Выполнение любого проекта начиная от классического реферата и заканчивая дипломными работами, диссертациями, обзорами и пр. Требует наличия определенной информационной базы. На их основе автор не только раскрывает заявленную тематику, но и подчеркивает и обосновывает собственное мнение, идею и пр. Притом важно располагать достаточным объемом качественных ресурсов, чтобы получить достоверный результат и обоснованный вывод.
Опытные исследователи отмечают, что бывает три вида информационной основы для исследования: минимальная, оптимальная и избыточная. Притом каждая из них имеет специфические признаки. Сегодня мы расскажем о каждой группе материалов подробнее.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки минимальной информационной базы исследования
Под минимальной информационной основой проекта понимают такой объем материалов, который позволяет автору раскрыть и решить заявленный исследовательский вопрос, разобраться в ключевых моментах и сделать аргументированный вывод. Нередко авторы студенческих работ относят к этой группе основные первоисточники – их обычно не более 3-4.
Фактически, минимальная информационная база исследования представляет собой систему опорных или ключевых сведений по заявленной теме, которые помогают автору задать основные направление исследовательской деятельности, наметить ориентиры и границы, получить ответы на базовые вопросы. Это самая важная и полезная, необходимая информация – неоспоримый фундамент проекта.
К признакам минимальной информационной основы проекта относят:
- Конкретика. Данный параметр означает, что располагаемые базовые материалы будут подчеркивать конкретные и важнейшие категории, каноны и тенденции по теме исследования. То есть в таком наборе материалов будут преобладать предельно точные и четкие аргументы, авторитетные мнения, описание эффективных методик и пр.
- Адекватность. Этот признак требует тематического и целевого совпадения информации. То есть собранный автором проекта минимальный набор данных будет укладываться в определенные тематические рамки, границы исследования, описывать конкретные актуальные явления и тенденции.
- Достаточность. Это правило предполагает, что на основе располагаемых материалов автор сможет разобраться в тематике, получить определенные представления по ней и развить их, достичь намеченной цели.
- Качество. Располагаемый объём данных будет соответствовать основным параметрам качества – актуальность и достоверность, проверяемость, надежность
Формирование минимальной информационной базы исследования предполагает проведение полномасштабного литературного обзора. С помощью него автор сможет выделить основные концепции, термины и правила, сориентироваться в теме и отобрать важнейшие или основные ресурсы. Именно они станут тем самым информационным минимумом.
Для подбора и применения минимальной информационной базы автору проекта важно иметь четкие представления о том, что он намерен изучать и описывать, какую проблему решать, какие границы соблюдать и пр. То есть в данном случае важно иметь представления в рамках избранного направления и постараться следовать собственным представлениям, интересам и целям учебной программы.
Обратите внимание, что информационный минимум в проектной деятельности – не исчерпывающий список. Он лишь формирует тот самый минимум, на основе которого автор сможет развивать тематику, выдвигать собственную идею, размышлять, оперировать и получать ответы на поступающие вопросы и пр.
Учтите, что сократить минимальную информационную базу вряд ли получится, а дополнить – вполне посильная и порой необходимая ноша.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: минимальная информационная база студенческой или научной работы представляет собой отправную точку для развития темы и выдвижения идеи, которая помогает автору грамотно выстраивать границы исследования, получать ответы на поставленные вопросы и отстаивать собственное мнение. Это тот самый базовые набор данных исчерпывающей информации, который помогает выделить ключевые термины, правила, подходы, приемы и пр. Решение о расширении и дополнении исследования новыми фактами принимается автором самостоятельно.
Суть и критерии оптимальной информационной основы проекта
Оптимальная база исследования представляет собой сочетание минимальной информационной основы и дополнительных ресурсов для всеобщего погружения в избранную тематику или углубления в отдельные моменты, тенденции и пр. Именно такой объём первоисточников считается рациональным и самым эффективным, позволяющим хорошо разобраться в теме, изучить различные подходы к решению проблемы, выдвинуть и всесторонне обосновать авторскую гипотезу.
Оптимальная база информации (ее также называют рациональной или достаточной) позволяет студентам и аспирантам изначально полно изучить тему, собрать доказательства относительно их позиции и идеи, разобраться в сложившейся ситуации и сделать аргументированные, полные выводы.
Такой объем первоисточников фокусирует внимание не только на базисных категориях и приемах, но и позволяет углубиться в предмет исследования, провести глубокий анализ ситуации и повысит качество результатов, степень их обоснованности.
К специфическим чертам оптимальной информационной базы исследования следует отнести:
- Всесторонний характер. Рассматриваемая система данных позволяет не просто изучить базисные моменты, но и тщательно исследовать отдельные элементы, тенденции, методики и пр. То есть располагаемая информация позволяет автору провести глубокое и всеобщее тематическое погружение, получить соответствующие представления;
- Сочетание различных первоисточников: актуальных и архивных, научной и справочной литературы и пр. В рамках достаточной базы материалов автор сможет проводить параллель между былыми тенденциями и реалиями, проводить параллель между циклами, выделять причины и следствия, исключать неверные выводы и решения. Притом доля актуальной информации уде преобладать.
- Достаточная база ресурсов будет иметь определенную хронологию и структуру, затрагивать различные аспекты и этапы исследования. Автору предстоит перераспределить подборку материалов с учетом плана НИР и формальной структуры проекта, грамотно вписать ее в контекст и пр.
- Доступность. Как правило, достаточная база ресурсов для проекта формируется на основе доступных и понятных для автора материалов. Одни из них будут выступать фундаментом исследования, а другие – дополнением.
Рациональная информационная база исследования помогает студентам и аспирантам выстраивать логику тематического погружения, раскрывать существенные моменты и углубляться в отдельные фрагменты согласно мотивам и интересам автора, подчёркивая тем самым ракурс, новизну, значимость НИР, специфику и эффективность идеи. Именно располагая таким объемом сведений, автор формирует общую информационную систему и четкую доказательную базу.
Оптимальная основа источников информации облегчает ход погружения в заявленную тему и помогает автору грамотно выстроить свою гипотезу, тщательно и всестороннее ее обосновать, наметить перспективы. Эта парадигма позволяет сузить ход и ракурс научной мысли и придать проекту оригинальности и точности.
Объем оптимальной информационной базы зависит от требований и формата выполняемого автором проекта. В одном случае будет насчитываться около 10-20 ресурсов, в другом – 50-100 и пр. Но в любом случае здесь будет несколько основных источников информации, а все остальные – вспомогательные.
Понятие и параметры избыточной информационной базы исследования
Бывают ситуации, когда студент или исследователь выбирает слишком широкую или разработанную тему. При таком раскладе привнести новшество или сделать исследование уникальным, оказывается крайне сложно из-за избытка информации. Авторы, стараясь максимально раскрыть суть и преподнести собственную идею в оригинальном свете, стараются задействовать в академической работе все доступные материалы. Именно так получается избыточная информационная база исследования.
Под избыточной основой проекта понимают большой объем первоисточников, который фактически сочетает в себе оба вышеописанных варианта и добавляет к ним второстепенные материалы. Как правило, в рамках такого набора преобладает вторичная информация, а также встречаются ресурсы сомнительного происхождения, неактуальные материалы и пр.
К симптомам избыточной информационной базы относят:
- Большой объем доступной информации по теме. Притом в данном случае он может выражаться как численно – в количестве первоисточников, так и качественно – непосредственный объем излагаемых материалов в рамках конкретного первоисточника;
- Неоднозначное качество материалов. В такой комбинации будут присутствовать качественные и надежные базисные сведения, но доминирующая часть принадлежит менее популярным и ненадежным ресурсам сомнительного происхождения, которые трудно перепроверить и пр.
- Дублирование материалов и фактов в разных первоисточниках. При избыточной массе данных повторение сведений – неизбежный факт. Притом не всегда такие веяния преподносятся одинаково. Порой можно запутаться в особенностях, значениях тех или иных терминов и правил, методов, что усложняет ход проведения научного исследования.
Применение избыточной информационной азы при выполнении студенческих и научных работ важно либо исключить, либо оптимизировать. Как правило, при использовании слишком большого числа и объема данных, исследователь «переливает из пустого в порожнее», делает ненужные ответвления от темы и вставки, используя ненадежные заявления и материалы. Обычно такой ход приводит к некорректным выводам, неверной интерпретации тенденций и результатов, искажению общетематической картины.
Притом работа с избыточной базой источников требует больше времени и сил на ее изучение, качественную переработку и умелое употребление в проекте. Автору предстоит найти место и выделить конкретную роль каждому факту, мнению, описанию и пр.
Сходства и отличия минимальной, оптимальной и избыточной информационной базы проекта
Итак, есть ли разница между минимальной, оптимальной и избыточной информационной базой проекта? Данные парадигмы имеют массу сходств и отличий, в которых нужно разобраться каждому автору.
Признак |
Минимальная информационная база | Оптимальная информационная база |
Избыточная информационная база |
Количество ресурсов | Базовое, на основе которого можно понять тематическую основу и выстроить свою позицию, логику | Достаточная для раскрытия темы информация, сочетающая базу и дополнительные важные материалы. | Представляет собой все доступные материалы по теме независимо от их качества. Ограничений по количеству и объему нет |
Характер и состав первоисточников | Только основные источники информации – от 3 до 10 шт. | Состоит из 5-10 основных ресурсов, около 10-15 — дополнительных | |
Качество материалов | Надежное и проверенное | Надежное | Любое |
Глубина исследования | Минимальная и достаточная для аттестации | Средняя или глубокая | Глубокая, максимальная и всесторонняя |
Суть | Базовые термины, правила, методики, описание приемов | Базовые и общие правила, категории, обзоры, методы и инструментарий, акцент на современных способах, статистике и пр. | Выделение темы с разных ракурсов. Возможно отклонение от плана или излишние описания тенденций и пр. Зачастую приводит к чрезмерному объему проекта |
Риски | Нет или минимальны | Отклонение в смежные плоскости, детализация вторичных моментов исследования | Искажение фактов и выводов, неточность результатов исследования, превышение объема документа, плагиат и пр. |
Итак, самым очевидным отличием между рассматриваемыми парадигмами выступает количество ресурсов. В первом случае оно будет на минимуме, во втором – средним и укладывающимся в рамках гостов, методических рекомендаций, а в третьем – превышать все нормы и включать в себя всю подряд информацию по заявленной тематике.
Отсюда вытекает разница в обработке первоисточников. При использовании минимальной информационной базы автору достаточно грамотно использовать ее для аргументации своей позиции или полученных результатов, а также для общего развития темы – освещения соответствующих моментов, оптимальная основа позволяет студенту более ярко и полно освещать тему и исследовательский вопрос, расширяя границы исследования и полагаясь на разнообразную комбинацию ресурсов. В случае с избыточной массой – переработка и систематизация материалов отнимет у исследователя уйму сил и времени (особенно на фактчекинг и сортировку).
Важно отметить роль и тонкости применения каждой из рассматриваемых комбинаций данных. Минимальная основа информации будет присутствовать во всех исследования без каких-либо исключений. Именно без таких фактов и сведений невозможно разобраться в тематике и выстроить собственную траекторию исследования. Оптимальный объем первоисточников же позволяет автору серьезнее изучить направление, грамотнее преподнести важные моменты и четче обосновать собственную идею. То есть в данном случае будет не просто описательная и аргументационная функция, но и дополняющая, расширяющая, детализирующая и акцентирующая. Задействование избыточного количества и объема материалов не всегда дает положительные результаты. В большинстве случаев такой ход лишь усложняет исследование, искажая общую картину и путая пользователей в деталях, «лирических отступлениях», громоздких выводах и описаниях.
В зависимости от того, какой именно информационной базой обладает автор проекта, зависит глубина и ширина исследования, а также объем документа. При использовании минимума данных проект получается более точным, емким, информативным, но может страдать аргументация или связность описываемых явлений.
Согласитесь, что любая информационная база требует согласованности, связности и точности. Автору предстоит не просто собрать доступные материалы, но правильно их скомбинировать, ориентируясь на собственные мотивы и цели исследования.
Какая информационная основа нужна студентам и аспирантам для выполнения проектов?
Формирование и использование информационной базы в рамках проектной деятельности – процесс индивидуальный. Он напрямую зависит от подготовки и возможностей автора, его умения работать с материалами.
Минимальная информационная основа требуется везде: начиная от простейших обзорных работ и заканчивая серьезными исследованиями и научными трудами. Без нее обойтись невозможно! Но не всегда такой объем первоисточников оказывается достаточным для выстраивания авторской идеи, позиции, грамотного описания ситуации, обоснования результатов и выводов. В таком случае важно грамотно расширить спектр первоисточников. Тогда мы получим оптимальную информационную базу (при условии тщательного отбора и фактчекинга).
Рациональный объём ресурсов при выполнении студенческих и научных работ считается самым верным и эффективным инструментом в руках автора. С его помощью легко разобраться в теме и основных нюансах, аргументировать результаты и выводы, построить логическую цепочку и добиться утвержденной цели. Если же проект по каким-либо причинам получается неполным, неточным или малого объема, то студентам приходится добывать новые факты, литературу. Но здесь важен ответственный подход к подбору материалов и умеренность в их использовании.
Избыточная информационная база может быть также полезной при подготовке дипломных работ, диссертаций и пр. Она может быть использована для дополнения при описании отдельных тенденций или для более тщательного обоснования выводов, результатов. Также рассматриваемая парадигма зачастую включается в проект без явной цели, просто вписываясь в контекст и увеличивая объем документа.
Обратите внимание, что минимальная и оптимальная база первоисточников считается самой качественной и уместной в любой проектной и исследовательской деятельности. Но при минимуме данных могут встречаться сложности в построении логичного исследования и его описания на фоне дефицита данных. Работа с избыточной массой источников — довольно рискованный шаг, требующий тотального погружения в тематику и тщетной переработки материалов. Но в любом случае – последнее слово остается за автором.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по формированию и оценке информационной базы исследования
Формирование информационной базы исследования – процесс персональный и тематически ограниченный. В данном случае важно собрать максимум данных и затем произвести их сортировку, систематизацию.
Первым делом всегда выделяйте минимальную и/или основную комбинацию ресурсов. На основе которых можно выделить суть, выстроить гипотезу, обосновать ключевые выводы. Если сформировать полноценную картину на ее основе не удается, то постепенно расширяйте спектр первоисточников. При грамотном подходе и приверженности тематических границ, плана работы автор получит оптимальный набор ресурсов.
Если у вас на руках избыточная масса материалов по теме исследования, то постарайтесь ее сократить. Лучше всего это делать методом отсечений и фактчекинга. Важно оставить лишь важную, весомую и качественную информацию.
Тщательно перерабатывайте материалы и грамотно их включайте в контекст. Не забывайте отмечать ссылки на оригинал первоисточника, чтобы избежать проблем с плагиатом.
Работать с любым видом информационной базы нужно четко, грамотно. Изучите первоисточники и определите возможности их задействования в исследовании, цели применения. Обязательно проверяйте сведения на критерии качества. Будьте точны и корректны в выражениях, а также при цитировании и заимствовании.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!