Модель и принципы новой системы образования в РФ

В сфере образования и науки РФ намечаются грандиозные перемены, которым предшествовали серьезные факторы и основания. На фоне выхода из Болонских отношений на территории нашего государства неизбежна очередная образовательная реформа. До сих точных целей и постулатов в системе подготовки дипломированных специалистов нет, но стали очевидны определенные принципы и черты новой модели. О них мы расскажем в этой статье.

Модель и принципы новой системы образования в РФ
В сфере образования и науки РФ намечаются грандиозные перемены, которым предшествовали серьезные факторы и основания. На фоне выхода из Болонских отношений на территории нашего государства неизбежна очередная образовательная реформа. До сих точных целей и постулатов в системе подготовки дипломированных специалистов нет, но стали очевидны определенные принципы и черты новой модели. О них мы расскажем в этой статье.

Текущая модель образования России: что ныне происходит?

Все мы помним что изначально в рамках профессионального образования РФ действовала одна ступень – специалитет. Притом качество образования новоиспеченных специалистов считалось и признавалось одним их сильнейших и лучших во всем мире. Но с подписанием Болонской декларации в государстве наметилась колоссальная перестройка образовательных норм с учетом европейских стандартов. Так и появилась многоуровневая система обучения, которая разделялась на три ниши: бакалавриат, магистратура, аспирантура.

Несмотря на признание мировых правил и признание данной триады специализаций, специалитет не исчез из отечественных регламентов и уровней подготовки. Он остался своего рода «изюминкой», но с течением времени потеснился указанными новшествами.

Из чего складывается современное профессиональное образование?
Из чего складывается современное профессиональное образование?

До 2022 года в России действовали следующие каноны в системе высшего профессионального образования:

  • Трехступенчатая система с имеющимся промежуточным звеном: бакалавриат (и приравненный к нему же специалитет), магистратура (специалитет также может быть приравнен к данной категории), аспирантура;
  • Четкая последовательность освоения специальности в рамках утвержденной градации. Благодаря оставшейся специалитетской нише действует несколько вариантов профессионального роста: бакалавр – магистр — аспирант, после специалитета выпускник имеет право покорить магистратуру либо сразу аспирантуру.
  • Прием в вузы ведется по результатам ЕГЭ и/или внутренних испытаний учебного заведения;
  • Отбор претендентов ведется в рамках конкурса: у кого больше баллов, тот и займет бюджетное место, притом их количество строго ограничено бюджетными ассигнованиями;
  • Проходные (минимальные) баллы для проведения конкурсного отбора утверждаются вузами самостоятельно;
  • Комплексный подход к формированию образовательных программ на основе сочетания лекций семинаров, научно-исследовательской деятельности и новейших методов преподавания (кейсы ситуационные задачи), развитие дистанционных форм подготовки, прохождение практики, аттестация и пр.;
  • Государственные дипломы вузов котировались повсеместно и позволяли при соблюдении конкретных условий поступать в иностранные вузы, участвовать в программах международной академической мобильности и пр.

Таким образом, внедрение Болонской декларации в России приблизило систему отечественного образования к международным нормам и правилам, позволило российским студентам и выпускникам без лишних усилий и преград осваивать европейское образование, перенимая опыт успешных государств и экспертов, содействовать развитию инноваций, глобализации образовательных процессов и пр.

Доминирующая часть экспертов и аналитиков отмечает, что в своем «чистом виде» Болонская декларация так и не нашла своего применения в РФ. В большей степени она была адаптирована под нужды и возможности государства, предоставив ей больше возможностей для резидентов-студентов, международного сообщения между университетами и научными центрами и пр.

Система российского профессионального образования до и после внедрения Болонских отношений, конвенций и условий продолжала соблюдать принципы поэтапного воспитания дипломантов, всестороннего развития специалистов (как экспертов, личностей, лидеров и пр.), совершенствовать образовательные программы под нужды отраслей и рекомендации работодателей с акцентом на посильность для учащихся и пр.

Наличие специалитета сделало и сохранило отечественное высшее образование более гибким и мобильным, позволяя освоить на разных ступенях различные направления подготовки, обрести знания и опыт, компетенции в соответствующих областях и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что происходит с высшим образованием сегодня?

Выход РФ из Болонских соглашений стало одним из самых громких событий не только внутри государства, но и во всем мире. О причинах столь серьезного решения мы писали ранее.

