В каждом учебном заведении действует определенная система подготовки учащихся, придерживающаяся конкретных правил, требований. Но каждый педагог при реализации программы использует целый комплекс методов, нацеленных не просто на передачу знаний, но и развитие навыков. Одним из современных способов по развитию школьников, студентов и даже практиков выступает эвристический метод.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и суть эвристического обучения
Если в школе детям просто передают знания и показывают наглядно, как ими пользоваться, доводя банальную «зубрежку» до автоматизма, то в колледжах и вузах система подготовки меняется на самообразование и выработку конкретных компетенций с учетом выбранного направления обучения. Но как показывает статистика, иметь за плечами базовые знания и основные навыки с опорой на них недостаточно. Чтобы развивать новые тенденции, совершенствовать отрасль и наук необходимо мыслить самостоятельно и широко, не бояться творческого подхода. Данной манере содействует так называемое эвристическое обучение.
Под эвристическим обучением понимают инновационный подход в педагогике, который нацелен на то, чтобы слушатели, студенты самостоятельно занимались добычей новых знаний, решений на основе имеющихся знаний и представлений соображений и пониманий, воображения и инициативы и пр.
Данная парадигма возникла еще во времена Сократа. Сам философ называл свой метод обучения «майевтикой». Его подход строился на том, что он задавал своим ученикам вопросы, развивал дискуссию и грамотно координировал ход мыслей новыми заданиями, вопросами, рассказами, приводя подопечных к получению новых знании и одновременно с этим опыту! Притом «добывали» тот самый «клад» ученики сами посредством логических рассуждений, критики, спора, отстаивания собственной позиции, аргументов и фактов и пр. Именно на этом подходе основан современный метод эвристического обучения.
Цель эвристического обучения в системе современного образования – содействие в развитии подопечных, а не банальная передача знаний и опыта. В данном случае педагог – это наставник, консультант, который будет воссоздавать такие ситуации, в рамках которых учащиеся будут самостоятельно добывать знания и развивать соответствующие навыки. То есть эвристическое обучение нацелено на конструирование достойных условий для саморазвития слушателей.
Притом достижение цели будет производиться со стороны двух баррикад:
- Педагогу предстоит тщательно спланировать ход занятия и подготовить такой материал или задание, при исследовании и решении которого ученики осознают суть ключевых параметров, правил, а также смогут решить соответствующие теме проблемы и пр.;
- Для учащихся эвристическое обучение соотносимо с саморазвитием и непрерывным открытием инноваций (для себя). В данном случае инновация – это не научное достижение, а новое знание и умение, добытое лично в рамках заданных условий.
Согласитесь, что со времени Сократа прошло немало времени. Но на практике и в системе подготовки школьников и студентов данный подход стал использоваться не так давно. Его предназначение можно выразить в виде основополагающих функций.
Во-первых, методы эвристического обучения сочетают в себе познавательную и творческую активность. Первая предполагает мотивацию подопечных к изучению тем посредством рассуждений или побуждению к самостоятельному изучению дополнительной литературы при подготовке к занятию. Творческая составляющая предполагает, что индивиды будут самостоятельно принимать решение в рамках поставленных перед ними задач и каждый студент, школьник сумеет найти конечный итог на основе имеющихся у него знаний, способностей, талантов и воображения.
Во-вторых, эвристика содействует осознанию полученных знаний. В данном случае «функция осознания» позволяет не просто понять принципы и особенности тез или иных категорий, механизмов, но и понять: как ими пользоваться на практике, когда они уместны, а также лучше запомнить соответствующий материал и функционал.
В-третьих, наиважнейшим результатов применения методов эвристического обучения является прикладной характер. Эта задача предполагает, что студенты даже не изучая книги и учебники, добывают теоретические знания посредством критического и логического мышления, параллельно преобразовывая их в практический опыт – определенные умения по оперированию теорией и пр.
Таким образом, эвристические подходы в системе образования содействуют повышению качества подготовки на основе саморазвития и самосознания школьников, студентов и воссозданию более индивидуального, точного и полного процесса обучения, осознания сути развития и прохождения программы. То есть данная парадигма позволяет сделать развитие и обучение на любом уровне более осознанным, соответствующим возможностям и ожиданиям целевой аудитории. Притом в рамках данной системы подготовки оценивают не знания, а результаты творческой, логической активности учащихся, их достижения в виде конечной мысли, действий и пр.
Принципы эвристического обучения
Обучение на базе методов эвристики придерживается ряда важнейших принципов, предопределяющих возможности учащихся, специфику учебной деятельности, а также конкретизирующих цели и задач рассматриваемого подхода.
Принцип 1. Личностное развитие и целеполагание. Данный канон предполагает, что обучение на основе приемов эвристики будут ориентированы не только на миссию образовательной программы, но и личные мотивы и желания учащихся, их интересы, творческие и иные способности и таланты. В данном случае постижение новшеств происходит с опорой на личностное развитие посредством выделения сильных сторон слушателя, его текущего багажа знаний и опыта и пр.
Реализация первого правила предполагает, что индивид будет правильно замотивирован. В этом случае учебный процесс будет ему интересен, посилен и эффективен для него: он будет стремиться изучить и получить новые знания, развить определенные умения, достичь намеченной им цели.
Принцип 2. Индивидуальная траектория развития. Несмотря на то, что все школьники и студенты следуют по одной тропе (при групповом обучении), каждый из них посредством эвристики может воссоздать собственную «ветвь» постижения новшеств, установить конкретный темп и способы обретения соответствующих компетенций и пр.
Реализация этого правила предполагает, что учащиеся будут самостоятельно выбирать путь по постижению предмета. Согласитесь, что рассуждение, дискуссия может быть длительной. При этом к одному и тому же результату подопечные могут прийти кардинально разными способами: кто-то достигнет цели раньше, кто-то позже (у кого-то путь будет предельно короткий, у кого-то длиннее). Но главное в этом деле не скорость, а качество и тот самый индивидуализм! Огласитесь, когда занимаешься тем, что тебе нравится и интересно, поддается – процесс развития увлекательнее, азартнее и эффективнее.
Принцип 3. Отсутствие четких предметных границ. При исследовании темы на основе аналитических и логических операций, ученики могут пользоваться имеющимся у них багажом знаний и навыков без каких-либо ограничений. Именно комбинированный подход к развитию целевой аудитории приводит к должным результатам.
Реализация рассматриваемого канона предполагает, что каждый студент самостоятельно регулирует межпредметные связи, определяет пути по решению поставленных задач и ситуаций. Главное – получить конечный результат и ответ, а как он будет это делать – вопрос вторичный.
Принцип 4. Ситуативность. В основе эвристического образования лежит метод конструирования конкретной ситуации, при изучении и решении которой студенты разберутся в тематических нюансах, обретут соответствующие компетенции. В данном случае педагог воссоздает конкретные условия и ситуацию, в которую подопечные должны погрузиться.
Реализация этого правила предполагает выделение таких ролей, как педагог-наставник и ведомый ученик (притом ведомость будет лишь теоретической, консультативной, аналитической).
Принцип 5. Непрерывность. Выполнение текущего канона нацелено на непрерывность учебного процесса и постоянное развитие учащихся на основе имеющихся и ранее добытых знаний, умений, их преобразования с учетом нужд и потребностей, полученных заданий и пр.
Эвристическое обучение учит адаптировать текущий багаж теоретических представлений и практических компетенций под каждую конкретную ситуацию (будь то на занятии, в повседневной жизни, на работе и пр.). Поэтому развитие происходит фактически все время, каждую минуту и пр.
Принцип 6. Активность. Проведение занятий с использованием методов эвристического обучения требует активности, ведь основной инструмент – обсуждение, логика, критика, обоснование. Без полемики, дискуссии в этом деле не обойтись. Без активности в аудитории будет просто тишина и монолог педагога – классическая лекция. Поэтому применение эвристики в рамках обучения позволяет побудить в целевой аудитории интерес, привлечь их внимание к теме, призвать к полезному диалогу и действиям по переработке знаний и пр.
Применение правил эвристического обучения образовательная программа и учебный процесс становится более ценным и оригинальным, осознанным и безграничным, а самое главное – непрерывным и стабильным. Притом реализация каждого описанного канона посильно на любой ступени образования и даже в рамках самообразования.
Особенности применения методов эвристического обучения в современной педагогике
Давайте же разбираться, как складывается учебный процесс на основе эвристики.
Как мы уже отметили выше, данная парадигма опирается на ситуативность и индивидуальность, сочетание классики и творчества. Но для совершенствования теоретических представлений и развития практических умений важна предварительная подготовка. Поэтому первым шагом на пути к внедрению и применению эвристического подхода в образовании станет подготовка. В рамках данного этапа педагогу предстоит не просто сформировать план-конспект занятия с учетом намеченной темы, академических часов и пр., но и обозначить траекторию «рассуждения» действий: воссоздать конкретную ситуацию, которая позволит проникнуться соответствующими моментами, правилами, терминами, а затем подготовит список «наводящих» вопросов для учащихся. Ответ на них и станет той самой траекторией развития, основанной на логике, анализе, самостоятельности и обоснованности.
В то же время данная стадия затронет и непосредственно учащегося, которому предстоит подготовиться к предстоящему занятию: освежить знания по теме, изучить дополнительную литературу (рекомендованную педагогом или тьютором) и пр. Согласитесь, что обсуждение любого вопроса требует подкованности и минимальных знаний. Поэтому без предварительного погружения в тему, предмет не обойтись никому.
Подготовка педагога будет более тщательной и кропотливой, ведь ему предстоит выделить формат занятия, основные методы эвристики для раскрытия темы и развития целевой аудитории и пр.
Этап реализации эвристического обучения |
Педагог |
Студент |
Роль | Наставник, консультант, координатор | Аналитик |
Подготовительная стадия | Планирование занятия, подготовка заданий и описание условий/ситуации по теме предмета, наводящие вопросы (притом импровизация не исключается) и пр. | Повторение пройденных материалов или изучение рекомендованной литературы по теме предмета для обретения основных или начальных представлении, достаточных для рассуждения и применения |
Реализационная стадия | Введение учащихся в условия занятия, задания или ситуации, порождение дискуссии, координация движения подопечных с учетом плана занятия | Анализ ситуации, рассуждение, генерирование идей и их обоснование |
Итоговая стадия | Подведение общих итогов, констатация цели и полученного результат | Оценка достижений и результатов, их сопоставление с целью занятия |
Второй шаг – это непосредственное проведение занятия с учетом намеченного плана и заданий. В данном случае педагог описывает конкретную ситуацию, условия и побуждает учащихся к рассуждению, дискуссии, обоснованию каждого выдвинутого решения или предложения и пр. В центре занятия будет конкретная проблемная ситуация с учетом заявленной темы!
Важно отметить, что «качественное воображение» только приветствуется! Никто не знает, каким образом он придет к конечному результату и выводу, но в любом случае он будет совпадать!
В рамках второго этапа реализации методов эвристического обучения происходит та самая «добыча» знаний и развитие соответствующих общих и узких навыков: анализ ситуации, поиск решения, обоснование подобранного «ключа». Притом каждый студент следует собственной траектории, полагаясь на текущий уровень подготовки, собственное воображение, способности и умения. Фактическ5и, он «изобретает новый велосипед» на основе старых деталей и тщательнее осознает и запоминает тему, учится адаптировать текущие возможности под реалии и пр.
Третий шаг в системе эвристической педагогики – осознание, подведение итогов. В рамках этой стадии педагог выделяет конечный результат, цель занятия и отмечает особенности в решении поставленной задачи/вопроса среди слушателей: чем его удивили подходы, аргументы, неординарность решения, длина пути и пр. Но самое главное – что учащиеся лучше понимают тему и тщательнее запоминают основные правила на основе собственных ассоциаций и суждений.
Методы эвристики всегда основываются на логике, критическом мышлении анализе ситуации, но вариантов их проведения масса. В числе самых распространенных форматов эвристики можно выделить:
- Творческие занятия, проводимые в виде всевозможных конкурсов, викторин, квестов, где описывается конкретная ситуация или создаются «азартные условия», побуждающие игроков к действиям. В данном случае важно продумать, как задействовать всю аудиторию, группу;
- Занятия с акцентом на письменный уклон, предполагающие использование метода кейсового обучения, эссе или сочинения-рассуждения по теме, решение ситуационной задачи и пр.;
- Устное занятие, основанное на таких формах, как консилиум, заседание «экспертов» (чаще практикуется среди будущих юристов), дискуссия, игра оппозиционеров (спор двух сторон), деловая игра и пр.
Обратите внимание, что эвристическая педагогика в рамках любого задания потребует рассудительности, обоснованности, логичности, при этом инструментарий, доказательная база и траектория обоснования у каждого индивида будет собственной, индивидуальной.
Классификация и краткая характеристика методов, используемых в эвристической педагогике
Опытные исследователи и практики выделяют три группы методов эвристического обучения: когнитивные, креативные и организационно-деятельностные.
Первому виду свойственно развитие познавательных черт учащегося. Чаще всего они сводятся к мотивации и повышению интереса к предмету или теме, отказу от стеснения задавать вопросы, проявлению сочувствия к окружающим и окружающему миру, поиску причинно-следственных связей, обозначение границ или собственной «траектории обучения» и пр.
К данному виду можно отнести следующие примы подготовки, представленные в таблице ниже.
Наименование метода |
Описание, суть |
Результат, цель применения |
Метод «вживания» или метод эмпатии | Нацелен на развитие чувствительности и эмоционального, психологического восприятия ситуации, изучить все нюансы «изнутри» | Качественная оценка каждого действия и результата, установление причинно-следственных связей, |
Метод сравнения | Сопоставление разных точек мнения в отношении одного и того же вопроса | Определение сильных и слабых сторон решения, генерирование новых идей, развитие аналитических качеств и логического мышления |
Метод образного видения или метод ассоциаций | Основывается на подключении воображения и личного восприятия происходящих событий. Базируется на оценке текущего предмета или явления и возникающего на его фоне ассоциаций (что напоминает, символизирует и пр.) | Содействует развитию творческого потенциала, разработке новых предметов или решений |
Метод эвристического наблюдения | Предполагает наблюдение за конкретным моментом/процессом и анализ полученных результатов, их интерпретация на уровне личного восприятия и оценки | Развивает навыки по проведению экспериментов, повышая наблюдательность и внимательность, а также навыки по обработке собранной информации, ее анализу и интерпретации, обоснованию, генерирование новых идей |
Вторая группа методов эвристического обучения – креативные. Они нацелены на развитие творческого подхода в решении проблем, проявлении инициативы и содействию в разработке и внедрении инноваций. В основе всех приемов данного формата лежит воображение, фантазия индивида с акцентом на конкретную проблему, тему, дисциплину и пр. Наиболее популярные приемы эвристического обучения данного вида мы представим в таблице ниже.
Наименование метода | Описание, суть | Результат, цель применения |
Метод придумывания или воображения | Предполагает рассуждение и обоснование собственных идей, мыслей и доводов на основе изменения отдельных черт или сторон объекта и пр. | Генерирование новых идей и решений по оптимизации объекта, решению проблемы с учетом имеющихся знаний и талантов |
Метод гиперболизации | Базируется на заданиях конкретного плана, требующих воображения: придумать самое длинное число, изобразить самого маленького зверька и пр. | Подключает фантазию и воображение, логическое мышление (важно обосновать выдвинутый вариант) |
Метод мозгового штурма | Предполагает бурную дискуссию по теме с генерированием новых идей по решению проблемы или заявленной ситуации. Работает только в команде, группе, где каждый участник выдвигает собственную идею, а затем они ее обсуждают и либо отсеивают, либо оставляют | Развитие воображения, уверенности в себе
Проработка аналитических способности, умения отстаивать собственную позицию, обосновывать решение, генерировать новые идеи, конструктивно дискутировать |
Метод синектики | Предполагает использование метода штурма с выработкой новых, но аналогичных по сути приемов и мер | Предполагает тщательную переработку данных, изменение способа подачи информации, выработку новой траектории на основе первых или классических решений, обоснование каждого шага, дискутирование |
Метод эвристических вопросов | Целевой аудитории в рамках заявленной темы нужно ответить на 7 вопросов: Кто? Что? Где? Как? Зачем? Когда? Чем? | Посредством ответа на указанные вопросы индивид воссоздаёт общую картину по теме, разбирается в ней и лучше усваивает материал, вырабатывая навыки дискуссии |
Метод инверсии | Основан на применении приемов, противоположных существующим классическим или стереотипным решениям | Предварительное изучение темы и выявление существующих решений, развитие фантазии и воображения по выработке новых подходов и инноваций, обоснование предложений |
Обратите внимание, что для креативного подхода важна определенная база знаний и представлений именно по теме занятия! Одного воображения в данном случае может не хватить на качественное решение.
Третья группа методов эвристического обучения – организационно-деятельностная. Ее реализация позволяет учащимся развить дисциплину, ответственность к делу, а также научиться грамотно подходить к решению задач: ориентироваться в информации и раскладывать ее «по полочкам», планировать каждый шаг, подбирать доказательства, проверять гипотезы и генерировать окончательное решение и пр.
В таблице ниже представим самые распространенные способы работы в рамках эвристического обучения.
Наименование метода |
Описание, суть |
Результат, цель применения |
Метод ученического целеполагания и планирования | Педагог выдвигает несколько целей занятия. Каждый ученик выбирает для себя определенную цель и намечает соответствующие этапы изучения, ориентиры. Далее следует обсуждение всех идей и планов по организации учебного процесса | Развитие навыков тайм-менеджмента, самообразования |
Метод взаимообучения | Реализуется на парной или групповой (командной) основе, где один из учеников «превращается в учителя» и пытается разъяснить тему остальным (аналогия с самоуправлением) | Навыки по самостоятельному изучению темы и планированию занятия, ораторские способности |
Метод рецензий | Основывается на критике, обсуждении, выявлении достоинств и недостатков, поиске новых вариантов решения заданий и проблем | Вырабатывает навыки анализа данных, обоснования и отстаивания собственной позиции, генерирование новых идей и инноваций |
Указанные подходы – не единственные в системе эвристической педагогики. На практике выделяют свыше нескольких сотен приемов по подготовке учащихся с акцентом на раскрытие талантов, индивидуализации учебного процесса, креатива и саморазвития.
Важно отметить, что любой из эвристических приемов может быть реализован в одной из форм: устная или письменная. Первый предполагает обсуждение ситуации, темы, дискуссию, а второй – чаще всего сводится к выполнению индивидуальных заданий, проектов, научно-исследовательской работы с выработкой конкретного решения, его обоснования и пр. Последней вариации свойственно написание курсовых, дипломных работ, научных статей и пр.
Таким образом, все эвристические методы обучения требует предварительного изучения темы, предмета, а затем поиск новых путей по решению обозначенных проблем, вопросов на основе имеющихся представлений, умений, а также самого главного инструмента — воображения. Притом все предложения автору предстоит тщательно обосновать, оценить.
Плюсы и минусы применения методов эвристического обучения
Как и любой предмет, инструмент или подход, эвристические приемы имеют положительные и отрицательные стороны.
К числу очевидных плюсов следует отнести:
- Развитие и повышение уровня самостоятельности учащихся, азы самообразования;
- Мотивация студентов к учебе с учетом их возможностей, способностей и интересов, возможности самостоятельного выбора «ракурса» изучения темы и самореализации;
- Развитие исследовательских качеств: самоопределение, авторская позиция и ее обосновании, генерирование идей и пр.;
- Становление основных компетенций на уровне тайм-менеджмента: планирование, организация, контроль, контроль и пр.;
- Формирование и активное внедрение творческого подхода в решении проблемы, исследовании темы и пр.;
- Личностный рост: развитие ораторского искусства, навыков вести и поддерживать дискуссию, ответственность, дисциплинированность и пр.
Фактически методы эвристического обучения нацелены на развитие сильных сторон студента с акцентом на его интересы, возможности, способности. Притом качество обучения в данном случае оценивается не на фоне запоминания или усвоения пройденного материала, а по конечному результату – чего достиг, какие навыки обрел, как обосновал свою позицию, активность на занятии и пр.
Среди недостатков эвристической педагогики можно отметить лишь единственный момент – для обучения посредством такого подхода требуется больше сил и энергии. Во-первых, студенту необходимо сначала разобрать тему и подготовиться к полемике на занятии. Во-вторых, генерирование идей – процесс не всегда быстрый, он требует физических, интеллектуальных, моральных усилий для разработки и обоснования.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Эвристическое и проблемное обучение: одно и то же?
Методы эвристического обучения предполагают изучение конкретной ситуации с выработкой решения в отношении определенной проблемы, задачи и пр. То есть она носит прикладной и проблемно-ориентированный характер. Но многие путают данный подход с непосредственно проблемным образованием. В таблице ниже мы представим сходства и отличия указанных подходов.
Признак | Эвристическое обучение | Проблемное обучение |
Цель | Осознание пройденного материала с акцентом на творческий потенциал учащегося, выработка и обоснование новых решений | Закрепить усвоение пройденного материала (запомнить) и развить на его основе умение пользоваться готовыми приемами, решениями, формулами и пр. |
Инструментарий | Дискуссия, игры, письменные работы, ситуационные задачи и кейсы | Классические лекции и семинары, типичные задания и задачи, кейсы, письменные проекты |
Роль педагога | Наставник, куратор, координатор
Целевая аудитория самостоятельно разбирается в теме и нюансах, занимается поиском решения и пр. Нет необходимости разъяснять, показывать. |
Проводник, консультант, который показывает как действует правило и закрепляет «эффект» на аналогичных заданиях |
Основа обучения | Креатив, творчество, воображение, индивидуальность личности, мнение индивида и его всестороннее обоснование | Классические приемы, законы, формулы. Акцент на интеллектуальный и научный подход |
Ориентир | Методология обучения, мотивация учащихся, достижения | Теоретический материал или содержание дисциплины, классическое образование, успеваемость |
Таким образом, методы эвристического обучения более широкие, масштабные, содействующие повышению мотивации и продуктивности учащихся. В то же время проблемное обучение нацелено на тотальное изучение традиционных подходов, которые в дальнейшем могут лечь в основу инноваций. Поэтому в современном образовании активно применяется комбинированная схема обучения на базе указанных парадигм или их чередования.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!