Логопедическая практика – один из важнейших этапов становления квалифицированных специалистов по становлению и развитию речи. Данный формат подготовки затрагивает педагогические и отчасти медицинские профили. По окончании ее прохождения студент должен написать и защитить отчет по практике логопеда.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции отчета по логопедической практике: общие требования
Отчет по практике логопеда – один из первых серьезных документов прикладного типа. Он формируется только после прохождения стажировки и получения определенных прикладных компетенций.
Данный акт содержит в себе опыт практиканта, полученный в ходе стажировки. То есть этот документ пишется посредством непосредственного участия в учебном или коррекционном процессе, анализа конкретной ситуации.
Отчет по логопедической практике пишется по классически правилам:
- Целенаправленность. Он должен подчеркивать, зачем студенту нужна стажировка и что она дает;
- Планомерность. В ходе практической подготовки индивид следует конкретному плану действий с учетом сроков прохождения практики, вида, особенностей ситуации и пр.;
- Обоснованность. Все результаты и выводы стажера должны быть аргументированными;
- Структурированность. Отчет по практике логопеда пишется с учетом формальных требований, имеет конкретную структуру: введение, основная часть, заключение. Каждый из разделов призван выделить конкретные аспекты обучения и развития прикладных компетенций, отношение и мнение практиканта к профессии.
- Краткость и емкость. Как и все студенческие работы, отчет будет иметь свои формальные границы. В среднем объем этого труда варьируется от 25 до 35 страниц.
- Результативность. Автору предстоит показать умение пользоваться различными первоисточниками и навыки по выдвижению мнения, его обоснованию, умение следовать конкретным требованиям и условиям, принимать решение и пр.
- Форматирование. Документ строго регламентирован ГОСТами и правилами учебного заведения. Важно правильно оформить текст и иные элементы, учесть настройки страницы, графических элементов, таблиц и пр. Студенту важно грамотно преобразовать информацию и преподнести ее в понятном виде.
Отчет по логопедической практике – это особый формат промежуточной аттестации студента педагогической или медицинской специализации. Помимо аттестационной функции, он также выполняет информационную миссию. Она подчеркивает умение собирать, перерабатывать и преобразовывать информацию для отражения полученного опыта, знаний и обоснования собственной позиции.
Также отчет по практике логопеда помогает практикантам исследовать конкретную ситуацию, выделять причинно-следственные связи. В этом проявляется аналитическая задача документа. Более того, рассматриваемый формат носит констатационный характер, так как он документирует ход стажировки и полученный результат-опыт.
Структура этого файла классическая:
- Введение. Здесь автор отмечает ход стажировки и ее ключевые параметры, ограничения: период прохождения, база практики, цель и задачи, инструментарий и пр.
- Основная часть. Содержание данного раздела зависит от специфики объекта и места стажировки, индивидуального задания. Здесь универсанту необходимо предоставить краткую характеристику места практики, провести анализ педсостава, оценить «логопедическую обстановку» среди детей, выделить проблемные места, предоставить рекомендации по решению логопедических проблем и пр. Не менее важная часть – индивидуальное задание, которое носит персонализированный характер и углубляет ход практики. требуя от автора решения конкретного вопрос ас четким обоснованием.
- Заключение предполагает подведение итогов стажировки с выделением проблем (с которыми столкнулся практикант), общих выводов и рекомендаций и пр.
Отчет по практике логопеда имеет типичную структуру: титульник, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Их оформление производится на основе действующих норм ГОСИТ и методических рекомендаций.
Раздел |
Миссия |
Основные моменты, элементы |
Введение | Краткая и общая характеристика стажировки | Вид стажировки, обоснование ее необходимости. Постановка цели и задач, конкретизация базы (места прохождения) и целевой аудитории |
Основная часть | Подробное описание основных моментов стажировки | Характеристика учреждения (базы), описание объекта (детей или специалистов), диагностика отклонений, наблюдение за квалифицированными специалистами, разработка стратегии «исцеления» и взаимодействия с детьми, контроль и оценка результатов терапии |
Заключение | Обобщение, подведение итогов с акцентом на достижения, личное восприятие ситуации | Степень достижения уели, сложности в ходе стажировки, оценка успехов стажера, перспективы, впечатление от стажировки |
Таким образом, написание отчета по логопедической практике – обязанность студента, без выполнения которой не удастся завершить профессиональную подготовку и обрести необходимый багаж навыков для построения успешной карьеры.
Виды отчета по практике логопеда
Студенты-логопеды проходят разные виды практики, каждый из которых имеет специфичную цель, требования, глубину погружения в профессию. В зависимости от данных параметров разнится и соответствующий отчет.
В рамках учебного процесса моно выделить три основных типа отчетов по логопедической практике: учебный (ознакомительный), производственный и преддипломный.
Отчет по учебной практике логопеда – самый первый документ, который основывается на обзорном или обзорно-аналитическом подходе. Для его подготовки практиканту достаточно собрать минимальный набор информации и наблюдать за практической деятельность наставника, выделяя методы его работы, схемы решения проблемы, особенности развития подопечных, инструментарий, оснащение кабинета, должностные инструкции и пр. В данном случае личное участие в практике индивида минимально. Чаще всего оно включает в себя подготовку кабинета к занятиям, освоение базовых игровых методов для проведения занятий с детьми, минимальные умения по ведению документооборота и пр.
Отчет по ознакомительной практике логопеда призван показать, что студент понял суть и основные подходы к работе логопеда, уяснил особенности взаимодействия с детьми различных возрастов, основные права и обязанности специалиста, его роль в развитии общества.
Отчет по учебной практике логопеда обычно содержит в себе следующие моменты:
- Краткая характеристика места практики: условия, помещение, оснащение, правила работы и пр.;
- Анализ деятельности квалифицированного логопеда-наставника: как проходят занятия, как он диагностирует отклонения, как подбирает инструменты и методы работы, эффективность и результативность каждого занятия и динамика изменений в целом и пр.;
- Делопроизводство, подготовка к занятиям;
- Индивидуальное задание от кафедры. Чаще всего оно связано с изучением частного случая или анализом конкретного занятия;
- Выводы с выделение проблем в работе логопеда, его роли, проблем с которыми столкнулся практикант и способы их решения, рекомендации по оптимизации и пр.
Отчет по ознакомительной практике логопеда позволяет оценить, насколько практикант осознает суть и роль работы, сложности в развитии детей, особенности диагностики и подбора инструментария для корректировки и пр. Также его оценка помогает определить умение собирать и перерабатывать первоисточники, принимать самостоятельное решение в части выработки рекомендаций для обоснования авторской позиции и мнения и пр.
Второй вид стажировки – производственная. По ее завершении универсанты пишут отчет по производственной практике логопеда. Здесь глубина погружения в профиль будет уже серьезной. Стажер чаще привлекается к практической деятельности (проведение занятий, ведение документооборота, подготовка к занятиям, работа с детьми и пр.) под присмотром опытного наставника.
В данном случае отчет по практике логопеда будет содержать в себе такие аспекты, как:
- Анализ структуры и состава образовательной организации;
- Анализ работы логопеда в учреждении;
- Планирование и проектирование занятий с детьми: индивидуальные и групповые;
- Наблюдение и анализ логопедических занятий;
- Подготовка к самостоятельному проведению занятия: составление плана работы, написание план-конспектов, подбор инструментов и иной материальной базы, разработка дидактического материала и пр.;
- Индивидуальное задание;
- Выводы по итогам стажировки.
Следующим и завершают этапов студенческой практики по логопедии является преддипломная практика. Она чаще всего нацелена на закрепление основных профессиональных навыков и сбор информационной базы для написания дипломной работы.
В составе отчета по преддипломной практике студент отметит:
- Общий анализ места практики с выделением роли логопеда, его полномочий;
- Анализ группы детей: диагностика логопедических отклонений, определение причинно-следственных связей;
- Обоснование методологического аппарата: методы коррекции, планирование коррекционных занятий, разработка документации и раздаточного материала;
- Проведение логопедического эксперимента и описание, оценка полученных рекомендаций;
- Индивидуальное задание (чаще всего связано с проведением эксперимента);
- Выводы по результатам преддипломной стажировки.
Таким образом, в процессе обучения студент формирует отчет по практике логопеда как минимум в трех видах, каждый из которых все глубже погружает его в профессию.
В зависимости от места стажировки можно выделить следующие виды: отчет по практике логопеда в детском саду, отчет по практике логопеда в школе, отчета по практике логопеда в реабилитационном или медицинском центре, отчет по практике логопеда в центре дополнительного образования. Краткая характеристика каждого из указанных периода стажировки приведена в таблице ниже.
Место стажировки |
Специфика целевой аудитории |
Действия стажера |
Детсад | Диагностика детей определенного возраста с учетом соответствующих норм развития, определение необходимости коррекции речи, выработка программы корректировки | Наблюдение, анализ, взаимодействие в игровом формате с детьми |
Школа | Диагностика детей по возрастам и уровню их развития, диагностика отклонений в речевом развитии, разработка индивидуальной или групповой программы речевой коррекции | Наблюдение, анализ, работа с детьми |
Центры дополнительного развития | Диагностика и коррекция отклонений в речевом развитии | Наблюдение. Индивидуальные или групповые занятия. Адаптация программ и техник с учетом клиента |
Реабилитационные центры, медучреждения | Диагностика и коррекция логопедического и психологического развития пациентов | Логопедическая терапия, возможно взаимодействие с и иными медиками для формирования медикаментозной терапии |
Далее мы расскажем, как подготовить отчет по практике логопеда в детском саду или школе.
Особенности написания отчета по практике логопеда в детском саду
Отчет по практике логопеда в детском саду обладает рядом специфических черт. Структура его будут типичной (описана выше по тексту). Но наполнение каждого раздела будет ориентировано на текущий уровень развития целевой аудитории и особенности возрастного развития детей.
В основу этого документа студент положит следующие сведения:
- Общие данные о месте практике: устав, должностные инструкции, личное мнение и впечатление (визуальная оценка условий);
- Анализ деятельности логопеда: анализ тенденций и динамики среди его подопечных, анализ годового отчета логопеда, изучение плана работы с детьми, анализ статистических показателей и пр.;
- Особенности методов работы с детьми дошкольного возраста: игровой формат, работа перед зеркалом, развитие мелкой моторики, логомассаж и пр.;
- Конспект занятий, текущая педагогическая документация и пр.;
- Личный опыт проведения занятий с детьми и пр.
Особый акцент следует уделить анализу целевой группы – диагностике отклонений, а также оценке результатов работы логопеда. В данном случае автору предстоит показать, с какими проблемами сталкивается специалист, сложности работы с детьми, оценить тенденции и динамику результатов, отметить перспективы дальнейшей постановки звуков и развития речи. Для этого следует использовать такую информационную базу, как результаты диагностики: карточки с заданиями, оценка произношения и насыщенности речи, лексикона, речевые карты, результаты наблюдения, беседы и пр.
Отчет по практике логопеда в детском саду завершается выработкой рекомендаций по оптимизации деятельности логопеда. В данном случае важно отметить проблемные места, недостатки, сложности работы и возможности по их устранению.
Главное – писать отчет по логопрактике грамотно, корректно, обоснованно. Оформление – строго по методичке (в традиционном виде).
Особенности подготовки отчета по практике логопеда в школе
Логопед также является сотрудником образовательных организаций – при школах, лицеях, гимназиях. Поэтому студенты также могут стажироваться на базе этих центров. В этом случае им предстоит написать отчет по практике логопеда в школе.
Особенности этого документа будут состоять в следующем:
- База практики – школа. Поэтому важно привести каткую характеристику учебного центра с учетом условий работы логопеда: кабинет и его оснащение, нагрузка, количество учащихся и пр.;
- Определение особенностей и роль логопеда в школе: анализ должностной инструкции, определение функций специалиста;
- Выделение специфики работы логопеда в школе: диагностика отклонений, работа с детьми различных возрастов и текущего уровня подготовки, помощь в решении проблем с учебой на фоне логонарушений и пр.;
- Взаимодействие с родителями и классными руководителями по вопросам логопедических занятий;
- Анализ логопедических занятий с детьми школьного возраста;
- Выделение и обоснование наиболее эффективных стратегий, методов работы для коррекции речи и произношения, развитие мелкой моторики, логомассаж. Необходимость посещения медицинских специалистов и пр.;
- Выделение проблем в работе логопеда со школьниками, сложностей и нюансов;
- Выработка рекомендаций по совершенствованию деятельности логопеда в школе (на примере конкретного учебного заведения), выделение рекомендаций для других педагогов по работе с детьми с нарушениями в развитии речи и пр.
Отчет по практике логопеда в школе требует не только наблюдения за детьми, но и учета массы факторов для выработки грамотного и эффективного плана коррекционных занятий. Практиканту предстоит исследовать учебную программу, медкарту учащегося, поговорить с родителями и преподавателями и пр. Только на основании такого комплексного исследования стажер сможет подобрать соответствующие подходы и тактику работы, описать и обосновать ее.
Отчет по практике логопеда в школе должен иметь конкретное завершение с обобщением полученных результатов и перспективами деятельности специалиста: варианты обучения или освоения новых приемов, повышение мотивации учащихся к самостоятельным занятиям и выполнению домашнего задания, разработка новых упражнений и пр.
Специфика оформления отчета по логопедической практике
Отчет по практике логопеда – это официальный документ, который должен быть оформлен согласно базовым параметрам ГОСТ. В большинстве случаев для корректного отображения информации достаточно следовать ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ Р 7.0.5-2008. Основные правила и требования к качеству документа описаны в методических рекомендациях.
Среди общих параметров форматирования можно выделить следующие:
- Настройка полей производится следующим образом: правое – один сантиметр, левое – три сантиметра. Оставшиеся – два сантиметра;
- Интервал между строками полуторный;
- Материал разбивается на три составные части: введение, основная часть, заключение;
- Форматирование текста – по ширине страницы, шрифт TimesNewRoman, размер 14, цвет шрифта — черный;
- Повествование ведется в научном стиле с акцентом на последовательность, логичность;
- Интерпретация данных – комбинированная. Использование только текстового формата недопустимо.
- Таблицы размещаются по центру страницы и должны быть пронумерованы, озаглавлены;
- Все рисунки, схемы и графики размещают по центру страницы и подлежат озаглавливанию и нумеризации;
- В разделе приложения должны быть закреплены важные материалы: вспомогательная документации и отчетность, программа и результаты эксперимента, дидактический материал и пр.
Важно грамотно структурировать данные. В составе отчета по логопрактике можно выделить следующие моменты в соответствующих разделах.
Вид |
Структура |
Особенности основной части |
Отчет по практике логопеда в детском саду | 1. Введение: описание целей и задач практики, контекст работы, описание учреждения.
2. Обзор литературы: краткое описание основных теоретических положений и доказательств, которые использовались в процессе работы. 3. Методика исследования: описание методов и инструментов, использованных при проведении занятий с детьми. 4. Результаты и анализ: описание проведенных занятий, анализ итогов и выявление проблемных моментов. 5. Заключение: обобщение полученного опыта, оценка эффективности работы, рекомендации на перспективу. |
Учет возрастных особенностей детей, текущий уровень подготовки и речевого развития, наличие медицинских отклонений и пр. |
Отчет по практике логопеда в школе | ||
Отчет по ознакомительной практике логопеда | 1. Введение: описание целей и задач стажировки, контекст работы, обзор учреждения (объект).
2. Обзор литературы: краткое описание основных теоретических положений и доказательств, которые были изучены. 3. Описание наблюдений и участия: описание наблюдений за деятельностью логопеда, участие в планировании и проведении занятий. 4. Выводы и рекомендации: обобщение полученного опыта, оценка работы логопеда и рекомендации для его развития. |
Акцент на том, что практикант именно наблюдал за специалистом и понял суть его работы |
Отчет по учебной практике логопеда | Выполняется по аналогии с предыдущим типом. самооценке и саморазвитию. | Может быть более развернутым и подробным, так как его целью является не только получение опыта работы, но и обучение студента-логопеда. В этот файл можно добавить разделы по анализу собственных действий и ошибок, самооценке и саморазвитию. |
Помимо отчета по логопедической практике автору нужно подготовить целый спектр сопутствующих документов: дневник по практике, характеристика с места практики, результаты исследования или эксперимента и пр.
Написание отчета по практике логопеда должно быть грамотным с использованием соответствующей лексики. В нем должна прослеживаться логичность мероприятий и их результативность, аргументированность и завершенность.
Сложности выполнения отчета по логопедической практике (необходимость наблюдений и эксперимента, перенятие навыков педагога и пр.)
Отчет по практике логопеда подготовить не так просто, как может показаться на первый взгляд. Практиканты сталкиваются с массой преград и сложностей, которые затормаживают или вовсе не позволяют написать качественный документ, достойный положительной отметки. Чаще всего они встречают на своем пути следующие нюансы.
Во-первых, руководство базы практики не всегда предоставляет полные и достоверные сведения, необходимые для анализа и отражения в отчете данные. Несмотря на то, что сверхъестественной информации здесь не требуется, некоторые логопеды могут держать в секрете свои тактики, подходы к детям, отдельные упражнения или план занятий. Притом чаще всего проблемы со сбором данных возникают при выполнении индивидуального задания.
Во-вторых, не всегда теоретическая подготовка позволяет стажерам быстро сориентироваться в ситуации и предпринять нужные действия. Порой для решения проблемы им приходится вспомнить пройденный курс или восполнять имеющиеся пробелы в знаниях, консультироваться с наставником и пр. Не всегда стажер в силах быстро подобрать соответствующее правило, метод для работы с детьми.
В-третьих, сбор информации для подготовки отчета по логопедической практике происходит строго в период ее прохождения. Он основывается на наблюдении за практикующим логопедом и личном участии в организации логопедических занятий, их проведении, взаимодействии с детьми разных возрастов с конкретными речевыми проблемами. Как правило, по месту практики принимают студентов только в период практики. В остальное время получить необходимую информацию крайне сложно.
В-четвертых, подготовка отчета по практике логопеда в детском саду или школе происходит параллельно работе с детьми. То есть стажера привлекают к участию в воспитательном, общеразвивательном и коррекционном мероприятиях. Притом сложнее всего тем, кто не умеет контактировать с детьми, увлекать их занятием и держать внимание. Сбор информации для написания студенческой работы чаще всего основывается на впечатлениях и личной работе практиканта.
В-пятых, все результаты логопедического исследования и выводы практиканта должны быть подкреплены конкретными фактами. Чаще всего приходится ссылаться на научную литературу, авторитетных исследователей, конкретные результаты эксперимента и пр. Притом интерпретировать эти сведения нужно емко, четко, однозначно. Сложность состоит в подборе соответствующей доказательной базы и формирования простого информативного пояснения.
В-шестых, сложности могут возникнуть с получением консультации от логопеда по месту практики на фоне его занятости и работы с детьми. На формирование этого файла выделено ограниченное время. Не всегда практикующий эксперт может оперативно ответить на вопросы стажера, пояснить какие-либо моменты и пр. В этом случае придется самостоятельно разбираться во всех нюансах и тонкостях.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по написанию отчета по логопедической практике (научный стиль, особенности программы обучения, форматирование текста)
Подготовить отчет по практике логопеда в школе или детском саду – миссия оригинальная, неординарная.
Для начала следует изучить программу практики и критерии оценки полученных результатов. Понимая, что предстоит делать и как преподносить результаты, написать файл будет проще.
Постарайтесь добыть максимум доступной информации в рамках стажировки. Проще в дальнейшем отсортировать сведения, чем мучиться с дефицитом данных.
Не бойтесь обращаться за советом или помощью к научному руководителю.
При проведении логопедического эксперимента тщательно его продумайте и спланируйте. Старайтесь не отклоняться от заданной или утвержденной траектории, чтобы гарантировать получение достоверного результата.
Тщательно проверяйте все операции, результаты и описания. Важно обеспечить достоверность и корректность выводов. Притом особое внимание стоит уделить комплексной лингвистической проверке материалов. Принцип фактчекинга и грамотности никто не отменял.
Лучше всего при формировании выводов полагаться на принцип научной аргументации. В этом случае практикант покажет теоретическую осведомленность, а также умение отстаивать собственное решение и мнение.
Перед сдачей материалов обязательно проверьте правильность его написания и оформления. Произведите вычитку текста, убедитесь, что все написано правильно и понятно, а исследование – завершено и результативно.
Если возникают проблемы при подготовке отчета по практике логопеда, то можно заручиться поддержкой опытной и ответственной команды ОЦ DissHelp.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!