Если раньше стать учителем хотел каждый второй ребенок, то сегодня вкусы и приоритеты кардинально изменились. Педагог – одна из дефицитных в настоящее время профессий. Как показывает статистика, фактически каждое третье учебное заведение испытывает дефицит кадров в сфере образования.
Сегодня мы расскажем об особенностях профессии «преподаватель», отметив все нюансы.
СОДЕРЖАНИЕ
Что нужно знать для выбора профессии «учитель, педагог и преподаватель»?
Для начала важно отметить, что рассматриваемые категории, несмотря на схожие черты – не одно и то же. Учитель имеет основные или базовые знания, навыки, достаточные для работы в системе общего среднего образования, то есть на базе гимназий, школ, лицеев, «предел» — обучение слушателей в рамках подготовительных курсов при вузе, репетиторские услуги, тьюторство.
Как правило, учитель имеет за плечами педагогическое образование на уровне бакалавриата или специалитета, реже – магистратуры.
Педагог и преподаватель – это фактически одно и то же. Данный специалист обладает более глубокими знаниями и навыками, может трудиться на базе колледжей и вузов, научно-исследовательских центров. Уровень его подготовки – магистратура или аспирантура.
Для работы в образовательной среде учителю, педагогу или преподавателю важно иметь не только знания в области педагогики, детской психологии, но и уметь находить общий язык с детьми и их родителями.
Изучая условия работы педагога, важно выделить следующие факторы:
- Авторитет современного педагога значительно ниже, чем в советские времена;
- Работа педагога относится (в современной трактовке) к сфере услуг и напрямую связана с людьми: основная аудитория – дети (в определенной возрастной категории), дополнительная – официальные представители детей, опекуны и родители;
- Педагог или учитель – это не универсальная профессия. Она имеет массу подвидов: педагог дошкольного образования, педагог начального образования, педагог-предметник, педагог-исследователь и пр. В данном случае важно учесть, что чем уже направление подготовки, тем глубже будет изучение «профильных наук».
Таким образом, профессия учитель или преподаватель – это уникальная комбинированная специальность, сочетающая в себе азы обучения, психологии, делопроизводства, этики и культуры и пр.
Как правильно выбрать будущую профессию «учитель, педагог, преподаватель»?
Выбирая педагогическую профессию, необходимо учитывать ключевые требования рынка труда и условия работы, осознать все тонкости и нюансы будущей деятельности и трудовой активности.
Классические требования к претендентам на роль преподавателя состоят в следующем:
- Наличие педагогического образования;
- Наличие опыта работы в образовательном заведении, как минимум – прохождение практики на базе соответствующего специальности учреждения;
- Навыки общения с детьми и широкие коммуникационные способности;
- Владение ПК на уровне пользователя;
- Грамотная речь;
- Стрессоустойчивость и коммуникабельность.
У категории дополнительных критериев, выдвигаемых работодателями по отношению к соискателям, можно выделить:
- Наличие успехов в профессиональном поле: участие в конкурсах, наличие наград и дипломов;
- Наличие «педагогической категории» или прохождение курсов повышения квалификации;
- Наличие дополнительного образования, нацеленного на совершенствование педагогических навыков: онлайн-курсы, программы, дистанционное обучение, курсы по переподготовке и т.д.;
- Умение просто разъяснять любые темы, термины и моменты по профилю;
- Навыки по разработке методической литературы, образовательных программ, пакетов ФОС и КОС, адаптировать программы обучения согласно индивидуальным параметрам и с учетом действующих требований ФГОС;
- Наличие действующей медицинской комиссии и отсутствие противопоказаний для работы в образовательных заведениях с детьми: отсутствие судимости, справка их психоневрологического и наркологического диспансера и пр.
Чтобы правильно выбрать педагогическую профессию, важно провести тщательный самоанализ. Он покажет: с какой категорией детей легче и приятнее, посильнее работать, какие науки ему ближе («предметная педагогика»), где он планирует трудиться (какой уровень образования будет достаточным или необходимым). Важно иметь любовь к детям и быть психологически подготовленным к работе с ними (шум, гам, непослушание и прочие проказы гарантированы) и пр.
История профессии «учитель, педагог и преподаватель»
Рождение педагогической профессии и педагогики в целом уходит в древние времена. Изначально специалисты по обучению не выделялись в отдельную касту. Как правило, они занимались банальным воспитанием детей, по возможности – обучали их грамоте, культуре общения и поведения и пр. Фактически в прошлые времени педагогами становились нянечки, домработницы.
Первые упоминания об учителе принадлежит именитому философу Конфуцию. Он утверждал, что педагог должен обладать одним наиболее важным даром и навыком – открывать новые знаний и границы для подопечного, просто разъяснять соответствующие темы и термины, правила и пр.
С течением времени начали появляться специальные школы по подготовке педагогов. В них проводили небольшие лекции и уроки по общему развитию. Первые серьезные педагогические школы основались при религиозных заведениях: церквях и монастырях.
В эпоху Возрождения преобладали школы закрытого плана (аналогия с интернатом), где учащиеся в течение учебного периода постоянно пребывали в=на территории учреждения. Притом школы делились на женские и мужские блоки. Они были доступны только привилегированным или людям со средним достатком, простым работягам было крайне трудно попасть в них. На их базе акцент делался на более глубоком изучении языков, письменности и чтения, азов математики, хороших манер. Молодые люди же параллельно с указанными предметами постигали навыки военного дела.
С течением времени профессия учителя вышла за рамки классического образования. Педагоги стали заниматься частной практикой, обучать на дому.
Сегодня профессия преподавателя – одна из развитых, востребованных и перспективных. Учителя могут трудиться на базе любых образовательных центров, заниматься научной деятельностью, развивать частную практику.
В каких учебных заведениях можно получить профессию «учитель, преподаватель, педагог»?
Педагогические специальности – не редкость в современном профессиональном образовании. Они действуют в самых разных образовательных заведениях: колледжах и университетах, в узкоспециализированных сузах и вузах (педагогических), а также на базе многопрофильных центров, где есть соответствующий факультет.
Где работать по педагогической профессии? Обзор рынка труда.
Квалифицированный или дипломированный педагог может работать в самых разных нишах, но чаще всего основным местом профессиональной деятельности становятся:
- Детские сады;
- Школы, гимназии, лицеи, интернаты;
- Училища, колледжи и вузы;
- Центры дополнительного образования;
- Подготовительные курсы для дошкольников и школьников, абитуриентов при соответствующих учреждениях, онлайн-площадках;
- Работа в государственных структурах: ПДН, социальная защита, колонии и пр.;
- Лечебные заведения: санатории, пансионаты, больницы, частные медицинские центры;
- Развитие частного дела: тьюторство, репетиторство, наставничество и пр.
Функционал современного учителя, преподавателя или педагога
Работа специалистов в сфере образования, педагогики многогранна и неоднозначна.
В числе основополагающих функций преподавателя можно выделить:
- Воспитательная, нацеленная на развитие определенных ценностей и правил поведения;
- Обучающая, считающаяся основной и ориентированной на передачу знаний и опыта подопечных;
- Коммуникативная: регулирование климата среди учащихся, установление контакта с учащимися и их родителями, взаимодействие с другими педагогами;
- Организаторская: планирование занятий, планирование внеурочной деятельности и дополнительных мероприятий, мотивация учащихся и пр.;
- Коррекционная, нацеленная на устранение пробелов и недостатков в развитии подопечных, повышение качества образования и пр.
Чем обусловлен выбор профессии учителя, педагога?
Абитуриент, выбирая профессию преподавателя и более узкое педагогическое направление, как правило, ориентируется на следующие критерии.
Во-первых, спрос на преподавательские услуги на рынке труда, потребность в педагогических кадрах (с акцентом на дефицитные или новейшие направления подготовки и пр.).
Во-вторых, анализирует уровень доходов преподавателей. В данном случае важно учитывать среднюю заработную плату молодого специалиста с акцентом на опыт работы, регион (город) работы, тип заведения (государственный, частный и пр.).
Где искать работу? |
Какие требования предъявляют работодатели? |
На какие параметры ориентируются абитуриенты? |
По месту прохождения практики | Наличие профильного образования | Спрос на рынке труда |
ЦЗН | Наличие дополнительного образования | Уровень зарплаты |
МинОбразования | Опыт работы в качестве преподавателя | Социальный пакет и гарантии |
Образовательные заведения | Организационные навыки, владение ПК | Творческие возможности, самореализация |
В-третьих, социальные гарантии. Как правило, преподаватель, который трудится на базе государственных образовательных заведений, обретает следующие привилегии: досрочный выход на «профессиональную пенсию» (по выслуге), возможности карьерного роста (заместитель директора или директор, старший преподаватель, заведующий кафедрой, декан и пр.), дополнительные премии и т.д.
В-четвертых, возможности самореализации и проявления творческого подхода к делу, совершенствования отрасли и повышение «педагогического авторитета».
Выбирая педагогический профиль для освоения и дальнейшего трудоустройства, важно также учитывать недостатки профессии. К их числу относят бюрократические неурядицы (необходимость ведения бумажной и электронной документации), сложности работы с «трудными детьми», необходимость постоянного самосовершенствования (чаще всего за собственный счет).
Тщательно взвешивайте все плюсы и минусы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Необходимые навыки в профессии учитель или преподаватель
Самыми важными навыками компетентного преподавателя являются:
- Умение просто доносить до подопечных сложные термины, правила, темы и пр.;
- Организационные навыки или способности;
- Быть лидером и показывать личный пример учащимся в постижении новшеств;
- Уметь находить контакт с любыми подопечными независимо от их характера, социального положения, и пр. Высокие коммуникационные навыки;
- Воздействовать на учащихся с учетом конкретных методов: мотивация, психология, лидерство, авторитет и пр.;
- Стрессоустойчивость или «стальные нервы»;
- Креативность и гибкость;
- Аккуратность и внимательность;
- Ответственность.
Перспективы роста преподавателя
Карьерный рост квалифицированного педагога не ограничен. Как правило, начало профессионального пути лежит в качестве рядового учителя, ассистента, а далее по мере получения опыта он может дорасти до старшего преподавателя, заместителя (директора, декана и пр.), заведующего по определённой учебно-воспитательной части, а также пробиться на верхушку образовательного заведения – администрация.
Для карьерного роста педагога важно научное развитие, наличие определенных достижений и успехов. При наличии ученой степени построить карьеру проще.
Также преподаватель может заниматься частной деятельностью, развивать собственный «образовательный центр».
Локация, график работы и условия труда педагога
Географических ограничений в работе педагога нет. Он может трудиться как на базе действующей образовательной организации, так и в онлайн-режиме.
График работы нормированный, согласно учебному плану или расписанию занятий. Ненормированная часть отводится на проверку письменных работ, дополнительные уроки и пр.
Педагоги работают чаще всего на официальной основе или в качестве самозанятого.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Спасибо за разъяснение. Ранее как-то не задумывался о том, что данные категории разнятся. А может ли преподаватель вуза работать школьным учителем? Ведь по сути, образование у него будет педагогическое, подготовка серьезная и пр.
Здравствуйте, Альбина! Если преподаватель имеет за плечами педагогическое образование, то он может работать в любом образовательном заведении, если там действует подходящее направление или программа. В отдельных случаях педагогам требуется иметь специальное образование для работы с определенной категорией детей (например, учитель начальных классов или коррекционная педагогика и пр.). Но в целом педагог-предметник может работать как в школе, так и в вузе при наличии академических часов по профилю (предмету) и пр. В данном случае будут разниться лишь условия работы: инфраструктура, коллектив, зарплата и т.д.