Написание отчёта по учебной практике

Неважно, какую специальность и ступень образования осваивает студент. В его программе профессиональной подготовке будет присутствовать как минимум три составляющие: теоретическая, исследовательская практическая. Притом последняя компонента делится на несколько подвидов. Первым типом прикладного воспитания будущего специалиста выступает так называемая ознакомительная или учебная практика. Учебную практику проходят все студенты при обучении на младших курсах. Как правило, после её прохождения преподаватель просит предоставить отчёт по практике. В данной статье мы как раз и расскажем, как правильно его написать.

Учебная практика

Неважно, какую специальность и ступень образования осваивает студент. В его программе профессиональной подготовке будет присутствовать как минимум три составляющие: теоретическая, исследовательская практическая. Притом последняя компонента делится на несколько подвидов. Первым типом прикладного воспитания будущего специалиста выступает так называемая ознакомительная или учебная практика.

Учебную практику проходят все студенты при обучении на младших курсах. Как правило, после её прохождения преподаватель просит предоставить отчёт по практике. В данной статье мы как раз и расскажем, как правильно его написать.

Собираем информацию для написания отчёта по практике

Как правило, учебная практика является групповой. Студенты ходят на экскурсии на конкретное предприятие, чтобы увидеть воочию весь рабочий процесс, а также для того, чтобы лучше понять, что их ожидает в дальнейшем.

Данный формат позволяет им с первых курсов погрузиться в избранную профессию, отрасль. Конечно же, непосредственного участия в рабочем процессе они не принимают, ведь у стажеров еще нет достаточной базы знаний и умений. Но ознакомительная практика помогает им понять суть будущей работы оценить ее монотонность или разнообразие, специфику, сложности и пр. Основным действием практикантов в данном случае выступает наблюдение и анализ данных.

Учебная практика – это обязательная часть образовательной программы. Чаще всего она реализуется в конце 1 курса или в первом семестре второго курса обучения. Притом просто посетить объем или базу практики (предварительно выбора соответствующее место, заключив договор и пр.) – недостаточно. Чтобы оценить эффект ознакомительной практики, студентам придется пройти аттестацию. Для этого им предстоит подготовить отчет по учебной практике.

Он представляет собой официальный документ, в котором будет отмечен ход практики и проведен базовый анализ деятельности объекта с акцентом на постигаемую специальность и пройденный курс программы.

Зачастую уже на начальной стадии учащихся начинает волновать, что именно стоит писать в отчёте по учебной практике. Для начала следует внимательно изучить программу ознакомительной стажировки, методические рекомендации по подготовке отчета и проконсультироваться с научным руководителем.

Чтобы облегчить себе немного задачу, стоит сразу начать собирать следующие сведения:

  • подробную информацию о месте проведения практики: что за предприятие, чем оно занимается, основные направления деятельности, состав и пр;
  • данные об отделе, в котором учащиеся проводили больше всего времени, активно практикуясь, а также о той деятельности, которой обычно занимаются люди, работающие там;
  • документы, выписки и архивы, на базе которых формировался отчет и выполнялось индивидуальное задание практиканта от кафедры и пр.

Помимо отчета, практиканту предстоит подготовить и сопутствующие документы, подчеркивающие особенности и ход прохождения соответствующей части обучения. Также во время прохождения практики рекомендуется вести дневник, в который стоит подробно записывать всё, что вы каждый день делаете на практике. При его заполнении важно руководствоваться принципами краткости и емкости, приоритетности и важности выполненных дел и пр. Нелишним будет узнать, какие именно требования предъявляет ваш преподаватель к написанию отчёта. Так как во всех университетах они разнятся.

Специфика отчета по ознакомительной практике зависит от характера и состава постигаемой образовательной программы, плана или программы практики, общим требованиям ФГОС и требованиям рынка труда, особенностей базы практики и рекомендаций научного руководителя и пр. То есть подготовка этого документа носит комплексный характер и требует учета массы факторов, формальных и профессиональных, реальных и пр.

Структура отчёта по учебной практике

Отчет по ознакомительной практике – официальный документ, имеющий конкретную структуру и содержание. Уточнять порядок и особенности его подготовки следует в образовательном заведении и методических рекомендациях.

Традиционный состав рассматриваемого документа выглядит следующим образом. Оформление отчёта начинается с титульного листа, что делается по соответствующему ГОСТу, также в обязательном порядке указывается содержание. Его миссия состоит в отражении ключевых моментов и этапа обучения: вид и формат обучения (практика, ее вид), кто выполнил, кто курировал ход подготовки, когда защищен материал и пр.

На следующем листе (он является третьим) размещается индивидуальное задание, что выдаётся отдельно каждому студенту, здесь же указываются ФИО куратора.

Именно данная часть отчета делает его индивидуализированным, подчеркивая особенности прохождения практики, уровень подготовки стажера и его умение собирать и обрабатывать первоисточники, устанавливать контакты, следовать инструкциям и рекомендациям и пр.

Титульник и индивидуальное задание, а также привычное для всех оглавление документа – это только базовые, начальные и общие элементы. Их миссия – представить общую картину стажировки.  Далее пишется непосредственно сам отчёт.

Всё начинается с введения. В нём прописываются цели и задачи, поставленные вузом. Здесь стажер отмечает ход практики, подчеркивая ее роль в профессиональном становлении и его саморазвитии.

Затем идёт основная часть. Она занимает 80% от общего объема документа и предоставляет полную характеристику прикладного этапа. В ней составляется характеристика предприятия, а также отражается его общая работа. Приводятся различные чертежи и графики, если они, конечно, там уместны. Данный раздел отчета демонстрирует умение автора излагать свои мысли, полученные результаты, подчеркивая уровень его подготовки. Основной акцент делается на наблюдении за объектом исследования (практикующим специалистом-куратором), общими моментами относительно базы практики, выполнении поручений и пр.

В заключительной части отчёта стоит написать о том, сумели ли вы достигнуть поставленных в начале прохождения практики задач, с какими трудностями столкнулись во время прохождения практики, как их преодолели и т. д. Здесь практиканту предстоит выделить, чему он научился, особенности избранной профессии, роль практики в его профессиональной подготовке, сложности в ее прохождении и пр. То есть основной акцент делается на впечатлениях и мнении стажера, его компетенциях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Правильное оформление отчёта

Как мы уже отметили выше, отчет по ознакомительной практике – документ официальный, регламентированный. Поэтому важно обратить внимание на его форматирование.

Обычно при оформлении отчёта по учебной практике пользуются следующими правилами:

  • Объём отчёта составляет от тридцати до сорока печатных листов. В данном случае выставляется шрифт Times New Roman, размер — 12-14, межстрочный интервал — полтора сантиметра.
  • Размер полей должен быть следующим: правое полтора сантиметра, левое — три, верхнее и нижнее по два.
  • Каждый подзаголовок, заголовок, раздел набирают с нового листа. Нумерация страниц сквозная. На первой странице номер не ставится.
  • Все заголовки располагаются посередине, точка в конце них не ставится, так же как и знак переноса. Их формулировка должна быть емкой и информативной, понятной.
  • Все таблицы или рисунки, присутствующие в отчёте, должны быть подписаны и пронумерованы. Более того, их присутствия – недостаточно. Автору предстоит проанализировать их в составе документа и выделить соответствующие моменты, результаты, показав тем самым навыки по преобразованию и обработке данных, обоснованию выводов и результатов.

Дневник учебной практики

Одним из сопроводительных и обязательных документов в рамках ознакомительной стажировки выступает дневник. Он подчеркивает ежедневный график и список дел практиканта.

Как правило, в дневнике подробно расписываются все ежедневные действия, что совершаются в момент прохождения практики студентом. Анализ этого документа позволяет оценить вовлеченность в рабочий процесс практиканта, общие аспекты стажировки, степень ее соответствия требованиям программы и пр. Обычно бланк дневника выдаётся учащимся заранее. Внешне он может быть представлен в виде таблицы или отдельной брошюры, где будет отмечена дата, краткая характеристика дел в течение дня, подпись руководителя и пр. Поэтому единственное, что им остаётся сделать, так это просто его заполнить.

Характеристика с места прохождения практики

Чтобы оценка результатов ознакомительной практики была объективной, важно также представить характеристику практиканта. Она формируется научным руководителем с места практики. В ее основе лежит субъективное мнение-впечатление о подопечном: как он себя показал, степень его компетентности и развития в профессиональном поле, ориентация в профессии, личностные качества и пр.

Данный документ пишется не студентом, а руководителем практики – наставником на территории базы практики, практикующим специалистом, под надзором которого стажировался студент.  В нём он указывает, насколько, по его мнению, учащийся справился с практикой. Там же прописывается, какими практическими навыками за это время овладел студент, а также его профессиональные черты характера.

Строгих требований к порядку ее подготовки (структура, содержание, оформление) нет. Готовых бланков в данном случае нет (редко). Притом составитель самостоятельно решает, что он отметит в документе. Но именно то, как себя проявит практикант и как опишет его «практикующий куратор» может повлиять на оценку по результатам ознакомительной практики. Оформление характеристики чаще всего производится на фирменном бланке организации, подлежит заверению со стороны научного руководителя и непосредственной администрации учреждения.

Пояснительная записка

Зачастую пишется самостоятельно. В ней прописывается то, чем вы занимались на практике, что нового узнали и усвоили за это время. Как правило, записка составляет не больше одного листа, поэтому при её составлении не стоит излишне вдаваться в различные лирические отступления и совсем ненужные подробности.

Миссия этого документа – представить общие моменты, ход стажировки. То есть по сути, это «обобщенный» или «сжатый» до минимума отчет по учебной практике с акцентом на достигнутые результаты.

Выводы

В заключение данной статьи хотелось бы сказать, что прохождение учебной практики является достаточно важным этапом в жизни любого студента. Данный вид практики —только начальная ступенька в ознакомлении со своей будущей профессией, но при этом очень важная. Не стоит относиться к ней пренебрежительно или безответственно. Именно с правильного восприятия реалий, осознания сути и роли специалиста в фирме, отрасли начинается профессиональное становление.

Также стоит заметить, что этот документ составляется по определённым правилам, которые лучше заранее уточнить на вашей кафедре, так как везде установлены различные стандарты. Но в большинстве основополагающих вещей отчёты по учебной практике являются идентичными.

Нарушение действующих регламентов и порядков чревато отказом в аттестации практиканта и появлением академического долга.

К тому же, только при прохождении практики можно понять, насколько подходит вам выбранная профессия. Именно поэтому важно проходить её самостоятельно, чтобы лучше понять, оправдывает ли ваши ожидания данная специальность или нет.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Написание отчёта по учебной практике”

  • это самый легкий вид практики, где студентам фактически ничего не приходится делать по факту, а вот при написании отчета уже возникают вопросы и сложности: что писать, где брать информацию и пр. скажу по личному опыту, для аттестации достаточно просто проанализировать объект практики и описать основные виды деятельности. Индивидуальное задание – это уже отдельная часть, но тоже носит больше аналитический характер. Здесь для написания достаточно минимума информации или все зависит от требований вуза, наставника.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *