Тренды дополнительного образования в 2024/2025

Дополнительное образование позволяет получить знания, квалификацию, опыт за рамками профессии или по своей специальности. То есть оно в значительной степени расширяет компетенции индивида, повышая уровень его эрудиции, кругозора и конкурентоспособности. Существуют разные формы дополнительного образования.

Тренды дополнительного образования в 2024/2025

Дополнительное образование позволяет получить знания, квалификацию, опыт за рамками профессии или по своей специальности. То есть оно в значительной степени расширяет компетенции индивида, повышая уровень его эрудиции, кругозора и конкурентоспособности. Существуют разные формы дополнительного образования:

  • Повышение квалификации — получение знаний, навыков в своей профессии.
  • Переподготовка — получение необходимого минимума компетенций, умений и теоретических знаний для работы по новой профессии.
  • Освоение дополнительной специальности. Не связано со сменой места работы, участием в государственных программах. Реализуется частными образовательными центрами.

Пандемия 2020-го года, общее усложнение структуры рынка труда, а также следование тенденциям наиболее развитых стран показали, что жестких знаний, полученных в университете, колледже для эффективной работы уже недостаточно. Необходимо постоянно учиться. Дополнительное образование как самый гибкий инструмент выступает наиболее популярным вариантом получения знаний, навыков и наработки опыта сверх того, что имеется. Как ожидают исследователи, в 2024/2025 оно будет активно развиваться и получит новый толчок.

Какие именно тренды будут усиливаться в 2024/2025 учебном году и перспективе нескольких следующих лет.

Повышение спроса на рынке дополнительных образовательных услуг

Постепенно на рынки труда России и стран бывшего Союза проникают тенденции наиболее развитых и развивающихся государств: потребность в широких знаниях сразу в нескольких профессиональных областях (своей и смежных), развитые гибкие навыки, адаптивность и прочие. Собственными силами развить их сложно, а в некоторых случаях невозможно из-за загрузки, непонимания методологии, большой длительности. Несмотря на довольно сложную политическую обстановку, отечественные вузы продолжают перенимать технологии и опыт европейских и зарубежных образовательных центров.

Университеты и колледжи только-только начинают понимать основные тренды образования. По мнению исследователей, чтобы перестроиться им потребуется немало времени. В том числе из-за неповоротливых бюрократических процедур, а также необходимости переработки всех программ обучения и методических материалов. Расширение направлений или обновление программ требует тщательной проработки, согласованности и документального оформления.

Программы дополнительного образования столь жестко не регламентируются и гораздо проще в организационном плане. Потому частным центрам и подразделениям ВУЗов, колледжей, оказывающим услуги на коммерческой основе, перестроиться куда проще. Достаточно считанных месяцев.

Объем российского рынка онлайн-образования
Онлайн-обучение в России

Все это приведет к повышению спроса на услуги дополнительного образования как наиболее простой и доступный метод развития, получения необходимых знаний и навыков.

Как показывает статистика, уже сейчас более трети практикующих специалистов получают дополнительное образование по курсам повышения квалификации, около 15% дипломантов – проходят курсы по переподготовке кадров.

Увеличение количества онлайн-курсов

Постепенно дополнительное образование будет уходить в онлайн-среду. Аудиторные занятия в том виде, в каком они существуют с незапамятных времен, постепенно уходят в прошлое. Удаленные уроки гораздо более удобны. На то есть несколько причин:

  • Студентам не нужно каждый день посещать учебный центр. А значит появляется много свободного времени, не приходится искать окна в графике.
  • Экономия на проезде. Транспортных расходов на дополнительное образование нет, поскольку весь учебный процесс происходит в удаленном формате.
  • Возможность учиться из любой точки России и мира. Достаточно иметь под рукой компьютер с доступом в интернет.
  • Сравнительно низкая стоимость обучения. Поскольку организационные расходы учебного центра куда ниже, чем могли бы быть при постоянном проведении занятия в аудиториях.
  • Возможность в любое время вернуться к учебному материалу. У студентов нет необходимости рьяно конспектировать выдаваемую преподавателем информацию. Разве что по желанию. Как правило, обучение проводится в рамках специализированных интернет-платформ. Лекционные и методические материалы остаются доступны в видео- и текстовом формате. Доступ к ним можно получить в любом момент.

Подавляющее большинство программ дополнительного образования в 2024/2025 будут реализовываться удаленно, в онлайн-формате. Аудиторные занятия сохранятся только в части, если какой-то материал нужно отработать наглядно, лично передать учащимся знания и опыт.

Геймификация образования

Под геймификацией образования понимают упрощение процесса обучения. Многие синонимизируют его с игровой деятельностью. Но суть этого подхода состоит не в этом. Данная процедура проявляется снижением его формальной составляющей.

Исследования показывают, что образование в виде игры снижает уровень тревожности и напряжения среди учеников. Соответственно, эффективность освоение знаний, запоминания и проработки информации существенно растет.

Геймификация давно зарекомендовала себя на Западе, в США и крупных развитых странах. В России тренд на упрощение и снижение формальности образовательного процесса только набирает обороты. По всей видимости в 2024/2025 году эта тенденция продолжит развиваться. Однако слишком быстрого внедрения геймификации ждать не стоит сразу по нескольким причинам:

  • Мировоззрение и особенности мышления поколения среднего и старшего возраста. Люди, вышедшие из периода молодости в некоторой части воспринимают учебу как нечто серьезное и формализованное. Геймификация же может оттолкнуть их от обучения и напротив замедлить процесс освоения знаний.
  • Необходимость в стабильном интернете. Многие элементы геймификации требуют работы в онлайн-среде, приложениях, программах. А значит требуется высокоскоростной выход в сеть. Он есть не везде.

Геймификация будет распространяться постепенно и в 2024/2025 учебном году тренд на упрощение образовательного процесса начнет ускоряться. Притом она будет базироваться не только на игровых вариантах, но и упрощении учебного процесса с использованием онлайн-технологий, цифровых учебников, ИИ.

Упор на практику

Голая теория в том виде, в каком ее преподают, практически бесполезна. Это видно и по колледжам, и по университетам. Об отставании и устаревании образовательных программ, методических материалов большинства ВУЗов и средних учреждений не говорит только ленивый. Это касается даже ведущих университетов России.

Многие центры и подразделения дополнительного образования при подготовке программ ориентируются на ВУЗовские методички и программы колледжей. Но они изначально не годятся для эффективной профессиональной деятельности выпускников. Устаревание подходов на курсах дополнительного образования приводит к снижению спроса и выбыванию центров из конкурентной гонки.

Чтобы оставаться на плаву, образовательные организации, особенно частные, будут модифицировать и совершенствовать свои программы. А современный рынок труда заинтересован в соискателях, которые обладают в первую очередь практическим опытом. Знания же требуются в той степени, в какой они помогут выполнять профессиональные функции на месте. На должности повыше предъявляют иные требования к теоретической подготовке, но это отдельная тема.

Следовательно, дополнительное образование в 2024/2025 и будущих годах будет ориентироваться на практику, повышая качество и актуальность программ обучения.

Пересмотр продолжительности обучения

Реалии отечественного рынка труда таковы, что времени на долгую учебу нет. Ни у молодых людей, ни тем более у представителей средней возрастной категории и старше. Работодателям срочно подавай рабочие кадры с хорошим образованием и подготовкой, студентам хочется быстрее отучиться и стать самостоятельными специалистами и пр. Кругом делается акцент на скорость обучения, но ведь важно и качество. Поэтому на фоне реформы отечественной системы образования нужно найти баланс между сроками обучения и качеством подготовки дипломантов.

  • Представители младшего поколения заинтересованы в как можно более скором обретении финансовой самостоятельности.
  • Представители старшего поколения не могут и не желают тратить полгода-год на получение дополнительных знаний. В том числе по причине загруженности и необходимости быстрых результатов.

Кроме того, в большинстве случаев и необходимости в длительной учебе нет. Как было сказано в предыдущем пункте, дополнительное образование берет тенденции на прививание практических навыков и получение необходимого опыта при минимальной теоретической подготовке. А это значит, что образовательные центры могут сократить продолжительность освоения разработанных программ.

В перспективе 2024/2025 и последующих нескольких лет дополнительное образование пойдет по пути частичного сокращения времени обучения. По крайней мере там, где это возможно и востребовано клиентами, учениками. Хотя далеко не везде, зависит от специальности, профиля обучения.

Притом в рамках профессионального образования намечается увеличение сроков профподготовки на фоне расширения списка профессий по специалитету.

С помощью дополнительного образования можно в более короткие сроки освоить базовые профессии и получить квалификацию, допуск к работе. Чаще всего к таковым курсам относят обучение на парикмахера, массажиста, визажиста, графического дизайнера, швею и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Не все образовательные программы дополнительного уровня могут быть урезаны. Это справедливо для организации обучение нескольких категорий студентов:

  • Имеющих широкую базовую подготовку. В таком случае нет необходимости тратить время на разжевывание элементарных моментов, очевидных для обучающегося вещей, как это часто бывает до сих пор.
  • Людей, которые обучаются на программах ярко выраженной практической направленности, связанных в первую очередь с выполнением конкретных обязанностей. Например, среди таких направлений можно назвать бухгалтерский учет и т.д.

При обучении с нуля, если у обучающегося нет знаний или они минимальны, не соответствуют актуальному уровню, сокращать программы нельзя и образовательные центры это хорошо понимают. Есть исключение из правил — программы дополнительного образования для руководителей. Многие аспекты руководства требуют закрепления на практике. Это не быстрый процесс. Потому обучение менеджеров среднего и высшего звена требует обязательной глубокой проработки материала.

Следовательно, не все программы будут сокращаться. Некоторые останутся ровно такой же продолжительности, что ранее. Разве что будут переработаны и модифицированы, чтобы дать максимум пользы ученику. А некоторые и вовсе станут более длительными. В той мере, в какой это необходимо для проработки и закрепления знаний, навыков.

Адаптивность образования

Под адаптивностью стоит понимать несколько моментов:

  • Учет интересов, склонностей, начального уровня студента. До сегодняшнего дня образование, в том числе школьное, среднее профессиональное или высшее ориентировалось на стандарты. Не учебная программа приспосабливалась к студентам, а студент к разработанной программе. Это изначально нивелировало всякую инициативу, создавало трудности для учащихся, а некоторых и вовсе оставляло за бортом. Такая же тенденция наблюдалась и в дополнительном образовании. Но не так давно все начало меняться. 2024/2025 и будущие годы ознаменуются гибкостью программ, ориентацией на особенности каждого конкретного учащегося. Возможностью настраивать учебу под себя.
  • Разработка разных образовательных вариантов в рамках одной и той же программы. Люди приходят с разным уровнем. Как правило, образовательный стандарт дополнительного уровня задает некую гибкую планку, диапазон начальных требований. Например, опыт работы от 2-х лет. Но это «от» может составить как 2 года, так и 20 лет. Уровень обучающихся будет существенно различаться. Новые тенденции предполагают, что в рамках одной образовательной программы нужно создавать градации с учетом уровня и степени начальной подготовки потенциальных студентов. Чтобы каждый получил максимум пользы.
  • Учет пожеланий студента. Касательно формата обучения, предметов и общего вектора обучения (такое реализуется, например, благодаря модульной системе образования), продолжительности учебы (если человек не успевает, он может продлить сроки или, напротив, освоить программу экстерном).

Таким образом, в 2024/2025 и последующих годах будет нарастать тенденция на повышение адаптивности, «кастомизацию» образовательного процесса с учетом интересов, склонностей и пожеланий обучающихся. Вскоре это станет единым стандартом и условием выживания частных учебных организаций и подразделений государственных образовательных учреждений.

Расширение и актуализация программ

Одной из ключевых тенденций 2024/2025 года будет обновление существующих обучающих материалов. Лекций, методических материалов, а также программ дополнительного образования в целом. Многие из них устарели. В том числе потому, что представляют собой частичную, а то и полную кальку с университетских программ в урезанном виде.

Основная причина не столько в сознательности организаторов курсов, интенсивов и прочего, сколько в снижении спроса. Учитывая огромную конкуренцию на рынке дополнительного образования, у студентов есть выбор. Если программа не соответствует потребностям человека, он выберет другого. А основная потребность студента — получить актуальные знания, которые можно использовать во время учебы или сразу после выпуска для улучшения профессионального положения, карьерного роста.

Таким образом, в 2024/2025 курсы, частные центры продолжат ускоренно модернизировать программы обучения, приводя их в современный и полезный вид с учетом потребностей рынка труда и реформирования основной системы профподготовки.

Сочетание разных форматов обучения

До недавних пор образование, будь то школьное или дополнительное, платное, строилось по классическому образцу. Лекции + закрепление информации через семинары, работу у доски (если речь о школе).

Сейчас такой формат все больше и чаще признают бесполезным. Он вовлекает только малую часть учеников и дает мнимое ощущение обратной связи, хотя на деле большую часть информации студенты осваивают сами.

Для дополнительного образования, призванного дать человеку новую профессию, повысить квалификацию или обеспечить карьерный рост такой формальный подход не годится.

В 2024/2025 как ожидают исследователи, частные образовательные центры и прочие игроки рынка услуг обучения будут расширять перечень форматов передачи и закрепления знаний. В ход пойдет интенсивы, вебинары, коллоквиумы, занятия в «полевых условиях», коллективные проекты и прочие варианты, которые помогут расшевелить всех студентов, а также обеспечить дальнейший интерес обучающихся, не дадут им заскучать. Занятия в формате лекций и семинаров также сохранятся, но их количество будет сокращено до разумного минимума.

Ориентация на получение ценного опыта

Отработка практических навыков — тенденция дополнительного профессионального образования, которая получит свое развитие и в 2024/2025 и в последующих годах. Поскольку теория без достаточной практики не имеет никакого смысла. Однако варианты практики также будут постепенно совершенствоваться. Как ожидают исследователи в течение ближайших нескольких лет центры дополнительного образования будут использовать все больше способов привить студентам необходимые навыки. В числе таковых:

  • Отработка навыков на моделях. Методика широко используется, например, при обучении среднего медицинского персонала. По всей видимости, в рамках возможного она будет применяться и в иных отраслях.
  • Участие в выполнении реальных проектов. Под наблюдением куратора, самостоятельно или в команде. Также отработка навыков на реальных проектах, которые уже были выполнены, но могут быть использованы как наглядный пример, тренажер.
  • Временное трудоустройство. Как это происходит при обучении в университетах, колледжах в рамках производственной практики по двустороннему договору.

Практики постепенно становится недостаточно. Имеет значение не только сам факт отработки навыков, но и формат, а также характер практического обучения. В 2024/2025 и далее учебные центры будут все больше стараться учить студентов на реальных примерах, в полевых условиях.

Использование средств виртуальной и дополненной реальности

Дополненная и виртуальная реальность позволяет студентам получить практический опыт. Много лет подобный подход используется при обучении вождению, пилотированию летательных аппаратов и не только.

Использование средств виртуальной и дополненной реальности
Инновационные технологии в образовании

В качестве основного варианта использования виртуальной и дополненной реальности будут использовать тренажеры. По крайней мере там, где это возможно. Тем более, как показали исследования американских специалистов по нейробиологии и педагогике, применение виртуальной и дополненной реальности позволяет ускорить усвоение знаний и лучше закрепить полезные навыки.

Разумеется, использование инновационных подходов потребует больших финансовых вложений. На начальном этапе далеко не все образовательные центры смогут позволить себе реализовать такие решения. Но в ближайшие годы стоит ожидать ускоренных темпов внедрения подобного варианта.

Интегральные подходы

Интегральный подход требует рассмотрения конкретного вопроса, проблемы с нескольких позиций. А это значит, что в 2024/2025 и далее переработке будут подвергаться не только особенности организации занятий, но и теоретические материалы, которые используются для обучения студентов.

Материалы будут перерабатываться с учетом междисциплинарных подходов в обучении. Подобная практика уже начинает реализоваться на курсах повышения квалификации медицинских работников. В лекциях по патофизиологии, заболеваниям врачам и среднему персоналу рассказывают, что нарушения работы организма выступают следствием не только физических факторов, но и внешних условий, психологического состояния пациента. Соответственно и лечить расстройство нужно не только медикаментами, но и иными средствами, не только препаратами.

В 2024/2025 продолжится активный пересмотр образовательных материалов. Но быстрого результата ждать не стоит. Процесс растянется на несколько лет.

Развитие soft skills

Пандемия и нарастающий кризис показали, что одних только жестких, профессиональных навыков для эффективной трудовой деятельности недостаточно. В первую очередь это выразилось в неспособности квалифицированных, умелых сотрудников с хорошим образованием найти себе достойную работу по специальности после увольнения, сокращения. По данным зарплата.ру, одного из агрегаторов вакансий в России и СНГ, чаще всего кадровики отказывали потенциальным соискателям из-за проблем на собеседовании, в общении с кандидатом.

Причины отказа работодателя
Почему могут отказать в получении работы?

Причина подобного в неумении презентовать себя и низких коммуникативных способностях. Как раз за них, плюс за адаптивность отвечают т.н. soft skills или гибкие навыки.

Курсы дополнительного образования все больше ориентируются на развитие не только hard skills, то есть собственно профессиональных умений, но и soft skills, чтобы выпускники не оставались без работы со своей квалификацией.

В 2024/2025 тенденция на развитие комплексных, гибридных программ будет только усиливаться. Но настоящую ценность гибких навыков соискателям предстоит только осознать. После этого, когда вырастет спрос на развитие комплекса умений и качеств, программы начнут перестраиваться активнее.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!