В рамках любых отношений и в каждом учреждении действуют определенные правила. Поступая в колледж или вуз индивид должен соблюдать не просто классические правила культуры и общения, субординации, но и этик. Притом студент должен владеть нормами научной и академической этики. О них мы расскажем в текущей статье.
Академическая этика в рамках взаимоотношений с педагогами учебного заведения
Сотрудничество преподавателей и студентов складывается в рамках живого и виртуального обещания, притом основными темами соприкосновения выступают учебный план, лекции и семинары, вопросы относительно выполнения курсовых работ, НИР, лабораторных проектов и пр. Дополнительными точками соприкосновения между учащимся вуза и педагогами становятся занятия внеурочного плана, где индивид занимается саморазвитием и самосовершенствованием «поверх» или параллельно освоения специальности.
Все общение, складывающееся между преподавателями учебного заведения и студентами, регулируется нормами академической этики. Она представляет собой определённую культуру взаимодействия, коммуникации между наставником, консультантом, преподавателем и его подплечным лицом (конкретным студентом или группой). Эта парадигма построена на таких принципах, как:
- Взаимоуважение и доверие, предполагающее соблюдение субординации и культурное обращение друг к другу в любой ситуации с соблюдением чувства самодостоинства;
- Взаимоподдержка, ориентированная на урегулирование любых нюансов мирным путем посредством коммуникаций, общения, уступок, снижения напряжения и уровня конфликтности и пр.;
- Справедливость и объективность. Данный канон базируется на адекватном восприятии происходящих явлений и суждений, их осознании и подведении выводов (извлечении урока, получении опыта), оперативном решении возникающих проблем на совместной основе (посредством консультирования, сотрудничестве с куратором и пр.);
- Обоснованность, ориентированная на грамотное отстаивание позиции, интересов на основе весомых и проверенных аргументов и фактов;
- Корпоративная культура и солидарность, предполагающая чтение традиций и внутренних правил, неформальных внутриорганизационных праздников, правил по соблюдения дресс-кода для педагогов и студенческого дресс-кода и пр.
Академическая этика действует в каждом образовательном заведении. Она выполняет ряд важнейших функций. Одной из первых выступает формальная или организационная, которая устанавливает четкие правила поведения и требования ко внешнему виду.
Второй задачей рассматриваемой категории является миротворческая, призванная установить доброжелательные отношения в трудовом и студенческом коллективе, минимизировать возникновение конфликтных ситуаций и мирное урегулирование спорных ситуаций.
Третья функция заключается в установлении справедливости и объективности в рамках учебного заведения в целом, а также во взаимоотношения между всеми участниками учебного процесса.
Академическая этика может действовать формально и неофициально. Первый вариант предполагает наличие конкретного набора правил, регулирующих общение и поведение повсеместно. Как правило, это привычные для всех нормы, которым обучают детей с детства.
Неформальная академическая этика сводится к дополнению классических канонов дополнительными параметрами и условиями по усмотрению вуза или суза, порядок действий с учетом специфики ситуации. Чаще всего неформальная этика регулирует второстепенные моменты, привычные студентам и педагогам конкретного заведения: порядок организации внеурочной деятельности, студенческие праздники и мероприятия и пр.
Таким образом, академическая этика в вузе на уровне коммуникаций устанавливает общие и специфические нормы общения и взаимоотношений между педагогами, студентами и иными участниками учебного процесса.
Обратите внимание, что соблюдение норм академической этики коммуникационного характера является обязательным для каждого культурного человека, но в отношении студентов – это особое дополнительное требование.
Академическая этика студента при выполнении исследований
Каждый студент сталкивается с необходимостью написания простейших и серьезных письменных работ исследовательского характера. Как минимум раз на протяжении учебного года ему предстоит выполнить реферат или доклад, подготовить и защитить курсовую работу, отчет по практике или отчет о НИР, дипломный проект. Помимо этого в числе наиболее распространённых исследований учащихся колледжей и вузов выступают контрольные работы, лабораторные работы, НИР и НИОКР и пр.
В ходе выполнения любого серьезного изыскания у студента возникает не просто обязанность по изучению темы и ее описанию в собственном проекте, но и соблюдении так называемой академической этики. В этом случае автору предстоит учитывать ряд важнейших канонов: требования по плагиату, авторской этике, а также общих правил выполнения (действующих на уровне ГОСТ и в стенах образовательного заведения дополнительно).
Правила академической этики, затрагивающие ход научно-исследовательской деятельности студента, чаще всего базируются на классических принципах:
- Истинное авторство, предполагает отражение всех задействованных в раскрытии темы с указанием автора. В данном случае важно отметить корректное отражение всех заимствований и соблюдение норм плагиата;
- Актуальность, предполагающая грамотное освещение современных тенденций на основе научных фактов, экспериментальных исследований и пр.;
- Объективность и обоснованность, базирующаяся на взвешенном освещении тематических проблем и нюансов на основе проверенных первоисточников;
- Независимость в выводах и отстаивании позиции, предполагающая наличие конкретного мнения в рамках рассматриваемой темы, явлений или объекта.
Обратите внимание, что именно академическая этика ложится в основу выполнения любой научно-исследовательской работы, начиная от планирования и заканчивая оформлением изыскания.
В основном нормы академической этики при выполнении студенческих и научных работ регулируют соотношение авторского текста с долей самоплагиата и плагиата, развивает самостоятельное веяние и рассуждение по теме, разработку инновационных подходов к решению заявленной проблемы, индивидуализм исследователя.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Причины и следствия нарушения академической этики
Соблюдение правил академической этики важно и обязательно для каждого студента и научного работника учебного заведения на любом из уровней: как в рамках коммуникаций между участниками учебного процесса, так и в рамках исследовательской деятельности.
На практике нарушения академической этики – явление распространенное. Но не стоит думать, что после пренебрежения данными нормами и правилами не наступит никаких последствий. На самом деле нарушения данных требований чревато весьма серьезными последствиями и наказаниями.
Самой частой причиной несоблюдения требований академической этики среди студентов становится банальное незнание всех тонкостей, параметров и условий. Но, как гласит народная мудрость и правовая грань, незнание законов не освобождает лицо от ответственности! Поэтому важно быть аккуратным в выражениях и действиях в любой ситуации!
Не менее распространенным основанием нарушений академической этики является отсутствие чувства самообладания. Как правило, подобные нарушения наблюдается в рамках напряжённых и конфликтных отношений между участниками учебного процесса, когда кто-либо выходит из себя и приступает к противоправным действиям: начиная от оскорблений и заканчивая порчей имущества, нанесением телесных повреждений и пр.
Третья причина невыполнения этических канонов становится невнимательность при выполнении курсовой, дипломной или научной работы, усталость или рассеянность в общении и пр. В данном случае нарушения становятся заметны в речи (устной ли письменной), проявляющиеся в несоблюдении стилистических параметров, правил культуры общения и пр.
Обратите внимание, что соблюдение требований академической этики важно как на уровне коммуникаций, так и при выполнении научно-исследовательской деятельности. При малейших нарушениях администрация учебного заведения или научный руководитель проекта может пойти на уступки и закрыть глаза, но при стабильном нарушении указанных норм – негативных последствий не миновать в таблице ниже мы представим меры наказания студентов за невыполнение требований академической этики.
Последствия нарушения академической этики в рамках коммуникаций |
Последствия нарушения академической этики в рамках НИР |
Несоблюдение требований относительно поведения в учебном заведении может спровоцировать замечание или выговор, а при стабильном нарушении действующих поведенческих норм — отчисление | Несоблюдение базовых правил написания и оформления студенческих и научных работ повлечет за собой недопуск к защите, корректировки, устранение замечаний. При несвоевременной отработке академической задолженности способно привести к отчислению |
Нарушение коммуникационной академической этики чревато появлением конфликтов интересов, напряженных отношений в коллективе, нарушение психологического климата | Нарушение правил академической этики при написании НИР чревато несоблюдением норм плагиата, что чревато наступлением гражданской, административной или уголовной ответственности за нарушение авторских прав |
Нарушение требований коммуникационной академической этики ухудшает репутацию и авторитет индивида | Несоблюдение норм авторской и оформительской этики в рамках проектной деятельности создает негативное впечатление об авторе, придавая ему славу невнимательного или ненадёжного исследователя, создателя некачественных проектов и пр. Данная манера негативно сказывается на студентах 1-2 курсов, когда они «работают на зачетку» |
В случае судебных разбирательств из-за нарушения авторской этики виновник может понести финансовые расходы на возмещение морального, физического и иного ущерба | В случае пренебрежения требованиями академической этики при написании студенческих и иных работ оригинальность текста будет низкой, работа может быть дисквалифицирована |
Таким образом, соблюдение требований академической этики важно на всех уровнях: начиная от общения и заканчивая проведением исследований и оформлением полученных результатов в виде НИР. При незначительных отклонениях явных или серьезных последствий не наступает: индивид может отделаться, как банальным замечанием, выговором так и небольшим штрафом. Но в случае систематического и грубого нарушения действующих этических требований и норм автор может лишиться всех привилегий, званий и почестей, а студент – попросту будет отчислен из учебного заведения за нарушения дисциплинарного или авторского плана.
Во избежание любых проблем каждому индивиду важно ознакомься с общими и специфическими (частными) правилами академической этики.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!