Многие аналитики поспешили с выводами и заявлениями, отмечая усложнение приемной кампании, учебного процесса и прочих нюансов. Давайте же разберемся, что происходит на данный момент времени в вузовских программах и условиях.

Несмотря на то, что отмена Болонской конвенции в России произошла в конце мая, никто не поспешил изменять условия приема в срочном порядке. Абитуриенты действовали по вполне привычной для них схеме, прежним правилам. В данном сегменте изменения затронули лишь отдельные моменты, но они больше связаны с внутренними условиями государства: проходные баллы среди топовых вузов немного подросли, что породило более жесткий конкурсный отбор. В числе основных вступительных испытаний остались результаты ЕГЭ и при необходимости прохождение ДВИ при вузе.

На чем сказывается выход РФ из Болонских соглашений?
На чем сказывается выход РФ из Болонских соглашений?

Количество бюджетных мест на 2022-2023 учебный год было утверждено заранее и изменениям не подвергалось. Вузы уже получили финансирование на запланированный объем бюджетников, поэтому в данном случае ни о каком сокращении и пересмотре вакантов, пересортировке требований к поступающим не требовалось. Власти продолжали действовать по плану.

Образовательные программы не подвергались резким коррективам. Выход России из Болонского соглашения не требует отказа от данных норм. Власти имеют право продолжать уже утвержденную модель, а при желании и необходимости ее совершенствовать и изменять. Поэтому, чтобы не произошло необоснованного усложнения жизни современных абитуриентов, на ближайшие годы порядок поступления и обучения будет сохранен в рамках соответствующей ступенчатой модели обучения. Это означает, что состав программ будет прежним, а новшества будут затрагивать лишь значимые элементы и моменты подготовки дипломантов (то есть появление новых предметов, пересмотр рабочих программ попредметно возможен). Общая специализация (комплекс предметов, заданий и пр.) резким коррективам подвергаться не будет.

Студенты по-прежнему продолжат получать дипломы государственного и негосударственного (если обучаются по неаккредитованной программе), смогут продолжить обучение внутри страны. Присвоение квалификации, отражающей ступень обучения (бакалавр, магистр (исследователь) и пр.) будет так же в силе.

Единственное, что немного усложнилось на фоне политических событий и отмена Болонской декларации – это действие программ международной академической мобильности, обучение российских граждан за рубежом, сотрудничество между отечественными и зарубежными университетами. На фоне негатива, обрушившегося на россиян за границей, всевозможных санкций и ущемлений их прав, иностранные вузы буквально начали вытеснять их, ограничивать их права и возможности. Но в данном случае родина сумела оказать им достойную поддержку, предложив завершить образование в отечественном вузе (с получением предусмотренных ранее им стипендий, льгот и пр.) или вернуться «в родные пенаты» и продолжить дистанционное обучение и пр.

В целом, выход РФ из Болонского процесса не повлек за собой резких и серьезных изменений в рамках приемной кампании, организации учебного процесса и пр. Абитуриенты также штурмовали отечественные вузы, студенты – продолжали осваивать выбранную специальность, выпускники – получали дипломы и продолжали строить карьеру (профессиональную и/или научную) и пр.

Какая модель образования в России намечается: грядущие перспективы и сценарии?

О том, какие перемены ожидали россияне на фоне отмены Болонского соглашения, мы писали ранее. До сих пор власти не внесли ясности о предстоящих вариантах развития отечественной системы образования. Но некоторые детали позволяют сделать определенные выводы и общий портрет будущей системы профессионального обучения.

Принципы новой системы обучения образования, действующие на сегодняшний день, не претерпели изменений и остались прежними, но более усовершенствованными:

  • Методы преподавания и способы обучения стали более гибкими, адаптированными под нужды отраслей, работодателей и пр.;
  • Все образовательные программы построены по принципу поэтапного погружения в профиль, с учетом грамотного распределения нагрузки и посильности, то есть бакалавриат и магистратура продолжают действовать;
  • Программы подлежат плановому и внеплановому обновлению согласно изменениям в отраслях и достижениям НТП с целью подготовки высококвалифицированных и актуальных специалистов;
  • Поступление в вуз основано на конкурсном отборе, который базируется на принципе «естественной (здоровой) конкуренции»: поступить сможет лишь определенное количество человек (которое соответствует действующим (открытым к освоению) местам при вузе). Важным условием является наличие наибольшего числа баллов в рейтинге (ЕГЭ + ДВИ);
  • Поступление в вуз остается добровольным поступком, при этом каждый поступающий имеет право выбора: где он будет учиться (определенный институт, университет и пр.), на кого (специальность, образовательная программа) и пр. Освоение каждой ступени в рамках профессионального роста является добровольным и строго этапированным: первая ступень – бакалавриат или специалитет, вторая – магистрат ура или специалитет, третья – аспирантура.
  • Гибкость системы обучения проявляется в том, что практически на любом этапе обучения студент может перевести внутри вуза или между разными заведениями на другую специальность, при этом ступень образования должна быть идентичной: перевод с бакалавриата в вышестоящие звенья невозможен.
На чем может отразиться отмена Болонской декларации в РФ?
На чем может отразиться отмена Болонской декларации в РФ?

В системе профессионального образования РФ после отмены Болонского соглашения резких перемен не произошло. Притом ожидания россиян не подтвердились. Представители власти отметили:

  • Отмены ЕГЭ в ближайшие годы не предвидится. Правила приема в вузы не претерпят колоссальных перемен и останутся прежними;
  • Реформа образования будет, но не резкой. Притом не следует ожидать колоссального, экспрессивного и полного отказа от европейской модели и градации в обучении студентов: бакалавриата и магистратура по-прежнему останутся и будут активно действовать, чтобы не вызвать колоссальной разницы между уровнями обучения в РФ и Европе, а также не усложнить процесс поступления в иностранный вуз и пр.;
  • Не планируется полный переход на программы специалитета. Данная ниша продолжала действовать параллельно с трехуровневой градацией. Возможно возрождение данной ступени, то есть увеличение количества мест по ней, расширение списка образовательных программ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В частности, власти не исключают, что некоторые направления подготовки будут переведены из разряда бакалавриата в специалитет, так как они требуют более тщательного и длительного погружения в профессию. Речь идет больше об инженерных (технических, но не всех!) и медицинских специальностях.

  • Предполагается введение новых ограничений, которые затронут процесс смены профессиональной деятельности. Новшество может сделать акцент на том, что дипломированные гуманитарии не смогу т осваивать технические программы в рамках совращенных сценариев. Для покорения новой специальности им придется постигать профессию с ноля, поступая на бакалавриат и пр. При этом продолжить погружение в уже имеющиеся компетенции по вышестоящим ступеням возможно.
  • Количество бюджетных мест по действующим программам утверждено на несколько лет вперед, бюджет – рассчитан и запланирован, поэтому перемены в части сокращения бюджетников также исключены. Количество платных мест вузы регулируют самостоятельно, исходя из текущих запасов ресурсов, материально-технической базы, педагогического состава и пр.

Выход из Болонского соглашения привнес небольшие трудности в деятельность образовательных заведений и незначительно ограничил возможности абитуриентов и студентов. Притом не только отмена соответствующих правил повлияла на ход событий. Политические факторы также оказали воздействие на них.

Какие нюансы или сложности могут возникнуть/возникли на фоне отмены Болонского соглашения в РФ?
Какие нюансы или сложности могут возникнуть/возникли на фоне отмены Болонского соглашения в РФ?

На текущий момент отмечаются следующие изменения в рамках получения профессионального образования:

  • Программы международной академической мобильности в 90% случаев были свернуты. При этом не обошлось без значительного ущемления российских студентов за рубежом (обучающихся в иностранных вузах), где были досрочно прерваны или изменены условия договора об оказании образовательных услуг: снижен размер стипендий, полностью отменены выплаты и компенсации, вузы отказываются предоставлять жилье русским студентам. В качестве альтернативы, способной урегулировать проблемы, выступило предложение – перейти на контрактное обучение.
  • Поступление в иностранные вузы также стало менее посильным и возможным. Количество мест для иностранцев (резидентов РФ) резко ограничили, требования к конкурсантам ужесточили.
  • Организаторы TOEFL отказались проводить испытание в России и закрыли доступ к дистанционному формату для выходцев из РФ. Но пока проблему можно решить иными способами: пройти его на территории другого государства. Обратите внимание, что данный тест по определению уровня понимания и владения иностранным языком является одним из обязательных и основных при поступлении в иностранный вуз.

