Возрастные особенности студентов: учимся грамотной мотивации с учетом интересов и возможностей учащихся

Согласитесь, что для продуктивной и легкой учебы важно не только разборчивость и понимание материала. Для наилучшего и более легкого его усвоения не менее важную роль играет мотивация. Но при разработке соответствующих способов повышения интереса к обучению и развитию, важно учитывать не только специфику осваиваемого направления или дисциплины, но и возраст учащихся, уровень их текущей подготовки.

Возрастные особенности студентов: учимся грамотной мотивации с учетом интересов и возможностей учащихся

Согласитесь, что для продуктивной и легкой учебы важно не только разборчивость и понимание материала. Для наилучшего и более легкого его усвоения не менее важную роль играет мотивация. Но при разработке соответствующих способов повышения интереса к обучению и развитию, важно учитывать не только специфику осваиваемого направления или дисциплины, но и возраст учащихся, уровень их текущей подготовки.

Связь возраста студента и мотивации

Мотивация творит чудеса. Она является источником энергии, «волшебным пенделем» для более тщательного или быстрого изучения вопроса или темы, рычагом успеха. Но не всегда один и тот же подход, прием эффективен для всех. Важно понимать, что каждый человек – личность уникальная, со своими талантами, особенностями, возможностями и потребностями.

Студенты каждого курса отличаются друг от друга и сами от себя. Становясь на год старше, они расширяют свой теоретический багаж и кругозор, обретают целый спектр практических компетенций. На каждом этапе обучения и в определенном возрастном диапазоне индивид имеет свои специфические черты, «козырь в рукаве». Серьезное влияние на качество обучения оказывают также интересы, психологические черты студиоза. Преподаватель, прорабатывая тактику обучения и привлечения внимания на занятии и вне него, должен учитывать эти персональные и общевозрастные тенденции.

Факторы, учитываемые при мотивации студентов
Факторы, учитываемые при мотивации студентов

Психологи недаром разделяют учащихся по возрастам на определенные группы:

  • Первокурсники. Они подобны «начальной школе». В центре их внимания новые условия и требования к обучению. Им предстоит параллельно с адаптацией постигать новые горизонты и предметы;
  • 2-3 курс обучения относят к «золотой поре» или среднему звену. Именно на этот период выпадает тот самый переход от базисной части к профильной, углубление в профессиональном русле и развитие основных компетенций.
  • Выпускной курс. Здесь «новоиспеченные специалисты» нередко «расслабляются». Учеба отнимает минимум времени, основная часть их деятельности сводится к преддипломной практике и написанию квалификационной работы.

Согласитесь, что спектр учебной работы в рамках каждой группы разнится. В данном случае немаловажную роль в организации образовательного процесса играет именно возраст универсантов. У каждой поры «свои игрушки» и подходы.

Система мотивации с акцентом на возрастные особенности студентов имеет следующие признаки:

  • Использование современных подходов в педагогике: индивидуализм или коллективизм, планомерность и IT-технологии, цифровизация и пр.;
  • Повышение интереса к предмету посредством «молодежной подачи» тем, заданий;
  • Развитие диалога со слушателями с целью развития конструктивной дискуссии, развития логики и критического мышления: совместный разбор темы;
  • Использование неординарных методов обучения: игры, квесты, виртуальные занятия и пр.

Можно смело сказать, что роль мотивации в развитии молодых специалистов неоспорима. Непосредственное влияние на ход и эффективность учебного процесса оказывают возрастные особенности слушателей. Учитывая соответствующие особенности в развитии, личностного плана, преподаватели могут повысить интерес к учебе и повысить соответствующие показатели качественного образования.

Виды мотивации

Мотивация студентов к обучению бывает двух типов: внутренняя и внешняя.

Внешняя мотивация напрямую зависит от обстоятельств и условий обучения, создаваемых педагогом во время занятия. Именно она нацелена на то, чтобы расположить к себе и предмету индивида, раскрыть основные моменты и развить соответствующие компетенции.

