Современная система образования требует от школьников и студентов владения компьютерными программами и использование в учебном процессе компьютера или схожего гаджета (ноутбука, планшета, мощного телефона и п.). Подготовка в школах, сузах и вузах постепенно сводится к работе с электронными ресурсами (полностью или частично), виртуальному взаимодействию между учащимися и преподавателями и пр. Поэтому наличие и владение ПК постепенно выдвигается на первую линию, которая способна оказывать влияние на качество подготовки молодого специалиста.
СОДЕРЖАНИЕ
Роль владения ПК в жизни студента
Подготовка на базе колледжа и вуза предполагает наличие определенной базы знаний и умений. Притом в реалиях этот фундамент должен захватывать опыт использования компьютера и специальных программ.
Ни для кого не секрет, что обучение в сузах и вузах требует от студентов самостоятельности, которая проявляется в изучении программы, выполнении всевозможных заданий, проведении исследований и пр. Фактически на каждом этапе погружения в выбранную профессию учащийся сталкивается с необходимостью работать за ПК.
Персональный компьютер, сеть Интернет в значительной степени облегчают жизнь любого студента. С их помощью он может найти необходимую или интересную для него информацию за считанные секунды. Притом спектр поиска будет неограниченным: пользователю доступны все материалы, находящиеся на интернет-просторах, главное – учитывать критерии и условия доступа к ним, грамотно пользоваться добытыми фактами и сведениями с учетом авторской этики, норм плагиата и пр.
С помощью персонального компьютера студенты сузов и вузов с легкостью выполняют домашнее задание, формируют рефераты и доклады, подбирают информационную базу для выполнения курсовой, дипломной работы и пр.
Помимо этого, использование компьютерных технологий позволяет студентам наладить виртуальный контакт с учебным заведением: общаться и оперативно решать вопросы по учебе с преподавателями (сдавать контрольные работы, уточнять детали, выполнять курсовую работу, сдавать сессию дистанционно и пр.). Притом данная миссия активно использовалась в период пандемии, но сумела сохраниться и по сей день. Согласитесь, что намного удобнее написать научному руководителю или педагогу, чем бегать по вузу в его поисках и пр.
Работа за ПК со стороны студента может быть и необходимостью. В частности, все научно-исследовательские работы (в том числе курсовые работы, НИР, дипломные работы, научные статьи и пр.) предстоит формировать сначала в электронном виде, а затем распечатывать. Такая потребность возникает в связи с имеющейся у автора обязанностью по прохождению проверки на плагиат. Оценка текста студенческих и научных работ на уникальность происходит именно в цифровом варианте посредством загрузки написанного материала в специальную программу. Фактически сдать или защитить исследование без использования компьютера и интернет-технологий невозможно.
Также применение современных гаджетов и ПК в жизни студента возможно не только в сугубо учебных целях. Рассматриваемые элементы могут активно и успешно использоваться в целях саморазвития в рамках интересных или выбранных индивидом тем, направлений, более глубокого погружения в соответствующие предметы и задания и пр. Данный вариант позволяет углубить знания, усовершенствовать представления и конкретные научно-исследовательские навыки, расширить кругозор и пр. Притом в этом среде поиск информации не ограничивается сугубо учебными дисциплинами.
Еще одним способом тесного взаимодействия студента и ПК выступает подготовка к контрольным работам, зачетам и сессии. В этот период обойтись без компьютера невозможно. С его помощью учащиеся занимаются поиском ответов на экзаменационные вопросы, в кратчайшее время стараются разобраться во всех тонкостях, правилах, ищут примеры заданий для разбора и наилучшего понимания, усвоения и пр. Помимо этого, ПК приходит на помощь при подготовке эффективных шпаргалок.
Следует отметить, что владение ПК важно не только для студентов, но и для абитуриентов, аспирантов, ученых и даже практикующих специалистов. В век цифровых и информационных технологий доминирующая часть процессов сведена в электронный формат.
Таким образом, знание и владение компьютером – одно из обязательных условий современного абитуриента, студента и практика. Поэтому важно иметь базовые представления о работе с устройством и уметь пользоваться ими в соответствующей ситуации.
Уровни пользователей ПК
В зависимости от глубины знаний о современных устройствах и гаджетах, а также умений по их применению в учебных и иных целях, можно выделить несколько уровней пользователей.
Первый уровень – начинающий пользователь. В данном случае индивид должен обладать минимальными и общими знаниями о работе и возможностях использования ПК. Конечно, останавливаться на знании о том, как правильно включить и выключить устройство не нужно.
Начинающий пользователь ПК должен иметь основные представления о работе устройства: как его включать, основные составные элементы и их расположение (экран, мышка, клавиатура и пр.), понимание их предназначения, минимальные знания программ (операционная система, офисные программы), использование флеш-карты и иных дополнительных носителей, владение социальными сетями и пр.
Пожалуй, современный школьник среднего звена уже может самостоятельно овладеть данным уровнем подготовки. Но в целом, наличие начального уровня подготовки в части использования ПК в учебе является обязательным для каждого абитуриента и студента.
Второй уровень – уверенный пользователь. В данном случае индивид помимо вышеописанных начальных представлений и умений по работе с персональным компьютером, ноутбуком или иным схожим гаджетом, должен уметь активно пользоваться интернетом: знать и отличать браузеры, уметь находить с помощью интернет-технологий информацию, грамотно работать с текстом в офисных программах, а также захватывать более узкие и специализированные программы по профилю, уметь работать с базами данных, таблицами, схемами, сохранять добытую или измененную информацию и пр.
Признак |
Базовый пользователь ПК | Уверенный пользователь ПК |
Продвинутый пользователь ПК |
Знания | Общие сведения об устройстве компьютера и основных рабочих инструментах | Знание и умение пользоваться основными программами, приложениями, минимальные знания по устранению ошибок и поломок, работа в стандартных программах и основание азов по профилю | Владение ПК в совершенстве, легкое решение простейших задач, знание профессиональных программ и сервисов |
Навыки | Включение и выключение, минимальное использование браузера, работа в текстовом редакторе и графических программах | Активное использование браузера, офисных программ, представления и минимальные умения по работе в специализированных программах | Умелое использование специализированных, оригинальных и внутрисетевых сервисов, приложений, ПО и пр., наличие личного кабинета или авторизованной записи для входа в программу |
Уровень подготовки | Абитуриент, первокурсник | Студент средних курсов, выпускник суза или вуза | Опытный дипломированный специалист |
Саморазвитие, дополнительное обучение для освоения возможностей по работе с ПК |
По желанию учащегося или работника, согласно требованиям отрасли и профессии |
Существенным моментом в работе уверенного пользователя (по сравнению с предшествующими компетенциями в части использования ПК) является его самостоятельность. То есть индивид будет работать и постигать новые горизонты на основе располагаемых знаний и опыта, компетенций. Помимо этого, он может оказывать помощь нуждающимся: показать, как правильно пользоваться программой или инструментом, отметить необходимые приложения для работы или выполнения поставленной задачи, иметь представления о подборе методов и рабочих инструментов и пр.
То есть уверенный пользователь обладает более глубокой подготовкой в части использования ПК, а также постигает (может делать это самостоятельно ил с помощью дополнительных специализированных курсов по IT-направлениям) новые подходы, варианты работы и пр.
Третий уровень пользователей компьютерных технологий – опытный, продвинутый. В данном случае индивид демонстрирует верх пилотажа в работе за гаджетами при выполнении порученных ему задач и задний. В данном случае он владеет общими, базовыми и узкоспециализированными программами, необходимыми и достаточными для полноценной деятельности, развития и пр.
Как правило, продвинутые пользователи ПК имеют за плечами дополнительное образование в сфере информационных технологий, разбираются в составе и настройках ПК, могут успешно работать в сложных специализированных приложениях, сервисах и программах, развивать собственный сайт, запускать IT-проекты и пр.
Обратите внимание, что постигать каждый последующий уровень ПК можно только по мере освоения предшествующего (по принципу «матрешки»). В данном случае наблюдается соблюдение принципа планомерности, последовательности и осознанности.
Базовый уровень ПК студента: что должен знать о ПК абитуриент и первокурсник?
Современная система образования, так или иначе, требует от поступающих и первокурсников минимального знания и умений пользоваться интернет-технологиями, компьютерами, ноутбуками, планшетами и иными гаджетами. Поэтому уже на этапе выбора суза, вуза и профессии необходимо уметь пользоваться соответствующими устройствами и благами.
Начальный уровень ПК для абитуриента предполагает:
- Умение обращаться с компьютером, запускать общие процессы: работа с текстовыми редакторами, базовые знания и владение графическими редакторами, навыки применения браузера и интернет-технологий, владение мессенджерами и видеосвязью и пр.;
- Умение создавать документы и загружать их в нужную папку, сеть;
- Умение вести деловые переговоры с помощью дистанционных технологий: знание соответствующих программ и приложений, умение ими пользоваться и пр.;
- Навыки по решению текущих и простейших проблем: перезапуск программы, направление запросов в инстанции, применение простейших сервисов и приложений для получения/отправки/проверки данных и пр.
Абитуриенту рекомендовано внимательно изучить интернет-просторы и разобраться с сервисом Госуслуги, изучить официальный сайт выбранного учебного заведения и пр.
Первокурснику колледжа и вуза пригодятся соответствующие познания и компетенции, а также умелое использование пакета MS Office, браузера, социальных сетей и мессенджеров. То есть важно уметь установить контакт, находить нужную информацию, грамотно ее преобразовать в соответствующий вид и пр.
То есть базовый уровень пользователя ПК для абитуриента и первокурсника заключается в умении пользоваться соответствующими устройствами целенаправленно, работать в офисных программах, искать информацию посильными способами и пр.
Чему студент научится в вузе при работе с ПК?
Как показывает практика, более 70% новоиспеченных студентов обладают лишь общими, базовыми компетенциями при работе с компьютером и иными устройствами по мере поступления в суз или вуз. Притом они оказываются достаточными для дальнейшего развития и совершенствования.
В ходе обучения в рамках выбранной образовательной программы студент будет развивать следующие знания и навыки:
- Целевой поиск информации на базе различных платформ, ресурсов, площадок;
- Углубленное погружение в офисный пакет текстовых и графических редакторов с акцентом на специальность: освоение и совершенствование работы с инструментами MS Office, разработка презентаций, макетов, чертежей и пр.;
- Освоение начальных представлений и умений по работе с узкоспециализированными программами, свойственными конкретной профессии, направлению;
- Освоение делового и электронного документооборота, электронной почты и специальных мессенджеров, сайтов, площадок, архивирование документов и пр.;
- Проверка текста курсовых, дипломных, научно-исследовательских работ на плагиат;
- Работа на специализированных площадках и сайтах: учебные сервисы, электронные книг, тестирования, работа с сайтом учебного заведения через личный кабинет студента и пр.
Студент на уровне уверенного пользователя ПК может самостоятельно разбираться в сложных задачах при помощи интернет-технологий, помогать одногруппникам в освоении новых инструментов и материалов, производить качественный подбор и обработку информации, грамотно оформлять студенческие работы и проекты, объяснять друзьям и иным нуждающимся в особенностях работы за ПК, в определенной программе и пр.
То есть в ходе обучения студент, как пользователь ПК, закрепит уже имеющиеся навыки по работе с устройством в целом, программах и сервисах, а также углубит представления о работе устройства, обретут навыки по решению проблем (учебных, программных, «компьютерных»), а также приступит к освоению узких частей образовательной программы:
- подбор материалов и изучение профессиональных предметов и тем, выполнение исследований и их оформление в виде полноценного документа, прохождение проверки на плагиат,
- подготовка сопутствующих документов на защиту студенческого проекта, освоение сугубо профессиональных компетенций за ПК (изучение рабочих программ, их интерфейса, инструментария, возможностей использования отдельных приложений, платформ и пр.).
В рамках погружения в специальность студент, так или иначе, углубляет уровень подготовки и владения компьютером с акцентом на соответствующие профессиональные компетенции. Например, экономисты изучают специализированные программы по учету, экономическому учету, делопроизводству и документообороту. Юристы погружаются в электронный документооборот, юридические базы данных, специализированные программы по юридическому сопровождению (регистрация сделок, вступление в наследство, купля-продажа недвижимости и пр.).
Таким образом, студент колледжа или вуза в ходе обучения по выбранной специальности будет совершенствовать общие навыки использования ПК, базовых программ, а также поэтапно постигать более специфические инструменты, сервисы, возможности использования ПК в профессиональных целях с учетом учебного плана.
Уровень пользователя ПК выпускника колледжа или вуза
Многие студенты старших курсов полагают, что уже в совершенстве владеют всеми необходимые компьютерными программами для успешного трудоустройства и работы. Но, как показывает практика, подобное утверждение – самое серьезное заблуждение.
Во-первых, колледжи и университеты готовят преимущественно «универсальных специалистов», которые в дальнейшем будут адаптироваться, развиваться и совершенствоваться под нужды и требования конкретного работодателя. Им дается тот самый минимум знаний, представлений и умений для «профессионального старта».
Во-вторых, в ходе непосредственной работы (по окончании обучения) выпускники сталкиваются с необходимостью освоения дополнительных компьютерных инструментов и возможностей: внутриорганизационных порам и приложений, работа с уникальной операционной системой или устройством, внутрисетевая программа и база данных и пр. Поэтому в данном случае наличие статуса «уверенный пользователь» будет постепенно совершенствоваться и расширяться, плавно с годами трудового стажа переходя на уровень опытного потребителя возможностей ПК.
В большинстве случаев, выпускники колледжей и вузов имеют лишь теоретические и минимальные представления об использовании профессиональной, специализированной программы, минимум практики и навыков работы в ней. Поэтому назвать их опытными пользователями ПК в данном случае невозможно. Их квалификация чуть выше уверенного владельца компьютера, но не достает до верхней границы.
В компетенции выпускника по использованию ПК входит:
- Наличие статуса уверенного пользователя с соответствующими характеристиками и возможностями работы с ПК;
- Наличие минимальных представлений о существующих программах, соответствующих специальности, профессии;
- Изучение наиболее распространенные специализированных программ, приложений, сервисов по профилю;
обретение базовых знаний и навыков работы на ПК с акцентом на основные профессиональные обязанности. В рамках целевого обучения возможно глубокое изучение «внутрисетевых и внутриорганизационных» сервисов в ходе прохождения практики; - Наличие представлений о решении обозначенных задач, выполнении обязанностей посильными, известными способами с учетом располагаемых ресурсов и возможностей работы за ПК и пр.
То есть выпускник обладает более глубокой подготовкой и навыками по работе с компьютером, но все порученные ему планы, возложенные на него обязанности, решает посредством выработки плана действий на основе располагаемых умений, генерирования идей и операций на основе посильных компьютерных программ, инструментов и пр. То есть выпускник суза или вуза – более самостоятельный индивид, самостоятельно определяющий возможности по применению ПК для выполнения профессиональных задач с учетом выдвинутых требований и условий.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Базовые правила и рекомендации по применению компьютерных технологий для студента
Каждый студент, по мере обретения соответствующего статуса, должен иметь определенные представления и минимальные умения по работе за ПК, ноутбуком. Данные требования важны для качественного погружения в учебный план и программу, а также для более легкого развития в выбранном направлении.
Во-первых, еще до поступления необходимо овладеть базовым уровнем пользователя компьютера. Поверьте, без данных знаний и навыков сегодня обойтись невозможно в любой отрасли. Поэтому учимся правильно и грамотно обращаться с ПК: включать и выключать, пользоваться браузером и искать информацию, писать тексты, работать в стандартных программах и приложениях и пр.
Во-вторых, необходимо самосовершенствоваться в работе за ПК. В данном деле важно быть избирательным по отношению к устанавливаемым программам и приложениям (их совместимость, посильность для устройства, технические характеристики и пр.). Важно учитывать мощность ПК, операционную систему и ее совместимость с другими сервисами и пр.
В-третьих, особое внимание уделите работе в браузере. Именно здесь кроется активность студента. Обязательно установите антивирусное ПО, чтобы защитить агрегат от вирусов и взломов. Сохраняйте пароли от аккаунтов, личных кабинетов не только на ПК, но и на внешних носителях и никому их не сообщайте.
В-четвертых, если возникают проблемы при постижении новых инструментов, то следует задуматься о дополнительном обучении или самообразовании: изучите обзоры и инструкции по работе с программой, попытайтесь самостоятельно разобраться в ней, привлеките репетиторов или онлайн-курсы для более качественного овладения соответствующими знаниями и навыками, тренируйтесь в выполнении сложных задач и пр.
В-пятых, обязательно проанализируйте текущий уровень подготовки и пользователя ПК, чтобы объективно оценить возможности по выполнению задач, заданий и необходимость дополнительного обучения. В этом случае можно избежать получения непосильных заданий и наметить план по саморазвитию в части совершенствования и повышения уровня пользователя в сфере IT-технологий. Не стоит останавливаться на достигнутом. Как гласит народная мудрость, знания – сила, а такая сила способна привести и к качественной практике, карьерному и научному росту.
Таким образом, студенту и выпускнику, а также опытному практикующему дипломанту предстоит постоянно совершенствовать свои знания и навыки по работе с компьютерными устройствами и технологиями, чтобы успешно справляться с учебным планом, профессиональными обязанностями и соответствовать требованиям работодателя.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
сейчас такие требования, что студент не связанный с IT-профессией должен владеть ПК как опытный пользователь. Без этого никуда и никак.