Реализация образовательных программ происходит по четко проработанной траектории с учетом определенных условий: возможности учреждения, базовые ориентиры и перспективы, преподавательский состав и материально-техническая база и пр. Для подготовки учащихся важно не просто тщательно спроектировать и продумать траекторию обучения, но и продумать программу развития образовательного заведения.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое программа развития?
Программа развития представляет собой официальный документ, в котором подчеркиваются ключевые ориентиры образовательного заведения. В данном случае прописываются не просто общие параметры: цели, задачи, организационно-правовая форма и пр. В этом файле будут отмечены существенные факторы и условия по подготовке учащихся с акцентом на уровень образования и частные параметры: материально-техническая база и инфраструктура учреждения, укомплектованность преподавательского состава, технологии и методологии обучения, система управления и пр.
То есть программа развития является основополагающим документом, состоящий наравне с уставом. Он прописывает общие и существенные условия работы учебного заведения, воссоздавая единую картину и рабочую концепцию.
Программа развития образовательного заведения – это единый и общий для конкретного учебного заведения файл, подчеркивающий особенности построения и организации, реализации учебного процесса по всем действующим направлениям подготовки и предоставляемым услугам. Она разрабатывается для каждого учреждения отдельно, индивидуально и является оригинальным документом!
Программа развития образовательного заведения – это документ стратегический, но требующий постоянного или оперативного обновления. Чаще всего срок действия этого регламента составляет от 3 до 5 лет. Далее важно тщательно анализировать внутреннюю и внешнюю среду, определять ориентиры и возможности совершенствования деятельности учреждения, повышения качества образовательных услуг и излагать их в новом формате.
Программа развития призвана осветить следующие моменты:
- Описать текущие условия и возможности реализации действующих образовательных программ;
- Выявить и емко констатировать потребности учебного заведения в общем или частном контексте (в рамках реализации конкретной специализации, программы);
- Определить потенциальные направления подготовки и условия реализации программ намеченных программ;
- Выделить способы совершенствования деятельности организации, разработать инновационные подходы, приемы или программы, коррективы текущих условий;
- Определение перспектив развития учебного заведения или отдельных составляющих (корпусов, направлений, программ и пр.).
Программа развития образовательного заведения выполняет следующие функции. Во-первых, она позволяет своевременно проанализировать результаты обучения и степень их соответствия требованиям ФГОС, рынка труда и реалиям.
Во-вторых, указанных документ позволяет определить наличие проблем в деятельности учебного заведения и оперативно их устранить.
В-третьих, программа развития нацелена на проектирование инноваций и их проработку для дальнейшего внедрения. То есть выполняет преобразующую (обновляющую) миссию.
В-четвертых, она позволяет грамотно продумать возможности совершенствования и перспективы развития учебного заведения, то есть успешно выполняет прогнозирующую функцию.
Благодаря программе развития можно выявить достоинства и недостатки как учебного заведения в целом, так и в отношении конкретного направления подготовки.
Таким образом, программа развития – это официальный документ, призванный очертить основные условия и особенности в деятельности учебного заведения при реализации выбранных им направлений подготовки. Она констатирует текущие условия и факторы, влияющие на ход обучения и оказания соответствующих услуг, а также намечающий перспективы дальнейшей деятельности.
Специалисты образовательного центра Disshelp готовы проконсультировать и разъяснить специфику и предназначение программ развития в учебном заведении или в рамках индивидуальной траектории подготовки учащегося. Наши эксперты ответят на любые вопросы, касающиеся рассматриваемого документа, и помогут в определении его роли и сути, специфики.
Виды программ развития и их особенности
Программа развития – это не просто универсальный документ, освещающий ракурс и основные положения в работе конкретного образовательного заведения. Данный формат может быть разработан и применен, как в общем, так и индивидуальном порядке.
Общая (основная) программа развития представляет собой официальный нормативно-правовой документ на уровне учебного заведения в целом, где прописывается, анализируется текущие условия по реализации действующих образовательных программ, отмечаются проблемы в деятельности учреждения, а также предопределяются перспективы развития (потребности, возможности). Специфика этого документа проявляется в том, что он воссоздает основные и обязательные условия для подготовки учащихся и полноценной работы конкретного учебного заведения.
Индивидуальная программа развития может распространяться на отдельные планы обучения – направления подготовки (специальности или программы (рабочие планы по учебным дисциплинам, обновление или повышение качества подготовки педагогического состава и пр.)). В данном случае подчеркивается конкретное слабое звено в системе образования (на уровне организации) и определяются возможности и перспективы его преобразования, улучшения. То есть акцент делается на конкретном элементе, специальности, программе: обновление, актуализация данных с учетом реалий, устранение недостатков, повышение конкурентоспособности программы в рамках конкретного заведения и пр.
Также можно выделить программу развития группового и частного плана. Первый вариант предполагает проектирование траектории и учебного процесса в рамках коллективного (группового) обучения с уточнением деталей набора слушателей (критерии, условия), технологии и методики обучения, дисциплинарный состав и пр. К этой нише можно отнести традиционные образовательные программы по всем направлениям подготовки с учетом их подвида: бакалаврская/магистерская или специалитетская, основная или дополнительная, общая или инклюзивная и пр.
Индивидуальная программа развития призвана конкретизировать ход обучения индивида с акцентом на его способности, возможности, цели и пр. Она более точная, ориентированная под конкретного человека, его возможности и ценности, потребности и пр.
Помимо этого, можно рассматривать индивидуальную программу развития как часть образовательной траектории или элемент самообразования. В рамках первого акцента программа развития позволяет воспитать из рядовой личности специалиста конкретного вида, жанра, для определенной отрасли, конкретного уровня и пр. В данном случае программа развития нацелена на привитие научных представлений, знаний и умений в рамках выбранного профиля.
Если рассматривать программу развития, как элемент самообразования, то это частный путь по освоению интересуемых, желаемых или необходимых знаний и навыков. В этом ракурсе она позволяет индивидуализировать общую траекторию под возможности и нужды конкретного индивида. Она ориентирована на восполнение пробелов или повышение уровня эрудиции и подготовки учащегося.
Таким образом, независимо от узости и разновидности программы развития, она описывает существенные и обязательные условия по обучению с оценкой перспектив совершенствования условий, основы и траектории обучения в рамках определенной образовательной организации.
Авторы Disshelp помогут разобраться во всех видах программ развития и выделить их специфику, необходимость и возможности по проработке и внедрению. Мы с легкостью спроектируем или откорректируем документ, поможет в его грамотном и качественном формировании с акцентом на выбранный формат, разновидность, требования ФГОС и прочие факторы.
Структура и содержание программы развития
Программа развития формируется с учетом классических требований, поэтому будет иметь стандартную структуру и содержание.
Раздел программы развития |
Описание, предназначение |
Ключевые элементы, параметры |
Титульный лист | Отражение характера, масштаба и сферы действия программы развития | Вид документа – программа развития
Сфера действия – полное (и сокращенное) наименование учебного заведения, где планируется реализация Сведения о разработчиках Дата разработки и согласования/утверждения Сроки действия |
Паспорт программы развития | Наименование и обоснование программы: выделение ключевых параметров для реализации, общие сведения и краткая характеристика программы | Наименование программы, сведения о разработчиках и исполнителях, цели и задачи, сроки реализации, критерии оценки результатов реализации, финансирование программы |
Анализ состояния образовательного заведения | Анализ и общая характеристика текущего состояния объекта, выделение проблемных мест, определение возможностей и перспектив развития, констатация потребностей учебного заведения | Анализ текущего положения учебного заведения (критерии оценки результативности), анализ достижений объекта, выделение достоинств и недостатков в деятельности организации, выделение проблемных мест и потребностей объекта, ранжирование проблем по приоритетности и важности для объекта |
Проектирование концепции развития | Научно-теоретическое обоснование перемен и реформ с акцентом на развитие объекта и инновации | Выделение основополагающих правил, подходов и приемов для совершенствования деятельности организации, общие положения развития с акцентом на выделенные проблемы, инновации и реформы, критерии оценки инноваций |
Ресурсное обоснование программы развития | Проведения анализа ресурсной и материально-технической базы учреждения | Подробный анализ деятельности и перспектив развития по сегментам: финансовый анализ, материально-технический анализ, кадровый анализ, информационно-методический анализ и пр. |
Прогнозно-технологический блок программы развития | Планирование и прогнозирование программы развития | Констатация перспектив реализации программы развития: ожидаемый результат, основные задачи, проекты по решению частных проблем или основной проблемы, дорожная карта по реализации концепции развития (этапы, мероприятия и сроки), управление реализацией программы развития и оценка полученных результатов |
Контрольный модуль | Определение ключевых параметров для контроля и координации при реализации программы развития, уточнение сроков реализации и правил оценки результатов, инноваций и эффективности программы развития | Определение конечных результатов и их оценка: методы, критерии, ФГОС и частные параметры, матрица контроля и пр. |
Программа развития призвана упорядочить инновации, реформы в рамках конкретной образовательной организации. Данный документ позволяет не просто грамотно разработать особенности совершенствования деятельности организации, но и тщательно продумать тонкости ее реализации, обосновать необходимость реформ и оценить конечный результат.
Притом разработка программы развития проходит по единой траектории, но с учетом масштабов: для всей образовательной организации в целом или с акцентом на конкретную проблему, частный параметр (программа, целевая аудитория, требования рынка труда и пр.).
Каждый раздел программы развития призван выделить конкретные моменты:
- Пояснительная записка или паспорт программы развития описывает основные моменты обучения и обосновывает необходимость реформ, предоставляет общие сведения о разработке и реализации намеченной траектории;
- Анализ состояния объекта призван подчеркнуть текущие условия обучения, особенности в развитии организации, а также диагностировать проблемы и потребности учреждения;
- Проектирование концепции развития позволяет сформировать теоретическую модель реформы: описать основной инструментарий и подходы по совершенствованию деятельности образовательной организации, описать наиболее подходящие приемы, технологии и методы, разработка примерной сетки по оценке результатов инноваций;
- Ресурсное обоснование призвано подчеркнуть потребности организации в обновлении с учетом сегмента: какие ресурсы и фрагменты реформировать, основные мероприятия;
- Прогнозно-технологический блок позволяет уточнить траекторию развития: детализировать последовательность мероприятий, сроки их реализации, определить основные виды деятельности исполнителей и пр.;
- Контрольно-оценочный модуль программы развития призван определить основные ориентиры для качественной оценку результатов от внедрения: параметры для сравнения и способы оценки, учет требований ФГОС, выделение предмета и объекта, определение способов координации и оптимизации условий и пр.
Таким образом, программа развития содержит существенные моменты по реформированию деятельности образовательной организации: начиная от тщательного обоснования и заканчивая планом инноваций.
Команда Disshelp готова помочь с формированием программы развития на любом этапе ее подготовки. Наши эксперты помогут грамотно структурировать информацию и подготовить качественный документ, всесторонне подчеркивающий и обосновывающий необходимость перемен.
Наши авторы проконсультируют по вопросам наполнения каждого раздела программы развития, специфике ее написания и оформления, проработки и пр. Мы оказываем услуги по проведению финансового экономического, ресурсного, кадрового анализа, проведению SWOT и PEST анализа, маркетинговые и социологические исследования и пр. Исполнители от Disshelp предельно просто разъяснять необходимость всех разделов программы развития и отметят моменты, для освещения в каждом из них.
Команда Дисхелп поможет диагностировать проблемы в деятельности объекта и на их основе спроектировать дальнейший ход по совершенствованию условий работы.
Этапы разработки программы развития
Разработка программы развития для образовательного заведения происходит специфично.
Первым шагом на пути к созданию инновационной траектории является подбор команды специалистов, способных оценить и разработать всесторонний план развития организации. В данном случае важно сформировать группу из 8-10 человек, каждый из которых будет ориентирован на выполнение определенной миссии и иметь соответствующее образование.
Чаще всего руководитель и его заместители занимаются общим проектированием деятельности заведения, а узкоквалифицированные специалисты – диагностикой проблем и поиском посильных способов их решения.
В данном случае важно подобрать необходимых специалистов «по всем флангам».
Второй шаг по подготовке программы развития – проектирование деятельности экспертной группы. Сначала выделяются цели и задачи разработки программы развития. Далее уместно провести совещание с целью обсуждения ключевых моментов по формированию программы развития: определение основных мероприятий и примерных сроков их реализации, констатация полномочий всех специалистов с учетом их подготовки опыта и пр.
Третий этап – работа рабочих групп и экспертов в рамках обозначенных мероприятий, предварительного плана, цели и задач программы развития. По мере проведения всех необходимых мероприятий эксперты анализируют полученные результаты, а затем представляют их на общем заседании.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Четвертый шаг по созданию программы развития – обсуждение полученных результатов и определение перспектив развития организации, поиск решений в отношении наиболее важных или выявленных проблем. На данной стадии по мере сбора и обсуждения всей необходимой информации, администрация учебного заведения должен сформировать черновой вариант программы развития.
Пятый этап – обсуждение новоиспеченной программы развития на очередном заседании экспертной группы, оценка предложений каждого члена команды, внесение корректив и пр. с дальнейшим повторным обсуждением и утверждением.
Реализация программы развития возможна только после согласования и утверждения документа с администрацией вуза и при точном и незыблемом соблюдении требований ФГОС и действующего законодательства.
Команда ОЦ DissHelp поможет в проектировании, подготовке, оформлении программы развития образовательного заведения с учетом ее вида, предназначения и специфики на любом этапе.
В спектр услуг Дисхелп по работе с программами развития входит:
- Консультирование и разъяснение нюансов, сложностей и специфики подготовки документа;
- Выделение и разъяснение нормативно-правовых регламентов: ФГОС, действующие законы в системе образования, учет внутриорганизационных регламентов и правил, специфики деятельности заведения;
- Построение плана по созданию программы развития;
- Сбор и обработка материалов при подготовке программы развития для конкретного объекта: проведение всех видов анализа, обоснование проблемы и поиск путей по ее решению, обоснование эффективности программы развития;
- Описание и написание программы развития с учетом классических правил структурирования, логики и пр.;
- Корректура и редактора текста, обновление документа, исправление ошибок и недочетов и т.д.;
- Оформление программы развития с учетом требований ГОСТ.
Эксперты Дисхелп разрабатывают оригинальные программы развития с учетом специфики ив возможностей организации (объекта), гарантируя при этом индивидуальный подход к каждому клиенту и гарантии высокого качества.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!