Виды мотивации по силе воздействия
Виды мотивации по силе воздействия

Такого рода инструмент может быть реализован следующим образом:

  • Современная подача материала по теме занятия или дисциплине;
  • Установление дружественных и доброжелательных отношений со слушателями: консультирование, наставничество и пр.;
  • Использование различных методов и подходов для погружения в тему, пояснения деталей, развития прикладных навыков и профессиональных качеств;
  • Использование актуальной и новейшей информации, нетрадиционных фактов, СМИ для повышения внимания к теме. Разбор неординарных примеров;
  • Внедрение проектной деятельности и метода кейс-стади;
  • Развитие системы поощрений для успешных студентов: признание и поощрение, повышение успеваемости. Приглашение к научной деятельности или соавторству, авторитет среди одногруппников и преподавателей и пр.

Внутренняя мотивация напрямую связана с интересами, способностями учащегося. В данном случае студент поддается тяге к более легким для него предметам и задачам, темам в рамках его увлечений и интересов. Данный тип мотивации проявляется в следующих аспектах:

  • Универсант более активен на занятиях, проявляет инициативу в учебной и научно-исследовательской деятельности: участвует в научных конференциях, пишет рефераты и доклады;
  • Индивид посещает дополнительные внеурочные занятия или секции, развивая тем самым практический уклад и расширяя кругозор в избранном направлении.

Обратите внимание, что внешняя мотивация неэффективная без правильного развития внутренней мотивации. То есть невозможно заставить студента изучать, запоминать, разбираться в тонкостях без его добровольного желания или осознания. Внешние инструменты чаще всего расцениваются как обязанности слушателя, а внутренняя – права.

Кроме того, можно выделить положительную и отрицательную мотивацию студентов к учебе. Первый тип проявляется в повышении интереса, улучшении посещаемости и успеваемости. В данном случае преобладают позитивные моменты: похвала со стороны преподавателя, автозачет или автоэкзамен, награждение дипломами или получение дополнительных материальных выплат за успехи и пр. То есть такой вариант служит своего рода «пряником».

Отрицательная мотивация проявляется противоположно вышеотмеченному сценарию. Она предполагает снижение академической успеваемости, снижение интереса к учебе, появление прогулов и долгов, критика со стороны педагога и придирчивость к подготовке универсанта, частые замечания, введение штрафов, отчисление и пр. То есть это тот самый «кнут», который загоняет слушателя в угол и принуждает к освоению программы.

Но независимо от вида, все форматы и способы мотивации должны учитывать возрастные особенности учащихся. Тогда все негативные тенденции и риски будут минимизированы, а студиоз будет сам заинтересован в дальнейшем изучении темы, предмета.

Общая стратегия грамотной мотивации студентов с учетом их возраста

На каждом этапе обучения важно учитывать не только текущие знаний и умения учащихся. Но и их возрастной контингент. Чем старше универсант, тем серьезнее подход к делу. Поэтому важно тщательно продумать каждое занятие и задание, чтобы оно было понятным, посильным и интересным. Среди наиболее популярных тактик мотивации вузовцев с учетом их возраста, курса можно отметить следующие.

Общими стратегиями, которые подходят для любой возрастной группы являются:

  • Игровой метод. С его помощью педагог сценарирует ход занятия, перекраивая формат обучения на определенный лад – конкретная игра с определенными правилами, требованиями, условиями и пр. Важно, чтобы участие принимала вся группа.
  • Дискуссионный подход. В этом случае преподаватель выстраивает занятие на основе логики и философствования, задавая «базу» и развивая диалог на вопросной основе. Участие принимают все желающие. Действует принцип «вопрос-ответ».
  • Проектная деятельность. В данном случае важно, чтобы студент самостоятельно выбирал тему, которая вызвала у него личное желание изучить ее, провести исследование, удовлетворяет целям по саморазвитию и пр.

Чтобы выстроить грамотную мотивационную политику и вызвать интерес универсантов, наблюдать череду вопросов и шквал рук на паре, важно учитывать возрастные особенности вузовцев.

Первокурсники колледжей едва ли достигают возраста 14-15 лет, а университетов 16-18 лет. В силу переходного периода им приходится нелегко. Поэтому педагогам важно не просто привлечь внимание новичков к предмету и теме занятия, но и удержать его. Как правило, новички обладают еще незрелой психикой, а попадая в новое учреждение им предстоит адаптация. Она усложняет ход изучения предметов: новый педсостав, новые требования, новое окружение, условия и пр. Поэтому здесь важно сначала установить контакт: как минимум познакомится с каждым, на первых занятиях присмотреться к студентам и понять их градацию (кто сильнее, кто слабее), определить уровень их подготовки и продумать состав заданий и пр.

