Согласитесь, что любое дело или поступок всегда заранее «программируется» на получение конкретного результата. Фактически перед любым действием индивид задает себе цель – основной ориентир и пытается его добиться.
В студенческой среде зачастую цель носит абстрактный характер – без четкости и конкретики, явных границ, параметров и пр. Нередко учащиеся отказываются от изначальной миссии, находя любые оправдания и мотивы, которые могли бы облегчить их путь или вовсе отказаться от тех или иных поступков.
Сегодня мы расскажем, как студенту добиться любой цели и стать успешным.
СОДЕРЖАНИЕ
Какие цели преследуют студенты в рамках учебного процесса?
Ежедневно человек решает десятки задач, каждая из которых имеет свой смысл, предназначение и помогает ему добиваться одной глобальной цели. Но согласитесь, цель может зависеть от массы факторов:
- Ситуация, обстоятельства и факторы;
- Возможности и способности индивида;
- Личные интересы, мотивы;
- Статус и пр.
В жизни студента, осваивающего программу бакалавриата или магистратуры, доминируют преимущественно учебные цели. Притом они могут быть краткосрочными, долгосрочными, текущими и перспективными.
Текущие студенческие цели связаны с реалиями и повседневными задачами:
- Подготовиться к лекции/семинару, контрольной или лабораторной работе, ответить на занятии;
- Принять участие в дополнительных мероприятиях: научные конференции, спортивные состязания, посещение секций и кружков, библиотеки и пр.;
- Написать реферат, доклад, курсовую работу и пр.
Краткосрочные цели чаще всего нацелены на поэтапное решение проблем с оценкой перспектив. Чаще всего они связаны с исправлением ошибок, допущенных в течение семестра или во время сессии, на том или ином мероприятии. К данной разновидности относят такие ориентиры, как:
- Повышение успеваемости за счет активности на занятиях, внеурочной деятельности;
- Улучшение отношений с преподавателем посредством выполнения дополнительных заданий, участия в дополнительных мероприятиях под его кураторством и пр.;
- Реабилитация студента с целью улучшения репутации, повышения авторитета и пр.;
- Выполнение дополнительных научно-исследовательских работ для пополнения портфолио, построения научной карьеры и пр.
К числу долгосрочных целей в жизни студента можно отметить:
- Стремление к получению красного диплома, высокой успеваемости (отличник);
- Наличие актуальных публикаций в престижных изданиях для облегчения приема в аспирантуру;
- Посещение дополнительных профессиональных или иных курсов для саморазвития, повышения уровня профессиональной подготовки и пр.
Таким образом, у каждого студента — своя, сугубо индивидуальная цель, учитывающая его силы, возможности и перспективы. Но в период пребывания в вузе они будут связаны преимущественно с решением учебных задач.
Особенности грамотной постановки цели у студента
Начиная с первого курса, у студента должна быть намечена одна колоссальная глобальная цель, которую он будет поэтапно постигать. В самом абстрактном виде она предстанет, как успешное завершение обучения и получения диплома об образовании. То есть в данном случае учащийся колледжа или вуза программирует себя на то, что он будет постигать новые знания и навыки, несмотря ни на что в конечном счете обретет их для дальнейшего применения в соответствующей сфере деятельности и карьере, а возможно и научном росте.
Но поставить одну размытую цель – не значит, что она будет легко достигнута. Чем точнее конечный ориентир, тем проще к нему двигаться и покорять новые вершины.
Среди основополагающих принципов студенческого целепроектирования и планирования можно отметить:
- Конкретика, то есть определение предельно точного и понятного конечного результата, к чему нужно стремиться;
- Посильность и реалистичность, которая кроется в том, что намеченная цель должна быть досягаемой, учитывать возможности, способности знания и иные особенности индивида. В противном случае цель превращается в мечту.
- Осознанность. Студент должен не просто понимать к чему стремиться, но и осознавать – для чего ему нужно достичь намеченного плана и границ. Столь серьезный подход позволит учащемуся корректно и эффективно пользоваться полученными знаниями и навыками.
- Инициативность. Без личного участия, интереса и действий, инициативы достижение ориентиров невозможно. Это значит, что студенту придется лично планировать свои дела, занятия, расставляя ориентиры и пр.
- Комплексный подход. Данный принцип предполагает, что студенту придется выполнять не одно конкретное действие или прием. А пользоваться целой комбинацией, «системой» для достижения намеченной границы.
- Ограничения. Без ограничений цели превращаются в простые надежды. В учебе важно корректно определять время, необходимой на выполнение заданий и изучение предметов. Только при планировании дел и времени можно достичь успеха.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Чтобы грамотно поставить цель, студенту предстоит проделать тотальный самоанализ. В этом деле важно не просто понять, к чему и для чего стремиться, но и прислушаться к организму. Такая комбинация позволит определить точный ориентир и наметить посильный и эффективный путь для его достижения.
Для постановки долгосрочной цели достаточно ответить на следующие вопросы:
- Зачем мне нужно учиться в вузе или колледже?
- Что нужно сделать, чтобы стать квалифицированным и востребованным специалистом?
- Какие качества и знания нужны в первую очередь?
- На каких предметах нужно сделать наибольший акцент?
- И пр.
Далее долгосрочная цель разбивается на более мелкие и точные «подцели» с конкретизацией существенных моментов с учетом повседневных учебных целей и планов. Для этого достаточно проанализировать расписание занятий и дополнительных секций. В данном случае целеполагание будет носить ежедневный характер и акцентироваться на важности заданий, текущем уровне подготовки и пр.
Для постановки текущих и краткосрочных целей достаточно ответить на следующие вопросы:
- Что нужно подготовить в обязательном порядке?
- Какие дисциплины или задания потребуют тщательного разбора, вникания и дополнительной подготовки?
- Какие дела можно перенести или отложить?
Таким образом, краткосрочные цели должны конкретизировать способы достижения изначально намеченной глобальной миссии и облегчить процесс ее реализации. При этом студент должен суметь объединить личные интересы с необходимыми для развития занятиями, заданиями.
Что студенту мешает достичь намеченных учебных, научных, исследовательских и иных целей?
На процесс достижения целей может влиять множество факторов. У студентов подобных оснований и причин масса, притом первопричина их появления различна:
- Чрезмерная активность;
- Низкий уровень мотивации и заинтересованности, отсутствие явной или важной причины для достижения цели;
- Низкая концентрация внимания на деле или намеченном ориентире;
- Множество преград, возникающих на пути к цели из-за слабой подготовки студента (непосильности цели);
- Лень студента;
- Эмоциональное выгорание учащегося;
- Негативное воздействие социума или окружения на студента: насмешки друзей, приглашения на иные мероприятия и пр.
Таким образом, чаще всего оперативному и эффективному достижению намеченной цели мешает банальное нарушение принципов тайм-менеджмента и лень студента, которые развиваются под давлением окружения или личной неприязни к делу.
В данном случае важно как можно быстрее ликвидировать факторы-блокаторы. Для этого студенту придется пересмотреть траекторию достижения цели, заново расставить приоритеты, а самое главное – сделать решение намеченных задач и мероприятий более приятными для себя. Для этого достаточно задать правильную мотивацию, применить новые приемы и подходы к решению проблем и задач, пользоваться привычными или более интересными вариантами (например, вместо обычных занудных книг воспользоваться аудиокнигами и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Простейшие практики целеполагания для студентов
Самостоятельно наметить цель и построить план по ее достижению сможет далеко не каждый студент. Поэтому нередко им приходится пользоваться уже готовыми методами и подходами, которые позволяют применить «классическую схему» или адаптировать ее под частные нужды и надежды.
Вариант №1. Дума и вера в будущее. В основе этого приема лежит представление перспектив и ответ на простой вопрос: «Что буде (каким я буду) через год, два и пр.?». Принцип базируется на реалистичной фантазии, которая позволит определить недостающие качества, знания, которые студенту нужно обрести в ходе обучения.
Вариант №2. День расхламления. Данный метод уместен повсеместно: от бытовой среды до учебной и профессиональной. Ее задача – определить менее важное и неважное, нужное и ненужное и минимизировать все с приставкой «не-», отказавшись от второстепенно в пользу приоритетного. Но в учебном плане это не значит, что студенту нужно отказаться от освоения простых или общих предметов. Изучать нужно все, просто изменится подход к делу: в приоритетные задачи будет более глубокое погружение, а второстепенные моменты уйдут на «самотек» или им будет выделено меньше времени и сил. Рассматриваемая метода базируется на корректной расстановке приоритетов с учетом посильности учебного плана и пр.
Вариант №3. Анализ достижений. Данный прием позволяет не просто оценить, чему студент научился за год и насколько значимы для него перемены, но и определить, каких знаний и навыков ему не хватает, а соответственно наметить очередную цель (текущую, кратко- или долгосрочную).
Вариант №4. Почемучка. Данный подход позволяет, определить не только причины успеха и провала, но и достаточность или нехватку отдельных качеств, знаний. Именно данная метода позволяет учащемуся провести качественный и эффективный самоанализ и наметить конкретные задачи, цель и пр. основной вопрос: «Почему…?», но ответ на него должен быть развернутым. Притом лучше всего записывать вопросы и ответы, а в дальнейшем анализировать их и помечать очередные ориентиры, потребности и определять последовательность их постижения.
Ранее в блоге мы также упоминали различные приемы целеполагания и ориентирования: Smart, ABCDE и пр.
Обращаем ваше внимание, что нет единой совершенной методики по целеполаганию ни для студентов, ни для практиков. Поэтому каждый индивид пользуется целой комбинацией различных приемов, полагаясь на собственную интуицию, потребности, умения и способности, креатив и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Роль целеполагания в жизни студента
Корректная постановка цели позволяет студенту осознать важность обучения, определить местность и необходимость профессии и каждой отдельной дисциплины при ее освоении.
Целеполагание и корректная расстановка ориентиров является ядром тайм-менеджмента, который позволяет превращать невозможное в возможное, непосильное в посильное и при этом преуспевать во всем и везде без физических, эмоциональных и иных потерь. О студенческом тайм-менеджменте мы писали не раз, поэтому не будет повторяться.
Корректное целеполагание позволяет студенту постигать новшества и пользоваться полученными знаниями повсеместно, делая это достаточно легко и эффективно.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!