Говорим на одном языке: секреты успешного отчета по логопедической практике

Логопедическая практика – один из важнейших этапов становления квалифицированных специалистов по становлению и развитию речи. Данный формат подготовки затрагивает педагогические и отчасти медицинские профили. По окончании ее прохождения студент должен написать и защитить отчет по практике логопеда.

Говорим на одном языке: секреты успешного отчета по логопедической практике

Логопедическая практика – один из важнейших этапов становления квалифицированных специалистов по становлению и развитию речи. Данный формат подготовки затрагивает педагогические и отчасти медицинские профили. По окончании ее прохождения студент должен написать и защитить отчет по практике логопеда.

Понятие и функции отчета по логопедической практике: общие требования

Отчет по практике логопеда – один из первых серьезных документов прикладного типа. Он формируется только после прохождения стажировки и получения определенных прикладных компетенций.

Данный акт содержит в себе опыт практиканта, полученный в ходе стажировки. То есть этот документ пишется посредством непосредственного участия в учебном или коррекционном процессе, анализа конкретной ситуации.

Зачем нужен отчет по логопедической практике?
Зачем нужен отчет по логопедической практике?

Отчет по логопедической практике пишется по классически правилам:

  • Целенаправленность. Он должен подчеркивать, зачем студенту нужна стажировка и что она дает;
  • Планомерность. В ходе практической подготовки индивид следует конкретному плану действий с учетом сроков прохождения практики, вида, особенностей ситуации и пр.;
  • Обоснованность. Все результаты и выводы стажера должны быть аргументированными;
  • Структурированность. Отчет по практике логопеда пишется с учетом формальных требований, имеет конкретную структуру: введение, основная часть, заключение. Каждый из разделов призван выделить конкретные аспекты обучения и развития прикладных компетенций, отношение и мнение практиканта к профессии.
  • Краткость и емкость. Как и все студенческие работы, отчет будет иметь свои формальные границы. В среднем объем этого труда варьируется от 25 до 35 страниц.
  • Результативность. Автору предстоит показать умение пользоваться различными первоисточниками и навыки по выдвижению мнения, его обоснованию, умение следовать конкретным требованиям и условиям, принимать решение и пр.
  • Форматирование. Документ строго регламентирован ГОСТами и правилами учебного заведения. Важно правильно оформить текст и иные элементы, учесть настройки страницы, графических элементов, таблиц и пр. Студенту важно грамотно преобразовать информацию и преподнести ее в понятном виде.

Отчет по логопедической практике – это особый формат промежуточной аттестации студента педагогической или медицинской специализации. Помимо аттестационной функции, он также выполняет информационную миссию. Она подчеркивает умение собирать, перерабатывать и преобразовывать информацию для отражения полученного опыта, знаний и обоснования собственной позиции.

Также отчет по практике логопеда помогает практикантам исследовать конкретную ситуацию, выделять причинно-следственные связи. В этом проявляется аналитическая задача документа. Более того, рассматриваемый формат носит констатационный характер, так как он документирует ход стажировки и полученный результат-опыт.

Типичная структура отчета по логопедической практике
Типичная структура отчета по логопедической практике

Структура этого файла классическая:

  • Введение. Здесь автор отмечает ход стажировки и ее ключевые параметры, ограничения: период прохождения, база практики, цель и задачи, инструментарий и пр.
  • Основная часть. Содержание данного раздела зависит от специфики объекта и места стажировки, индивидуального задания. Здесь универсанту необходимо предоставить краткую характеристику места практики, провести анализ педсостава, оценить «логопедическую обстановку» среди детей, выделить проблемные места, предоставить рекомендации по решению логопедических проблем и пр. Не менее важная часть – индивидуальное задание, которое носит персонализированный характер и углубляет ход практики. требуя от автора решения конкретного вопрос ас четким обоснованием.
  • Заключение предполагает подведение итогов стажировки с выделением проблем (с которыми столкнулся практикант), общих выводов и рекомендаций и пр.

Отчет по практике логопеда имеет типичную структуру: титульник, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Их оформление производится на основе действующих норм ГОСИТ и методических рекомендаций.

Раздел

Миссия

Основные моменты, элементы

Введение Краткая и общая характеристика стажировки Вид стажировки, обоснование ее необходимости. Постановка цели и задач, конкретизация базы (места прохождения) и целевой аудитории
Основная часть Подробное описание основных моментов стажировки Характеристика учреждения (базы), описание объекта (детей или специалистов), диагностика отклонений, наблюдение за квалифицированными специалистами, разработка стратегии «исцеления» и взаимодействия с детьми, контроль и оценка результатов терапии
Заключение Обобщение, подведение итогов с акцентом на достижения, личное восприятие ситуации Степень достижения уели, сложности в ходе стажировки, оценка успехов стажера, перспективы, впечатление от стажировки

Таким образом, написание отчета по логопедической практике – обязанность студента, без выполнения которой не удастся завершить профессиональную подготовку и обрести необходимый багаж навыков для построения успешной карьеры.

Виды отчета по практике логопеда

Студенты-логопеды проходят разные виды практики, каждый из которых имеет специфичную цель, требования, глубину погружения в профессию. В зависимости от данных параметров разнится и соответствующий отчет.

В рамках учебного процесса моно выделить три основных типа отчетов по логопедической практике: учебный (ознакомительный), производственный и преддипломный.

Виды отчета по логопедической практике
Виды отчета по логопедической практике

Отчет по учебной практике логопеда – самый первый документ, который основывается на обзорном или обзорно-аналитическом подходе. Для его подготовки практиканту достаточно собрать минимальный набор информации и наблюдать за практической деятельность наставника, выделяя методы его работы, схемы решения проблемы, особенности развития подопечных, инструментарий, оснащение кабинета, должностные инструкции и пр. В данном случае личное участие в практике индивида минимально. Чаще всего оно включает в себя подготовку кабинета к занятиям, освоение базовых игровых методов для проведения занятий с детьми, минимальные умения по ведению документооборота и пр.

Отчет по ознакомительной практике логопеда призван показать, что студент понял суть и основные подходы к работе логопеда, уяснил особенности взаимодействия с детьми различных возрастов, основные права и обязанности специалиста, его роль в развитии общества.

Отчет по учебной практике логопеда обычно содержит в себе следующие моменты:

  • Краткая характеристика места практики: условия, помещение, оснащение, правила работы и пр.;
  • Анализ деятельности квалифицированного логопеда-наставника: как проходят занятия, как он диагностирует отклонения, как подбирает инструменты и методы работы, эффективность и результативность каждого занятия и динамика изменений в целом и пр.;
  • Делопроизводство, подготовка к занятиям;
  • Индивидуальное задание от кафедры. Чаще всего оно связано с изучением частного случая или анализом конкретного занятия;
  • Выводы с выделение проблем в работе логопеда, его роли, проблем с которыми столкнулся практикант и способы их решения, рекомендации по оптимизации и пр.

Отчет по ознакомительной практике логопеда позволяет оценить, насколько практикант осознает суть и роль работы, сложности в развитии детей, особенности диагностики и подбора инструментария для корректировки и пр. Также его оценка помогает определить умение собирать и перерабатывать первоисточники, принимать самостоятельное решение в части выработки рекомендаций для обоснования авторской позиции и мнения и пр.

Второй вид стажировки – производственная. По ее завершении универсанты пишут отчет по производственной практике логопеда. Здесь глубина погружения в профиль будет уже серьезной. Стажер чаще привлекается к практической деятельности (проведение занятий, ведение документооборота, подготовка к занятиям, работа с детьми и пр.) под присмотром опытного наставника.

В данном случае отчет по практике логопеда будет содержать в себе такие аспекты, как:

  • Анализ структуры и состава образовательной организации;
  • Анализ работы логопеда в учреждении;
  • Планирование и проектирование занятий с детьми: индивидуальные и групповые;
  • Наблюдение и анализ логопедических занятий;
  • Подготовка к самостоятельному проведению занятия: составление плана работы, написание план-конспектов, подбор инструментов и иной материальной базы, разработка дидактического материала и пр.;
  • Индивидуальное задание;
  • Выводы по итогам стажировки.

Следующим и завершают этапов студенческой практики по логопедии является преддипломная практика. Она чаще всего нацелена на закрепление основных профессиональных навыков и сбор информационной базы для написания дипломной работы.

В составе отчета по преддипломной практике студент отметит:

  • Общий анализ места практики с выделением роли логопеда, его полномочий;
  • Анализ группы детей: диагностика логопедических отклонений, определение причинно-следственных связей;
  • Обоснование методологического аппарата: методы коррекции, планирование коррекционных занятий, разработка документации и раздаточного материала;
  • Проведение логопедического эксперимента и описание, оценка полученных рекомендаций;
  • Индивидуальное задание (чаще всего связано с проведением эксперимента);
  • Выводы по результатам преддипломной стажировки.

Таким образом, в процессе обучения студент формирует отчет по практике логопеда как минимум в трех видах, каждый из которых все глубже погружает его в профессию.

В зависимости от места стажировки можно выделить следующие виды: отчет по практике логопеда в детском саду, отчет по практике логопеда в школе, отчета по практике логопеда в реабилитационном или медицинском центре, отчет по практике логопеда в центре дополнительного образования. Краткая характеристика каждого из указанных периода стажировки приведена в таблице ниже.

Место стажировки

Специфика целевой аудитории

Действия стажера

Детсад Диагностика детей определенного возраста с учетом соответствующих норм развития, определение необходимости коррекции речи, выработка программы корректировки Наблюдение, анализ, взаимодействие в игровом формате с детьми
Школа Диагностика детей по возрастам и уровню их развития, диагностика отклонений в речевом развитии, разработка индивидуальной или групповой программы речевой коррекции Наблюдение, анализ, работа с детьми
Центры дополнительного развития Диагностика и коррекция отклонений в речевом развитии Наблюдение. Индивидуальные или групповые занятия. Адаптация программ и техник с учетом клиента
Реабилитационные центры, медучреждения Диагностика и коррекция логопедического и психологического развития пациентов Логопедическая терапия, возможно взаимодействие с и иными медиками для формирования медикаментозной терапии

Далее мы расскажем, как подготовить отчет по практике логопеда в детском саду или школе.

Особенности написания отчета по практике логопеда в детском саду

Отчет по практике логопеда в детском саду обладает рядом специфических черт. Структура его будут типичной (описана выше по тексту). Но наполнение каждого раздела будет ориентировано на текущий уровень развития целевой аудитории и особенности возрастного развития детей.

Информационная база для выполнения отчета по логопедической практике в детском саду
Информационная база для выполнения отчета по логопедической практике в детском саду

В основу этого документа студент положит следующие сведения:

  • Общие данные о месте практике: устав, должностные инструкции, личное мнение и впечатление (визуальная оценка условий);
  • Анализ деятельности логопеда: анализ тенденций и динамики среди его подопечных, анализ годового отчета логопеда, изучение плана работы с детьми, анализ статистических показателей и пр.;
  • Особенности методов работы с детьми дошкольного возраста: игровой формат, работа перед зеркалом, развитие мелкой моторики, логомассаж и пр.;
  • Конспект занятий, текущая педагогическая документация и пр.;
  • Личный опыт проведения занятий с детьми и пр.

Особый акцент следует уделить анализу целевой группы – диагностике отклонений, а также оценке результатов работы логопеда. В данном случае автору предстоит показать, с какими проблемами сталкивается специалист, сложности работы с детьми, оценить тенденции и динамику результатов, отметить перспективы дальнейшей постановки звуков и развития речи. Для этого следует использовать такую информационную базу, как результаты диагностики: карточки с заданиями, оценка произношения и насыщенности речи, лексикона, речевые карты, результаты наблюдения, беседы и пр.

Отчет по практике логопеда в детском саду завершается выработкой рекомендаций по оптимизации деятельности логопеда. В данном случае важно отметить проблемные места, недостатки, сложности работы и возможности по их устранению.

Главное – писать отчет по логопрактике грамотно, корректно, обоснованно. Оформление – строго по методичке (в традиционном виде).

Особенности подготовки отчета по практике логопеда в школе

Логопед также является сотрудником образовательных организаций – при школах, лицеях, гимназиях. Поэтому студенты также могут стажироваться на базе этих центров. В этом случае им предстоит написать отчет по практике логопеда в школе.

Особенности подготовки отчета по логопедической практике в школе
Особенности подготовки отчета по логопедической практике в школе

Особенности этого документа будут состоять в следующем:

  • База практики – школа. Поэтому важно привести каткую характеристику учебного центра с учетом условий работы логопеда: кабинет и его оснащение, нагрузка, количество учащихся и пр.;
  • Определение особенностей и роль логопеда в школе: анализ должностной инструкции, определение функций специалиста;
  • Выделение специфики работы логопеда в школе: диагностика отклонений, работа с детьми различных возрастов и текущего уровня подготовки, помощь в решении проблем с учебой на фоне логонарушений и пр.;
  • Взаимодействие с родителями и классными руководителями по вопросам логопедических занятий;
  • Анализ логопедических занятий с детьми школьного возраста;
  • Выделение и обоснование наиболее эффективных стратегий, методов работы для коррекции речи и произношения, развитие мелкой моторики, логомассаж. Необходимость посещения медицинских специалистов и пр.;
  • Выделение проблем в работе логопеда со школьниками, сложностей и нюансов;
  • Выработка рекомендаций по совершенствованию деятельности логопеда в школе (на примере конкретного учебного заведения), выделение рекомендаций для других педагогов по работе с детьми с нарушениями в развитии речи и пр.

Отчет по практике логопеда в школе требует не только наблюдения за детьми, но и учета массы факторов для выработки грамотного и эффективного плана коррекционных занятий. Практиканту предстоит исследовать учебную программу, медкарту учащегося, поговорить с родителями и преподавателями и пр. Только на основании такого комплексного исследования стажер сможет подобрать соответствующие подходы и тактику работы, описать и обосновать ее.

Отчет по практике логопеда в школе должен иметь конкретное завершение с обобщением полученных результатов и перспективами деятельности специалиста: варианты обучения или освоения новых приемов, повышение мотивации учащихся к самостоятельным занятиям и выполнению домашнего задания, разработка новых упражнений и пр.

Специфика оформления отчета по логопедической практике

Отчет по практике логопеда – это официальный документ, который должен быть оформлен согласно базовым параметрам ГОСТ. В большинстве случаев для корректного отображения информации достаточно следовать ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ Р 7.0.5-2008. Основные правила и требования к качеству документа описаны в методических рекомендациях.

Среди общих параметров форматирования можно выделить следующие:

  • Настройка полей производится следующим образом: правое – один сантиметр, левое – три сантиметра. Оставшиеся – два сантиметра;
  • Интервал между строками полуторный;
  • Материал разбивается на три составные части: введение, основная часть, заключение;
  • Форматирование текста – по ширине страницы, шрифт TimesNewRoman, размер 14, цвет шрифта — черный;
  • Повествование ведется в научном стиле с акцентом на последовательность, логичность;
  • Интерпретация данных – комбинированная. Использование только текстового формата недопустимо.
  • Таблицы размещаются по центру страницы и должны быть пронумерованы, озаглавлены;
  • Все рисунки, схемы и графики размещают по центру страницы и подлежат озаглавливанию и нумеризации;
  • В разделе приложения должны быть закреплены важные материалы: вспомогательная документации и отчетность, программа и результаты эксперимента, дидактический материал и пр.

Важно грамотно структурировать данные. В составе отчета по логопрактике можно выделить следующие моменты в соответствующих разделах.

Вид

Структура

Особенности основной части

Отчет по практике логопеда в детском саду 1. Введение: описание целей и задач практики, контекст работы, описание учреждения.

2. Обзор литературы: краткое описание основных теоретических положений и доказательств, которые использовались в процессе работы.

3. Методика исследования: описание методов и инструментов, использованных при проведении занятий с детьми.

4. Результаты и анализ: описание проведенных занятий, анализ итогов и выявление проблемных моментов.

5. Заключение: обобщение полученного опыта, оценка эффективности работы, рекомендации на перспективу.

Учет возрастных особенностей детей, текущий уровень подготовки и речевого развития, наличие медицинских отклонений и пр.
Отчет по практике логопеда в школе
Отчет по ознакомительной практике логопеда 1. Введение: описание целей и задач стажировки, контекст работы, обзор учреждения (объект).

2. Обзор литературы: краткое описание основных теоретических положений и доказательств, которые были изучены.

3. Описание наблюдений и участия: описание наблюдений за деятельностью логопеда, участие в планировании и проведении занятий.

4. Выводы и рекомендации: обобщение полученного опыта, оценка работы логопеда и рекомендации для его развития.

Акцент на том, что практикант именно наблюдал за специалистом и понял суть его работы
Отчет по учебной практике логопеда Выполняется по аналогии с предыдущим типом. самооценке и саморазвитию. Может быть более развернутым и подробным, так как его целью является не только получение опыта работы, но и обучение студента-логопеда. В этот файл можно добавить разделы по анализу собственных действий и ошибок, самооценке и саморазвитию.

Помимо отчета по логопедической практике автору нужно подготовить целый спектр сопутствующих документов: дневник по практике, характеристика с места практики, результаты исследования или эксперимента и пр.

Написание отчета по практике логопеда должно быть грамотным с использованием соответствующей лексики. В нем должна прослеживаться логичность мероприятий и их результативность, аргументированность и завершенность.

Сложности выполнения отчета по логопедической практике (необходимость наблюдений и эксперимента, перенятие навыков педагога и пр.)

Отчет по практике логопеда подготовить не так просто, как может показаться на первый взгляд. Практиканты сталкиваются с массой преград и сложностей, которые затормаживают или вовсе не позволяют написать качественный документ, достойный положительной отметки. Чаще всего они встречают на своем пути следующие нюансы.

Особенности подготовки отчета по логопедической практике
Особенности подготовки отчета по логопедической практике

Во-первых, руководство базы практики не всегда предоставляет полные и достоверные сведения, необходимые для анализа и отражения в отчете данные. Несмотря на то, что сверхъестественной информации здесь не требуется, некоторые логопеды могут держать в секрете свои тактики, подходы к детям, отдельные упражнения или план занятий. Притом чаще всего проблемы со сбором данных возникают при выполнении индивидуального задания.

Во-вторых, не всегда теоретическая подготовка позволяет стажерам быстро сориентироваться в ситуации и предпринять нужные действия. Порой для решения проблемы им приходится вспомнить пройденный курс или восполнять имеющиеся пробелы в знаниях, консультироваться с наставником и пр. Не всегда стажер в силах быстро подобрать соответствующее правило, метод для работы с детьми.

В-третьих, сбор информации для подготовки отчета по логопедической практике происходит строго в период ее прохождения. Он основывается на наблюдении за практикующим логопедом и личном участии в организации логопедических занятий, их проведении, взаимодействии с детьми разных возрастов с конкретными речевыми проблемами. Как правило, по месту практики принимают студентов только в период практики. В остальное время получить необходимую информацию крайне сложно.

В-четвертых, подготовка отчета по практике логопеда в детском саду или школе происходит параллельно работе с детьми. То есть стажера привлекают к участию в воспитательном, общеразвивательном и коррекционном мероприятиях. Притом сложнее всего тем, кто не умеет контактировать с детьми, увлекать их занятием и держать внимание. Сбор информации для написания студенческой работы чаще всего основывается на впечатлениях и личной работе практиканта.

В-пятых, все результаты логопедического исследования и выводы практиканта должны быть подкреплены конкретными фактами. Чаще всего приходится ссылаться на научную литературу, авторитетных исследователей, конкретные результаты эксперимента и пр. Притом интерпретировать эти сведения нужно емко, четко, однозначно. Сложность состоит в подборе соответствующей доказательной базы и формирования простого информативного пояснения.

В-шестых, сложности могут возникнуть с получением консультации от логопеда по месту практики на фоне его занятости и работы с детьми. На формирование этого файла выделено ограниченное время. Не всегда практикующий эксперт может оперативно ответить на вопросы стажера, пояснить какие-либо моменты и пр. В этом случае придется самостоятельно разбираться во всех нюансах и тонкостях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по написанию отчета по логопедической практике (научный стиль, особенности программы обучения, форматирование текста)

Подготовить отчет по практике логопеда в школе или детском саду – миссия оригинальная, неординарная.

Для начала следует изучить программу практики и критерии оценки полученных результатов. Понимая, что предстоит делать и как преподносить результаты, написать файл будет проще.

Постарайтесь добыть максимум доступной информации в рамках стажировки. Проще в дальнейшем отсортировать сведения, чем мучиться с дефицитом данных.

Не бойтесь обращаться за советом или помощью к научному руководителю.

При проведении логопедического эксперимента тщательно его продумайте и спланируйте. Старайтесь не отклоняться от заданной или утвержденной траектории, чтобы гарантировать получение достоверного результата.

Тщательно проверяйте все операции, результаты и описания. Важно обеспечить достоверность и корректность выводов. Притом особое внимание стоит уделить комплексной лингвистической проверке материалов. Принцип фактчекинга и грамотности никто не отменял.

Лучше всего при формировании выводов полагаться на принцип научной аргументации. В этом случае практикант покажет теоретическую осведомленность, а также умение отстаивать собственное решение и мнение.

Перед сдачей материалов обязательно проверьте правильность его написания и оформления. Произведите вычитку текста, убедитесь, что все написано правильно и понятно, а исследование – завершено и результативно.

Если возникают проблемы при подготовке отчета по практике логопеда, то можно заручиться поддержкой опытной и ответственной команды ОЦ DissHelp.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *