Образовательная отрасль является одной из самых подвижных, особенно на протяжении последнего года, когда в жизнь мирового сообщества ворвался пресловутый «китайский вирус», отразились политические факторы, внутренние перемены и пр. Каждая страна сумела убедиться в прочности собственных правил, порядке в системе образования, готовности к кардинальным переменам и новшествам, готовности учащихся к ним.
Не исключено, что многие новые тенденции, пришедшие к нам в течение последней пятилетки, останутся навсегда. Сегодня мы поговорим о современных трендах в системе образования-2024.
СОДЕРЖАНИЕ
Тренд №1. Формат обучения.
Изначально считалось, что престиж и качество образования всегда зависело от преподавателей, их квалификации, научного пути (степени, звания и пр.), опыта. Именно они делятся собственными знаниями и навыками с будущим поколением, занимаются их профессиональной подготовкой. Но сейчас время расставило новые приоритеты: в век информационных технологий студенты и преподаватели должны пользоваться соответствующими благами.
Согласно новым требованиям, каждый преподаватель должен владеть на уровне опытного пользователя современными информационными коммуникациями, компьютерами и гаджетами. Большая часть работы переведена в электронный формат: ведение документации, заполнение различных дневников, организация и проведение тестирований (том числе в форматах онлайн и оффлайн), консультации подопечных студентов и авторов научных работ и пр.
Обратите внимание, что сейчас возможно дистанционное обучение. В России оно появилось сравнительно недавно, но развилось практически мгновенно и столь же быстро укоренилось. В частности, именно этот новый формат и современные средства коммуникации позволили не прерывать образовательный процесс из-за коронавируса в 2021-2022 годах! Сейчас необходимо довести использование технологий и иных благ до высшего уровня, при котором бы качество образования не страдало.
Сегодня, пожалуй, не осталось ни одного колледжа или вуза, где бы отсутствовали дистанционные программы. Конечно же, список направлений подготовки здесь сжатый, но он есть. Притом несмотря на акцент на самоизучении материалов, дистант все же при грамотном подходе позволяет развить прикладные навыки. Здесь также предусмотрена теоретическая и проектная деятельность, сессии, а также практика и защита диплома.
Тренд №2. Акцент на практику.
Сегодня работодатели предъявляют серьезные требования к кандидатам на ту или иную должность. Среди них самым распространенным является наличие опыта работы или практических навыков по освоенной специальности.
Изначально ВУЗы занимались преимущественно теоретической подготовкой, но теперь ориентир взят на практику и научное развитие. В настоящее время студенты, начиная со второго курса, в обязательном порядке проходят практику независимо от ступени образования. Продолжительность этой части подготовки новых специалистов зависит от профиля и уровня подготовки. В среднем она достигает 2-4 недель.
Универсанты проходят практику как минимум трех видов: ознакомительная, производственная и преддипломная. Но в зависимости от характера и специфики осваиваемой специальности, могут быть дополнительные варианты. Сегодня, пожалуй, нет такого направления, где бы отсутствовала данная часть профподготовки. Она есть на всех отделениях и пов всем программам. Притом данный этап тщательно спланирован с учетом современных требований рынка труда, партнерских связей СУЗа или вуза.
Практика позволяет не только «изнутри» узнать специфику выбранной профессии, но и получить ряд иных дополнительных навыков: обучиться основам работы в конкретной программе, заполнять документацию и пр. По окончании практики формируется соответствующий отчет, в котором необходимо отметить новые навыки и знания, проблемы, с которыми практикант столкнулся на практике и методы их решения и пр.
Тренд №3. Сотрудничество ВУЗов, а не конкуренция.
В последнее время наметилась определенная тенденция: ВУЗы стали все меньше соперничать и бороться за абитуриентов, заключая взаимовыгодные договора. Например, сегодня студенты могут получать «двойное образование», проходить стажировку за рубежом, спокойно переводиться из одного учебного заведения в другое и пр. Все это происходит на основе заключения между образовательными заведениями специального договор или соблюдении конкретных условий. Подобные мероприятия предоставляют массу возможностей для каждой из сторон:
- ВУЗ повышает свой рейтинг и престиж;
- Студенты получают опыт, новые связи и знакомства, совершенствуют свои знания и навыки и пр.
В 2023-2024 учебном году наметилась стабильная тенденция – развитие партнёрских связей между вузами. На фоне ряда политических факторов, многие программы международного обмена студентами были свернуты ил переведены в дистанционный формат. Чтобы расширить спектр знаний и навыков будущих специалистов, отечественные университеты скооперировались и разработали совместные программы подготовки, ввели национальные программы обмена студентами. Притом качество подготовки универсантов в этом случае, не хуже, чем если бы они стажировались при иностранном вузе. К учебному процессу привлекают сильнейших практиков, педагогов, на дистанционной основе связываются с иностранными лекторами и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Тренд №4. Возможность онлайн-обучения.
Многие ВУЗы начали активно продвигать онлайн-обучение в различных формах: от различных курсов по переподготовке кадров, повышению аттестации, дополнительные курсы и секции, до получения высшего образования (диплома). Более того, вводятся новейшие системы подготовки квалифицированных специалистов на основе ИИ. Данная «привилегия» появилась с развитием интернет-технологий и возможностей образовательных заведений, физических лиц.
Достоинством этого варианта является: освоение образовательной программы в удобном месте и удобное время, преодоление сессий с помощью онлайн-экзаменов, тестирований и пр. Единственным и существенным недостатком этого варианта являются перебои связи.
Тренд №5. Рейтинговая система оценки знаний.
Классическая модель оценки знаний и навыков учащихся действует уже не во всех ВУЗах. Сейчас в образовательных заведениях принято разрабатывать собственный алгоритм проверки и успеваемости посредством присвоения определенного количества баллов за каждое действие: ответ на занятии или дополнение сокурсника, выполнение письменной работы, участие в жизни кафедры и ВУЗа и пр. Притом помимо поощрения данная система предполагает и штрафы: за пропуск занятий по неуважительной причине, отказ от ответа на занятии из-за слабой подготовки и пр.
Рейтинговая система также предполагает, что учащийся должен заработать определенный «минимум» баллов, чтобы получить допуск к зачету или экзамену. На аттестационном рубеже он «добирает» баллы, из чего будет складываться итоговая оценка. Преподаватель сравнит набранные «очки» со специальной шкалой и выведет результат (какой отметке соответствует общее количество баллов).
По сути, рейтинговая система оценки подготовки учащихся – это метод кнута и пряника. Но он далеко не всегда позволяет объективно «оценить» готовность учащегося.
Тренд №6. Обучающие платформы.
Сегодня подготовиться к предстоящим контрольным или аттестационным рубежам можно, как самостоятельно, так и прибегнув к услугам квалифицированных специалистов: репетиторов, тьюторов и пр. Также можно подтянуть познания более увлекательно, подключив обучающие платформы.
Сегодня ВУЗы успешно применяют так называемые «личные кабинеты студентов», где они могут получить доступ к самой разной информации: о действующих секциях при образовательном заведении, методические рекомендации по выполнению различных проектов согласно учебному плану, расписание занятий, контакты педагогов, возможность сдачи материалов на проверку или аттестацию дистанционно, онлайн-тестирования и пр.
Некоторые эксперты не исключают, что со временем искусственный интеллект сможет заменить реальных педагогов и появятся роботы-преподаватели. За рубежом уже начали внедрять подобные технологии, притом они показывают неплохие результаты.
Тренд №7. Использование игр в процессе обучения.
Все мы в душе еще дети. Студентов легко заинтересовать даже сложной и непонятной дисциплиной, темой, если пригласить в небольшую игру. Притом все занятия можно построить по данному принципу: квест, игра, соревнование, викторина, онлайн-консилиум и пр. Все зависит от подхода педагога, его подкованности и фантазии, профессионализма и современности (владения актуальными техническими и коммуникационными средствами).
Тренд №8. Изменение правил поступления в ВУЗы и порядка обучения.
Со следующего года в России вступят новые правила приема и зачисления абитуриентов в высшие образовательные заведения. Эксперты отмечают, что во главе конкурсного обора будет стоять «естественный обор» в прямом виде. Теперь ВУЗы буду принимать документы не на конкретную специальность, а на факультет: зачислят только сильнейших
с учетом расставленных в приоритетном порядке направлений. Более того, абитуриенты вправе подать документы в 5 университетов и выбрать в каждом из них до 5 направлений. Притом подавать заявление на бюджет и на контракт придется отдельно.
Более того, теперь учреждения высшего профессионального образования будут обязаны принимать документы дистанционно. Справиться с данной миссией помогут специализированные сервисы, официальные сайты вузов или портал ГосУслуги. Это в значительной степени облегчит участь поступающего: ему не придется заверять документы, приезжать в учебный центр ради предоставления материалов комиссии. Достаточно лишь в установленные сроки направить оригиналы документов в тот ВУЗ, который уже готов Вас зачислить.
Тренд №9. Гибкость системы обучения.
На сегодняшний день власти не исключают, что по мере необходимости студентов СУЗов и ВУЗов, а также учащихся начального образования могут переводить на дистанционную основу из-за эпидемиологической ситуации в стране, на фоне политических или иных факторов. Это значит, что в любой момент очная и заочная форма может быть заменена на дистанционную, при этом есть существенный минус – ориентир на практику теряется.
Данное решение могут принимать администрации ВУЗов самостоятельно, учитывая количество заболевших ОРВИ и коронавирусной инфекцией, эпидемиологическую ситуацию в городе или регионе. Такой формат предполагает организацию беспрерывного образовательного процесса.
Тренд №10. Реформирование уровней образования и обновление образовательных программ.
Все мы помним, что Россия вышла из Болонского соглашения. Уже в 2024-2025 учебном году стартует экспериментальный эксперимент по отмене бакалавриата. Он затронет судьбу отдельных вузов, где часть бакалаврских программ была обновлена и усовершенствована. Предполагается, что вернется старый и добрый специалитет.
Более того, на фоне выхода из Болонского соглашения в России были пересмотрены уровни образования. Теперь в стране действует базовая подготовка (альтернатива текущему бакалавриату и специалитету), специализированное высшее образование – альтернатива магистратуре, ординатуре и ассистентуре, а также профессиональный с- к нему приравнена аспирантура. Согласитесь, что перемены явные. Притом все они предполагает не просто перенаименование, но и обновление программ!
Тренд №11. Персонализация и вариативность.
Если изначально в стране действовали классические программы и набор предметов, подходов к обучению без вара выбора студента отдельных механизмов, то теперь универсант сможет регулировать свою подготовку. В новейших профилях присутствует так называемый вариативный модуль, где учащимся предоставляется право выбора дисциплин для изучения. Он позволяет не только сфокусироваться на конкретной нише или деятельности, и но и расширить кругозор, повысить конкурентоспособность на рынке труда. Как правило, эта часть обучения затрагивает специализированные предметы и смежные с ними области.
Таким образом, мы видим, что доминирующая часть тенденций в системе образования-2024 основывается на современных средствах коммуникаций: внедрение и повсеместное использование компьютеров, гаджетов, планшетов, Интернет-связи. При этом никто не намерен изменять учебные планы: занятия остаются по расписанию, письменные работы и проверки уровня знаний не отменяют, сессии и защиты дипломных проектов продолжаются.
Благодаря гибкости обучения и развитию прогресса система образования занимается подготовкой квалифицированных кадров с минимальными потерями, стараясь как минимум сохранить на текущем уровне и повысить качество подготовки специалистов, расширить их возможности и навыки, организовать бесперебойное становление кадров.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
с третьим пунктом я бы поспорила. Среди ВУЗов очень большая конкуренция. Когда я решила перевестись в другой ВУЗ, сменить профиль, меня до последнего не хотели отпускать и отдавать документы. А вот рейтинговая система действует почти везде, хотя по мне она, как ЕГЭ – не всегда объективна.