10 советов: как раскрыть сильные стороны в ходе обучения?

У каждого человека есть свои достоинства и недостатки, которые в одной увязке воссоздают его общий личностный и профессиональный облик. В процессе развития (обучения, работы) ему предстоит постоянно совершенствоваться и опираться на сильные стороны собственного потенциала. Сложнее всего приходится студентам: им сначала предстоит выяснить своими преимущества и потенциал, а затем активно его развивать. Сегодня мы расскажем, как это сделать.

10 советов: как раскрыть сильные стороны в ходе обучения?
У каждого человека есть свои достоинства и недостатки, которые в одной увязке воссоздают его общий личностный и профессиональный облик. В процессе развития (обучения, работы) ему предстоит постоянно совершенствоваться и опираться на сильные стороны собственного потенциала. Сложнее всего приходится студентам: им сначала предстоит выяснить своими преимущества и потенциал, а затем активно его развивать. Сегодня мы расскажем, как это сделать.

Понятие и роль сильных сторон студента в рамках учебного процесса

Уже поступив в колледж или университет, новоиспеченный студент имеет четкие представления о текущих минимальных достоинствах своей кандидатуры. Чаще всего они представлены в виде его знаний и результатов обучения, на основе которых ему удалось успешно преодолеть конкурсный отбор: результаты ЕГЭ, аттестат с успеваемостью, интерес к определенным наукам, предметы (в которых он лучше разбирается и ориентируется), отдельные характерные черты – любовь к монотонной или активной работе, усидчивость, аналитические способности, математические и пр. Уже исходя из начального набора компетенций, можно определить, в каких предметных и научных областях учащийся будет активен и сильнее по сравнению с новыми грядущими дисциплинами.

Общая характеристика студента в процессе обучения: набор качеств
Общая характеристика студента в процессе обучения: набор качеств

Под сильными сторонами студента следует понимать те его качества и навыки, знания, на основе которых он будет погружаться в выбранное направление подготовки глубже, быстрее, увлеченнее. Фактически, эта сторона развития выделяет учащегося среди общей массы, подчеркивая его достоинства и преимущества над другими, а также предопределяя возможности дальнейшего развития (доступные и посильные или интересные направления и плоскости, темы и пр.).

Сильные стороны студента – это его ресурс и потенциал, перспективы. В данном случае уместно выделить следующие разновидности студенческого потенциала, в рамках которого могут проявиться его плюсы.

Вид потенциала

Описание

Основные качества и черты

Творческий Нацелен на развитие способностей и талантов индивида, которые заложены в нем с рождения и начинают проявляться именно в творческой среде Уклон в конкретное творческое направление

Активизация работы мозга

Обретение дополнительных качеств (вкус, такт, стиль, новые умения и навыки)

Креативный Использование в выбранной нише не только шаблонных схем, но и их совершенствование, выбор собственного более удобного для студента пути обучения. Нередко приравнивается к категории «хитрость» и «неординарность» Активизация фантазии для облегчения учебного процесса

Поиск новых путей выполнения задания или подготовки домашнего задания

Упрощение текущей деятельности и учебы

Энергетический Основывается на психологических категориях и воссоздает баланс между возможностями и силами студента, его желаниями и текущим положением Умение распределять нагрузку с учетом собственных возможностей и желаний, тайм-менеджмент, принцип приоритета, психологическое удовлетворение от учебного процесса
Трудовой или учебный Оценка текущих показателей успеваемости и достижений студента с акцентом на преобладание или выделение определенной наук, вида деятельности, где ему это удается в наибольшей степени Активность студента на занятиях, успеваемость учащегося, интерес и активность в рамках научно-исследовательской деятельности по темам/предметам
Социальный Умение студента самовыражаться, корректно преподносить мысли и устанавливать контакт с аудиторией, взаимодействовать Подчеркивает оригинальность индивида и наиболее эффективные способы взаимодействия, самоутверждения и самовыражения: творческие личности делают больше акцент на соответствующих талантах и результатах, общительные люди – на коммуникациях и окружении и пр.
Личностный Набор конкретных представлений и умений человека, которым он пользуется в ходе обучения, приумножает текущие возможности Здоровье, интеллект и степень развитости, удовлетворенность от обучения, интерес к определенной области и пр.

Студент – личность многогранная. У каждого учащегося колледжа или вуза, несмотря на то, что он постигает выбранную профессию в группе, будет определенный набор компетенций и качеств, который поможет выделить его среди серой массы. Притом выделение с положительной стороны происходит именно за счет сильных сторон, а с отрицательной – за счет слабых.

Таким образом, сильные стороны студента выражаются в его возможностях, талантах и способностях совершенствоваться, погружаться во все науки, но с наибольшей активностью и успехами в отдельных плоскостях. Данный набор полномочий проявляется не только в текущей подготовке и знаниях, но и чертах характера, способностях, талантах и интересах.

Обратите внимание, что обучение студента с опорой на сильные стороны облегчает учебный процесс, повышает его активность и результативность.

Как раскрыть сильные стороны студенту в ходе обучения?

Как правило, первые характерные и устойчивые черты студента замечает педагог, который старается на протяжении всего периода обучения содействовать их развитию. Развивать – это не только автоматизировать отдельные навыки, компетенции, черты, но и углублять их, пополняя и дополняя новыми моментами, дополнительных критериями и пр.

Раскрывать и распознавать сильные стороны должен уметь и сам студент. Ниже мы подготовили 10 советов, как это можно сделать.

  1. Что дается легче? Ответ на данный вопрос поможет студенту определить, какие направления, дисциплины, задания ему «покоряются» быстрее. Выделив их особенности, индивид сможет выяснить: какими чертами и умениями он обладает, что помогает ему преодолевать поверенные границы и задания быстрее, какие черты характера помогают ему в решении намеченных задач и пр.
  2. Когда хвалят педагоги? В данном случае речь идет не о банальной похвале за поведение и понимание, а именно за достижения, когда научный руководитель отмечает особенности студента, его личностные и профессиональные черты. В данном случае студенту нужно оценить себя со стороны и понять, в каком направлении ему интереснее работать и почему, какие знания и навыки он использует чаще. Не стоит пренебрегать советами наставника, который отмечает явное превосходство студента в конкретной нише или сфере. Похвала – это не только инструмент мотивации, но и критерий оценки сильных сторон, позволяющий выделить точечные плюсы учащегося со стороны квалифицированного наставника.
  3. Сравнение с окружением или конкурентами. Данный подход поможет выявить сходства и отличия студента от одногруппников, определить основной спектр его действий, умений, а также выделить специфические черты: чем он отличается от коллектива, что помогает ему быстрее и качественнее выполнять задания (писать курсовые работы или отвечать на семинарах и пр.), какие виды деятельности ему ближе по духу и интереснее и пр. Недаром народная мудрость гласит, что все познаётся в сравнении. Притом студенту полезно не только сравнивать себя с одногруппниками или друзьями, но и собственные достижения прошлого и текущего времени, выявляя причины успеха и провала.
Что учитывать при оценке сильных и слабых сторон студента?
Что учитывать при оценке сильных и слабых сторон студента?
  1. Оценка увлечений студента и его интересов. В данном случае можно подойти с разных ракурсов: исследование наиболее интересных предметов и занятий позволит установить круг «профессиональных интересов», в которых индивид активно и успешно развивается, увлекается. Круг дополнительных интересов позволит оценить новые возможности и таланты учащегося, раскрыть дополнительные черты и варианты развития, умения и способы их применения и пр. Нередко студенты полагаются на знания и навыки их кардинально разных областей в ходе выполнения заданий: тайм-менеджмент помогает все правильно организовать и распределять, знание формул и иных правил облегчает учебный путь в рамках науки, умение быстро считать и записывать – упрощает процесс подготовки домашнего задания, фантазия помогает выработать новый или более легкий путь развития и пр. Чем интереснее предмет для студента, тем активнее он развивается в его рамках, быстрее узнает новшества и усваивает их, а затем применяет повсеместно! Порой именно увлечения позволяют обрести новые компетенции, закрепить стандартные подходы и умения, «подогреть интерес» индивида к определённой нише или виду деятельности.

В изучении увлечений важно уделить особое внимание: предметам и темам, которыми интересуется студент.

  1. Какие интересы студент имеет вне учебной плоскости? Порой на выручку учащемуся приходят его таланты и способности, развиваемые в рамках самообразования, дополнительных занятий и увлечений. Выкрутиться из непростой ситуации, выработать оригинальный путь или метод решения проблем, подобрать наиболее эффективный инструментарий помогает творческий подход, всестороннее развитие, воображение. Поэтому студенту важно развивать собственные интересы и извлекать из них уроки, использовать получаемые умения и представления повсеместно.
  2. Чем студент может быть полезен друзьям, и как друзья помогают студенту? В данном случае необходимо проанализировать коммуникационные способности учащегося и понять: в каких делах, темах, предметах он может помочь единомышленникам или «братьям и сестрам по несчастью», в какие моменты он обращается за помощью и содействием к ним лично. В этом случае можно выделить сильные стороны (где и чем он полезен друзьям) и слабые моменты (в какой помощи он нуждается сам и когда).
  3. Использование существующих диагностических методик: психологические тесты, тесты по профессиональной ориентации, swot-анализ студента и пр. В данном случае индивиду предстоит пройти определенный шаблонный опрос, тестирование, ответить на ряд вопросов и выполнить посильные задания, после чего эксперт или программа сможет выделить его специфические черты, перспективы роста, слабые зоны и пр. Провести исследование студент может и самостоятельно прибегнут к тактике swot-анализа: выделить поля «я знаю и все знают обо мне», «я знаю, но не все знают это обо мне», «я не знаю, но другие знают обо мне», «никто не знает». То что знают все – сильнейшие стороны студента, то что неведомо никому или незнакомо студенту (но знакомо его окружению о нем) – перспективы роста с акцентом на сильные стороны.
  4. Что студенту приносит наибольшее удовлетворение в учебе? В данном случае можно выделить сильные стороны относительно формата занятий и заданий. Если студенту проще выражать мнение на бумаге – то ему проще и качественнее удается подготовить курсовые работы, НИР, научные статьи и пр. Если студент любит внимание, дискуссии, то ему легче отвечать устно и отстаивать свои интересы, мнение на публичных мероприятиях (защита любого исследования пройдет легко) и пр. Для достижения успеха лучше всего полагаться в учебе на сильнейшие стороны, приносящее удовлетворение (психологическое, качественное и пр.). Такой ход снижает риск эмоционального выгорания студента;
  5. Учет ошибок и извлечение уроков. В данном случае студенту следует в очередной раз проанализировать собственные провалы на различных мероприятиях, по предметам, заданиям, а затем выяснить причинно-следственные связи и понять, чем лучше пользоваться, чего лучше избегать и пр.
  6. Анализ текущих результатов и успехов. Изучив положительные моменты в учебе, текущие результаты (успеваемость, результаты сессии и пр.), можно выделить набор стандартных инструментов, качеств, которыми студент пользуется во время подготовки к занятиям, которые приносят ему больше выгоды и пользы. Это и будет сильная сторона учащегося.

Выявление сильных сторон студента – важнейший этап не только в профессиональной плоскости, но и в жизни в целом. Грамотное применение достижений и эффективных инструментов облегчает учебный путь, мотивирует к новым достижениям и успехам, содействует всестороннему развитию личности, повышает конкурентоспособность индивида и пр.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как студенту развивать свои сильные стороны?

Наличие сильных сторон – это хорошо, но они должны не просто присутствовать в жизни учащегося и любого человека. Не менее важно их применять и развивать. Если использование сильных параметров и качеств предполагает их применение в любом удобном случае, то развитие потребует дополнительных усилий.

Развитие сильных сторон позволяет решить ряд важнейших задач:

  • Усовершенствовать технику, методику, подход к выполнению тех или иных заданий и поручений;
  • Повысить мотивацию и продуктивность в учебе за счет освоения новых приемов, расширения компетенций;
  • Перекрыть отрицательные стороны или ликвидировать пробелы в знаниях более качественным путем: с наибольшим интересом, азартом, осознанно и пр.;
  • Заработать достойный авторитет и репутацию среди одногруппников и педагогов, в научных кругах и пр.

Каждый студент самостоятельно определяет варианты развития сильных сторон с учётом выбранного им направления, интересов, предпочтений и пр. В этом деле важно полагаться на базовые правила.

Во-первых, не нужно опасаться и остерегаться, обходить стороной перемены. Освоение новых горизонтов не обойдётся без сложностей и преград, которые закалят характер, помогут развить новые способности и навыки. Поэтому важно запрограммировать себя на то, что любые изменения приведут к лучшему и будут содействовать покорению новых вершин.

Мотив для развития

Укрепление слабых сторон

Укрепление и развитие сильных сторон

Сложности в учебе, сопротивление студента Присутствует Отсутствует, так как он действует по личной инициативе и желанию
Низкая мотивация, необходимость заставлять себя учиться Присутствует Отсутствует, так как развитие индивиду интересно
Энергозатратность для развития, нагрузка Максимальная Стандартная, привычная и посильная
Время на обучение Требуется больше на фоне отторжения и нежелания развиваться в данном русле, неприязни и пр. Стандартное, привычное
Восприятие провала Критическое, болезненное Конструктивное, перевоспитывающее и мотивирующее
Стремление к развитию Отсутствует Присутствует
Степень удовлетворения от учебы Слабая, сомнительная Максимальная, положительная
Результат обучения Дается тяжелее и требует больше времени и сил Дается легко и просто, быстро и более качественно

Во-вторых, важно укреплять сильные стороны, а не ликвидировать слабые. Такой подход поможет усовершенствовать текущий набор полномочий параллельно минимизируя имеющиеся пробелы. В этом случае интерес к учебе только растет, постижение знаний и новшеств даётся легче, увлекательнее, так как ликвидация пробелов чаще связана с неприязнью к предмету, отторжением, низкой само мотивацией и продуктивностью.

В-третьих, для развития сильных сторон важна активность и инициативность, личное желание студента с учетом его предпочтений. Без дополнительной деятельности, самообразования в этом деле не обойтись. Одного классического образования и учебы будет недостаточно.

В-четвертых, все обретённые знания и умения, качества важно использовать не только в рамках прямого назначения, но и прибегать к креативной мысли, использованию инструментов, приемов в любой удобной ситуации.

Таким образом, развивать ильные стороны студента важно не только в ходе обучения в колледже или вузе, но и за его пределами, следуя за собственными интересами, талантами, возможностями и желаниями.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!