает ознакомительная (первая) практика, призванная познакомиться с трудовыми буднями в рамках выбранной профессии. В последующем практика будет проходить раз в год.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
На 3-4 курсах студенты осваивают исключительно профильные предметы, совершенствуют профессиональные навыки и качества. На последнем курсе сдают ГОСы и защищать ВКР.
Притом в конце каждого семестра, начиная с первого курса, они обязаны проходить промежуточную аттестацию в виде защиты курсовой работы зачетов, экзаменов, предварительно получив к ним допуск.
Важно отметить, что именно очников привлекают к научной деятельности в виде участия в очных и заочных конференциях, написании научных статей и их публикации в различных изданиях и электронных площадках и пр.
Обучение в очном формате возможно на платной и бесплатной основе, притом количество бюджетных мест ограничено, а проходной балл, а них будет выше, чем на коммерцию. Притом студенты-очники, обучающиеся на бюджетной основе, при положительной успеваемости получают вознаграждение в виде стипендии.
У очного обучения есть ряд недостатков: основное время студент проводит на учебе, притом на законодательном уровне ему запрещено официально трудоустраиваться или состоять на бирже труда.
Очное обучение считается самым качественным в России. Выпускник -очники являются наиболее привлекательными для работодателей.
Специфика заочной подготовки в ВУЗе
Заочное обучение является вторым по востребованности в России. Данная форма обучения предполагает частичное пребывание студентов в ВУЗе и самостоятельное усвоение доминирующе части образовательной программы.
Ключевым отличием заочного обучения от других вариантов профессионального становления является:
- Продолжительность обучения занимает больше времени: на бакалавриате – около 4,5-5 лет, в магистратуре – 2,5-3 года, в аспирантуре – 4 года.
- Взаимодействие с преподавателями происходит преимущественно во время сессии, которая длится около 21 дня;
- Заочное обучение предполагает получение заданий на семестр вперед, выполнение письменных проектов до сессии;
- Во время сессии преподаватели помимо банальных зачетов, экзаменов и консультаций преподаватели могут проводить дополнительные занятия: лекции, семинары и пр.
- Доминирующая часть занятий проходит в письменном формате и предполагает выполнение рефератов, докладов, контрольных и курсовых работ и пр.
На заочном обучении студент посещает ВУЗ лишь в установленный период – во время сессии или по необходимости (например, для получения консультаций по сложным вопросам и моментам).
Одним из существенных недостатков заочного обучения является отсутствие практики. Данный раздел профессиональной подготовки здесь не предусмотрен.
Чаще всего заочное обучение пользуется спросом среди практикующих специалистов или тех. кто не суме по каким-либо причинам поступить на очное отделение. Более того, именно на «заочку» Вузы нередко проводят донабор вплоть до поздней осени.
Обучение на заочном отделении возможно преимущественно на платной основе. Притом стоимость обучения будет ниже (примерно в 1,5-2 раза), чем на очном отделении. Количество бюджетных мест крайне мало и действует далеко не во всех ВУЗах, притом студенты не получают стипендии.
На заочном обучении студенты самостоятельно определяют темп обучения. Образовательная программа также подлежит поэтапному распределению на весь срок по принципу от простого к сложному. Посещения Вуза в данном случае не требуется. Явка обязательна только на время сессии. Притом на этот период учащийся может оформить учебный отпуск, предоставив работодателю справку-вызов с места учебы.
Сессия проходит раз в семестр. По ее результатам определяется возможность и целесообразность продолжения профессиональной подготовки для каждого студента. На последнем курсу выпускники сдают госэкзамен и защищают дипломный проект.
Особенности дистанционного обучения в ВУЗе
Дистанционное обучение – самая молодая отрасль профессиональной подготовки, которая предполагает использование современных интернет-технологий. Взаимодействие между ВУЗом, педагогами и студентами осуществляется «на расстоянии», через Интернет, личные кабинеты, специальные приложения и пр.
Дистанционное обучение имеет немало сходство с заочным и очным. В частности, студенты получают задания от преподавателей, самостоятельно осваивают предметы и проходят аттестацию. Прохождение практики здесь не предусмотрено.
В то же время преподаватели могут организовывать онлайн-занятия: лекции, семинары консультации для разъяснения отдельных моментов, сложностей, взаимодействия с учащимися, контроля их успеваемости и пр.
Более 60% заданий носят письменный характер. Студенты изучают предметы, модули и выполняют соответствующие задания, которые нужно предоставить в определённые сроки с помощью электронной почты, личного кабинета на сайте ВУЗа и пр.
Сессия при дистанционном обучении может проходить как «на расстоянии», так и требовать личного присутствия студента в Вузе. Порядок проведения зачетов и экзаменов нудно уточнять у куратора или преподавателя. Сама по себе процедура проведения будет стандартна: студент отвечает на вопросы, решает задачи и иные кейсы.
Профессиональная подготовка «дистанционщиков» возможна только на платной основе. Притом, как отдельная ветвь высшего образования данная форма появилась сравнительно недавно. В настоящее время она повсеместно практикуется в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, что позволяет сделать образовательный процесс непрерывным, не снижая при этом качество обучения.
Стоимость обучения в онлайн-формате гораздо ниже, чем на очном и заочном отделении, что делает ее более привлекательной и доступной. Но работодатели пока настороженно относятся к новому формату подготовки квалифицированных специалистов.
Команда образовательного центр Дисхелп готова прийти на помощь студентам очных, заочных и дистанционных отделений по всем направлениям подготовки. У нас трудятся педагоги лучших ВУЗов страны, авторы студенческих и научных работ с большим стажем, кандидаты и доктора наук из самых разных областей знаний, практикующие специалисты. В нашем арсенале честность и легальность, высокое качество работ, конфиденциальность данных и индивидуальный подход. Убедитесь в этом лично, оформив заявку здесь и сейчас.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Сегодня выбрать подходящее довольно трудно, но во всяком случае – дистанционная подходит только действующим практикам, так как здесь нет ни достойной теории, и практика полностью отсутствует. Начинающий мастер не научится ничему. Лучше уж поступать на очное ил заочное, а при сложностях искать подмогу. Лично я нашла друга в лице Дисхелп. Не раз обращалась к ним и никогда не подводили. Спасибо!