Специфика профессионального становления в ВУЗе

Освоить профессию можно в заведении среднего или высшего профессионального образования. Главное, грамотно подойти к его выбору, выбору специализации, оценить собственные силы и возможности, перспективы дальнейшего развития.

Специфика профессионального становления в ВУЗе
Освоить профессию можно в заведении среднего или высшего профессионального образования. Главное, грамотно подойти к его выбору, выбору специализации, оценить собственные силы и возможности, перспективы дальнейшего развития.

Обучение в ВУЗе – не просто чтение книг и работа над собственными навыками, приспособление уже имеющихся умений под новые реалии, а кардинально новый процесс. Сегодня мы расскажем вам об особенностях профессиональной подготовки в высшем образовательном заведении.

Особенности поступления в ВУЗ

Сама по себе процедура подачи документов стандартна: абитуриент собирает пакет документов, утвержденный в конкретном учебном центре, направляет его приемной комиссии.

Поступление в сУЗ или ВУЗ
Информация для абитуриентов

Ключевым отличием поступления в ВУЗ от СУЗа является то, что для высшего учебного заведения обязательно иметь на руках результаты ЕГЭ по нескольким предметам. Какие именно дисциплины пригодятся абитуриенту для зачисления, необходимо уточнить заранее (еще на момент их выбора) на сайте ВУЗа. Они полностью зависят от специализации, направления деятельности.

Чем выше результаты ЕГЭ, тем выше шансы успешно преодолеть конкурсный отбор. При наличии квот, льгот, индивидуальных достижений и иных привилегий необходимо подтвердить их наличие документально.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Специфика занятий в ВУЗе

Освоение профессии начинается с изучения теоретических основ, ключевых аспектов. Независимо от ступени образования (будь то бакалавриат или магистратура), студенты посещают следующие виды занятий:

  • Лекции.

Здесь активность учащихся минимальна. Им необходимо лишь улавливать суть, кратко конспектировать то, о чем говорит преподаватель. В свою очередь, педагог должен разбирать конкретный предмет, тему. В некоторых случаях практикуют «запись лекций под диктовку», что в корне неправильно. Уроки чистописания, диктанты – дело школьников. Будущий специалист должен различать важную информацию от второстепенной, достоверную от «желтой прессы», факты от фактоидов и пр.

Что делает студент во время обучения?
Образовательный процесс в ВУЗе
  • Семинары.

Семинар представляет собой практическое занятие, где активность студента значительно повышается. Задание для подготовки он получает заранее (обычно в конце лекции или на кафедре). Они представляют собой поиск ответов на конкретные вопросы (самостоятельное изучение темы, более глубокое погружение), решение задач, работа за ПК и т.д. Характер задания зависит от специфики осваиваемой дисциплины.

Чем активнее студент работает на семинаре, тем выше шансы получить положительную отметку на экзамене или набрать наибольшее количество баллов (при оценке успеваемости с помощью рейтинговой системы).

  • Практические занятия: лабораторные работы.

Данный вид учебной деятельности практикуется преимущественно в прикладных направлениях, где требуется оттачивание определенных навыков и качеств. Здесь студенты получают конкретное задание, проводят эксперимент с фиксированием результатов, а затем анализируют их. Важно не просто внимательно и правильно совершить все необходимые действия, но и грамотно оформить соответствующий проект (лабораторную работу).

Особенности проведения сессии

Для проверки качества полученных знаний и навыков в процессе освоения учебного плана раз в семестр в ВУЗе проводят промежуточную аттестацию учащихся. Она представлена в виде зачетов и экзаменов. Проверяться будут абсолютно все изучаемые на протяжении семестра дисциплины. Второстепенные выводятся в разряд «зачетов», наиболее близкие и важные для специалиста проверяются с помощью экзамена.

Проверка качества полученных знаний
Как сдать сессию?

Процесс проведения зачетов и экзаменов схож. Студент заранее получает список «экзаменационных/зачетных» вопросов, в день аттестации он является в аудиторию, тянет билет, готовится и отвечает. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, как по билету, так и по пройденному курсу в целом.

На зачете отметок за ответ не ставят. Здесь вердикт выносится в виде записей «зачтено/не зачтено». На экзамене же преподаватель оценивает ответ студента по пятибалльной шкале. Все результаты вносятся в зачетную книжку и соответствующую ведомость.

Важно отметить, что до сессии (экзаменов) студент должен выполнить все обязательные условия:

  • Отработать пропуски занятий по неуважительным причинам;
  • Сдать или защитить письменные работы (контрольные, курсовые, лабораторные), согласно учебному плану;
  • Для допуска к экзаменам он должен получить «допуск»: иметь минимальное количество баллов (если успеваемость оценивается с помощью рейтинговой системы) или не иметь задолженностей по предметам.

Между каждым экзаменом у учащегося будет не менее 3 свободных дней для отдыха и подготовки к предстоящему рубежу. В случае провала на аттестации студент сможет ликвидировать академическую задолженность в установленный ВУЗом период. Если этого сделать не удастся, то его могут отчислить за неуспеваемость.

Специфика правил, действующих в ВУЗе

Поступление в Вуз – дело добровольное. Каждый абитуриент самостоятельно вбирает будущую профессию и место, где он будет ее осваивать. Никто сюда не приходит по принуждению (за исключением, когда на обучении настояли родители).

В ВУЗе действуют иные правила, отличающиеся от школьных или СУЗовских. Здесь нет жесткого контроля над учащимися, так как каждый из них сам отвечает за свои поступки.

Дополнительные возможности студентов
Как студент может облегчить процесс обучения?

Преподаватели отмечают присутствие студентов на занятии, выдают им задания, проверяют их, оценивают их успехи на пути к будущей профессии. Посещать лекции, семинары или нет – дело каждого. Но помните, что именно прогулы приводят к ухудшению успеваемости и неусвоению учебного плана, а в дальнейшем к отчислению по неуважительной причине.

Никто не станет звонить родителям, спрашивать: «Почему чадо не явилось на лекцию/семинар?». ВУЗ уведомит представителей (официальных опекунов) студента о его прогулах, если их будет слишком много и встанет вопрос о целесообразности его дальнейшего обучения. Преподавателям и ВУЗу все равно, чем Вы занимаетесь. Несмотря на обязанность студента следовать правилам учебного заведения, посещаемость – дело добровольное.

Более того, активное участие студентов в научной деятельности поощряется преподавателями и Вузом. Поэтому стоит взять это на заметку: участие в научных конференциях, соревнованиях и пр.

Письменные проекты в ВУЗе

На протяжении профессионального становления студенты не просто посещают лекции и семинары, но и выполняют определенные виды письменных работ. Каждая из них имеет свою цель:

  • Закрепить и проверить уровень знаний по пройденному модулю/курсу;
  • Углубить знания в рамках конкретного предмета или темы;
  • Способствовать саморазвитию студента;
  • Научить качественно собирать и обрабатывать информацию, ориентироваться в информационном поле;
  • Усовершенствование умение следовать стандартам и конкретным требованиям;
  • И пр.

В числе обязательных проектов, включаемых в ученый план, выделяют контрольные и курсовые проекты, лабораторные работы, рефераты и доклады, презентации и т.д.

Преподавательский состав ВУЗа

Работать и преподавать в Вузе могут исключительно те лица, кто окончил педагогический ВУЗ, является аспирантом или выпускником аспирантуры, имеет за плечами опыт работы в рамках освоенной профессии.

Преподавательский состав ВУЗа
Кто преподает в ВУЗе?

Стать рядовым преподавателем может даже аспирант, но для продвижения по карьерной лестнице ему потребуется наличие ученых степеней, званий. Поэтому в солидных и престижных высших образовательных учреждениях в преподавательском штате всегда присутствуют кандидаты и доктора различных наук, доценты и профессора. ВУЗы развивают научно-исследовательскую деятельность, помогают в развитии науки и отрасли.

Считается, что подготовка и качество будущих специалистов будет лучше, если более 75% преподавательского состава будут являться научными сотрудниками.

Практика

Обучение в ВУЗе предполагает изучение не только теоретических аспектов в рамках выбранной профессии, но и получение практических навыков. В частности, каждый студент, начиная со второго курса в обязательном порядке проходит практику.

Выделяют три вида практики: ознакомительная (для получения первых представлений о будущей профессии), производственная (где практикант погружается в жизнь объекта практики, принимает участие в ней, выполняет различные поручения и задания), преддипломная (призванная помочь ему в сборе материалов для ВКР, проведении практической части дипломной работы и пр.). по окончании данного мероприятия студент формирует соответствующий отчет и защищает его.

На сегодняшний день доля практики невелика – около 30-40% от всего учебного плана. В большинстве случаев выпускники ВУЗа не обладают нужными в трудовой деятельности навыками: не владею специальными программами, имеют слабые навыки по выполнению обязанностей и пр. Поэтому работодатели до сих пор практикуют при приеме на работу молодого специалиста «дополнительное обучение», стажировку и пр.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!