На сегодняшний день выделяют свыше нескольких десятков форматов обучения, притом в рамках каждого из них реализуются определенные типы и виды образовательных программ. Самой многочисленной группой, сочетающей в себе различные траектории обучения, выступают дуальное и проектное образование. Сегодня мы расскажем об их специфике.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности дуального образования
Дуальное обучение недаром так называется. Сама по себе приставка «дуо» предполагает сочетание нескольких вариантов или ресурсов. В системе образования дуализм проявляется в комбинировании теоретической и практической подготовки.
Явной чертой дуального образования служит наличие в учебной программе аудиторной (теоретической) и практической работы студентов. Притом второй элемент предполагает не просто наличие лабораторных работ и практических занятий при вузе (семинары, практикумы), но и обязательное наличие программы по прохождению практики на базе предприятия. То есть рассматриваемый формат подготовки дипломантов требует одновременного или/и последовательного научного (теоретического) и прикладного обучения. Притом практика должна проходить в реальных рабочих условиях, то есть на базе действующих организаций, предприятий-партнеров и пр.
Второй специфической чертой дуального обучения служит то, что в данном случае доля практической подготовки будет постепенно увеличиваться, замещая теорию, а освоение научной парадигмы больше отводится на самообразование, самостоятельную работу студента. В этом случае не просто увеличивается продолжительность прохождения практики (например, вместо привычных 3 недель студент стажируется месяц и более). В рамках дуального образования постижение теоретических канонов и практических азов происходит параллельно или одновременно. Программа может быть разбита следующим образом: студенты 2-3 дня занимаются аудиторной работой при вузе, а оставшееся время – практикуются на территории предприятий. Притом педагоги могут проводить дополнительные консультации, посещение которых носит добровольный характер и позволяет восполнить имеющиеся пробелы в знаниях.
Важно отметить, что теоретическая база студентов в данном случае основывается не просто на классических учебниках и научной литературе, но и в обязательном порядке подкрепляется яркими примерами из практики, на примере действующих организаций. То есть система дуальной подготовки базируется на партнерстве организаций и учебных заведений: предприятия предоставляют базу (рабочее место, оборудование, опытный практикующий наставник и пр.), а вуз – контролирует ход погружения в профессию и дает основополагающие знания.
Еще одной характерной чертой дуального образования является высокий уровень трудоустройства старшекурсников и выпускников вуза. Благодаря стабильной практической работе учащиеся обретают качественную подготовку, позволяющую приступить к выполнению рабочих обязанностей без дополнительного обучения, изнурительных проверок и стажировок. Более того, местом работы в 80% случаев становится база практики: работодатели уже знают качество подготовки и возможности специалиста, а дипломант – знаком со всеми правилами и требованиями компании, оборудованием и пр.
В рамках дуального образования педагог является не просто проводником в мир профессии, а работает в качестве наставника. В данном случае не оставляет место для самостоятельной работы студента, выдает дополнительные задания для закрепления пройденного материала и получения более глубокой базы знаний и пр. В этом также проявляется еще одна особенность подхода.
Еще одной специфической чертой дуального образования выступает то, что здесь действуют преимущественно программы прикладного бакалавриата. Именно на базе данной парадигмы возможно нарастить долю стажировок, практических занятий за счет грамотного сокращения теоретических часов и перехода на научное самообразование. Притом чаще всего постижение теоретических аспектов отводится на проектную деятельность: подготовка рефератов, написание курсовых работ, а также внеурочную деятельность – написание научных статей, участие в научных конференциях и пр.
Следующей особенностью системы дуального развития проявляется в том, что она свойственная лишь программа профессионального образования, где есть определённый узкий (профессиональный) сегмент – специальность, обязанности специалиста, которым необходимо обучить для выполнения соответствующих задач в ходе трудовой активности.
Прародителем дуальной системы подготовки кадров является Германия. Ее опыт в подготовке специалистов со временем переняли Канада, Швейцария и иные страны.
Таким образом, дуальное образование представляет собой особую практико ориентированную нишу в системе подготовки кадров, которая ориентирована на нужды и мощи действующих организаций, дефицит работников и специалистов, позволяя оперативно насыщать рынок труда компетентными кадрами с тотальной прикладной подготовкой.
Достоинства и недостатки дуального обучения
Система дуальной подготовки дипломантов обладает не только особым отличительными чертами, но и имеет ряд плюсов, минусов.
Достоинства дуального образования |
Недостатки дуального образования |
Высокий уровень осознания теоретического материала и быстрая его адаптация под требования реалий (практики), высокий уровень практической подготовки или готовность дипломанта приступать к работе сиюминутно | Сокращение часов аудиторной работы может спровоцировать некорректное восприятие правил, профессиональных и научных категорий, что способно породить некорректные действия и решения |
Более быстрый процесс адаптации молодых специалистов к работе, трудовой деятельности и рабочему месту | Проектная деятельность не позволяет в полной мере восполнить пробелы в теоретической подготовке, та как захватывает точечно наиболее важные темы и моменты в жизни специалиста |
Высокий уровень трудоустройства выпускников по освоенной специальности. Чаще всего старшекурсники уже официально работают по месту практики или «перераспределяются» на предприятия-партнеры по мере получения диплома об образовании | На практике на стажера постепенно перекладывают все больше обязанностей, что требует больше физических усилий для решения профессиональных задач. Остается меньше времени на изучение учебой и научной литературы, аудиторной работы |
Высокая скорость обновления кадров на предприятиях с учетом их потребностей, требований, рекомендаций | Противоречия в составе аудиторной подготовки и практических стажировок. Нередко на предприятии требуют забыть теорию и следовать инструкциям. |
Учебные организации могут получить дополнительное финансирование на развитие инфраструктуры от предприятий-партнеров, развитие частно-партнерской системы | Проектная деятельность чаще всего не обладает незаурядными чертами: новизна и ценность исследований незначимая, а сами письменные работы нацелены на расширение профессионального кругозора |
Доминирует обучение на бюджетной основе или по целевому направлению, платная подготовка менее востребована среди абитуриентов | Наставничество в вузе носит более формальный характер |
Система дуального образования обладает рядом явных достоинств, которые подчеркивают необходимость и ценность рассматриваемого формата.
Уход от теоретической и научной подготовки в пользу практики процесс продуманный. Вуз не отказывается предоставлять базу знаний, достаточную для начала трудовой деятельности и самосовершенствования. Соотношение теории и практики считается сбалансированным: аудиторная работа – около 25% от всего учебного процесса, проектная деятельность – около 20%, практика – все оставшееся время. Но нередко из-за слабых теоретических представлений страдает и качество практической подготовки.
Развитие дуального образования – процесс двусторонний, реализуемый вузами и предприятиями в одной связке. Только такой подход гарантирует высокую скорость обновления кадров, качество подготовки новоиспеченных специалистов. Но в данном случае есть и одно несовершенство: программа практики может отклоняться от классической теоретической подготовки, требовать более глубоких и узких познаний, в которых самостоятельно студентов трудно разобраться (здесь проявляется слабость малого объема аудиторной работы).
Система наставничества в вузе развивает самостоятельность и осознанность у студентов, а на практике – данный подход оказывается формальным, так как практикующим специалистам требуется не только координировать и контролировать развитие стажера, но и выполнять прямые профессиональные обязанности. Поэтому наставник на практике вынужден уделять время практиканту по возможности, поручая простейшие задачи и перепроверяя каждый шаг и результат.
Еще одним существенным плюсов для вуза – получение дополнительного финансирования развитие инфраструктуры для обучения специалистов прикладного плана. Увеличение финансирования производится на основе получения дополнительных переводов от предприятия-партнера, целевого обучения (когда работодатель плати за подготовку специалиста). Но финансирование в этом случае носит ограниченный характер: организация будет сотрудничать до тех пор, пока ей требуются специалисты.
В основе дуального образования лежит система самообразования в сочетании с наставничеством, где качество подготовки дипломанта в большей степени зависит от усилий и мотивации учащегося, его стараний.
Специфика проектного образования
Проектное обучение на базе колледжей и вузов относится к категории теоретического образования и фактически является оппонентом дуального обучения.
В основе проектного образования лежат следующие каноны.
Во-первых, доля научно-теоретической части в программе преобладает. Она основывается на активной аудиторной деятельности (лекции, семинары) и преобладании исследований с акцентом на постигаемую специальность: теоретические изыскания, экспериментальные проекты, работа в лабораториях и пр. На выполнение НИР отводится более 60% от учебной программы. В данном случае студенты детально владеют всеми научными азами, правилами, терминами и подходами и благодаря творческому энтузиазму и рвению выработать инновационный прием по решению проблемы.
Во-вторых, проектное образование призвано показать ценность знаний и возможности их применения на практике, в научной деятельности. Поэтому он нацелено на развитие не прикладных, а гуманитарных компетенций: аналитическое и системное мышление, логика, обоснованность, коммуникации и пр.
В-третьих, специфика проектного обучения кроется в комплексном подходе. В данной нише также присутствует доля практики, но на нее выделено крайне мало времени – для общего представления и закрепления пройденного материала. Рассматриваемая парадигма считается универсальной, так как подходит и для научного развития, и для развития практических действий (но под чутким контролем и наблюдением, координацией наставника).
В-четвертых, проектное обучение – приверженец четкого плана действий, программы, требований ФГОС и ГОСТ. В данном случае отклонения на занятиях допускаются только при проведении экспериментальных исследований и описании полученных результатов, которые обосновываются на научной парадигме, фактах.
В-пятых, проектное обучение предполагает частое выполнение письменных работ самых разных форматов и характеров, начиная от банальных рефератов, докладов и заканчивая курсовыми проектами, НИР и НИОКР, лабораторные работы. Дипломная работа в этом случае чаще всего носит исследовательский характер и нацелено на поиск или разработку нового подхода, способного оказать влияние на проблему.
В-шестых, проектное обучение имеет массу вариаций в зависимости от характера выбранной специальности. Данный вид по подготовке кадров используется фактически повсеместно. Поэтому проектное обучение может быть творческим, социально-ориентированным, информационным, техническим и пр.
В-седьмых, в основе проектного обучения в вузах лежат программы академического бакалавриата, а выпускники чаще продолжают обучение на базе магистратуры. То есть проектный формат с самого начала воспитывает высококвалифицированных исследователей.
Таким образом, ключевой особенностью проектного обучения студентов является обязательное привлечение в рамках учебного процесса к научной деятельности, исследованиям и экспериментам, в ходе которых углубляется теоретическая подготовки и развиваются базовые практические навыки. Доля практики сведена к минимуму, но это не мешает выпускникам успешно трудиться и продвигаться вверх как по научной, так и по карьерной лестнице.
Плюсы и минусы проектного образования
В системе проектного обучения можно отметить ряд существенных моментов, подчеркивающих сильные и слабые стороны данной парадигмы.
Плюсы проектного обучения |
Минусы проектного обучения |
Глубокая научная подготовка, тотальное владение терминами, правилами | Доля практики сведена к минимуму, поэтому выпускникам требуется дополнительная подготовка для работы в качестве практикующего специалиста |
Основано на самостоятельному проведении исследовании, что содействует более тщательному осознанию пройденного или разобранного материала | Обновление подобных программ происходит медленнее. Актуализация программ ориентирована на достижения в научной среде, поэтому студенты чаще всего получают устоявшиеся и менее актуальные знания и навыки, которых недостаточно для работы практиком |
Развитие творческого подхода к решению профессиональных проблем | У студентов возникают сложности в применении полученных научных представлений на практике, в повседневной жизни |
Содействует развитию инноваций и совершенствованию действующих механизмов, концепций и пр. | Для построения научной карьеры необходимо долго учиться, готовить научные работы. Для построения профессиональной карьеры важен опыт и соответствующие навыки, которых фактически не бывает у выпускников |
Тщательно спланировано, регламентировано требованиями ГОСТ и ФГОС | Предприятия не всегда приемлют научных специалистов и инновации, что вызывает сложности с реализацией обретенного потенциала |
Проектное обучение позволяет студентам обрести предельно глубокую теоретическую и научную подготовку, но минимум практических навыков не позволяет им быстро трудоустроиться и приступить к выполнению непосредственных обязанностей специалиста.
Специалисты, подготовленные на базе проектного образования, чаще всего востребованы в научных лабораториях и центрах, нежели на действующих предприятиях. Но им легче построить карьеру в виде более основательной подготовки и стремления к оптимизации текущих процессов.
Проектное обучение содействует развитию личностных и общих профессиональных умений с акцентом на инновации, требуя высокой мотивации и продуктивности, знания и владения научными парадигмами, которые перекладываются на практический лад с учетом особенностей технического развития и оснащения предприятия.
Таким образом, проектное обучение больше подходит будущим ученым и инноваторам, руководителям.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сравнительная характеристика дуального и проектного образования
В системе дуального и проектного обучения есть масса совпадений и существенных различий, которые мы приведем в таблице ниже. Проанализировав ее, каждый из абитуриентов сможет выбрать для себя наиболее подходящий формат обучения.
Признак для сравнения |
Дуальное образование |
Проектное образование |
Основа обучения | Аудиторная работа и практика на базе предприятий | Аудиторная работа, исследования, проектная деятельность |
Соотношение теории и практики | Преобладает практика (около 60% от учебного процесса) | Преобладает теоретическая и научная подготовка, проектная деятельность. Практика сведена к минимуму (до 30% от учебного процесса) |
Сфера применения выпускников | Практическая профессиональная деятельность на базе действующих предприятий, организаций-партнёров | Преимущественно в лабораториях и научно-исследовательских центрах |
Вид проектной деятельности | Курсовая работа, НИР, отчет по практике, дипломная работа, реже – научная статья | НИР, лабораторные работы, научные статьи, курсовые работы, дипломный проект, научная работа |
Инновации | Основаны на возможностях организации | Основаны на достижениях НТП |
Характер действующих образовательных программ | Прикладной бакалавриат, специалитет или магистратура | Академический бакалавриат, магистратура, аспирантура |
Роль преподавателя | Наставник | Наставник, консультант, исследователь |
Таким образом, в рамках дуального и проектного образования ни один студент не обходится без подготовки письменных работ: курсовые работы, отчеты по практике и дипломный проект будет обязательно в арсенале каждой траектории.
Дуальное образование более практико ориентированное, но требующее самостоятельно в постижении теоретических аспектов и правил. Проектное образование больше свойственно будущим исследователям и ученым, инноваторам, с огромной профессиональной фантазией и колоссальной научной подготовкой.
Без преподавателей не обходится ни один формат подготовки студентов, но в дуальном образовании педагогов выполняет функции наставника, частично – тьютора, а в проектном русле он содействует развитию студентов от А до Я, выполняя функции консультанта и наставника, исследователя, ментора.
Чаще всего абитуриенты выбирают наиболее подходящую программу обучения, полагаясь на собственные способности и возможности: жаждущие научных исследований и прорывов выбирают проектную. Парадигму, а технари и прикладники (приверженцы точностей, алгоритмов и планов) – дуальное образование.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
никогда не слышала о данных видах образования. интересная и весьма познавательная статья. Понравилось конкретика и четкое обоснование каждого вида. Читаю не первую статью вашего блога. Радует, что все по делу, минимум воды, все по заявленной теме.
Здравствуйте, Rita! Мы рады, что данная оказалась для вас полезной. В системе дуального и проектного обучения есть масса совпадений и существенных различий, которые мы приведем в таблице ниже. Проанализировав ее, каждый из абитуриентов сможет выбрать для себя наиболее подходящий формат обучения. Рекомендуем вам также новые статьи для прочтения: https://disshelp.ru/blog/rasskazyvaem-kak-pravilno-vypolnyat-referirovanie-nauchnoj-stati-poshagovaya-instruktsiya-s-obraztsami-i-primerami/
https://disshelp.ru/blog/podgotovka-annotirovannogo-spiska-literatury-na-zakaz/