Лучше всего установить субординацию и строить взаимоотношения на взаимоуважении, минимизировав критику и увеличив долю наставничества, кураторства, консультирования. Также допустима совместная деятельность со студентами.

Мотивация первокурсников строится на современной подаче материалов, разборе реальных случаев из жизни и практики, СМИ, использование интерактивных форм и игр.

Студенты второго и третьего курса становятся взрослее, имеют определенную базу знаний и готовы к более глубокому погружению. Здесь лучше всего преподавателю иметь в арсенале разные приемы и чередовать или грамотно их комбинировать. Наиболее популярными и эффективными показали себя групповая работа, проектная деятельность, викторины, квесты, игры, дискуссия, индивидуальные задания и кейсы, ситуационные задачи. Притом студентам очень важно и нужно получать обратную связь от педагога: не только оценку, но и совет, конструктивную критику, помощь.

Выпускники же обретают мотивацию в ином виде. Они уже освоили основную часть программы и готовы к самостоятельному плаванию. Здесь важен именно индивидуальный подход. Мотивами для качественного погружения в образовательный процесс станет конкуренция на рынке труда стремление зарекомендовать себя на месте преддипломной практики, возможности трудоустройства при вузе, перспектива построения научной карьеры, доверие со стороны преподавателей и научного руководителя по диплому, возможности самостоятельного изменения хода исследования и пр. То есть здесь наибольшее влияние оказывает внешняя мотивация и субъективная оценка ситуации со стороны новоиспеченного специалиста.

Чем мотивировать первокурсников?

Итак, как же повысить интерес к учебе со стороны новичков, студентов первого курса?

Для начала с каждым из студентов важно познакомиться и определить уровень его текущей подготовки, определить психологический портрет. Такая картина поможет понять сильные и слабые стороны учащегося, грамотно выстроить отношения с каждым из универсантов.

Методы мотивации первокурсников
Методы мотивации первокурсников

Первые 3-6 месяцев у первокурсников идет жесткая адаптация: изучение новых условий и требований, знакомство с преподавателями и их частными предметными требованиями, освоение в группе и потоке и пр. Поэтому здесь мотивация сводится к упрощению адаптационного периода и развитию коллективизма, дружественной обстановки, обязательна профилактика буллинга.

Для новичков будут интересны такие форматы занятий, как практикум с использованием специального инструмента по теме занятия, тренинг, мастер-класс. В рамках лекций важно преподносить материал просто и интересно – на основе современных фактов, используя простой язык.

Также важно, чтобы студенты первого курса самостоятельно распределяли приоритеты в изучении предметов, определяли наиболее интересные для них вопросы, направления. Проявляли в них активность. Для этого важно установить честный и открытый диалог, находить компромиссы в сложных ситуациях. Критика должна быть оправданной и умеренной, похвала – заслуженной.

Не менее эффективным методом мотивации среди новичков является эстафета или конкурс, где учащимся предстоит соревноваться, проявляя инициативу, демонстрируя свои сильные стороны, справляясь с поставленными задачами доступным образом и пр.

Стоит отметить, что преподаватель должен заслужить доверие и авторитет в глаза первокурсников. Поэтому важно очертить требования и правила поведения, критерии оценки учащихся, формат занятий и «особые условия» для допуска к аттестации и пр.

Как мотивировать студентов 2-3 курса?

Студенты среднего звена – более сложный объект для мотивации со стороны преподавателя и учебного заведения. Здесь одной игрой уже не обойтись. Поэтому на подмогу действующим педагогам приходят следующие подходы и тактики:

  • Научно-исследовательская деятельность и привлечение к участию во внеурочной деятельности, публикационной активности. Развитие системы наставничества. Данная тактика сплочает студентов и педагога, помогает им совместно развиваться, взаимодействовать и пр.;
  • Персонализированный подход в рамках проектной деятельности. Педагог должен предоставлять право выбора относительно темы исследования, помочь в раскрытии и развитии избранного направления, поддержать подопечного;
  • Проведение практикумов, лабораторных работ с использованием специального инструментария для развития практических компетенций. Универсантам интересно пребывать в специальных помещениях и работать с новыми инструментами. Главное – обеспечить соблюдение техники безопасности, доверить выполнение задания самостоятельно (под контролем педагога).
  • Стажировка и практика. На данном этапе важно обеспечить возможность прямого участия универсанта в производственных или рабочих, профессиональных процессах. Такое доверие порождает уверенность в собственных силах и знаниях, а появление проблем в ходе выполнения поручений закаляет и помогает саморазвитию, восполнению пробелов.
  • Применение современного сленга и фактов из жизни. Преподаватель сможет интересно преподнести материал и разложить его «на пальцах», если будет приводить конкретные примеры из жизни. В этом случае на помощь придут известные случаи популярных компаний, громкие судебные процессы и пр. Это не только интересно, но и полезно.
  • Поощрительная система. Для студента важно получать обратную связь. Согласитесь, гораздо приятнее позитивное сотрудничество и ответ, похвала, нежели ругань, постоянная критика. Поэтому преподавателю важно уметь корректно и мягко подчеркнуть недостатки и похвалить за успехи, прорывы, качественные моменты.

То есть на данном этапе важно использовать разнообразные способы преподнесения информации, подключать современные технологии, а также выделять индивидуальную работу универсанта, динамику в развитии и пр.

Как правильно мотивировать к учебе выпускников?

Многие выпускники полагать, что самый тернистый и сложный путь пройден, можно выдохнуть и неспеша приступить к написанию диплома. Но на самом деле – это грубейшая ошибка! Расслабляться рано! Учеба все еще продолжается.

Во-первых, важно правильно координировать дипломанта при выполнении дипломной работы. Здесь важна не критика и бойкот, замечания и требования со стороны наставника. Лучше всего действовать мягче: отмечать недостатки, показывать возможные пути их исправления, давать советы. Критика будет более лояльной, конструктивной и обоснованной.

Тактика мотивации студентов
Тактика мотивации студентов

Во-вторых, выпускник должен понимать последствия невыполнения учебного плана. То есть научный руководитель должен отметить конкретные сроки сдачи материалов, следить за их соблюдением.

В-третьих, все пары будут более утонченными. Тема будет раскрываться глубоко, практические навыки – развиваться самостоятельно, в группе или под кураторством преподавателя на практических занятиях и семинарах. Притом чаще всего будут практиковать кейсы, индивидуальные работы. Притом уровень сложности таких заданий – повышенный.

В-четвертых, лучше всего сделать акцент на тренингах, мастер-классах, стажировках, прикладных исследованиях, а также использовать интерактивный формат лекций.

То есть мотивация для выпускников будет ориентирована на развитие профессиональных компетенций и их закрепление на преддипломной работе, индивидуальной работе студента, системе наставничества и консультирования, системы поощрений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по повышению мотивации студентов к учебе с учетом их возраста

Помните, что в каждой группе более 25 человек и работать индивидуально с каждым из них во время занятий не получится. Важно выработать свой стиль обучения, преподнесения предмета с акцентом на современные технологии, цифровизацию и пр.

Старайтесь разнообразить учебный процесс и каждое занятие. Привнеся в него новшество: новая игра, новый способ коммуникации, специфические задания и пр. Такой ход заинтригует учащихся и повысит интерес к предмету.

Рекомендуется продумать систему поощрений, как формальных, так и неформальных. Например, многие педагоги разрешают студентам пропустить не более 2 пар без отработки. Или полная посещаемость предмета поможет студенту избежать дополнительных вопросов по билету на зачете или экзамене. Чем не мотивация?

Обращайте внимание на вопросы студентов по теме занятия. Их можно использовать при проработке последующих занятий для повышения интереса и восполнения пробелов в знаниях слушателей, определения их потребностей в развитии и пр.

Таким образом, система мотивации студентов должна ориентироваться на формальные требования программы обучения, материально-технические условия и нормы, а также личные мотивы, способности и возможности универсантов, их текущий уровень развития и возрастно-поведенчески6е аспекты. Только тщательное планирование занятий с акцентом на общие и индивидуальные особенности учащихся помогут повысить интерес к учебе, продуктивность и активность на парке, а также повысить результативность. То есть студентам нужно быть активным, инициативным, а педагогам- гибкими и наблюдательными, креативными.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Возрастные особенности студентов: учимся грамотной мотивации с учетом интересов и возможностей учащихся”

  • здесь важно знать и основы педагогики (как вести с себя с детьми определенного возраста) и психологии (чтобы успешно взаимодействовать с учащимися, мотивировать их и пр.). в целом понятно, что возраст студентов и способы мотивации будут меняться. чем старше учащийся, тем серьезнее подходы можно применять и отходить от игр.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *