В целом подготовка любого квалифицированного специалиста на базе колледжей и вузов независимо от осваиваемой ступени образования в обязательном порядке предполагает сначала постепенное теоретическое погружение в профиль, а затем знакомство с реалиями и трудовыми буднями, обретение первых профессиональных навыков и качеств в виде практики. На каждом этапе обучения действует определенная градация и виды практической деятельности. Сегодня мы расскажем об одной из них – научной.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Научная практика – это часть учебной программы магистранта. Она реализуется строго на базе второй ступени профессионального образования.
Роль данного формата профессионального воспитания и становления квалифицированного специалиста велика и важна, поэтому к реализации данного этапа приступают уже в конце первого семестра обучения (ведь продолжительность пребывания в магистратуре невелика – около 2 лет).
Научная практика призвана закрепить имеющиеся знания и навыки, творческие и иные способности, а также расширить их посредством обретения новых, более узки и утонченных умений и представлений в рамках осваиваемой профессии. Фактически она не просто позволяет закрепить ранее пройденный материал, отточить базовое мастерство, но и сделать его более глубоким и осмысленным, самостоятельным и профессиональным.
Вторая и не менее важная задача научной практики заключается в обеспечении единого образовательного и научного процессов. Данный вид стажировки недаром называется «научным», ведь здесь магистрант будет не просто работать, а именно исследовать проблему предприятия изнутри (или по теме диссертации), полагаясь на опыт и научные каноны, правила, принципы, симптомы и пр.
Третья особенность научной практики проявляется в том, что здесь стажер является самостоятельным специалистом, который будет лично принимать решение о выборе инструментария, подходов, методов исследования и проведения испытаний. Притом без творческого подхода, критического мышления и аналитических способностей ему не обойтись. Поэтому научная практика обладает комбинированными чертами, что позволяет рассмотреть проблему в общей массе, а также в частном порядке.
Таким образом научная практика призвана помочь студентам погрузиться в научный мир и развить в себе исследовательские качества, начать наработку базы для выполнения магистерской диссертации, а также научить тотально изучать проблему на основе комбинированного подхода и самостоятельно исследовать проблему, принимать решение о ее разрешении с учетом всех нюансов, обосновывая каждый шаг с научной и практической точек зрения.
Важно отметить, что научная практика свойственна не только на базе магистратуры. Данная стадия профессионального воспитания также предусмотрена в рамках обучения аспирантов.
Содержание научной практики: чем занимаются магистранты?
В целом научная практика проводится также по этапам, каждый из которых можно обособить в традиционные разновидности: учебная (первое представление о научном исследовании и правилах его проведения), производственно-преддипломная (сбор доказательной базы для магистерской диссертации).
Данный этап подготовки магистранта/аспиранта – это не просто пребывание на базе объекта, работа с документами, а самое настоящее исследование с целью научного, инновационного и эффективного разрешения имеющейся проблемы. Поэтому в рамках рассматриваемой стадии происходит настоящее превращение обычного студента в исследователя с тонким чутьем и навыками.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Основная программа научной практики предполагает выполнение следующих действий:
- Предварительно (еще на этапе поступления) студент закрепляет за собой тему магистерской диссертации. Притом выбирая место для научной практики важно ориентироваться на интересуемую проблематику. Поэтому важно корректное целеполагание и понимание роли научной практики для грамотного подбора методов и инструментов при проведении НИР;
- Изучение деятельности объекта внутри и «снаружи» для получения всецелой картины относительно происходящих явлений и тенденций, диагностики проблемы и ее научного описания, обоснования;
- Проведение лабораторных или иных экспериментальных (прикладных) исследований по заранее сформированному плану и согласно программе научной практики, индивидуальному заданию от кафедры и пр.;
- Анализ полученных результатов и их описание с научной, практической точек зрения, определение путей по решению проблемы и поиск оптимальных мер, инноваций для устранения первопричины и смягчения последствий;
- Формирование отчета по научной практике, а также подготовка научных статей по результатам научной практики для публикации и периодических изданиях и ВАК-журналах (подготовка доказательной базы для магистерской диссертации);
- Защита отчета по научно-исследовательской практике на кафедре с обоснованием каждого шага. Также допускается участие с полученными результатами НИР на научных конференциях.
Фактически, научная практика проходит строго в рамках изначально намеченной программой обучения траектории, имея свое место в учебном процессе (график, задание), определенные границы допустимых и необходимых действий (научный аппарат, цель, задачи, тема исследования и проблематика и пр.).
Реализация данного этапа становления будущего инженера или дипломированного бакалавра/магистранта предполагает тотальное погружение в узкие научные горизонты (сугубо профильные дисциплины), изучение современных подходов и приемов, методов проведения НИР и решения проблем на практике, а также подготовка исследований в письменном виде (в виде научных статей, отчетов, обзоров, отдельных глав или подпунктов магистерской диссертации и пр.).
Научная практика призвана погрузить специалиста с минимальной базой в более глубокие научные горизонты, развить у него специфические умения, пригодные в сложных ситуациях или узких сегментах трудовой жизни (по профессии). Поэтому здесь важно наличие образования бакалавра (как минимум по текущему или смежному профилю), опыт в выполнении хотя бы простейших исследований и НИР, понимание реалий (текущее положение объекта и дел в отрасли, симптоматика проблемной зоны, факторы, способы диагностики и пр.).
Обязательным моментом научной практики является именно проведение научного исследования: сначала теоретического, а затем практического. Притом оба вида должны быть отражены в отчете на научной практике и в магистерской диссертации. Выработка решения основывается преимущественно на действующих научных канонах и правилах с учетом возможностей и потребностей объекта исследования.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: магистранты в ходе научной практики занимаются сбором информационной и доказательной базы для проведения исследования (диагностики проблемы, проведения эксперимента и пр.), а также ее анализом, переработкой для определения дальнейших действий (выработки решения и пр.).
Основные стадии проведения научной практики
На проведение научной практики отводится от 4 до 6 недель. Согласитесь, для закрепления пройденного ранее курса времени достаточно, но для освоения новых навыков и их развития, совершенствования – немного. Поэтому важно тщательно спланировать каждый шаг и день, чтобы он был плодотворным и позволял за указанный промежуток времени собрать достаточный объем доказательств и фактов, сведений для проведения изыскания.
Чтобы научная практика проходила успешно, важно тщательно соблюдать все предписанные правила, планы. Поэтому можно выделить три основных шага по реализации:
- Подготовительный. Его миссия состоит в проработке основных моментов, которые практиканту предстоит реализовать, изучить, провести и пр. Притом подготовка предполагает: утверждение темы исследования, выбор объекта исследования и прикрепление к нему, разработка научного аппарата и основных этапов НИР (с учетом программы практики, возможностей практиканта, предоставляемой базы с места практики, определение наиболее пригодных методов исследования и пр.).
Здесь также важно знать теоретический материал (хотя бы базовый) по выбранной теме НИР, иметь представления с чем и как предстоит работать и пр. Поэтому не лишним будет повторение пройденной программы, теоретических моментов (понятия, правила, формулы и пр.). Подготовка к научной практике должна быть комплексной и захватывать все существенные моменты.
Также на данном этапе важно заключить договор с объектом практики, который позволит стажеру получить допуск к основной или необходимой для него информации.
Таким образом, при подготовке к прохождению научной практики важно определиться с существенными моментами: что исследовать, как это делать, границы исследования, возможности практиканта (подготовка, инструментарий, база практики) и пр. Разработанный план станет ключевым ориентиром на время стажировки. Все изменения (которые вносятся при необходимости, обоснованно) должны быть согласованы с научным руководителем.
- Основной этап – реализация исследования. Здесь магистрант или аспирант руководствуется предписанными ему правилами учреждения и намеченной исследовательской траекторией. Он приступает к изучению объекта НИР и сбору базы (информации для проведения исследования, на основе которой можно оценить положение дел, диагностировать проблему, установить причинно-следственную связь и пр.). Обязательным моментом в рамках данного этапа научной практик и выступает проведение исследования прикладного характера. Притом оно может реализовываться в лабораторных условиях, посредством наблюдения, эксперимента (но строго по разрешению руководства объекта и после одобрения научным руководителем от кафедры).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Проведение основного этапа научно-исследовательской практики призвано диагностировать проблемную зону, симптоматику, силу воздействия и предопределить потенциальные пути по разрешению неурядиц.
Важно отметить, что именно результаты текущего этапа научной практики находят отражение в научных статьях магистров и аспирантов (анализ результатов практической деятельности), аналитической главы магистерской или кандидатской диссертации и пр.
- Финальная. Данная стадия связана с корректным оформлением полученных результатов в самых разных вариациях. Для магистров и аспирантов важно своевременно подготовить отчет по научной практике и защитить его на кафедре. Также не менее важно грамотно описать полученные результаты и опубликовать их в научных журналах в виде научных статей (для дальнейшего использования на базе самоцитирования и самоплагиата в диссертации, пополнении публикационной копилки актуальными работами). Учите, что в указанных работах важно отражать достоверные и точные сведения, корректно их анализировать и обязательно обосновывать с научной позиции (действующих теорий и канонов, норм и пр.).
Обратите внимание, что качество проведения научной практики и полученных результатов зависит от исхода каждого этапа: чем лучше магистрант или аспирант подготовится (детальнее распишет границы исследования, необходимые материалы, что ему нужно сделать и пр.), тем достовернее и точнее, оперативнее будут получены результаты в рамках основной стадии, а ее исход напрямую скажется на качестве отчета и диссертации.
Поверьте, без предварительной подготовки и усердия в рамках основного этапа для получения качественного результата и эффективного решения не обойтись. Вносить коррективы и изменения в утвержденный план научной практики допустимо только по одобрению куратора, в случае острой необходимости (если иных вариантов для решения проблем нет). Притом делается это строго с акцентом на тему диссертации (иногда легче переформулировать ее, чем перестроить ход научной практики).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Отличается ли научная практика магистрантов и аспирантов?
В целом, миссия данного этапа подготовки исследователей одна и та же – развить навыки в проведении исследований, выработке оригинальных решений с учетом потребностей и возможностей объекта, развитие научной мысли и внедрение инноваций в реалии.
Отличия кроются ишь в глубине погружения в тему, а также детализацию научной траектории: степень погружения в отдельные моменты и нюансы, первоисточники, качество проектирования и реализации эксперимента.
У аспирантов все основывается сугубо на научных работах предшественников и экспериментальных данных. Голословные убеждения и суждения недопустимы. Притом тема будет раскрываться с более узкого ракурса, точечно. У магистров все же НИР получается более общим и обширным, но с акцентом на использование современных технологий и их внедрение в частном случае.
Аспиранты зачастую решают более глобальные проблемы, разрабатывая рекомендации по внедрению новшеств (при каких условиях допустимо использование новоизобретенного механизма, как им пользоваться, чего ожидать, к каким рискам и угрозам быть готовым и пр.).
Научная практика магистрантов и аспирантов будет отличаться лишь качеством доказательной базы (у аспирантов все точнее, провереннее, конкретнее и изучается в более узком сегменте). Методики, инструментарий зачастую совпадают, но используются иначе.
Также научная практика магистрантов и аспирантов может отличаться по следующим критериям:
- Тема исследования. Аспирант может сменить тему исследования, но оставив ту же проблематику. В данном случае возможны: смена ракурса или позиции автора, освещение проблемы с позиции объекта (частные сложности), учет опыта предшественников и пр.
- Продолжительность стажировки. У аспирантов на проведение научного исследования и прохождение практики уходит больше времени. Более того, в отдельных случаях научная практика может проходить параллельно педагоги ческой практике.
- Точность и конкретика доказательной базы. Магистранту порой достаточно иметь на руках общие показатели и сведения для диагностики и разрешения проблемы, аспиранту же важно располагать более детальными сведениями и фактами.
- Методология исследования. Аспирантская практика предполагает более научный подход к разрешению проблемы с акцентом на оптимизацию, совершенствование действующих механизмов, инструментов или разработку инновационного приема. Магистранты чаще всего полагаются на традиционные приемы и готовую информационную базу, а аспиранты полагаются на комбинированные и собственноручно подобранные инструменты с учетом научных канонов.
- Публикация результатов научной практики. Магистранты выполняют отчет и публикуют по 1-2 научной статьи на основе полученных результатов. Благодаря детализации исследования, более точных и «частых» шагов при выполнении НИР, аспирантам проще пополнить публикационную копилку новыми статьями. В среднем по результатам научной практики можно выполнить по 3-5 научных статьи (в рамках основной части, детально осветив каждый этап диагностики, исход эксперимента, сравнив результаты практики с научными тенденциями и пр.).
Программа научной практики стандартизирована вузом с учетом специализации практиканта, но ее исход один – проведение исследования и его описание, анализ в соответствующих проектах.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!