Человек, вернее его индивидуальные качества и интересы, в совокупности с реалиями современного бытия, способен самостоятельно определить собственный жизненный путь. Осознать, обозначить и достичь озвученных целей непросто. Тем более, если целью жизненного пути человека становится мир науки и современных технологий, исследовательская деятельность на благо человечества.
Среди многочисленных этапов и ступени выбранного направления особое место занимает аспирантура. Прежде чем говорить о хитростях поступления, разберемся, что же из себя представляет данное явление.
СОДЕРЖАНИЕ
Аспирантура
Если обратиться к категории общих сведений, то там под аспирантурой понимается формат обучения персонала, уровень квалификации которого может быть только высший. В России в рамках аспирантуры до 2013 года получали специализированное образование кадры для научной и научно-педагогической сферы. Трансформация всей отечественной сферы образования привела к тому, что мы наблюдаем и сегодня: аспирантура – это не просто новый уровень образования, но третья ступень обучения в рамках системы высшего образования, ориентированная на людей, стремящихся к высшей квалификации в рамках выбранного научного направления.
Аспирант, в процессе своего профессионального углубленного обучения, должен соблюдать обязательные для данной ступени подготовки научных кадров, требования. В перечне последних необходимость оформления в рамках выбранной специальности научных статей. Обязательной процедурой признается процесс осуществления научного эксперимента, предполагающего сбор информации и подготовку к ВКР, в качестве которой выступает кандидатская диссертация.
Работа, в рамках программ высшего образования для подготовки специалистов в определенной области, аспирантуры координируется несколькими нормативными документами. Первый – ФЗ РФ «Об образовании» за номером 273-ФЗ. Второй – приказ министерства, занимающегося вопросами образования и науки в России, в котором отражен порядок поступления на обучение в аспирантуру.
Допуск
Главным условием получения допуска к третьей ступени высшего образования – это наличие документов, удостоверяющих успешное прохождение двух предыдущих ступеней. В аспирантуру принимаются те, кто имеет за плечами ступень специалитета или магистратуры. Допуск к поступлению в аспирантуру получают и те, кто прошел этапы ординатуры, адъюнктуры, стажировку в качестве ассистента или аспирантуру иного научного направления. Обучение в аспирантуре, в соответствии с отечественным законодательством, может быть как бесплатным, так и платным.
В нормативных документах, регламентирующий деятельность аспирантур, нет конкретного указания на возрастные ограничения на поступления на эту ступень высшего образования. Однако в рамках каждого конкретного вуза данный вопрос может рассматриваться отдельно. Традиционно возрастные рамки для очной формы обучения фиксируются цифрами 23-35 лет. Заочная форма обучения в аспирантуре предполагает допуск желающих в возрасте не старше 45 лет. Соискательство, как одна из форм обучения в аспирантуре, не обладает возрастными ограничениями.
Выбор вуза
Прежде чем поступать на обучение в рамках программ высшего образования для подготовки специалистов в определенной области, требуется серьезно подойти к выбору места обучения. Эксперты утверждают, что продолжить обучение после магистратуры желающие могут как в «родном» вузе, так и выбранном в соответствии с рядом иных критериев. Рассмотрим последние и поймем, что же может стать определяющим в процессе выбора месте расположения аспирантуры.
Эксперты утверждают, что существует масса критериев, которые могут считаться определяющими в рамках поиска приемлемого варианта аспирантуры.
- Программа подготовки.
- Наличие свободных мест.
- Величина финансовых затрат на обучение.
- Наличие на кафедре вуза специалиста с серьезным научно-практическим опытом выбранного для углубленного изучения направления, который готов стать научным руководителем проекта.
- Уровень необходимого научного и практического потенциала интересующего научного направления выбранного вуза.
- Статус высшего учебного заведения.
- Качество обучения, влияющее на уровень возможностей, связанных с устройством на работу по специальности.
- Правила, регламентирующие деятельность преподавателей.
- Местоположение вуза.
- Прочие критерии.
Каждый вправе принять к сведению, но не согласиться с представленными критериями. Однако на практике случается так, что одно имя вуза может перевесить чашу весов, на которой располагается прошедшая защиту перспективная диссертация и диплом с отличием.
Поступление
Как уже говорилось, в рамках программ высшего образования для подготовки специалистов в определенной области, предлагается три формы обучения:
- очная, предполагающая обучение в рамках 3-4 лет, с отсрочкой от службы в армии, стипендия для обучающихся на бюджете, с обязательной практикой и т.п.;
- заочная – самообразование, аттестация, длительность обучения – 5 лет, нет отсрочки от службы, нет стипендий, нет преподавательской практики, отсутствуют льготы и скидки; официальное трудоустройство гарантирует аспиранту заочной формы обучения отпуск сроком до 30 дней, дополнительный, с сохранением жалованья;
- соискательство, без обучения, организуется для защиты диссертации кандидата, зачисление на базе собеседования с предполагаемым научным руководителем, на срок не превышающий трех лет, работа над планом исследования самостоятельная, но согласуемая с руководителем и утверждаемая кафедрой.
Бюджет
Такая форма обучения весьма привлекательна. Но добиться ее можно в рамках серьезной подготовке к сдаче экзаменов, по результатам которых необходимо набрать достаточный объем баллов. Недостающие баллы легко восполняются за счет достижений предыдущего периода обучения:
- издание статей в научных журналах (ВАК, Scopus, Web of Science);
- документ об оконченном высшем образовании с отличием;
- лидирующие позиции по итогам научных профильных конкурсов.
Каждый вуз, в соответствии с предоставленным им правом, самостоятельно определяет правила работы приемной комиссии. Однако обозначенные выше достижения гарантированно обеспечат соискателю незначительное число необходимых для поступления баллов.
В портфолио поступающего в аспирантуру могут быть собраны доказательства его иных достижений, которые также могут стать плюсом в решении о зачислении на обучение на третью ступень высшего образования. Особо выделяются следующие формы активности:
- в конференциях и семинарах научной направленности;
- в научных грантах;
- конкурсах и олимпиадах;
- кружках и творческих коллективах с научным уклоном;
- стажировках;
- патенты и авторские свидетельства и т.п.
Кроме того, поступлению способствуют рекомендации ГАК для поступления.
Представленные формы личных достижений и научной активности должны обладать документальным подтверждением (даты, места, названия мероприятий).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Испытания
Поступление в аспирантуру предполагает сдачу трех экзаменов в устной или письменной формах:
- профильная дисциплина;
- философия/история науки;
- иностранный.
Сегодня вузы обладают правом самостоятельно определять предметы для вступительных испытаний. И многие высшие учебные заведения отказались от философии, как основного экзамена при поступлении в аспирантуру. Однако именно эта дисциплина признается обязательной в рамках оформления аспирантом академических трудов.
Экзаменационная комиссия для будущих аспирантов формируется с учетом присутствия в ней профессоров, докторов, кандидатов наук или доцентов, связанных с профилем будущего аспиранта. Иностранные языки принимаются вводимыми в состав приемной комиссии высококвалифицированными преподавателями. Кстати, знание иностранных языков позволяет аспирантам изучать научные труды на языке оригинала.
Без экзаменов
Поступление без прохождения вступительных испытаний – очень заманчивая перспектива. Однако на подобную льготу могут рассчитывать не все соискатели. Чтобы воспользоваться такой льготой, необходимо заранее побеспокоиться о сдаче кандидатских экзаменов, в полном или частичном объеме.
Здесь важным признается факт обязательного прохождения испытания по специальности, а льготы распространяются только на философию/историю науки и иностранный.
Еще один вариант поступления без сдачи экзаменов по обозначенным выше пре6дметам – поступать в аспирантуру в том же вузе, в котором проходилось основная стадия обучения. Обязательное условие – год завершения магистратуры и год поступления в аспирантуру должны совпадать. В этом случае итоговые результаты по обозначенным выше предметам признаются как результаты вступительных испытаний.
Не стоит забывать, что при поступлении соискатели мест в аспирантуру могут стать обладателями одинакового набора баллов. В этом случае предпочтение будет отдано поступающему, который в рамках сдачи профильного предмета показал наилучшие результаты.
Хитрости
Конкурс при поступлении в аспирантуру предполагает обязательную процедуру прохождения вступительных испытаний. Однако существует ряд льгот, которыми можно воспользоваться, чтобы обойти отбор. Для этого необходимо знать, что каждый конкретный вуз вносит в программу упрощенных процедур, благодаря которым без экзаменов зачисляются магистры или из иных вузов переводятся уже состоявшиеся аспиранты.
Наряду с уже обозначенной выше возможностью избежать поступления благодаря отличным оценкам по двум предметам – иностранный и философия, уникальный шанс предоставляют рефераты, выполненные по специальности в формате исследовательского труда. Соискательство также может рассчитывать на реализацию упрощенных требований в том случае, если соискатели, в рамках подготовки диссертационного материала, прикрепляются к научной структуре, т.е. непосредственно к аспирантуре.
Любые источники информации по поступлению на обучение в рамках программ высшего образования для подготовки специалистов в определенной области убедительно демонстрируют истину о том, что без экзаменов данный процесс невозможен. Возможно смягчение нагрузки или использование возможностей упрощенных процедур. В перечне последних, как вариант увеличения шанса на поступление в аспирантуру, стоит уделить внимание мотивационному письму, которое прикрепляется к базовому пакету документации.
Написание мотивационного письма позволяет соискателю раскрыть перед приемной комиссией собственные профессиональные характеристики. Грамотно оформленные документ позволит приемной комиссии по достоинству оценить студента. Его личные качества и уровень достижений в науке. Корректность письма – уникальный шанс обогатить перечень преимуществ, которые могут сыграть на руку соискателя места в аспирантуре.
Мотивационное письмо, его качество и грамотность – критерии, способные помочь выиграть в серьезной конкурентной борьбе за вакантные места в аспирантуре. Мотивационное письмо признано раскрыть причины возникновения желания продолжить обучение на третьей ступени высшего образования. В рассматриваемом документе должна соблюдаться общепринятая структура, основными элементами которой являются следующие пункты:
- биография (кратко, с уклоном на образование и успехи на профессиональном поприще);
- причины, побудившие студента принять решение о продолжении обучения;
- данные об умениях и совокупности практических навыков;
- представление о специальности, которой есть желание посвятить свою будущую деятельность.
Специалисты и магистры – вчерашние выпускники второй ступени высшего образования, обладают уникальной возможностью продолжения обучения на третьей ступени. Аспирантура – это шаг к погружению в мир науки, а также дверь к преподавательскому поприщу. И каждый выбирает свой путь.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!