В целом, условия приема российских абитуриентов остались прежними. Список документов, количество и характер испытаний не изменился. Иностранные вузы на фоне политических факторов и выхода РФ из Болонской конвенции стали лишь более требовательными и избирательными.

Новая модель образования в России стоит на начале своего возрождения и развития. Среди очевидных перемен, которые могут произойти в ближайшие 5-10 лет можно отметить:

  • Частичный пересмотр правил приема в вузы. Если сегодня поступая на следующую ступень можно сменить специальность, то власти намерены пересмотреть данное условие. По новым правилам сценарий поступления в магистратуру или аспирантуру нацелен на профильное обучение: сменить профессию будет невозможно. Бакалавры будут и специалисты будут продолжать покорять научные горизонты строго в рамках освоенной ими специальности, программы. Смена профиля возможна лишь в одной и той же научной плоскости, то есть допускается поступление на смежную образовательную программу.

Данная мера призвана повысить качество подготовки дипломированных магистрантов и выпускников аспирантуры.

  • Не исключается небольшое сокращение количества мест по программам бакалавриата и расширение вакантов в рамках специалитета. Притом данная перемена призвана затронуть преимущественно медицинские, инженерные и частично технические направления подготовки, где требуется более серьёзная глубина погружения и оттачивание соответствующих навыков.
  • Разрешить выпускникам специалитета поступать в магистратуру на бюджетные места. На текущий момент данное право предоставляется только дипломированным бакалаврам.
  • Сделать акцент на развитии программ национальной академической мобильности (обмен между отечественными вузами) для повышения качества отечественного образования, а также защиты прав и интересов абитуриентов РФ. Развитие международных программ по обмену студентами будет продолжено, при том Болонская декларация не затрагивает данный момент и не запрещает данного варианта подготовки. Вузы продолжат «обмениваться» учащимися с теми иностранными вузами, которые готовы развивать сотрудничество и гарантировать при этом безопасность, соблюдение условий и пр.
  • Бакалавриат и магистратура не будут ликвидированы «под корень». Во-первых, это нецелесообразно, так как на рынке труда нужны и «рабочие», и «управленческие» кадры. Во-вторых, иностранных студентов привлекает привычная для них двухступенчатый формат обучения (4+2). Поэтому международный обмен студентами будет возможен только в рамках программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Специалитет в данном случае не активен.

Таким образом, модель отечественной системы образования в ближайшей перспективе останется классической, которая обосновалась на Болонских принципах. Притом о кардинальных переменах пока речи нет.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Среди очевидных изменений в рамках высшего профессионального образования можно отметить: изменение условий приема в рамках определенных ступеней, пересмотр количества направлений подготовки по бакалавриату и специалитету, расширение рекламной пропаганды поступления в отечественные вузы и участия программ национальной академической мобильности. «Кастет» поступления и обучения в вузах останется стабильным.

Эксперты и чиновники отмечают, что текущие правила поступления и обучения складывались десятилетиями и перестройка будет проходить строго по плану, явно не в экспресс-режиме. Все решения и изменения должны быть тщательно рассчитаны. Продуманы, чтобы не произошло ухудшения качества подготовки дипломантов, не возникло новых сложностей при поступлении и обучении и т.д.

Обратите внимание, что любые перемены потребуют новой переработки, разработки образовательных программ, план-конспектов с учетом требований ФГОС и новшеств, материально-технических и кадровых возможностей университетов.

В ближайшие 2-3 года резких реформ в системе высшего образования не предвидится, так как на эти годы государство все спланировано и распределило. Притом бояться перемен не стоит. От них не пострадает никто: ни абитуриенты, ни студенты. Без возможностей поступления или получения диплома не останется никто.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Модель и принципы новой системы образования в РФ”

  • давно пора развивать свое, возрождать специалитет и продолжать его развивать. Привыкли все «копировать» из-за рубежа, а эффективность этого копирования низкая. Сравните, образование СССР и сейчас. Раньше к нам все стремились учиться, так как считалось одним из сильнейших и лучших образований в мире, а что сейчас? Притом заметьте, что с появлением новых ступеней сам по себе учебный процесс не изменился, а только растянулся. Надеюсь, оптимизация будет достойной и полезной для всех.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *