Все об опорных вузах страны

На сегодняшний день в стране продолжается реформа в системе образования, нацеленная на повышение качества подготовки выпускников и дипломантов, совершенствование образовательных программ и развитие новых направлений и пр. Новые правила игры провоцируют серьезную конкурентную борьбу, требующую кардинальных изменений для победы ив сражении. Одним из таких видов университетов, появившихся на фоне наращивания своей мощи, является опорный вуз.

Все об опорных вузах страны
На сегодняшний день в стране продолжается реформа в системе образования, нацеленная на повышение качества подготовки выпускников и дипломантов, совершенствование образовательных программ и развитие новых направлений и пр. Новые правила игры провоцируют серьезную конкурентную борьбу, требующую кардинальных изменений для победы ив сражении. Одним из таких видов университетов, появившихся на фоне наращивания своей мощи, является опорный вуз.

Что это такое?

Понятие «опорный вуз» — новейшая категория для отечественной и мировой практики в системе профессионального образования. С одной стороны, опорный вуз – это типичное образовательное заведение, оказывающие услуги по развитию специалистов в рамках высшего образования по соответствующим уровня: бакалавриат, специалитет, магистратуры, а также по поствузовским ступеням. С другой стороны, именно категория «опорный» выделяет университет среди серой массы, подчеркивая его значимый статус в стране.

Опорный вуз – это учебное заведение в системе высшего профессионального образования, призванное удовлетворять потребности в подготовке специалистов с учетом потребностей регионального рынка труда (именно того региона, на территории которого он функционирует).

Признаки опорного вуза
Признаки опорного вуза

Исходя из выше представленного определения, можно подчеркнуть миссию опорного университета: решение кадровых вопросов и кадрового дефицита на «домашней территории вуза» посредством подготовки квалифицированных специалистов по требованиям работодателей, совершенствования действующих образовательных программ под нужды отрасли и с учетом достижений научно-технического прогресса.

Опорные вузы выполняют следующие ключевые функции в системе профессиональной подготовки специалистов:

  • Повышение качества образования дипломированных специалистов;
  • Развитие актуальных и современных направлений подготовки, востребованных на рынке труда и соответствующих ожиданиям работодателей;
  • Повышение рейтинга, престижа и конкурентоспособности университета на отечественном и мировом рынке образовательных услуг, повышение привлекательности системы образования и отдельных специальностей, программ и пр.;
  • Внедрение и развитие научно-исследовательской составляющей в классические программы обучения на всех уровнях образования с целью подготовки специалистов-универсалов, способных самостоятельно и оперативно находить оптимальные или инновационные методы решения частных и отраслевых проблем;
  • И пр.

Среди явных специфических черт, свойственных именно опорных вузам России, можно выделить следующие моменты.

Во-первых, опорные вузы – это не просто новый образовательный центр, появившийся в регионе на днях. Данные заведения рождаются на фоне конкурентной борьбы с помощью слияния нескольких ранее действовавших учреждений системы профессионального образования одного уровня (в нашем случае именно вузов). Притом слияние может быть коллективным, когда одновременно или постепенно (с течением времени) сливается несколько центров подготовки, один из которых был доминирующим и наиболее сильным. Обратите внимание, что слиянию подлежат только самостоятельные вузы, а не их представительства и филиалы!

Во-вторых, перечень направлений подготовки в опорных вузах шире, чем в типичном университете или институте. Притом все они будут ориентированы на текущее состояние рынка труда, а это значит, что выпускники будут более востребованными на рынке труда «домашнего региона» и смогут с легкостью устроиться по освоенной профессии. Более того, многие опорные вузы развивают партнерские отношения с крупными предприятиями региона, развивая целевые формы подготовки, базовые кафедры и пр.

В-третьих, в опорном университете заметно больше учебных мест (при этом увеличивается и ежегодный отбор, так как финансирование от государства бюджетных мест, появление целевых вакантов и госзаказов) на фоне расширения инфраструктуры: учебная площадь объединяется, материально-техническая база новоиспеченного вуза шире, чем и у каждого предшественника отдельно и пр. Данные критерии увеличивают интересов абитуриентов к опорному вузу, но при этом конкурсный отбор ужесточается, ведь количество желающих на одно место растет.

В-четвертых, качество обучения студентов и выпускников повышается в разы и соответствует как минимум тем критериям и меркам, которые ранее до слияния действовали в доминирующем учебном центре.

В-пятых, на фоне повышения привлекательности нового учебного центра и расширенного ассортимента образовательных программ, возможностей подготовки сокращается отток абитуриентов и выпускников в другие регионы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

История зарождения опорных вузов в России

Категория «опорный вуз» одна из самых новейших в системе образования РФ. Впервые о данном понятии заговорили в 2015-2016 годах, когда Минобрнауки и Рособрнадзор решил проверить качество подготовки выпускников. Обратив внимание на постоянно растущее число вузов. Так, на фоне тщательного анализа статистических данных, мнения работодателей появилась необходимость в ужесточении правил, требований ФГОС и ГОСТ к качеству образования, что вызвало шквал отзыва лицензии у вузов, самоликвидации и пр. Но часть учебных заведений приняла решение о слиянии, благодаря чему и появилась категория «опорный вуз».

Эволюция опорных вузов в России
Эволюция опорных вузов в России

Данный образовательный центр сумел заместить несколько отдельно стоящих вузов, сохранив их традиции, ключевые и востребованные направления подготовки учащихся, учел требования работодателей города и региона.

В целях оптимизации системы профессионального образования была активирована специальная программа «Приоритет 2030». Но несмотря на столь серьезный переход и основание нового статуса, пока что он не нашел официального закрепления на законодательном уровне.

Важно отметить, что слияние нескольких университетов в новый учебный центр происходит под контролем и с участием государства, который выделяет соответствующие средства на преобразование и начальное развитие нового центра по профессиональной подготовке кадров. Но по истечении определенного периода времени новоиспеченный вуз должен перейти на полное самостоятельное финансирование, а государство будет выделять средства лишь на бюджетные места.

В настоящее время во многих регионах отмечается слияние университетов, но не сразу и не все вузы обретают статус опорного, так как даже после слияния образовательных заведения стараются всеми силами привлечь абитуриентов, не обращая вниманий на реальные потребности трудового рынка и тенденции в профессиональной и учебной среде, достижения НТП и пр.

Порядок образования опорного университета классический. Достаточно взглянуть на типичную схему по слиянию университетов. О ней мы писали в нашей статье. Далее, чтобы новоиспеченный образовательный центр признали опорным, важно подать соответствующее заявление в Минобрнауки. Делает это новая администрация института с четким обоснованием проявленной инициативы и пр.

Портрет современного опорного университета

На сегодняшний день количество отечественных регионов с активными опорными вузами сокращается. Согласно статистическим данным, по состоянию на 1 сентября 2022 года в стране насчитывалось свыше пяти десятков опорных вузов.

Специалисты Дисхелп постарались сформировать общую характеристику опорных университетов РФ, подчеркнув возможности и особенности обучения в них.

Признак опорного вуза

Характеристика, описание особенностей

Создание опорного вуза Только посредством слияния нескольких высших учебных заведений в один единый образовательный центр. Объединению подлежат только вузы, действующие на территории одного конкретного региона
Направления обучения Вуз становится многопрофильным и ориентированным на потребности рынка труда региона, на территории которого он функционирует.

Акцент делается на развитии научно-исследовательской деятельности

Студенты На фоне слияния студенты ничего не теряют и отчислению без соответствующего основания не подлежат, количество студентов возрастает

По общим правилам в каждом опорном вузе должно обучаться не менее 10 тысяч студентов

Особенности приема абитуриентов Для опорного вуза утверждается новый порядок приема абитуриентов, пересматриваются проходные баллы, стоимость платного обучения и пр. Набор студентов чаще всего производится на общих, целевых и льготных основаниях, а также по госзаказу
Учебные места Материально-техническая база и инфраструктура вуза расширяется, обновляется, поэтому количества учебных мест и вакантов для приема возрастает, но конкурс за вакант становится более жестким
Качество обучения и подготовки дипломантов Качество программ и подготовки студентов, выпускников возрастает и становится не ниже того, что действовало в сильнейшем до объединения вузе

Притом в стенах опорного вуза должно действовать не менее 20 образовательных программ

Преподавательский состав Обновляется и формируется новый педагогически коллектив на фоне отбора наиболее подходящих работников из всех слившихся институтов. Оптимальная численность педагогов в опорном вузе определяется исходя из расчетов: 8 преподавателей на каждые 100 студентов

Во-первых, все опорные вузы являются многопрофильными и ориентированными на региональный рынок труда. Это значит, что после объединения нескольких ранее действовавших институтов сохранялись не все специальности. Основной акцент делался на потребностях работодателей и действующих крупнейших организаций региона. Поэтому более 50% от текущих образовательных программ ориентированы на тенденции трудового рынка. Но это не значит, что востребованные модные или новейшие профессии были моментально отсеяны. На долю специалистов, которых по статистике в регионе достаточно сократили, модные профессии и численность мест по ним также пересмотрели. Опорные вузы сумели найти «золотую середину» между нуждами региона и желаниями абитуриентов.

Доминант был поставлен на отраслевых тенденциях и дефиците кадров, но часть образовательных программ при вузах оставили для повышения привлекательности, рейтинга и финансовой выгоды.

Обратите внимание, что по дефицитным профессиям может наблюдаться больше бюджетных мест или сниженная стоимость обучения по контракту! Востребованные и модные направления подготовки по-прежнему будут доступны преимущественно на платной основе и по среднерыночной цене.

Во-вторых, средний проходной балл в опорных вузах соответствует средним значениями ЕГЭ по региону. Несмотря на повышение репутации, рейтинга и конкурентоспособности, качества образования опорные вузы не стремятся завышать проходной порог и остаются в числе доступных для всех желающих. Но конкурсный отбор никто не отменял, а в нем, как известно, побеждает сильнейший претендент!

В-третьих, опорные вузы повышают уровень конкуренции в региональном образовательном сегменте, постепенно вытесняя слабые учебные заведения или призывая их к слиянию и реформам. То есть они выступают своего рода «врачами» в системе высшего профессионального образования.

В-четвертых, именно в опорных вузах появляются новейшие образовательные траектории, специальности, учитывающие потребности не только конкретного региона, но и страны в целом. Данные учебные заведения помогают компаниям и властям региона оперативно решать отраслевые проблемы, а также учитывают возможности развития современных технологий и методик на новых землях, стремительно привлекая студентов к научно-исследовательской деятельности. Преимущественно в опорных университетах отмечается рвение к изучению Арктики, расширению возможностей Дальнего Востока, становлению и развитию моногородов и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Достоинства и недостатки опорных университетов

Каждое новшество в системе образования имеет массу достоинств и недостатков. Опорные вузы – не исключение из данного правила.

В числе явных преимущество поступления и обучения в опорном университете можно выделить следующие аспекты. Во-первых, ассортимент действующих направлений подготовки в них гораздо шире и разнообразнее, поэтому шансы на поступление у абитуриента со средней подготовкой возрастают в разы. Но при этом важно отметить, что средний проходной балл ЕГЭ немного выше, чем у традиционных самостоятельных институтов, что ужесточает конкурсный отбор.

Во-вторых, на фоне преобразования (слияния) отбирается сильнейший педагогический состав, способный развивать не только профессиональные азы, но и научно-исследовательские навыки, привлекая студентов к соответствующему виду деятельности и создавая ему некую базовую подушку, которая может стать опорой при поступлении в магистратуру, развитии идеи в рамках кандидатской диссертации и пр. То есть на базе опорного вуза делается серьезный акцент на участии в научных конференциях, мероприятиях, экспериментах и пр. именно здесь появляется первая репутация в соответствующих кругах и первый исследовательский опыт, чему содействует расширенная и обновленная инфраструктура новоиспеченного учреждения.

Сходства и отличия классического университета и опорного вуза

КЛАССИЧЕСКИЙ ВУЗ

ОПОРНЫЙ ВУЗ

Набор абитуриентов ведется по всем действующим на законодательном уровне основаниям: общий, льготный, целевой, государственный заказ и пр. в единые и утвержденные по всей стране сроки

Количество студентов не ограничено формальными параметрами и зависят лишь от возможностей университета Существует определенное минимальное количество студентов для признания института опорным.

Количество учащихся должно быть не менее 10 тысяч человек

Образуется по инициативе государства или частного лица Образуется только посредством слияния нескольких вузов
Действуют любые направления подготовки и формы обучения Преобладают те образовательные программы, которые помогут ликвидировать дефицит кадров в регионе
Действует в единственном числе, может иметь представительства, филиалы и пр. Образуется новый вуз, который включает в себя все структурные подразделения и представительства слившихся учреждений (они могут стать узкоспециализированными институтами при новом учреждении)
Учебные места ограничены лишь материально-техническими и инфраструктурными возможностями института Учебные места ограничены, но на фоне более широкой материально-технической и инфраструктурной базы гораздо шире и больше, чем при обычном институте

Учебный процесс, аттестация и иные учебные нюансы реализуются по единым стандартам и правилам ФГОС, ГОСТ

В-третьих, качество образовательных программ в опорном вузе гораздо выше, чем в обычном небольшом университете, который едва ли держится на плаву. Как правило, данный параметр в новом учебном заведении становится не ниже, чем было у сильнейшего участника слияния.

В-четвертых, стоимость обучения в опорном вузе будет учитывать региональные особенности: уровень доходов населения, срочность восполнения кадрового голода на рынке труда, популярные профессии и пр. Поэтому ценообразование в нем может отличаться от предложений иных учебных центров: на дефицитные профессии может быть выделено больше мест, а стоимость снижена, на популярные и модные профессии наоборот – сокращены места и увеличен ценовой диапазон.

В-пятых, несмотря на то, что опорный вуз образуется только посредством слияния, но при этом, студенты, которые учились в прежних (изначальных университетах) ничего не теряют: они не подлежат отчислению или переводу на иные специализации. Учащиеся также продолжают осваивать выбранный ими профиль, но с учетом обновленным правил новоиспеченного вуза. Притом набор дополнительных секций, материально-техническая база вуза будет значительно шире и доступна всем. О том, стоит ли бояться слияния университетов мы абитуриентам и студентам мы писали ранее.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

 

В-шестых, несмотря на общую (классическую) траекторию обучения, в опорном университете отмечается тесная связь «выпускник-трудоустройство» благодаря ориентации на потребности регионального рынка и работодателей, партнерские связи вуза. Образовательные программы нацелены на удовлетворение ожиданий и требований организаций, то есть максимально адаптированы и актуализированы под них.

Фактически, опорные вузы выходят на первую линию наряду с национальными, федеральными учебными центрами страны, повышая свой рейтинг и престиж не только в рамках отечественных, но и международных рейтингов.

Среди недостатков рассматриваемого вида университетов можно выделить такие моменты, как пересмотр профессорско-преподавательского состава и сокращение штата. Согласитесь, что при слиянии формируется новый учебный центр или одна организации переходит и подстраивается под вторую, но в любом случае администрация будет действовать в единственном числе. Где вы видели, чтобы в институте действовали два или три ректора? Более того, совмещение педагогических штатов может вызвать избыток специалистов и потребует оптимизации, а это значит, что часть педагогов будет сокращена и пр. Но при этом все махинации, ротация кадров, формирование нового состава будет учитывать оптимальные границы и нагрузку, количество студентов и образовательных программ.

Еще одним недостатком опорного университета можно отметить сужение направлений подготовки согласно потребностям рынка туда «домашнего региона». Нередко наблюдается недостаток рабочих кадров по однородным специальностям. Деятельность опорных университетов нацелена именно на решение кадровых проблем региона и города, где функционирует вуз. Поэтому в нем могут преобладать направления конкретного жанра: технический инженерный, IT и программы соответствующего уровня (в последнее время наблюдается нехватка рабочих рук, то есть бакалавров).

В целом, недостатков у опорных университетов мало и все они затмеваются явными преимуществами.

Список опорных вузов-2022

На сегодняшний день в России насчитывается свыше пяти десятков опорных вузов, каждый из которых восполняет потребности определённого региона и развивает современные тенденции и программы для развития государства в целом. К концу 2030 года Минобразования прогнозирует появление и успешное функционирование 60 опорных университетов.

Список действующих опорных вузов приведем в таблице ниже:

АлтГУ БФУ имени Канта БГТУ имени Шухова
ВГУ имени Столетовых ВолГТУ ВолГУ
ВГТУ ВятГУ ДВФУ
ДонГТУ ИРНИТУ КФУ
КНИТУ имени Туполева-КАИ КемГУ КГУ
КФУ имени Вернадского КубГУ МГТУ имени Носова
ТГУ ТПУ НГПУ имени Минина
НГТУ имени Алексеева НГУ имени Лобачевского НГТУ
ОрГУ имени Тургенева ПетрГУ ПГТУ
СГМУ СНИУ имени Королева СГТУ имени Гагарина
СевГУ САФУ имени Ломоносова СВФУ имени Аммосова
СКФУ СОГУ Сибстрин
СибФУ СтГАУ СГУ им. Питирима Сорокина
ТОГУ ТюмГУ УлГУ
УрФУ УГНТУ ЧГУ
ЮРГПУ ЮФУ ЯрГУ имени Демидова

Список опорных вузов постепенно пополняется, о некоторых из них мы уже писали в нашем блоге.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Все об опорных вузах страны”

  • интересный материал, есть над чем задуматься. Получается, что опорный вуз призван удовлетворить кадровые потребности «домашнего региона». Это значит что в нем будет больше целевых и бюджетных мест и низкая стоимость обучения? Или это ничего не значит. Вот написано, что пересматриваются правила приема. Но ведь они в целом единые: сроки приема стандартные, пакет документов – стандартный. Статус «опорный» больше говорит о масштабах вуза, что он объединил в себе несколько ранее самостоятельных учреждений и нацелен на содействие местным работодателям. Только не совсем понятно, как именно он содействует.

    • Здравствуйте, Кирилл! Статус «опорный» подчеркивает, что вуз «опирается» и действует в конкретном регионе и нацелен на удовлетворение его рабочих потребностей. Правила приема в общем ракурсе остаются прежними, изменяется лишь та часть, которая посильна учреждению: по наиболее важным и дефицитным профилям может быть снижен проходной балл, выделено больше мест, снижена стоимость обучения и т.д. Соотношение бюджетных, целевых, платных мест определяется возможностями заведения и финансированием (сколько средств выделило государство, потенциальный работодатель и пр.). Опорный вуз нацелен на удовлетворение «местных потребностей» рынка труда, но при этом выпускники могут уехать и работать в другие регионы. В данном случае содействие проявляется в развитии тех специальностей, которые нужны конкретному работодателю или местному трудовому рынку, развитие партнерских отношений с местными предприятиями (развитие базовых кафедр, организация практики, целевые программы и пр.).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *