Что такое ширина исследования и как ее установить?

У каждого исследования есть свои специфические характеристики, позволяющие оценить полноту раскрытия темы, индивидуальность проекта и авторской позиции, его обоснованность и пр. Одним из таких неординарных критериев исследовательской работы выступает категория «ширина» студенческой или научной работы.

Что такое ширина исследования и как ее установить?
У каждого исследования есть свои специфические характеристики, позволяющие оценить полноту раскрытия темы, индивидуальность проекта и авторской позиции, его обоснованность и пр. Одним из таких неординарных критериев исследовательской работы выступает категория «ширина» студенческой или научной работы.

Что такое ширина исследования?

Если понятие «глубина проекта» характеризуется степенью погружения в тему (насколько подробно и дотошно автор изучил вопрос или проблему, особенности информационной и доказательной базы (на что он полагался) и пр.), то с категорией «ширина» знакомы далеко не все.

Глубина исследования позволяет понять, насколько детально автор изучил тему, какие особенности и нюансы затронул, в каких сегментах разбирался тщательнее, на чем он сконцентрировался. Ширина исследования позволяет оценить разнообразие его действий и решаемых им научных задач, то есть то, чему он научился в процессе выполнения НИР.

Зачем нужна глубина и ширина исследования?
Зачем нужна глубина и ширина исследования?

Под шириной студенческой или научной работы принято понимать комплекс намеченных автором задач, предстоящих к рассмотрению и решению. Фактически ширина проекта представляет собой набор тех действий, которые выполнил автор для погружения на максимальную глубину в рамках выбранной темы. То есть рассматриваемые нами термины являются взаимосвязанными и весьма важными параметрами.

Если подойти к понятию «ширина научного проекта» с практической точки зрения, то этот параметр можно оценивать, как качества, которые обрел автор в ходе выполнения НИР (то есть чему он научился).

От чего зависит ширина исследования?

Если ширину исследования представить в самом простейшем виде, то она предстанет перед автором и читателем в виде задач проекта, от решения которых зависит достижение цели и решение проблемы, глубина погружения, доказательная база и пр.

Однозначно ответить на вопрос: «Какой будет ширина исследования?» невозможно. Данный параметр разрабатывается и утверждается каждым автором индивидуально. Он может зависеть от множества внутренних и внешних факторов:

  • Уровень подготовки исследователя и его первичное понимание и видение темы/проблемы;
  • Степень разработанности темы, характер тематики (узкая или популярная), наличие и достаточность информационной базы и пр. Если тема узкая, то придется искать или добывать достоверную информацию самостоятельно, решая дополнительные задачи и пр.;
  • Характер исследования. Если изыскание относится к категории теоретических, то ширина будет довольно узкой, если же прикладная – то здесь есть, где развернуться;
Что влияет на ширину исследования?
Что влияет на ширину исследования?
  • Научный аппарат НИР, то есть от установленных автором и научными канонами, практическими нюансами и особенностям объекта исследования границ;
  • Качество информационной базы. Ширина исследования напрямую зависит от располагаемой по теме информации и доказательств, возможностей их применения в разработке решения. Чтобы добыть соответствующие сведения, автору предстоит решить не одну задачу, а значит ширина исследования будет зависеть также от навыков исследователя по сбору, обработке данных, их перепроверке (необходимости данного действия) и пр.;
  • Творческий подход, креативность автора: на что он готов для раскрытия темы, какие задачи посильны для него какими данными он располагает и какие комбинации допустимы и пр.

Каждый автор самостоятельно определяет ширину исследования, но делается это чаще всего неосознанно, а больше на интуитивном уровне. Ширина исследования проявляется в ракурсе изучения: авторская позиция и гипотеза, объект и проблема НИР. Чем точнее исследователь будет изучать вопрос, привлекая разнообразные источники информации, тем шире получится изыскание, а соответственно – выше его качество и результативность ценность.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Гайд: как определить ширину исследования?

Ширина исследования – категория довольно абстрактная, воспринимаемая каждым автором индивидуально. Но в большинстве случаев она сводится к определению задач проекта – основных действий и моментов, требующих внимательного изучения.

Чтобы определить или наметить ширину студенческого или научного проекта, достаточно провести небольшой анализ в следующих сегментах:

  • Тема. В данном случае автору предстоит понять, о чем ему предстоит писать, какую проблему решать. На этой стадии важно выделить проблему исследования и диагностировать наиболее важные ее стороны: в чем проявляется, на что воздействует и пр.;
  • Информационная база. Далее следует изучить работы в рамках выбранной темы. Данный поход поможет понять, какие действия производились предшественниками ранее, что известно по теме и проблеме сейчас какие недостатки или пробелы в теории и на практике существуют. В зависимости от информационной базы исследователь уже может наметить ключевые моменты по проекту: цель и примерные задачи. Именно здесь задается примерная или базовая ширина НИР в виде основных этапов изыскания, то есть устанавливается «теоретическая ширина» проекта.
Вопросы для определения ширины исследования
Вопросы для определения ширины исследования
  • Объект исследования. Далее важно определить специфику объекта исследования, его особенности, возможности и пр. В этом случае происходит детализация задач с акцентом на практический курс исследования темы, а значит увеличивается ширина, происходит более глубокое погружение в тему, но в частном порядке.
  • Точность полученных результатов и возможности их применения в перспективе и пр. Данный шаг по установлению ширины НИР позволяет автору определить перспективы полученных результатов и констатировать возможности их применения, ценность, значимость инновации и пр. В данном русле происходит детализация отдельных моментов и нюансов с акцентом на ширину исследования, то есть подъем новых вопросов и определение возможностей автора или его решения и пр.

Таким образом, можно сказать, что ширина исследования сконцентрирована вокруг научного аппарата и представлена в виде спектра всех намеченных исследователем научных задач, тех действий, которые привели исследователя к конечным результатам. Все поставленные ориентиры и ограничения будут устанавливать масштабы проекта и отвечать на ключевые вопросы:

  • Что изучать? (проблема)
  • В каких пределах будет изучаться тема/проблема? (сроки, научные и иные границы в виде объекта и предмета, цель изыскания и пр.)
  • Что потребуется для полноценного погружения в тему (какие источники информации необходимы и уместны, как с ними работать и т.д.)

Если говорить проще, то ширину студенческой или научной работы можно определить перечнем намеченных задач и задействованных для их решения методами.

Отличается ли ширина курсовой, дипломной и научной работы?

В целом, ответ на поставленный вопрос очевиден – отличается. Чем серьезнее труд, тем он будет шире, так как автору предстоит тщательно обосновать выбранную позицию, проверить соответствующую гипотезу и сделать окончательный и обоснованный вывод, а для этого придется решать множество разнообразных задач.

В курсовой работе ширина исследования будет минимальной, так как автор работает преимущественно со вторичными источниками информации, а при наличии практической части лишь реализует описанный механизм путем подстановки имеющихся у него данных и анализа полученных результатов. То есть здесь ширина исследования минимальная и сводится к изучению темы и проверке, разъяснению эффективности установленных фактов, правил, тенденций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Ширина дипломной работы будет более многозадачной. В данном случае предстоит не только исследовать и проанализировать проблему, но и определить потенциальное ее решение и показать его состоятельность в конкретных масштабах (частный, региональный и пр.). То есть появляется новая «функция» — разработка, решение, прогнозирование и пр.

В научных работах ширина исследования становится еще более утонченной. Автору предстоит собрать основательную и неопровержимую доказательную базу, проверить выдвинутую гипотезу, разработать решение исследуемой проблемы и показать его состоятельность и возможности применения в перспективе с акцентом на инновации, ценность и пр.

Чем серьезнее проект или научное изыскание, тем больше его ширина и глубина, точнее результаты и выше качество.

Зачем необходима ширина исследования?

Ширина исследования позволяет оценить и констатировать ключевые результаты и итоги научной работы.

Во-первых, анализ данного параметра помогает определить уровень подготовки и компетентность, профессионализм исследователя: понимание им темы, умение работать с различными первоисточниками, обосновывать авторскую позицию, искать альтернативные пути или решения, грамотно преподносить информацию и пр.

Во-вторых, от ширины исследования может зависеть качество доказательной базы. Чем больше задач прикладного значения (изучить, разработать, решить, показать, провести эксперимент и пр.), тем точнее результаты.

Что показывает ширина исследования?
Что показывает ширина исследования?

В-третьих, ширина исследования позволяет оценить разнообразие намеченных задач или общий ракурс изучения проблемы: с какой стороны подошел автор, какие факторы учел, какие действия произвел и чем они отличаются от аналогичных проектов, как он достиг текущих результатов, каким видит перспективы темы и пр.

В-четвертых, наглядно показывает возможности исследователя в части проектирования и реализации намеченного пути: исследовательские навыки и качества, целеустремленность, наличие творческих и профессиональных качеств, умение сочетать научные и прикладные традиции и пр.

В-пятых, ширина исследования позволяет оценить масштабы и характер проекта. Если работа заключается лишь в переработке теоретических первоисточников, то ширина и глубина погружения в тему минимальны, если же присутствует экспериментальная, прикладная части – проект явно заслуживает уважения, ведь выработанное решение будет учитывать реальное положение дел в науке и отрасли.

Где и как отмечается ширина студенческой или научной работы?

Если вспомнить и проанализировать структуру студенческих или научных проектов, то можно заметить, что понятие «ширина исследования» в прямом виде и смысле нигде не употребляется. Но отсутствие данного параметра или термина в составе НИР еще не означает, что он вовсе не существует и не применяется.

Ширина исследования задается набором намеченных задач с акцентом на специфику объекта НИР. Поэтому их описание имеет место в следующих разделах:

  • Введение. В данном пункте подробно расписывается научный аппарат, в том числе задачи, конкретизируется объект, цель и пр. Именно здесь ширина исследования обретает свой явный и лаконичный вид.
  • Основная часть. В данном случае ширина исследования будет представлена в виде задач или этапов НИР – подпунктов, в каждом из которых постепенно раскрывается суть рассматриваемой темы, подчеркивается теоретическая и практическая ценность изучаемой проблемы, определяется новейшее или оптимальное ее решение с учетом научных канонов, общих и частных условий, факторов и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Ширина исследования задается и констатируется в рамках научного аппарата проекта или программы исследования (мероприятия).

  • Заключение. В данном разделе происходит констатация полученных результатов с акцентом на степень достижения намеченной цели, к чему привели решенные задачи (то есть, к каким результатам привела намеченная ширина проекта), насколько точны итоги и каковы перспективы их применения и пр.

То есть ширина исследования подробно расписывается во вводной части исследования, затем постепенно подчеркивается и описывается на протяжении всего проекта предполагая предоставление конкретных доказательств, выводов, а затем находит отражение в выводах (промежуточных и итоговых). Чем подробнее изучена тема, тем шире исследование и больше задач было решено автором, чем разнообразнее подключенные методы, тем масштабнее и шире, глубже проект, а значит точнее результаты.

В целом, все исследования являются многозадачными, но характер этих самых задач и ориентиров может разниться, поэтому и ширина работ будет разной. Главное, чтобы ширина и глуби на погружения в тему позволяли предельно точно, достоверно, надежно раскрыть тему и разрешить проблему.

Учите, что далеко не все намеченные задачи позволяют «расширить» границы и возможности применения полученных итогов. Ширина исследования будет напрямую зависеть от того, как влияют полученные итоги и выводы на реальность (в науке, на практике). Употребление синонимичных установок не делает проект шире, но позволяет углубить погружение в тему, уточнить отдельные моменты.

Какие ошибки допускают авторы в ходе разработки и утверждения ширины исследования?

Определение ширины исследования происходит на всех этапах подготовки научной или исследовательской, студенческой работы. Сначала на стадии проектирования задается общий ориентир определяются наиболее важные моменты, подлежащие изучению и рассмотрению. Затем в ходе планирования работы происходит детализация кастета: утверждается структура проекта, логика и последовательность мероприятий и действий, задается цель и уточняются задачи, подбираются методы и пр. Далее уже по ходу выполнения проекта они могут изменяться. Но важно чтобы все перемены были обоснованными и уместными, посильными для автора.

Самые распространенные ошибки при установлении ширины исследования
Самые распространенные ошибки при установлении ширины исследования

Студенты и начинающие исследователи чаще всего совершают следующие ошибки в ходе определения и утверждения ширины НИР:

  • Некорректное восприятие темы, проблемы. На фоне неправильного восприятия ситуации и оценивания проблемы, создается неграмотная или неуместная траектория, программа НИР, которая не содействует всецелому изучению и решению проблемы.
  • Выход за пределы темы. В данном случае автор не учитывает намеченные границы или особенности тематики/проблематики. Чаще всего лирические и иные отступления наблюдаются при дефиците информации или изучении узкой темы. Даже отсутствие четких аргументов или информационной азы не является основанием для ухода в иные стороны. От того, что автор захватит смежные блоки или второстепенные моменты, исследование шире, глубже или точнее не станет.
  • Слабая доказательная база. Чтобы обосновать авторскую позицию или доказать состоятельность гипотезы, исследователю предстоит предоставить не один факт, а целую систему доказательств, которая смогла бы всесторонне описать суть: диагностировать проблемы, показать несостоятельность ранее предложенных механизмов и подходов, определить их недостатки и наметить пути по ее решению и пр. Доказательная база должна быть разнообразной, однозначной. Чтобы достичь намеченной цели, важно предоставить массу различных доказательств и пр., а чтобы добыть их – придется расширить границы НИР, усовершенствовать навыки автора. При отсутствии соответствующих фактов все выводы и концепции становятся голословными рассуждениями, проект теряет смысл и превращается в банальный реферат или обзор, а значит ширина изыскания становится никчемной.
  • Несовпадение намеченной цели и полученных результатов. Данная огреха – самое грубое нарушение при выполнении студенческой или научной работы, напрямую отражающееся на ширине исследования: авто может выполнять лишние и ненужные действия и не получить должного результата. Поэтому важно тщательно проектировать и планировать программу НИР, сопоставлять итоги и намеченные ориентиры. Если они не будут совпадать, то проект не будет считаться завершенным.

Таким образом, корректное определение ширины и глубины исследования позволяет автору сформировать четкий научный аппарат и повысить качество выполняемой НИР.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Что такое ширина исследования и как ее установить?”

  • интересная статья, ранее о таком понятии не слышал. Но если сравнить глубину и ширину исследования, можно понять, что они зависят больше от видения темы автором, подобранных им первоисточников и количества вопросов, на которые предстоит ответить в ходе исследования. притом на сколько я понял, эти категории взаимосвязаны: без ширины не будет глубины и наоборот. Спасибо за полезный материал!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *