У каждого человека есть свои достоинства и недостатки, которые в одной увязке воссоздают его общий личностный и профессиональный облик. В процессе развития (обучения, работы) ему предстоит постоянно совершенствоваться и опираться на сильные стороны собственного потенциала. Сложнее всего приходится студентам: им сначала предстоит выяснить своими преимущества и потенциал, а затем активно его развивать. Сегодня мы расскажем, как это сделать.
Понятие и роль сильных сторон студента в рамках учебного процесса
Уже поступив в колледж или университет, новоиспеченный студент имеет четкие представления о текущих минимальных достоинствах своей кандидатуры. Чаще всего они представлены в виде его знаний и результатов обучения, на основе которых ему удалось успешно преодолеть конкурсный отбор: результаты ЕГЭ, аттестат с успеваемостью, интерес к определенным наукам, предметы (в которых он лучше разбирается и ориентируется), отдельные характерные черты – любовь к монотонной или активной работе, усидчивость, аналитические способности, математические и пр. Уже исходя из начального набора компетенций, можно определить, в каких предметных и научных областях учащийся будет активен и сильнее по сравнению с новыми грядущими дисциплинами.
Под сильными сторонами студента следует понимать те его качества и навыки, знания, на основе которых он будет погружаться в выбранное направление подготовки глубже, быстрее, увлеченнее. Фактически, эта сторона развития выделяет учащегося среди общей массы, подчеркивая его достоинства и преимущества над другими, а также предопределяя возможности дальнейшего развития (доступные и посильные или интересные направления и плоскости, темы и пр.).
Сильные стороны студента – это его ресурс и потенциал, перспективы. В данном случае уместно выделить следующие разновидности студенческого потенциала, в рамках которого могут проявиться его плюсы.
Вид потенциала |
Описание |
Основные качества и черты |
Творческий | Нацелен на развитие способностей и талантов индивида, которые заложены в нем с рождения и начинают проявляться именно в творческой среде | Уклон в конкретное творческое направление
Активизация работы мозга Обретение дополнительных качеств (вкус, такт, стиль, новые умения и навыки) |
Креативный | Использование в выбранной нише не только шаблонных схем, но и их совершенствование, выбор собственного более удобного для студента пути обучения. Нередко приравнивается к категории «хитрость» и «неординарность» | Активизация фантазии для облегчения учебного процесса
Поиск новых путей выполнения задания или подготовки домашнего задания Упрощение текущей деятельности и учебы |
Энергетический | Основывается на психологических категориях и воссоздает баланс между возможностями и силами студента, его желаниями и текущим положением | Умение распределять нагрузку с учетом собственных возможностей и желаний, тайм-менеджмент, принцип приоритета, психологическое удовлетворение от учебного процесса |
Трудовой или учебный | Оценка текущих показателей успеваемости и достижений студента с акцентом на преобладание или выделение определенной наук, вида деятельности, где ему это удается в наибольшей степени | Активность студента на занятиях, успеваемость учащегося, интерес и активность в рамках научно-исследовательской деятельности по темам/предметам |
Социальный | Умение студента самовыражаться, корректно преподносить мысли и устанавливать контакт с аудиторией, взаимодействовать | Подчеркивает оригинальность индивида и наиболее эффективные способы взаимодействия, самоутверждения и самовыражения: творческие личности делают больше акцент на соответствующих талантах и результатах, общительные люди – на коммуникациях и окружении и пр. |
Личностный | Набор конкретных представлений и умений человека, которым он пользуется в ходе обучения, приумножает текущие возможности | Здоровье, интеллект и степень развитости, удовлетворенность от обучения, интерес к определенной области и пр. |
Студент – личность многогранная. У каждого учащегося колледжа или вуза, несмотря на то, что он постигает выбранную профессию в группе, будет определенный набор компетенций и качеств, который поможет выделить его среди серой массы. Притом выделение с положительной стороны происходит именно за счет сильных сторон, а с отрицательной – за счет слабых.
Таким образом, сильные стороны студента выражаются в его возможностях, талантах и способностях совершенствоваться, погружаться во все науки, но с наибольшей активностью и успехами в отдельных плоскостях. Данный набор полномочий проявляется не только в текущей подготовке и знаниях, но и чертах характера, способностях, талантах и интересах.
Обратите внимание, что обучение студента с опорой на сильные стороны облегчает учебный процесс, повышает его активность и результативность.
Как раскрыть сильные стороны студенту в ходе обучения?
Как правило, первые характерные и устойчивые черты студента замечает педагог, который старается на протяжении всего периода обучения содействовать их развитию. Развивать – это не только автоматизировать отдельные навыки, компетенции, черты, но и углублять их, пополняя и дополняя новыми моментами, дополнительных критериями и пр.
Раскрывать и распознавать сильные стороны должен уметь и сам студент. Ниже мы подготовили 10 советов, как это можно сделать.
- Что дается легче? Ответ на данный вопрос поможет студенту определить, какие направления, дисциплины, задания ему «покоряются» быстрее. Выделив их особенности, индивид сможет выяснить: какими чертами и умениями он обладает, что помогает ему преодолевать поверенные границы и задания быстрее, какие черты характера помогают ему в решении намеченных задач и пр.
- Когда хвалят педагоги? В данном случае речь идет не о банальной похвале за поведение и понимание, а именно за достижения, когда научный руководитель отмечает особенности студента, его личностные и профессиональные черты. В данном случае студенту нужно оценить себя со стороны и понять, в каком направлении ему интереснее работать и почему, какие знания и навыки он использует чаще. Не стоит пренебрегать советами наставника, который отмечает явное превосходство студента в конкретной нише или сфере. Похвала – это не только инструмент мотивации, но и критерий оценки сильных сторон, позволяющий выделить точечные плюсы учащегося со стороны квалифицированного наставника.
- Сравнение с окружением или конкурентами. Данный подход поможет выявить сходства и отличия студента от одногруппников, определить основной спектр его действий, умений, а также выделить специфические черты: чем он отличается от коллектива, что помогает ему быстрее и качественнее выполнять задания (писать курсовые работы или отвечать на семинарах и пр.), какие виды деятельности ему ближе по духу и интереснее и пр. Недаром народная мудрость гласит, что все познаётся в сравнении. Притом студенту полезно не только сравнивать себя с одногруппниками или друзьями, но и собственные достижения прошлого и текущего времени, выявляя причины успеха и провала.
- Оценка увлечений студента и его интересов. В данном случае можно подойти с разных ракурсов: исследование наиболее интересных предметов и занятий позволит установить круг «профессиональных интересов», в которых индивид активно и успешно развивается, увлекается. Круг дополнительных интересов позволит оценить новые возможности и таланты учащегося, раскрыть дополнительные черты и варианты развития, умения и способы их применения и пр. Нередко студенты полагаются на знания и навыки их кардинально разных областей в ходе выполнения заданий: тайм-менеджмент помогает все правильно организовать и распределять, знание формул и иных правил облегчает учебный путь в рамках науки, умение быстро считать и записывать – упрощает процесс подготовки домашнего задания, фантазия помогает выработать новый или более легкий путь развития и пр. Чем интереснее предмет для студента, тем активнее он развивается в его рамках, быстрее узнает новшества и усваивает их, а затем применяет повсеместно! Порой именно увлечения позволяют обрести новые компетенции, закрепить стандартные подходы и умения, «подогреть интерес» индивида к определённой нише или виду деятельности.
В изучении увлечений важно уделить особое внимание: предметам и темам, которыми интересуется студент.
- Какие интересы студент имеет вне учебной плоскости? Порой на выручку учащемуся приходят его таланты и способности, развиваемые в рамках самообразования, дополнительных занятий и увлечений. Выкрутиться из непростой ситуации, выработать оригинальный путь или метод решения проблем, подобрать наиболее эффективный инструментарий помогает творческий подход, всестороннее развитие, воображение. Поэтому студенту важно развивать собственные интересы и извлекать из них уроки, использовать получаемые умения и представления повсеместно.
- Чем студент может быть полезен друзьям, и как друзья помогают студенту? В данном случае необходимо проанализировать коммуникационные способности учащегося и понять: в каких делах, темах, предметах он может помочь единомышленникам или «братьям и сестрам по несчастью», в какие моменты он обращается за помощью и содействием к ним лично. В этом случае можно выделить сильные стороны (где и чем он полезен друзьям) и слабые моменты (в какой помощи он нуждается сам и когда).
- Использование существующих диагностических методик: психологические тесты, тесты по профессиональной ориентации, swot-анализ студента и пр. В данном случае индивиду предстоит пройти определенный шаблонный опрос, тестирование, ответить на ряд вопросов и выполнить посильные задания, после чего эксперт или программа сможет выделить его специфические черты, перспективы роста, слабые зоны и пр. Провести исследование студент может и самостоятельно прибегнут к тактике swot-анализа: выделить поля «я знаю и все знают обо мне», «я знаю, но не все знают это обо мне», «я не знаю, но другие знают обо мне», «никто не знает». То что знают все – сильнейшие стороны студента, то что неведомо никому или незнакомо студенту (но знакомо его окружению о нем) – перспективы роста с акцентом на сильные стороны.
- Что студенту приносит наибольшее удовлетворение в учебе? В данном случае можно выделить сильные стороны относительно формата занятий и заданий. Если студенту проще выражать мнение на бумаге – то ему проще и качественнее удается подготовить курсовые работы, НИР, научные статьи и пр. Если студент любит внимание, дискуссии, то ему легче отвечать устно и отстаивать свои интересы, мнение на публичных мероприятиях (защита любого исследования пройдет легко) и пр. Для достижения успеха лучше всего полагаться в учебе на сильнейшие стороны, приносящее удовлетворение (психологическое, качественное и пр.). Такой ход снижает риск эмоционального выгорания студента;
- Учет ошибок и извлечение уроков. В данном случае студенту следует в очередной раз проанализировать собственные провалы на различных мероприятиях, по предметам, заданиям, а затем выяснить причинно-следственные связи и понять, чем лучше пользоваться, чего лучше избегать и пр.
- Анализ текущих результатов и успехов. Изучив положительные моменты в учебе, текущие результаты (успеваемость, результаты сессии и пр.), можно выделить набор стандартных инструментов, качеств, которыми студент пользуется во время подготовки к занятиям, которые приносят ему больше выгоды и пользы. Это и будет сильная сторона учащегося.
Выявление сильных сторон студента – важнейший этап не только в профессиональной плоскости, но и в жизни в целом. Грамотное применение достижений и эффективных инструментов облегчает учебный путь, мотивирует к новым достижениям и успехам, содействует всестороннему развитию личности, повышает конкурентоспособность индивида и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как студенту развивать свои сильные стороны?
Наличие сильных сторон – это хорошо, но они должны не просто присутствовать в жизни учащегося и любого человека. Не менее важно их применять и развивать. Если использование сильных параметров и качеств предполагает их применение в любом удобном случае, то развитие потребует дополнительных усилий.
Развитие сильных сторон позволяет решить ряд важнейших задач:
- Усовершенствовать технику, методику, подход к выполнению тех или иных заданий и поручений;
- Повысить мотивацию и продуктивность в учебе за счет освоения новых приемов, расширения компетенций;
- Перекрыть отрицательные стороны или ликвидировать пробелы в знаниях более качественным путем: с наибольшим интересом, азартом, осознанно и пр.;
- Заработать достойный авторитет и репутацию среди одногруппников и педагогов, в научных кругах и пр.
Каждый студент самостоятельно определяет варианты развития сильных сторон с учётом выбранного им направления, интересов, предпочтений и пр. В этом деле важно полагаться на базовые правила.
Во-первых, не нужно опасаться и остерегаться, обходить стороной перемены. Освоение новых горизонтов не обойдётся без сложностей и преград, которые закалят характер, помогут развить новые способности и навыки. Поэтому важно запрограммировать себя на то, что любые изменения приведут к лучшему и будут содействовать покорению новых вершин.
Мотив для развития |
Укрепление слабых сторон |
Укрепление и развитие сильных сторон |
Сложности в учебе, сопротивление студента | Присутствует | Отсутствует, так как он действует по личной инициативе и желанию |
Низкая мотивация, необходимость заставлять себя учиться | Присутствует | Отсутствует, так как развитие индивиду интересно |
Энергозатратность для развития, нагрузка | Максимальная | Стандартная, привычная и посильная |
Время на обучение | Требуется больше на фоне отторжения и нежелания развиваться в данном русле, неприязни и пр. | Стандартное, привычное |
Восприятие провала | Критическое, болезненное | Конструктивное, перевоспитывающее и мотивирующее |
Стремление к развитию | Отсутствует | Присутствует |
Степень удовлетворения от учебы | Слабая, сомнительная | Максимальная, положительная |
Результат обучения | Дается тяжелее и требует больше времени и сил | Дается легко и просто, быстро и более качественно |
Во-вторых, важно укреплять сильные стороны, а не ликвидировать слабые. Такой подход поможет усовершенствовать текущий набор полномочий параллельно минимизируя имеющиеся пробелы. В этом случае интерес к учебе только растет, постижение знаний и новшеств даётся легче, увлекательнее, так как ликвидация пробелов чаще связана с неприязнью к предмету, отторжением, низкой само мотивацией и продуктивностью.
В-третьих, для развития сильных сторон важна активность и инициативность, личное желание студента с учетом его предпочтений. Без дополнительной деятельности, самообразования в этом деле не обойтись. Одного классического образования и учебы будет недостаточно.
В-четвертых, все обретённые знания и умения, качества важно использовать не только в рамках прямого назначения, но и прибегать к креативной мысли, использованию инструментов, приемов в любой удобной ситуации.
Таким образом, развивать ильные стороны студента важно не только в ходе обучения в колледже или вузе, но и за его пределами, следуя за собственными интересами, талантами, возможностями и желаниями.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!