Что такое академическая этика?

В рамках любых отношений и в каждом учреждении действуют определенные правила. Поступая в колледж или вуз индивид должен соблюдать не просто классические правила культуры и общения, субординации, но и этик. Притом студент должен владеть нормами научной и академической этики. О них мы расскажем в текущей статье.

Что такое академическая этика?
В рамках любых отношений и в каждом учреждении действуют определенные правила. Поступая в колледж или вуз индивид должен соблюдать не просто классические правила культуры и общения, субординации, но и этик. Притом студент должен владеть нормами научной и академической этики. О них мы расскажем в текущей статье.

Академическая этика в рамках взаимоотношений с педагогами учебного заведения

Сотрудничество преподавателей и студентов складывается в рамках живого и виртуального обещания, притом основными темами соприкосновения выступают учебный план, лекции и семинары, вопросы относительно выполнения курсовых работ, НИР, лабораторных проектов и пр. Дополнительными точками соприкосновения между учащимся вуза и педагогами становятся занятия внеурочного плана, где индивид занимается саморазвитием и самосовершенствованием «поверх» или параллельно освоения специальности.

Что включает в себя академическая этика в рамках коммуникаций?
Что включает в себя академическая этика в рамках коммуникаций?

Все общение, складывающееся между преподавателями учебного заведения и студентами, регулируется нормами академической этики. Она представляет собой определённую культуру взаимодействия, коммуникации между наставником, консультантом, преподавателем и его подплечным лицом (конкретным студентом или группой). Эта парадигма построена на таких принципах, как:

  • Взаимоуважение и доверие, предполагающее соблюдение субординации и культурное обращение друг к другу в любой ситуации с соблюдением чувства самодостоинства;
  • Взаимоподдержка, ориентированная на урегулирование любых нюансов мирным путем посредством коммуникаций, общения, уступок, снижения напряжения и уровня конфликтности и пр.;
  • Справедливость и объективность. Данный канон базируется на адекватном восприятии происходящих явлений и суждений, их осознании и подведении выводов (извлечении урока, получении опыта), оперативном решении возникающих проблем на совместной основе (посредством консультирования, сотрудничестве с куратором и пр.);
  • Обоснованность, ориентированная на грамотное отстаивание позиции, интересов на основе весомых и проверенных аргументов и фактов;
  • Корпоративная культура и солидарность, предполагающая чтение традиций и внутренних правил, неформальных внутриорганизационных праздников, правил по соблюдения дресс-кода для педагогов и студенческого дресс-кода и пр.

Академическая этика действует в каждом образовательном заведении. Она выполняет ряд важнейших функций. Одной из первых выступает формальная или организационная, которая устанавливает четкие правила поведения и требования ко внешнему виду.

Функции академической этики
Функции академической этики

Второй задачей рассматриваемой категории является миротворческая, призванная установить доброжелательные отношения в трудовом и студенческом коллективе, минимизировать возникновение конфликтных ситуаций и мирное урегулирование спорных ситуаций.

Третья функция заключается в установлении справедливости и объективности в рамках учебного заведения в целом, а также во взаимоотношения между всеми участниками учебного процесса.

Академическая этика может действовать формально и неофициально. Первый вариант предполагает наличие конкретного набора правил, регулирующих общение и поведение повсеместно. Как правило, это привычные для всех нормы, которым обучают детей с детства.

Виды академической этики в вузе
Виды академической этики в вузе

Неформальная академическая этика сводится к дополнению классических канонов дополнительными параметрами и условиями по усмотрению вуза или суза, порядок действий с учетом специфики ситуации. Чаще всего неформальная этика регулирует второстепенные моменты, привычные студентам и педагогам конкретного заведения: порядок организации внеурочной деятельности, студенческие праздники и мероприятия и пр.

Таким образом, академическая этика в вузе на уровне коммуникаций устанавливает общие и специфические нормы общения и взаимоотношений между педагогами, студентами и иными участниками учебного процесса.

Обратите внимание, что соблюдение норм академической этики коммуникационного характера является обязательным для каждого культурного человека, но в отношении студентов – это особое дополнительное требование.

Академическая этика студента при выполнении исследований

Каждый студент сталкивается с необходимостью написания простейших и серьезных письменных работ исследовательского характера. Как минимум раз на протяжении учебного года ему предстоит выполнить реферат или доклад, подготовить и защитить курсовую работу, отчет по практике или отчет о НИР, дипломный проект. Помимо этого в числе наиболее распространённых исследований учащихся колледжей и вузов выступают контрольные работы, лабораторные работы, НИР и НИОКР и пр.

В ходе выполнения любого серьезного изыскания у студента возникает не просто обязанность по изучению темы и ее описанию в собственном проекте, но и соблюдении так называемой академической этики. В этом случае автору предстоит учитывать ряд важнейших канонов: требования по плагиату, авторской этике, а также общих правил выполнения (действующих на уровне ГОСТ и в стенах образовательного заведения дополнительно).

Основы академической этики при выполнении НИР
Основы академической этики при выполнении НИР

Правила академической этики, затрагивающие ход научно-исследовательской деятельности студента, чаще всего базируются на классических принципах:

  • Истинное авторство, предполагает отражение всех задействованных в раскрытии темы с указанием автора. В данном случае важно отметить корректное отражение всех заимствований и соблюдение норм плагиата;
  • Актуальность, предполагающая грамотное освещение современных тенденций на основе научных фактов, экспериментальных исследований и пр.;
  • Объективность и обоснованность, базирующаяся на взвешенном освещении тематических проблем и нюансов на основе проверенных первоисточников;
  • Независимость в выводах и отстаивании позиции, предполагающая наличие конкретного мнения в рамках рассматриваемой темы, явлений или объекта.

Обратите внимание, что именно академическая этика ложится в основу выполнения любой научно-исследовательской работы, начиная от планирования и заканчивая оформлением изыскания.

В основном нормы академической этики при выполнении студенческих и научных работ регулируют соотношение авторского текста с долей самоплагиата и плагиата, развивает самостоятельное веяние и рассуждение по теме, разработку инновационных подходов к решению заявленной проблемы, индивидуализм исследователя.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Причины и следствия нарушения академической этики

Соблюдение правил академической этики важно и обязательно для каждого студента и научного работника учебного заведения на любом из уровней: как в рамках коммуникаций между участниками учебного процесса, так и в рамках исследовательской деятельности.

На практике нарушения академической этики – явление распространенное. Но не стоит думать, что после пренебрежения данными нормами и правилами не наступит никаких последствий. На самом деле нарушения данных требований чревато весьма серьезными последствиями и наказаниями.

Самой частой причиной несоблюдения требований академической этики среди студентов становится банальное незнание всех тонкостей, параметров и условий. Но, как гласит народная мудрость и правовая грань, незнание законов не освобождает лицо от ответственности! Поэтому важно быть аккуратным в выражениях и действиях в любой ситуации!

Не менее распространенным основанием нарушений академической этики является отсутствие чувства самообладания. Как правило, подобные нарушения наблюдается в рамках напряжённых и конфликтных отношений между участниками учебного процесса, когда кто-либо выходит из себя и приступает к противоправным действиям: начиная от оскорблений и заканчивая порчей имущества, нанесением телесных повреждений и пр.

Третья причина невыполнения этических канонов становится невнимательность при выполнении курсовой, дипломной или научной работы, усталость или рассеянность в общении и пр. В данном случае нарушения становятся заметны в речи (устной ли письменной), проявляющиеся в несоблюдении стилистических параметров, правил культуры общения и пр.

Обратите внимание, что соблюдение требований академической этики важно как на уровне коммуникаций, так и при выполнении научно-исследовательской деятельности. При малейших нарушениях администрация учебного заведения или научный руководитель проекта может пойти на уступки и закрыть глаза, но при стабильном нарушении указанных норм – негативных последствий не миновать в таблице ниже мы представим меры наказания студентов за невыполнение требований академической этики.

Последствия нарушения академической этики в рамках коммуникаций

Последствия нарушения академической этики в рамках НИР

Несоблюдение требований относительно поведения в учебном заведении может спровоцировать замечание или выговор, а при стабильном нарушении действующих поведенческих норм — отчисление Несоблюдение базовых правил написания и оформления студенческих и научных работ повлечет за собой недопуск к защите, корректировки, устранение замечаний. При несвоевременной отработке академической задолженности способно привести к отчислению
Нарушение коммуникационной академической этики чревато появлением конфликтов интересов, напряженных отношений в коллективе, нарушение психологического климата Нарушение правил академической этики при написании НИР чревато несоблюдением норм плагиата, что чревато наступлением гражданской, административной или уголовной ответственности за нарушение авторских прав
Нарушение требований коммуникационной академической этики ухудшает репутацию и авторитет индивида Несоблюдение норм авторской и оформительской этики в рамках проектной деятельности создает негативное впечатление об авторе, придавая ему славу невнимательного или ненадёжного исследователя, создателя некачественных проектов и пр. Данная манера негативно сказывается на студентах 1-2 курсов, когда они «работают на зачетку»
В случае судебных разбирательств из-за нарушения авторской этики виновник может понести финансовые расходы на возмещение морального, физического и иного ущерба В случае пренебрежения требованиями академической этики при написании студенческих и иных работ оригинальность текста будет низкой, работа может быть дисквалифицирована

Таким образом, соблюдение требований академической этики важно на всех уровнях: начиная от общения и заканчивая проведением исследований и оформлением полученных результатов в виде НИР. При незначительных отклонениях явных или серьезных последствий не наступает: индивид может отделаться, как банальным замечанием, выговором так и небольшим штрафом. Но в случае систематического и грубого нарушения действующих этических требований и норм автор может лишиться всех привилегий, званий и почестей, а студент – попросту будет отчислен из учебного заведения за нарушения дисциплинарного или авторского плана.

Во избежание любых проблем каждому индивиду важно ознакомься с общими и специфическими (частными) правилами академической этики.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!