Как можно увлечь студента учебой или предметом, конкретной темой? Как упростить подачу сложной информации и донести суть до учащегося, развить в нем конкретные навыки? Современная педагогика нередко задается подробными вопросами, стараясь изобрести инновационный подход в преподавании. Одним из таких необычных способов обучения на всех ступенях образования выступает формат «деловых игр». Изначально он практиковался в начальной школе, но теперь успешно реализуется и в вузе.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции в учебном процессе
Все привыкли, что учебный процесс в колледже или вузе предполагает успешное сочетание лекций, семинаров, практикумов, лабораторных занятий и пр. Но далеко не все знают, что внутреннее содержание любого занятия может быть традиционным – дискуссия, конспектирование, работа за ПК, акт и проходить в весьма увлекательной игровой форме. К такому варианту преподавания относят деловые игры.
Под деловыми играми в колледже или вузе подразумевают имитацию реальности в учебных целях, когда создаются определенные условия, правила, ситуация, а каждый студент, присутствующий на занятии, выполняет определённую роль или задание, погружаясь во все нюансы.
Признаками качественной деловой игры в учебном вузовском процессе выступают следующие черты:
- Тщательное планирование ситуации и соответствующих заданий для выполнения, разработка четких условий проведения игры и распределение обязанностей среди студентов;
- Моделирование реальной проблемы или ситуации, конфликта, требующего решения и применения конкретных знаний (по теме) и навыков;
- Альтернативность, то есть возможность выработки нескольких решений, различных комбинаций к решению и пр.;
- Командная или индивидуальная работа каждого участника, взаимодействие между студентами и пр.;
- Повышение у участников интереса к теме, предмету, достойная мотивация;
- Корректная оценка деятельности каждого участника и полученных результатов и т.д.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что деловая игра в учебном процессе при вузе – это практическое занятие, которое подлежит тщательному планированию и проектированию со стороны педагога, и точному выполнению заданий, поручений студентами с учетом намеченных правил, границ и пр. В его основе лежат принцип проектирования и моделирования реальной ситуации, рабочей обстановки. Такой подход позволяет закрепить пройденный материал, развить профессиональные качества и навыки, а также правильно ориентироваться в ситуации и нюансах, оперативно реагируя на изменения.
Виды деловых игр и сфера их применения в вузе
Деловая игра, как метод преподавания, применяется в самых разных науках: экономика и управление, естественные науки, медицина, экология и пр. Притом именно данный подход позволяет студентам не просто изучить ситуацию, но и принять в ее разрешении непосредственное участие, вникая во все тонкости.
Использование метода деловых игр в вузе возможно в самых разных вариациях с учетом материально-технической базы, подготовки преподавателей и студентов и пр. В числе наиболее распространенных видов рассматриваемого способа обучения можно выделить:
- Викторина или аналогия всем известной игры «Что? Где? Когда?». В данном случае обязательным моментом будет совещание или обсуждение вопроса/задания среди участников, поиск оптимального решения и его корректное озвучивание. Такой прием позволяет оценить лидерские качества студентов, уровень подготовки каждого из них и владение материалов, аналитические способности и критическое мышление, умение аргументировать свою позицию, принимать решение в команде, находить компромисс и пр.
- Соревнования. В данном случае группа разбивается на несколько команд, каждая из которых выполняет задания, отвечает на вопросы. Здесь возможна аналогия с известными телепередачами, например «100 к 1», «КВН» и пр.
- Ситуационная задача или кейс. Данный вариант уместен как в групповом, так и индивидуальном порядке. Здесь важно вникнуть в задание, ситуацию, определить возможности и располагаемый инструментарий, опираться на имеющиеся знания и выработать достойное решение.
В целом, структура, состав и характер, продолжительность деловой игры зависит от учебного плана и количества часов, выделенных на тему, а также творческого подхода педагога, его изобретательности и пр.
Все деловые игры можно разделить на следующие виды:
- Обучающие. Их миссия состоит в закладывании определенных знаний, погружении студентов в теоретические аспекты и их корректное восприятие. С помощью таких деловых игр студенты с легкостью погружаются в предмет, параллельно с теорией осваивая практические навыки. Обучающие игровые приёмы позволяют учащимся ориентироваться в информации, корректно применяя ее, выполняя поисковые функции (поиск подходящего инструментария или решения) и пр.
- Для профессиональной ориентации. Как правило, такие занятия проводятся на старших курсах, когда студенты погружаются в узкие предметы, проходили практику. Их цель – развить конкретные навыки работы, умения в част диагностики проблемы, поиск ее решения, оценке перспектив, планирования деятельности и пр.
- Имитационные. Как правило, такие занятия проходят в специально оборудованных классах по более узким направлениям подготовки и предметам. Они позволяют развить точечные навыки, реакцию студента на происходящие события, сориентировать их в реалиях и науке и пр. Такими играми чаще всего пользуются студенты Мединститутов, учащиеся ЮрФака и ЭкономФака и пр. Особенность имитационных деловых игр проявляется в том, что они моделируют реальную ситуацию, проблему.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В зависимости от количества участников занятия могут проходить в индивидуальном формате (когда каждый студент получает определённое задание) или групповом.
Характер темы, задания также может породить различные вариации деловых игр. Чаще всего в вузе полагаются на следующие приемы:
- Дискуссия. В рамках данного подхода перед участниками ставится конкретная проблема, а с помощью обсуждений они пытаются найти решение, полагаясь на выдвинутые обстоятельства, факты и условия, собственные знания. Самыми распространенными подвидами выступают «Совещание», «Форс-мажор» и пр.
- Ролевые игры. В данном случае моделируется конкретная ситуация и проблема, а каждому участнику (или группе) поручается определенная роль (обязанности и полномочия). Решение проблемы будет достигнуто коллективным способом, когда каждый из членов выполнит свою роль, внесет свою лепту и пр. Подобные схемы успешно применяются в освоении экономических и управленческих специализаций.
- Инновационные, призванные развить у студентов научно-исследовательские и творческие, профессионально новые способности и подходы к решению проблемы, содействующие НТП и пр. В данном случае в условиях деловой игры будут определенные нюансы, сложности или недостающие звенья, которые нужно заменить подходящей альтернативой и пр. притом наиболее популярным приемом по изучению и решению проблемы выступает мозговой штурм.
Указанные форматы и виды – не единственные в своем роде. Притом в учебном процессе могут использоваться как привычные форматы, так и новоизобретенные педагогом, скомбинированные и пр.
Порядок подготовки и организации деловых игр
Данный этап полностью возлагается на преподавателя семинара или практического занятия, на котором будет проходить столь интересный вариант погружения в предмет.
Важно отметить, что проектирование деловой игры происходит с учетом следующих факторов:
- Учебный план, осваиваемая дисциплина, ее характер и важность в рамках специализации;
- Моменты, освещенные по теме на лекции;
- Домашнее задание и вопросы для самоизучения, с которыми студенты должны ознакомиться;
- Цель занятия: какие знания и навыки должна развить игра, какие моменты потребуют дополнительного разъяснения и пр.
Важно отметить, что подготовка к проведению деловой игры потребует также учета особенностей группы и индивидуальных способностей каждого участника. Педагогу предстоит воссоздать реальную ситуацию (имитацию, смоделировать процесс/явление), распределить обязанности и полномочия участников и тщательно спланировать время на выполнение всех этапов.
Подготовительный этап предполагает определение следующих моментов:
- Тема и цель занятия: что должны изучить студенты, какие навыки развить. При постановке данного параметра педагог выбирает подходящий метод (вариант игры) и пр.;
- Условия игры и набор заданий. Здесь важно точно и просто определить, что должны сделать участники, чем они могут пользоваться, сколько времени дается на решение задачи, права и обязанности каждого студента и пр.
- Вариантов решений может быть масса, но важно, чтобы полученный результат был точный и верный. Притом педагог может предусмотреть несколько альтернативных решений, но в целом их исход будет примерно одним и тем же (по характеру, результативности (что-то выгоднее, что-то менее эффективно)) и пр.
Следует отметить, что подготовиться к деловой игре придется не только педагогу. Студентам также предстоит повторить пройденный лекционный материал, подготовиться к семинару, изучить рекомендованную литературу, чтобы на достаточном уровне владеть теоретическим материалом. Также в некоторых случаях педагог может попросить учащихся принести инвентарь или дополнительные приборы (калькулятор, линейки и пр.), книги и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этапы проведения деловых игр в вузе
Спроектированная модель занятия проводится строго в рамках намеченной последовательности. Изменения могут вноситься только педагогом лишь в случае, когда времени на занятии становится недостаточно.
В начале семинара педагог озвучивает тему и кратко описывает предстоящий ход действий, отмечая правила игры, потенциальные роли участников (кто и что может делать и пр.), освещает условия задания (какими параметрами и фактами располагает команда, какие инструменты ей доступны, что нужно делать – диагностика проблемы и ее решение).
Далее происходит непосредственная реализация заданий: группа разбивается на команды, происходит изучение задания распределение полномочий, каждый из участников выполняет свою роль, затем оформляет это в соответствующем виде, а в итоге в конце занятия в ходе дискуссии или обсуждения определяется оптимальное решение проблемы альтернативы и пр.
Обязательным моментом по окончании деловой игры является подведение итогов. Притом делают это и студенты, и педагог. Первые озвучивают, что решали, какими методами пользовались и почему, с какими сложностями столкнулись и пр. Преподаватель отмечает достоинства и недостатки решения активность отдельных участников, ход мыслей и рассуждений в дискуссии, уровень подготовки каждого студента и пр.
Также организатор игры может дать определенные советы по совершенствованию профессиональных качеств и навыков.
Таким образом, деловая игра – это специфический, но очень увлекательный вид занятий, содействующий более тщательному погружению в теорию и параллельному освоению практических навыков. Подобные занятия повышают интерес у студентов к предмету, повышая качество усвоения пройденного материала.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!